Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Formula E в Лондоне: две гонки, которые перевернули пелотон
27.07.2021 | 1012 просмотров

Formula E в Лондоне: две гонки, которые перевернули пелотон

ОБЗОР
Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Этап в Лондоне, состоявшийся 24-25 июля, стал предпоследним в календаре седьмого сезона Формулы Е, получившей в этом году статус чемпионата мира. Серии в ближайшее время предстоит еще много перемен и обновлений, и одна из главных связана с надеждами на новое и весьма продвинутое третье поколение гоночных автомобилей — так называемое Gen3, которое должно увидеть свет уже через сезон.

Новые автомобили Gen3 сезона 2022-2023

Совсем недавно Формула 1 обнародовала прототип нового автомобиля сезона-2022, и презентация имела большой успех. В свою очередь и Формула Е решила добавить интриги в происходящее и представила некоторые детали машины третьего поколения — Gen3, которая должна выйти на старты уже в сезоне 2022–2023.

Работы над созданием нового автомобиля ведутся уже довольно давно, однако до сих пор никаких деталей и подробностей мы не получали — за исключением общих данных. Так, сообщалось, что она должна стать на 120 кг легче, меньше по своим габаритам, а значит, более маневренной, и при этом вместо имеющейся мощности в 250 кВт получить 350 кВт, что равняется примерно 450 л.с.

Уже сейчас FIA начали работу над этим автомобилем с помощью компаний, которые были отобраны с помощью тендера. Так, шасси и передняя трансмиссия производятся традиционно Spark Racing Technologies (SRT), Williams Advanced Engineering (WAE) предоставят батареи и всю аккумуляторную систему. Что касается MGU, он также будет поставляться SRT, но проект и разработка принадлежат американским специалистам.

Самое интересное, безусловно, то, что связано с внешним обликом машины. Дизайн автомобиля пока не раскрыт, но в связи с ним уже просочились первые слухи. Предполагается, что у него появятся полностью открытые колеса и будет отсутствовать заднее антикрыло, как это сделано на новейшем прототипе Peugeot. При этом на задней части кузова могут быть установлены концевые пластины — своеобразное «оперение», которое будет помогать при распределении воздушных потоков.

Президент FIA Жан Тодт в одном из своих интервью рассказал, что главной задачей, поставленной перед дизайнерами, было сделать автомобиль, непохожий на остальные.

Более всего известно про заднюю часть автомобиля, так как производители, которые подтвердили свое участие в новой генерации Формулы Е, уже получили для ознакомления данные, касающиеся задней части аккумулятора, ударной структуры, радиатора, задней стойки и задней части корпуса силового агрегата.

Кроме того, известно, что шинный тендер выиграла компания Hankook, которая еще весной этого года начала первые испытания.

Пока нет информации, когда состоится первая презентация новых автомобилей, однако уже в конце этого года запланированы первые тесты, а затем весной 2022 года команды получат для испытаний первые серийные версии автомобиля.

Приматы Лондона против Формулы Е

В свое время именно премьер-министр Великобритании Борис Джонсон сделал одно из первых заявлений о поддержке Формулы Е, а Лондонский этап стал закрывающим в первых двух сезонах новой электрической серии. В районе лондонского Баттерси Парка был построен почти трехкилометровый гоночный трек, где и происходило все действие. Британская общественность тогда выступала против проведения гонок на зеленой территории города, тем более что определенные сложности были связаны и с тем фактом, что в Баттерси находился небольшой зоопарк, где обитали приматы. Защитники природы апеллировали к возможному созданию серьезного стресса у животных, однако организаторы придумали хитрый ход, давая обезьянам заранее слушать звуки гонок и при этом угощая их различными вкусностями, чтобы это вызывало у них положительный условный рефлекс.

Тем не менее после двух сезонов было решено отменить Е-При Лондона в Баттерси, так как протесты местных жителей возобновились, а другого места проведения быстро найти не смогли. В итоге лишь в 2019 году появилась договоренность с выставочным центром ExCeL на размещение гоночной трассы на их территории, но пандемия коронавируса в прошлом сезоне перечеркнула эти планы.

В этом году Лондон вновь вернулся в календарь Формулы Е, а городская трасса была проложена по набережной Темзы, прошла сквозь лондонские доки и территорию ExCeL центра. Причем уникальной особенностью этой трассы стало то, что часть ее располагалась под крышей выставочного центра.

