Пилот программы SMP Racing Роберт Шварцман буквально ворвался в этом году в чемпионат, раздвинув и новичков, и более опытных спортсменов, проводящих в Формуле 2 далеко не первый сезон. На сегодняшний день он единственный из всех, кто уже сумел одержать две победы, но первый из двух этапов в Великобритании оказался для Роберта исключительно неудачным.
Началось все еще в квалификации, когда команда выбрала довольно не лучшее время для выпуска Роберта на быстрый круг, и он оказался в таком плотном трафике, что сумел показать лишь 18-й результат. Ну а старт из хвоста пелотона в Сильверстоуне — это ситуация, заранее обреченная на провал. Несмотря на высокую пилотажность трассы, которая не дает пилоту ни секунды отдыха, мест для обгона здесь совсем мало.
Напомним, что в этом сезоне Formula 2 является своеобразным полигоном для Pirelli для испытания 18-дюймовых покрышек. Итальянский производитель проверяет на младшей серии, как будут вести себя новые шины в разных условиях. В отличие от Формулы 1, здесь команды получают всего два разных состава, и в Сильверстоун Pirelli привезли для них шины хард и медиум (т. е. С1 и С2), с которыми и предстояло работать участникам.
Первая гонка — feature race — проходит с обязательным пит-стопом, и здесь большую роль играет тактика и окно пит-стопа, при этом окно зависит как от объема получаемой информации, так и в том числе от умения быстро ориентироваться в ситуации, и даже иногда от интуиции. Команда Prema решила вновь затянуть заезд на пит-стоп для своих пилотов, т. к. эта стратегия оказалась выигрышной в предыдущих гонках, так что в какой-то момент Роберт, который еще на старте отыграл несколько позиций, даже поднялся до пятого места в пелотоне, но затем, вернувшись на трассу, вновь оказался 15-м.
По словам российского пилота, самой большой проблемой в этот уикенд стала работа с резиной. Ее расход практически невозможно было контролировать, и от этого страдали обе машины. Мик Шумахер, квалифицировавшийся третьим, также не смог реализовать свою высокую стартовую позицию. Какое-то время он находился в верхушке пелотона, но шины уходили быстрее, чем у соперников, и он финишировал только девятым.
— Сегодня была очень сложная гонка, как и сам уикенд в целом, — сказал Роберт Шварцман. — В этот раз у меня были сложности как с собственным пилотированием, так и машиной. Я ожидал, что будет больше стабильности и шины проживут дольше. Теперь нам надо проделать много работы, чтобы понять, где и почему мы так много теряем. Самое время попробовать новые варианты, которые, надеюсь, сработают лучше, чем предыдущие.
Тотальное невезение продемонстрировал на первом этапе в Сильверстоуне главный соперник Роберта Шварцмана Каллум Айлотт. В квалификации он показал второе время, и старт с первой линии вместе с Фелипе Друговичем должен был оказаться тем джокером, который мог использовать британский пилот. Но перед выездом на прогревочный круг его машина заглохла, и он вынужден стартовать с питлейна. Невероятными усилиями Айлотт отыгрывает позиции одну за другой и финиширует пятым, набрав десять очков. Этого недостаточно, чтобы обойти Шварцмана, но впереди еще одна гонка, в которой Роберт стартует 14-м, а с учетом не лучшей формы Prema в Сильверстоуне это отличный шанс для Айлотта отобрать лидерство.
Он так торопится пробраться в голову пелотона, что уже на первом круге провоцирует столкновение с Юки Цунодой и получает за это штраф в пять секунд. Для него это становится хорошей мотивацией, т. к. отрывы между пилотами минимальные, Айлотту надо подняться как можно выше в гонке, чтобы пять секунд не отбросили его слишком далеко. Не зря его команда называется UNI-Virtuosi: он совершенно виртуозно проходит своих соперников одного за другим и за пять кругов до финиша поднимается на вторую позицию. Впереди только Дэн Тиктум, но расстояние до него быстро сокращается.
