В сезоне-2022 младшие формульные серии вновь вернулись к формату двух гонок, как это было в «доковидную» эпоху. Теперь в Формуле 3 в субботу проходит единственная гонка в формате Спринт с реверсивной стартовой решеткой для первых 12 результатов квалификации, а в воскресенье пилоты стартуют в Основной, более длинной гонке. Изменилась и система начисления очков. Так, количество баллов за поул-позицию и быстрый круг было сокращено вдвое — теперь начисляют два и один соответственно. Меньше очков присуждают и за Спринт. Победитель получает десять баллов, а дальше их количество равномерно снижается до одного балла за десятое место.
Почему интересно смотреть гонки младших формульных серий? Прежде всего потому, что они в большой степени являются будущим Формулы 1. Не зря на английском их называют «feeder series» — скажем так, «серии подпитки», ведь именно из их рядов и вырастают будущие чемпионы.
Формула 3 — предпоследняя ступенька перед чемпионатом мира, и многие дальнейшие успешные карьеры закладываются еще здесь. Как и в Формуле 1, многое тут зависит от финансовой поддержки спортсменов, но даже на этом этапе многие из гонщиков уже являются участниками молодежных программ известных команд.
В сезоне-2022 помимо пилотов, оставшихся в чемпионате на второй год, появились новые имена, за которыми было интересно наблюдать еще в Формуле 4 или серии FRECA (Региональная европейская формула, промежуточная ступенька между F4 и F3). Среди них хочется отдельно отметить несколько пилотов. 17-летний британец Оливер Бирман, слушатель Гоночной академии Ferrari, в прошлом году стал чемпионом сразу двух (!) чемпионатов Формулы 4 — немецкого и итальянского, причем его преимущество над остальными соперниками было настолько существенным, что титулы в обеих сериях он взял досрочно, завоевав в общей сложности 17 побед и взяв 13 поул-позиций. Бирман продолжает свое выступление в формульных сериях за команду Prema Racing.
Вторым гонщиком, на котором хочется остановиться, является француз алжирского происхождения Исак Хаджар — участник молодежной программы Red Bull, который дебютировал в этом году в Формуле 3 с командой Hitech. На его счету нет таких громких побед, как у Бирмана, но с 2019 года он выступает в формульных гонках, и в сезоне-2021 уже получил неплохой опыт как в Азиатской Формуле 3, так и в Региональной Европейской формуле Alpine (FRECA), где занял шестое и пятое места соответственно. Уже в новом сезоне он проехал чемпионат Азиатской региональной формулы, где стал бронзовым призером.
18-летний аргентинец Франко Колапинто, пилот Van Amersfoort Racing — также новичок Формулы 3, однако его послужной список в кузовах и прототипах может вызвать зависть и у намного более взрослых гонщиков. Вот лишь некоторые серии, в которых он выступал в прошлом году: Asian Le Mans Series, LMP2 (третье место по итогам сезона), European Le Mans Series, LMP2 (четвертое место по итогам сезона), «24 часа Ле-Мана» (LMP2), GT World Challenge Europe Endurance Cup (зачет Silver Cup), плюс та же FRECA, где он стал шестым.
Зейна Мэлони, родом с Барбадоса, подписала в этом году команда Trident, в которой уже второй год выступает Джонни Эдгар, юниор Red Bull, ставший в 2020 году чемпионом одной из самых конкурентных юниорских серий — немецкой Формулы 4. Зейн Мэлони также стал чемпионом Формулы 4 в 2019 году, выступая в Британии. Опыта в более старших классах он поднабрался в Euroformula Open и FRECA в прошлые два года.
Ну и, наконец, итальянец Энцо Трулли (Carlin), сын гонщика формулы 1 Ярно Трулли, взявший в прошлом году титул в F4 UAE и неплохо выступавший в чемпионате Euroformula Open. За Энцо Трулли пока интереснее наблюдать именно в связи с именем его отца.
Вот, собственно, имена только интересных новичков, пришедших в F3 в этом году. Но при этом в чемпионате остались и Артур Леклер (Prema Racing), и Джек Кроуфорд (Prema Racing), и Виктор Мартинс (Art GP), и Кайо Коллет (MP Motorsport), а также неожиданно вернувшийся после проведенных тестов, а потом буквально вычеркнутый из списков участников Александр Смоляр.
Этих имен более чем достаточно, чтобы с интересом наблюдать за тем, что будет происходить на девяти этапах чемпионата-2022.
В прошлом году Александр Смоляр провел сезон в Формуле 3 при поддержке двух российских организаций — программы SMP Racing и G-Drive, которые в этом году попали под санкции в связи с политической ситуацией в мире. Некоторое время тому назад на сайте программы SMP Racing появилась информация, что пилоты программы в этом сезоне не примут участия в международных сериях, однако в начале прошлой недели, накануне старта чемпионата Формула 3, стало известно, что Александр Смоляр прилетел в Бахрейн, чтобы участвовать в первом этапе в составе команды MP Motorsport.
В ведомостях чемпионата Смоляр был зарегистрирован как Authorized Neutral Driver (And) — авторизованный нейтральный гонщик — что ввело в заблуждение как секретариат гонки, который вписал его под лицензией и флагом Андорры, так и большинство СМИ. Очень скоро ошибку выяснили и исправили.
На пресс-конференции после субботней спринт-гонки, где Саша поднялся на третью ступеньку подиума, ему было задано много вопросов относительно его выступления в этом сезоне.