Интересно отметить, что еще во время первых презентационных заездов в Лондоне в 2014 году машину на трассу выводил Лукас ди Грасси. Ну а в этом году он оказался в центре одного любопытного скандала во время второй гонки, связанного с «дырками» в спортивном регламенте, о котором мы расскажем ниже.

Гонка 1. Маленькая ошибка, которая лишила Линна победы

Лондон славится своей дождливой погодой, не обошлось без осадков и в этот раз. Ночью накануне первой гонки дождь как следует пролил лондонские улицы, и благодаря тому, что отрезок трассы располагался под крышами, часть ее к первой квалификации оставалась влажной, а часть была абсолютно сухой.

Традиционно в квалификации Формулы Е преимущество имеют пилоты, выходящие на трассу в составе последних групп, то есть те, кто на предыдущем этапе оказывался в самом конце турнирной таблицы. Это связано с тем, что именно к завершению квалификационных заездов трасса оказывается более «прикатанной» и прорезиненной. В этот раз дополнительным преимуществом для них стало и подсыхающее после дождя покрытие.

Квалификация закончилась драматично для Максимилиана Гюнтера, который потерял машину на мокром участке трассы и врезался в отбойники после 16-го поворота. Неудачно она прошла и для Жана-Эрика Верня, которому категорически не везет в этом сезоне: первую гонку в Лондоне он начинал с 23-го места.

Заезды Суперпоула в итоге полностью состояли из пилотов третьей и четвертой групп, и между собой соревновались Андре Лоттерер, Себастьян Буэми, Джейк Дэннис, Серхио Сетте Камара, Норман Нато и Алекс Линн.

Для британца Алекса Линна из команды Mahindra победа в квалификации стала первой с момента его дебюта в 2017 году, когда он взял поул в своей первой гонке в Нью-Йорке; более того, в этот раз он показал отличное время в 1:23,245, почти на три десятых опередив Джейка Денниса из BMW i Andretti. Для Формулы Е это огромный разрыв, ведь перед этим в групповой квалификации в этот промежуток уместилось сразу пять пилотов.

Для Алекса Линна старт с поул-позиции значил очень многое, однако в гонке он совершил несколько ошибок, которые стоили ему не только лидерства, но и второго места.

Линн и его преследователь Джейк Деннис первый режим атаки взяли буквально одновременно, и это позволило им сохранить свои позиции. Однако в следующий раз Линн сделал это раньше, решив таким образом совершить своеобразный «андеркат», но в его случае этот прием не сработал. Из-за захода на линию активации режима он пропустил вперед Денниса, но затем вплотную его преследовал, чтобы затем вернуть себе позицию. К сожалению, он допустил блокировку в десятом повороте, и эта ошибка обошлась ему очень дорого: он потерял несколько драгоценных секунд, которые позволили Деннису изменить траекторию, чтобы взять режим атаки и при этом сохранить лидерство.

На последних кругах гонки Линн оказался под атаками Ника де Вриза, который использовал фан-буст для обгона Линна все в том же злосчастном десятом повороте. В итоге де Вриз закончил заезд на втором месте, а его товарищ по команде Стоффель Вандорн финишировал десятым. Это позволило Mercedes вновь выйти на первую строчку в командном зачете — которую они потеряли после весьма неудачного уикенда в Валенсии.

На фоне возможной победы третье место Алекса Линна, безусловно, воспринималось неудачей, тем не менее за всю историю его выступлений Формулы Е оно стало лишь вторым его подиумом и принесло важные очки.

«Я знаю, что подиум — это отличное достижение, но не поймите меня неправильно: мне не нравится, что я поднялся на подиум, завоевав перед этим поул-позицию», — прокомментировал Алекс Линн. — «Но к сожалению, это то место, где мы сейчас находимся, и мы сделали максимум того, что было возможно. Да, я допустил крохотную ошибку, совершив блокировку. Я перестарался, пытаясь защититься от де Вриза».

Товарищ Линна по команде Mahindra Алекс Симс и вовсе уже на первом круге сумел побывать в оградительных барьерах перед шестым поворотом, став причиной пробки и сразу нескольких последующих инцидентов в этом месте между другими пилотами.