И тут происходит настоящая драма. Шины на машине Айлотта не выдерживают столь бешеного темпа. Деградация была высокой, сцепление ухудшалось с каждой минутой и итогом стал разворот на 16-м круге. Возможно, опытный британец сумел бы вернуться в гонку и наверстать несколько позиций, но его машина вновь его подводит: она глохнет и остается неподвижной, несмотря на все усилия пилота. Ноль очков за вторую гонку и по-прежнему лишь второй в чемпионате — таков итог нереализованных возможностей.
Остановка Айлотта посередине трассы привела к появлению автомобиля безопасности, который на первом круге повел пелотон через питлейн. Этим успели воспользоваться все, кто сразу сообразил, какое преимущество даст пилотам свежий комплект шин. К этому моменту Роберт Шварцман идет на девятой позиции, и быстрый заезд на пит-стоп подарил бы ему прекрасную возможность отыграть еще несколько мест. Именно так поступили в Art Grand Prix с Кристианом Лундгардом, который шел пятым, быстро вернулся в пелотон и в итоге сумел финишировать вторым.
Что же касается Prema Racing, то они спохватились слишком поздно, когда время было упущено. На втором круге они зазвали на пит-стоп сразу обоих своих пилотов, которых, конечно, не смогли обслужить так быстро, как это происходит в Формуле 1. Мало того, что Роберт потерял время в ожидании завершения пит-стопа Шумахера, механики на его машине «споткнулись», не сумев справиться с одним из колес и переставляя его заново. В итоге Шварцман выехал не просто в конце пелотона, но еще и с отставанием почти в полминуты от лидера, так что рассчитывать на какой-то прорыв было уже бессмысленно.
— Уикенд был очень сложным и плохим, — резюмировал Роберт Шварцман. — Мы не набрали ни одного очка. К сегодняшней гонке мы немного улучшили машину, у меня получился хороший старт, я отыграл несколько позиций и затем еще одну и поднялся до десятого места. Потом начали уходить шины, что было ожидаемо из-за грязного воздуха. В целом все шло не так уж плохо. Затем на трассе появилась машина безопасности, и мы выбрали неправильную стратегию, что в результате стоило нам нескольких возможных очков. Нам надо забыть этот уикенд в плане результатов и в то же время извлечь уроки из ошибок. Надеюсь, в следующий раз у нас будет выше темп и больше удачи.
Роберт финишировал 15-м, позади своего партнера по команде, не набрав ни в одной из двух гонок ни одного очка. И все же благодаря невезению Айлотта и хорошему заделу после предыдущих этапов он продолжает лидировать в личном зачете. Отрыв совсем небольшой: восемь очков от Айлотта, 12 от Лундгарда, 23 от Мазепина, который в Сильверстоуне показал себя не только быстрым, но и рассудительным и умеющим считать пилотом.
Никита Мазепин, после совершенно невнятного своего предыдущего сезона в Формуле 2, в этом году просто показывает чудеса пилотирования. Еще не успели мы оправиться от его феноменального прорыва на подиум на этапе в Венгрии, где он поднялся на вторую ступеньку в основной гонке, как уже в Сильверстоуне он не просто повторил успех, а превзошел самого себя.
В квалификации он сумел показать пятое время и стартовал с третьего ряда грида в субботней гонке на шинах медиум. Свой первый обгон он сумел совершить на третьем круге, когда был активирован DRS, и по внешнему радиусу довольно легко обошел Мика Шумахера в повороте Стоув. Но, в отличие от Гуанью Чжоу, отправившегося на пит-стоп за семь кругов до финиша, Никита проводит свой пит-стоп на восьмом круге, возвращается на трассу 13-м и затем очень быстро поднимается до восьмой строчки. К 19-му кругу Никита поднимается на пятое место, но сразу три пилота перед ним уходят на свой пит-стоп — в том числе и Роберт Шварцман, и он разом поднимается на третью строчку. Но самое интересное, что Чжоу и Эткин, которые на тот момент занимают первые два лидирующих места, тоже еще не делали обязательный пит-стоп! Это происходит на 22-м круге, который выводит Мазепина в лидеры заезда, а дальше уже все становится вопросом времени и умения управляться с резиной, т. к. хард на машине Hitech явно должен будет выдержать оставшиеся круги, когда вернувшиеся на трассу соперники на более мягкой и свежей резине будут атаковать изо всех сил.