«Конечно, я хочу сказать спасибо команде MP: в самом начале были некоторые трудности, но потом мы нашли решение, чтобы разобраться с этой проблемой, и да, я просто счастлив быть здесь», — сказал он. — «Я прекрасно понимал, что может случиться все что угодно, поэтому был готов ко всему, в том числе и, назовем это так, к последнему [возможному] звонку. Так что да, это никак не повлияло на мою подготовку к сезону. Я стараюсь не думать об этом слишком много. Я знаю, что сейчас трудные времена, но пытаюсь сконцентрироваться на своей работе, вот и все».
В настоящее время пока неясно, сможет ли Александр Смоляр принять участие во всех этапах сезона, особенно это касается четвертого этапа, который должен состояться в начале июля в Сильверстоуне, ведь британская национальная автоспортивная федерация запретила участие спортсменам с российской или белорусской лицензией в соревнованиях на территории королевства. Однако Бахрейн не имел ничего против выступления российского спортсмена под нейтральным флагом.
Квалификация к этапу состоялась в пятницу, и после неудачи на последней попытке в квалификации Александр Смоляр оказался на восьмой позиции стартовой решетки, а после штрафа Куша Майни (MP Motorsport) поднялся на одну позицию вверх. Первый спринт сезона при старте с реверсивной решетки сложился для Александра вполне удачно: он до самого финиша сохранил хороший темп и в итоге смог обойти и Зака О’Салливана из Carlin, и Зейна Мэлони из Trident, и занял на подиуме третье место.
А вот со второй гонкой все оказалось далеко не так радужно, как казалось поначалу. Смоляр стартовал седьмым, вновь провел несколько успешных атак и поднялся до четвертой позиции. Но в борьбе за третью строчку с Романом Станеком (тоже Trident) допустил контакт, проколол сопернику колесо и сам получил небольшие повреждения, которые сказались на его темпе. А на десятом круге произошел еще один контакт — на этот раз с Исаком Хаджаром, и в итоге Александр смог финишировать только восьмым. На этом неприятности не закончились. После финиша россиянин получил сразу два штрафа по десять секунд за контакты с этими двумя пилотами.
Обе ситуации были довольно спорными, т. к. в трансляции было видно, что и Станек, и Ходжар смещались в сторону Смоляра, фактически выдавливая его с трассы. Позже стюарды, наложившие наказание, не смогли однозначно обосновать свое решение, признав, что единой трактовки правил в этих случаях нет, каждый случай рассматривался индивидуально, а решающим фактором стали проколы, которые получили эти два гонщика.
По результатам этапа Александр Смоляр набрал восемь очков и занял восьмую строчку в личном зачете.
В пресс-конференции по итогам первой гонки Александр сказал, что его основная стратегия сводилась к тому, чтобы провести довольно агрессивную гонку, так как вокруг было много новичков и он ожидал, что в начале сезона они будут чувствовать себя еще не слишком уверенно. Но главное, что отметил российский пилот, это высокий темп у машины как в квалификации, так и в гонке.
«Мы провели довольно много длинных заездов на тестах и в конце концов нам удалось правильно настроить машину, которая показала себя с лучшей стороны. Конечно, нам нужно внести некоторые корректировки, но в целом она уже почти готова к дальнейшему сезону», — сказал Александр.
Вообще, что касается штрафов, то судьи на них в младших сериях традиционно не скупятся. Во многом это можно расценивать как воспитательную работу, но иногда эти штрафы приводят к драматическому развитию событий. Так получилось в Спринт-гонке с Оливером Бирманом, который оказался на первой строчке стартового поля в соответствии с перевернутыми результатами квалификации, очень быстро сумел опередить Зака О’Салливана и на протяжении всего заезда удерживал лидерство. Однако трехкратное нарушение границ трассы привело к тому, что судьи выписали ему пять секунд штрафа и отправили на второе место. Победу одержал Исак Хаджар, стартовавший четвертым. Но, пожалуй, самую красивую гонку продемонстрировал Артур Леклер, про которого уже давно говорят, что он как минимум столь же талантлив, как и его старший брат.
В квалификации у Леклера не заладилось и он оказался 14-м (стартовал 13-м), на протяжении 20 кругов гонки поступательно поднялся на пятое место и на последних кругах сражался с Зейном Мэлони за четвертую позицию. Под клетчатым флагом гонщики совершили фотофиниш: их разделило 0,015 секунды, которых не хватило Леклеру, чтобы стать четвертым.
В Основной гонке все взгляды были вновь прикованы к Артуру Леклеру, который начал свои атаки с самых первых метров дистанции. На этот раз за 23 круга он сумел продвинуться намного выше, приехав в итоге на второе место.
Победу в воскресенье одержал Виктор Мартинс, стартовавший третьим. Он очень уверенно провел гонку и набрал максимум очков, обеспечив себе первую строчку в личном зачете, в то время как Артур Леклер с 14-м временем в квалификации уступил ему лишь один балл и стал вторым.
Новичок Франко Колапинто неожиданно выстрелил в квалификации, взяв поул-позицию, но ему пока не хватило опыта, чтобы защитить ее в гонке. Но пятое место, притом что он уступил весьма опытным пилотам, это тоже хороший результат для начала.
Если бы не сход Исака Хаджара, он также оказался бы на высоких позициях, но у него еще будет достаточно возможностей показать себя на следующих этапах.
Во второй раз пилоты Формулы 3 выйдут на трассу 22–24 апреля в Имоле.
Все результаты можно посмотреть здесь.