Для Джейка Дэнниса эта победа стала второй в его дебютном сезоне, и он всего лишь третий пилот в этом году, кто сумел одержать две победы, догнав по этому показателю Ника де Вриза и Сэма Берда. Вполне возможно, что именно она поможет ему определить свое будущее и на следующий год, когда для команды Andretti многое изменится в связи с уходом из серии BMW. Его товарищ по команде Максимилиан Гюнтер закончил гонку лишь на 18-м месте и находится в личном зачете далеко за пределами десятки.

«Самое сложное в Формуле Е — выиграть квалификацию», — сказал Дэннис. — «Это демонстрирует высокий уровень чемпионата: представьте, насколько тяжело выиграть квалификацию, когда у вас есть лишь один шанс показать нужное время! Ну а еще одна победа на предпоследнем сдвоенном этапе может оказать хорошее влияние на мое будущее».

Наконец-то высокий результат смог показать и Себастьян Буэми, который закончил гонку четвертым. Однако в этом сезоне команде Nissan E.Dams категорически не везет: в этот раз оба ее пилота — Буэми и Роуланд — были дисквалифицированы после финиша за перерасход энергии.

За счет этого штрафа на четвертую строчку поднялся Андре Лоттерер, опередив Рене Раста и Лукаса ди Грасси.

К сожалению, первая гонка закончилась крайне неудачно для британской команды Jaguar Racing. Уже на первом круге оба пилота команды — Сэм Берд и Митч Эванс — поучаствовали в инцидентах на узком треке. Эвансу пришлось заезжать на незапланированный пит-стоп, чтобы поменять носовой обтекатель, и вернулся на трассу в самом хвосте пелотона. Тем не менее он сумел показать лучший круг и финишировать 14-м.

Что касается Сэма Берда, то он получил сильный боковой удар сзади, в результате чего была сломана подвеска, и он был вынужден сойти. Несмотря на этот сход, Берд после первой гонки продолжал оставаться в лидерах чемпионата, но неудача в воскресной гонке отодвинула его на третье место. Лидеру чемпионата Нику де Вризу он уступает 14 очков.

Гонка 2. Если мухлевать, то красиво

Текущий сезон просто балует нас неожиданными ситуациями в Формуле Е! Мы наблюдали «энергетический скандал» в Валенсии, когда половина пелотона не смогла завершить заезд из-за нехватки энергии. Затем этот позор был нивелирован действительно потрясающей по своей красоте и плотности борьбой за победу в Монако, а теперь и Лондон преподнес сюрприз, который заставил организаторов переписывать спортивный регламент.

Поул-позицию во второй гонке завоевал Стоффель Вандорн. Два Mercedes после нескольких неудач вновь набрали былую форму и готовятся побороться за командный титул с командой Virgin, занимающей сейчас первую строчку. Для Mercedes это второй поул в этом сезоне: первый также принадлежит Вандорну и был установлен в Риме.

Алекс Линн решил взять реванш после своей субботней неудачи, прошел в финальный тур квалификации, но задел во время заезда в суперпоуле стену и завершил круг с отставанием от Вандорна всего лишь в 0,067 секунды. Несмотря на такую мизерную разницу, Линн стал лишь третьим на стартовой решетке, проиграв Оливеру Роуланду из Nissan e.dams две сотые секунды.

Макси Гюнтер, который накануне завершил заезд лишь 18-м, в этот раз сумел показать хорошее время и выйти в суперпоул, но в финальных заездах оказался шестым.

Для пилотов Jaguar Racing квалификация сложилась неоднозначно. Митч Эванс прошел в заезды суперпоула, но допустил ошибку в первом повороте, потерял на этом порядка полсекунды и в результате оказался лишь пятым. Сэм Берд не сумел собрать лучший круг в квалификации и стартовал 21-м. К сожалению, вторая гонка в Лондоне также стала для него полным провалом: отыграв в первой части заезда десять позиций, он был вынужден сойти после контакта с Норманом Нато.

Для Берда это уже шестой сход в гонке (включая дисквалификацию в Валенсии) и восьмой финиш вне очковой зоны, благодаря чему он переместился на третью строчку в личном зачете. Митч Эванс после старта со второй позиции сумел завершить гонку на третьем месте, и теперь отстает от лидера лишь на 20 очков, которые теоретически еще можно компенсировать в борьбе за титул во время финальных этапов. При этом разница с Бердом у него составляет всего шесть очков.