Чжоу, вернувшийся на восьмой позиции, сделал все, чтобы пробиться на самый верх, но здесь нужно сказать спасибо Кристиану Лундгарду, сдержавшему китайского пилота в борьбе за второе место. В итоге уже на четвертом этапе Никита Мазепин за рулем машины команды-новичка приносит первую победу своему коллективу.
Вторая гонка оказалась для него менее успешной — но финиш на пятом месте принес ему еще шесть очков, в результате чего Никита переместился на четвертую строчку в личном зачете. Не хочется сглазить, но если так пойдут дела, мы вполне сможем увидеть двух российских пилотов в борьбе за лидерство в чемпионате.
Что же касается Артема Маркелова, то череда неудач у него продолжается. И связаны они прежде всего с технической подготовкой автомобиля, ну и, конечно, с фортуной. На первом этапе в Сильверстоуне Артем финишировал в обеих гонках, и хотя оба раза попадания в очковую зону не случилось (18 и 11 соответственно), но все же появился хоть какой-то материал для работы. Ждем от Артема прекрасных обгонов в дальнейшем — все, как он умеет!
Все результаты Formula 2 можно посмотреть здесь.
Пожалуй, основной темой этой главы станет вопрос судейства.
Судьи FIA уже неоднократно предупреждали о том, что к участникам младших серий будут подходить с гораздо большей строгостью, нежели к пилотам Формулы 1. Но все же понятие «строже» должно также сочетаться с определенной системностью наказания и принципами его применения.
Светлана Стрельникова, менеджер Артема Маркелова, уже пеняла на совершенно необъяснимое признание гоночным инцидентом столкновение Маркуса Армстронга с Маркеловым в Венгрии, которое привело не только к серьезной аварии и сходу Артема, но и к сложной и долгосрочной работе механиков.
Очень схожая ситуация произошла и в гонке Формулы 3 с Александром Смоляром в Венгрии, когда Логан Сарджент, допустив серьезнейшую ошибку в пилотировании, выбьет Смоляра с лидирующей позиции в первом же повороте, полностью перечеркнув всю его гонку. В этой ситуации судьи также сочли происходящее гоночным инцидентом и не наказали Сарджента. Зато в Великобритании зигзагообразное движение Александра по пустой трассе во главе пелотона они сочли опасным вождением и добавили ко времени победителя пять секунд, разом уничтожив все достижения и отбросив пилота с первого места на шестое.
Да, команда по тим-радио предупреждала Сашу о том, что по прямой нужно двигаться ровно, но для Смоляра это была фактически единственная возможность обороняться от преследовавшего его Дэвида Бэкмена, который мог открывать DRS и пользоваться слип-стримом. Более того, Александру ни разу не был вывешен черно-белый флаг предупреждения — в отличие, например, от того же Ромэна Грожана, чтобы дать знать, что он неправильно ведет себя на трассе. Так что действия судей в Великобритании можно классифицировать как непоследовательные и противоречащие сами себе.
Тем не менее его признали виновным в избыточном числе изменений траектории на прямой между 14-м и 15-м поворотами, что нарушает пункт международных спортивных правил FIA (Appendix L Chapter IV, Article 2 (b)). Также к лицензии россиянина добавили два штрафных очка.
Но давайте посмотрим, что на эту тему думает сам Александр Смоляр.
Про свободные практики и квалификацию:
— На самом деле практика была хорошая, разве что меня заблокировали на третьем секторе, иначе я бы занял шестую или седьмую позицию, — рассказал Александр про события пятницы. — На мой взгляд, неплохо, учитывая то, что мы первый раз на этой трассе на такой быстрой машине. В квалификации я уже понимал, что буду бороться в Топ-10. У нас было две попытки на новой резине. Первую я не сумел проехать достаточно быстро. Можно было ехать быстрее, но я не хотел рисковать.А во второй попытке я улучшался на 0,3 секунды, но из впереди идущей машины вылилась на трассу какая-то жидкость, и я пролетел мимо поворота.
