Поклонники формульных гонок уже давно мечтают, чтобы в чемпионате мира Формула 1 вновь появились дозаправки. Но пока главная мировая серия даже не задумывается на эту тему, Формула Е, вполне возможно, будет готова включить эту опцию в свой новый регламент. По крайней мере, машины третьего поколения, которые выйдут на старт уже в следующем сезоне, сконструированы с учетом такой возможности.
За два дня до гонки на одной из яхт в Монако Формула Е провела презентацию автомобиля Formula E Gen3 с возможностью сверхскоростной зарядки мощностью 600 кВт для получения дополнительной энергии во время гонки. Мощность этой зарядной станции почти вдвое превышает мощность самых передовых коммерческих зарядных устройств в мире. Это означает, что даже если и в следующем, девятом сезоне эта возможность не будет использована, то это вполне может случиться уже через сезон.
Если вы помните, то Формула Е начинала свою историю с того, что посередине гонки пилоты заезжали в боксы, где меняли машины. Эта необходимость была связана с тем, что аккумуляторов первого поколения не хватало на всю длину заезда. Такой подход являлся определенным джокером. При смене автомобиля в боксах могли произойти и проблемы, но в то же время регламент предоставлял возможность получить для машины порцию «здоровья», как в компьютерных играх — в том случае, если гонщик до этого повредил свой автомобиль.
Возможность дозарядки уберет элемент такого случайного везения, но сделает гораздо более важной гоночную стратегию, а значит, и увеличит цену ошибки в гонке. В этом случае Формула Е получит дополнительный плюс и станет намного интереснее.
Еще одной важной особенностью новой машины является появление второго электромотора, который будет расположен на передней оси. Однако его функция будет сведена исключительно к увеличению рекуперационной энергии, чья доля теперь будет составлять не менее 40% от всей энергии, используемой в гонке. Это значит, что он не будет передавать дополнительную мощность на переднюю ось и, по комментариям специалистов, не превратит машину Формулы Е в полноприводную, а лишь повысит технологичность автомобилей, в очередной раз став полигоном для новых технологий.
Хорошей новостью станет также и увеличение максимальной скорости машин Gen3, которая теперь будет составлять 322 км/ч (вместо 280 км/ч). Мощность электрических формул в переводе на лошадиные силы увеличится с 335 л.с. до 470 л.с.
Гонка чемпионата мира Формула Е в Монако — одна из немногих в календаре серии, которую можно смотреть с настоящим интересом. Узкая городская трасса Монте-Карло подходит этим электрокарам, которые намного меньше по габаритам, чем машины Формулы 1, и потому могут сражаться за позиции и обгонять там друг друга сразу в нескольких местах — и особенно успешно в шикане после тоннеля.
Мы уже рассказывали о новом формате квалификации, и в Монако он вновь держал зрителей в напряжении до самого финала. Разница между пилотами в заезде составляла иногда сотые секунды, и победитель решался на последних метрах.
Поул-позицию на улицах Монте-Карло завоевал Митч Эванс. Для новозеландского пилота это третий подряд поул в этом сезоне — перед этим он дважды выигрывал квалификационный финал в Риме. А в этот раз сумел опередить в четвертьфиналах Лукаса ди Грасси, в полуфиналах — Жана-Эрика Верня, в финалах — Паскаля Верляйна.
Однако одержать победу в гонке Эвансу вновь не удалось. В прошлом году в крайне напряженной гонке Митч долгое время лидировал, но из-за дефицита энергии не смог сохранить первое место до финиша и в итоге стал лишь третьим. В этот раз после награждения за поул-позицию он сказал: «Я неоднократно лидировал на протяжении многих кругов, это преследует меня. Снова подняться на подиум и не выиграть? Это будет обидно». Однако на финише поменял точку зрения и заявил, что гонка сложилась таким образом, что второе место его устраивает.
Первая треть гонки была, что называется, «паровозной», но с того момента, как начались заезды в зону активации режима атаки, действие качественно улучшилось. Зона активации в Монако расположена довольно далеко от траектории, поэтому пилот в любом случае теряет одну-две позиции, которые затем пытается вернуть. Происходит борьба.
Митч Эванс в Монако взял третью подряд поул-позицию (после двух последовательных на сдвоенном этапе в Риме), стартовал с поула, но затем у команд был небольшой стратегический просчет, и Митч откатился назад. Только и ждали его ошибки расположившиеся позади Паскаль Верляйн, Жан-Эрик Вернь и Лукас ди Грасси. Фрийнс, Вандорн и Да Кошта также были неподалеку. Но после технических проблем у Верляйна и появления FCY активированный режим атаки не смогли полностью использовать Вернь и ди Грасси, а через некоторое время после рестарта произошло столкновение Лоттерера и Роуланда. Это привело к появлению реальной SC, и на этот раз режим атаки не сумел использовать Вандорн. Однако к этому времени он уже сумел настолько оторваться от остальных, что даже Эванс на увеличенной энергии не смог его догнать и финишировал на втором месте. Вернь стал третьим.
Таким образом, Жан-Эрик Вернь на данный момент является единственным пилотом в этом сезоне, кто набирал очки в каждой гонке. Вместе с Митчем Эвансом они завоевали в восьмом сезоне больше всех подиумов — по три.
Теперь после шести этапов личный зачет возглавляет Стоффель Вандорн, опередивший после Монако Верня, а Митч Эванс поднялся на третью строчку.
Два следующих этапа состоятся в Берлине через две недели, 14-15 мая.