Для Алекса Линна эта гонка стала реваншем за субботнюю неудачу. Уже на первом круге он вышел на второе место и обосновался позади Стоффеля Вандорна.

Первый автомобиль безопасности вышел на трассу на пятом круге гонки после аварии Себастьяна Буэми и Рене Раста. Буэми врезался в заднюю часть Audi Раста на выходе из шпильки десятого поворота, затем еще раз догнал его и отправил в ограждения, после чего на машине со сломанным передним крылом Раст пытался сопротивляться, но в итоге был вынужден остановиться уже в следующем повороте. Буэми был признан виновным и получил десятисекундный штраф Stop&Go.

Незадолго до половины дистанции гонки произошел еще один контакт — на этот раз между Феликсом да Коштой и Андре Лоттерером, который также привел к появлению машины безопасности.

Да Кошта, стартовавший в гонке 22-м, сумел совершить несколько красивых обгонов, прежде чем увидел перед собой Porsche Лоттерера. Он использовал режим атаки, чтобы обойти немецкого пилота, но автомобиль Лоттерера занесло и произошел контакт. При этом Porsche получил лишь несколько царапин и сумел вернуться в гонку, а Techeetah да Кошты оказалась в стене.

«Я совершил десять обгонов, и все пилоты были вполне корректны в своем поведении, чтобы не отправить меня в стену, как Лоттерер», — заявил после гонки да Кошта. — «Почему-то это всегда и везде именно он. Я не помню, когда он последний раз финишировал с целым передним крылом. Я забываю, что когда дело касается Лоттерера, ему необходимо оставлять дополнительное пространство на трассе».

Судьи сочли Лоттерера виновным в столкновении и назначили ему штраф проездом через питлейн, а на трассу вышла эвакуационная техника.

Именно второе появление автомобиля безопасности и стало причиной необычного прецедента, который разыгрался на трассе.

Видимо, уже потеряв в гонке одну машину, команда Audi решила схитрить и воспользоваться пунктом 38.7 спортивного регламента, который гласит, что во время режима автомобиля безопасности въезд и выезд на питлейн остаются открытыми, и автомобили могут использовать это для проведения пит-стопа.

Поскольку скоростной режим на питлейне оказался выше, нежели была скорость пелотона за машиной безопасности, то Audi решили пригласить Лукаса ди Грасси для номинального пит-стопа: таким образом он мог бы обогнать часть автомобилей и вернуться в пелотон на более высокой позиции. Однако этот ход не был достаточно скоординирован, и ди Грасси так и не совершил очевидной остановки, хотя и существенно замедлился перед боксами. Благодаря этому ухищрению ди Грасси после выезда с питлейна сумел оказаться в лидерах, однако судьи сочли подобную уловку обманом и наказали его проездом через питлейн. Объяснения руководителя команды Алана Макниша, что механики сумели так быстро проверить колеса на отсутствие медленного прокола, они сочли неубедительными. А после того как ди Грасси не отбыл наказание, он в конце гонки и вовсе был дисквалифицирован.

Однако его появление прямо перед Стоффелем Вандорном вызвало у бельгийского пилота вполне понятное раздражение, и он попытался вернуть позицию после рестарта. К сожалению, его же товарищ по команде Ник де Вриз стал невольной причиной его дальнейших бед, когда атаковал Роуленда в борьбе за третью позицию. Роуланд пытался защищаться и в десятом повороте заблокировал тормоза и врезался в автомобиль Вандорна, отбросив его далеко в хвост пелотона.

Вандорн лидировал на протяжении всей первой части гонки, лишь однажды кратковременно уступив позицию де Вризу, когда брал режим атаки. У него были все шансы выиграть эту гонку и заработать хорошие очки, чтобы подняться в топ личного зачета, однако теперь, накануне двух заключительных раундов чемпионата, он занимает лишь 13-е место и отстает от своего сокомандника и лидера чемпионата Ника де Вриза на 32 очка. Конечно, чисто математически он еще имеет шансы на титул, но в реальности они практически равны нулю.

Роуланд получил пятисекундный штраф и полностью признал свою вину, рассказав, что у него были абсолютно холодные тормоза после режима автомобиля безопасности, и как только он их случайно заблокировал, тут же и сам оказался пассажиром в собственном автомобиле.