— Конечно, это было обидно, ведь если бы я проехал этот третий сектор, как и в предыдущих попытках, то запаса хватило бы, чтобы стать четвертым. Девятый и четвертый — согласитесь, это уже большая разница, абсолютно другая картина. Впоследствии я опустился еще на одну строчку, поскольку уже после квалификации Алексу Перони вернули аннулированное раньше время круга, и он поднялся на шестую строчку. Но в принципе я доволен. У нас хороший темп, главное — сохранить резину, правильно работать с деградацией шин и попытаться отыграть позиции в гонке.
Про гонки:
— Я скажу, что уикенд позитивный, хотя вы, наверное, ожидали от меня другой реакции — прежде всего из-за штрафа. Но на самом деле я доволен. И хотя у меня уже нет кубка, я считаю, что я выиграл гонку. У нас не получились квалификация и тренировки, однако я очень рад, что мы сумели бороться за победу.
Да, я стартовал десятым, но даже с десятого места можно побороться за подиум и даже победу во второй гонке. На старте я оказался на неправильной внешней траектории и меня фактически выдавили, так что я проиграл несколько позиций. Но за несколько кругов я их вернул, потом на трассе ввели режим виртуального автомобиля безопасности, рестарт я проспал, меня вновь обошли две или три машины, я опять позиции вернул, в общем, такая рабочая гонка. Пока я сражался за десятое место, пилоты впереди уехали так далеко, что мне уже не хватило времени что-либо сделать.
Тем не менее темп у меня был в районе лидеров — стартуя с поул-позиции, я догадывался, что все будет в целом нормально, но по настройкам машины мы уступаем командам Prema и Hitech. У нас не идеальная машина, но у меня все получилось.
По поводу второй гонки. Мне много кто писал перед ней — «Саша, не проспи старт», но я уже второй раз в этом сезоне стартую с поула, и все получается хорошо. Старт был хороший, но, подъезжая к зоне первого торможения в третьем повороте, мне уже пришлось немного защищаться, ну а дальше первые два круга мне надо было максимально уезжать, т. к. еще не было DRS, и у меня получилось получить преимущество более секунды, но затем автомобиль безопасности смешал все карты.
Во время режима SC у меня были некоторые проблемы с правым колесом: по сравнению с левым разница в температуре была порядка 10-15 градусов, поэтому мне было сложно на рестарте. Бекман предпринял пару попыток меня обогнать, но я отбился. По телевизору это выглядело довольно опасно, но на самом деле ничего экстрасложного в плане защиты позиций там не было.
Про штраф:
— А сейчас я поясню по поводу «виляний» на прямике. Я уважаю решение судей, так как в правилах есть определенные указания. Но далеко не все было однозначно. Мы почти час провели в комнате судей, обсуждая происходящее. Судьи тоже не знали, что делать, т. к. по сути я не нарушал правила. Но им нужно было дать мне штраф, а минимальный штраф — пять секунд. И в данном случае мне непонятно, почему нельзя подстраиваться под ситуацию, а надо обязательно давать минимальный штраф.
В любом случае пять секунд это много. Я не буду сейчас ссылаться на Хунгароринг и ситуацию, когда меня вынесли с трассы. Но штраф, когда ты «убираешь» другого пилота по своей вине, — пять секунд. И мне сейчас тоже дали пять секунд. И я никого не убрал, не создал опасной ситуации и никак не мешал Бекману. Так что пять секунд это много, и в итоге — шестое место.
Да, мне обидно. Но для себя лично и, надеюсь, для вас — я выиграл эту гонку. И было очень приятно послушать на подиуме российский гимн.
Но по протоколу теперь это всего лишь шестое место. Кубок у меня забрали, но кепку победителя — специальную, которая дается только победителю — забыли. Поэтому хоть что-то мне на память осталось. И я рад.
В любом случае, уикенд позитивный, и мы будем еще улучшаться и сможем бороться на равных с Prema и с Hitech на следующих этапах.
По итогам четырех этапов Александр Смоляр набрал 20 очков и занимает 12-е место в личном зачете.
Все результаты Formula 3 можно посмотреть здесь.
Следующие этапы серий Formula 3 и Formula 2 состоятся 8-9 августа в Сильверстоуне.