«Такой поворот событий очень сложно принять, особенно с учетом того, что сейчас у нас самая быстрая машина в пелотоне», — сказал Стоффель Вандорн. — «Я смог квалифицироваться на поуле, у меня был отличный темп. Все было под контролем, и мне оставалось лишь довести гонку до финиша в комфортном режиме, поддерживая отрыв от остальных пилотов. И затем меня выбили таким глупым способом, я ничего не мог поделать!».

Однако для Алекса Линна эта ситуация оказалась только на руку: в итоге он оказался вторым после Лукаса ди Грасси, а когда тот был дисквалифицирован, поднялся на первое место.

Ник де Вриз занял второе место и после этого вышел в лидеры чемпионата, опережая ближайшего соперника Робина Фрийнса, финишировавшего четвертым, на шесть очков. Третье место в гонке занял Митч Эванс. Это помогло команде Jaguar Racing сохранить третье место в командном зачете.

Завершающий сдвоенный этап чемпионата состоится в Берлине 14-15 августа, и борьба за титул, как всегда, оказывается к финалу сезона весьма напряженной. Самыми главными соперниками пока являются Ник де Вриз и Робин Фрийнс (их разделяет восемь очков), но следом за ними с разницей в десять очков идут еще девять пилотов, а с учетом того, как происходит квалификация (победители предыдущего этапа стартуют в начале сессий и редко оказываются в списке лучших результатов), можно предположить, что в Темпельхофе победителями окажутся совсем другие гонщики. Интрига сохраняется, и это в Формуле Е самое интересное.

Все результаты гонки можно посмотреть здесь.

Комментарии

19806268
Трасса просто шикарная для прокатного клубного картинга. Замутить бы там длинную гонку на 15-сильном Суперспорте. Эх.
3
2
Ответить
Иваново
Поступок Audi в воскресной гонке вызвал бы ещё большее недоумение, если бы команда оставалась в Чемпионате по завершению сезона. А так ... что с них взять? Почудят напоследок и уйдут. Л. ди Грасси все пытается в последний вагон заскочить, только поезд для него (чемпионский титул), как мне кажется, давно ушел.
Деннис в субботней гонке просто красавец! У BMW все носятся вокруг Гюнтера, да только тот часто косячит, а Деннис и гонки классные выдает, и более-менее стабильность у него есть. Отсюда, как итог, место в турнирной таблице Чемпионата выше напарника.
В воскресенье было по-человечески жаль Вандорна. Он был достоин оказаться в финале на 1-ом месте. А вот его напарника Н. де Вриза, хотя тот и вышел в лидеры турнирной таблицы, не очень хотелось бы видеть победителем всего сезона (Чемпионом). Слишком много ноет в последнее время. Недавно сказал, что его не устраивают правила проведения квалификационных заездов. Да большинство болельщиков серии держат кулачки, чтобы эти правила обязательно сохранились, т.к. они делают гонки ещё более интересными и зрелищными. А если ему не судьба прорываться в очковую зону с последних мест (как часто делают остальные сильные пилоты), то пусть поищет себе место в каком-нибудь самовозе (да хоть от того же M-B) в Ф1. Нытиков в Ф1 очень любят, там голландцу будет более комфортно. А здесь гонки! И каждый раз нужно доказывать всем и самому себе, что ты действительно лучший гонщик.
3
2
Ответить
19806268
Иван Иван
Поступок Audi в воскресной гонке вызвал бы ещё большее недоумение, если бы команда оставалась в Чемпионате по завершению сезона. А так ... что с них взять? Почудят напоследок и уйдут. Л. ди Грасси все...
Вы ещё в этой пародии на гонки какой-то спорт находите. Жесть.
Чисто из любопытства к трассе посмотрел заезды.
Это просто ужас. Даже в контактном ралли-кроссе крошилова меньше! А проблемы из-за того, что машины совершенно не подходят к такой трассе. Она слишком узкая в ряде мест и радиус некоторых поворотов такой, что банально выворота колёс не хватает. Также очень трудно бороться, потому что торможения растянуты слишком сильно из-за необходимости рекуперации, большой массы машины и непонятной скользкой резины. Манёвренность в целом у машин близка к бревну.
В итоге вагон ошибок на замедлениях, а 99% обгонов - галимый дайвинг.
И это только оценка матчасти. Что до правил и формата, то, уверен, там ещё можно насобирать кучу неспортивного хлама.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!