«24 часа Нюрбургринга». Gute Fahrt — хорошего фарта?
20.06.2024 | 1672 просмотра

«24 часа Нюрбургринга». Gute Fahrt — хорошего фарта?

РЕПОРТАЖ
Автор: Мария Мельникова
Фото автора и пресс-службы «24 часа Нюрбургринга»
Источник: Дром
Название родилось внезапно. Уезжая с подземной парковки отеля Dorint, расположенного непосредственно у трассы и известного всем фанатам Нюрбургринга, мы увидели на стене прощальное пожелание хорошей поездки, которое по-немецки выглядело так — Gute Fahrt. «Пусть тебе подфартит» — перевод сразу сложился в голове. Ну а фарт в гонках — дело исключительно важное.

Визит на 24-часовой марафон на Нюрбургринге стал для Дрома уже хорошей традицией. Пожалуй, ни один из трех самых знаменитых суточных марафонов мы не посещаем с такой завидной регулярностью, как этот, хотя и на «24 часа Ле-Мана», и на «24 часа Спа» мы бывали неоднократно. Собственно, и в этот раз поездка состоялась благодаря приглашению команды Goroyan Racing Team, лидер которой, Артур Гороян, является фанатом и завсегдатаем этой гонки.

В этот раз так получилось, что на Ринге (как его называют между собой фанаты) было много особенных моментов и знаковых событий, о которых просто нельзя не рассказать. Поэтому обо всем по порядку — в нашем репортаже.

97 лет Нюрбургрингу

Знаменитая трасса отмечает свой день рождения 18 июня. И в этом году Нюрбургрингу исполнилось 97 лет. Даже в масштабах истории такая дата выглядит уникально. Мало какой еще автодром может похвастаться такой продолжительностью жизни, хотя 97 лет — вовсе не рекорд.

Самым первым автодромом в мире считается Milwaukee Mile America’s Legendary Oval, грунтовый овал, который был построен в 1903 году. В Европе отсчет ведется с открытия трассы Бруклендс в 1907 году, которая к тому же была бетонной и на которой, в том числе, проходили рекордные заезды на скорость.

Знаменитая «Старая Кирпичница» Индианаполиса принимала гонки с 1909 года.

По сравнению с ними Нюрбургринг, построенный в 1927 году — практически новодел. И все же. Расположена трасса в лесных массивах Айфельских гор, что и влияет на климат, и способствует постоянным дождям и туманам. Протяженность Северной петли — 20,8 км. Это 73 поворота. Перепад высот — около 300 метров. Еще 5148 метров и 15 поворотов — трасса Гран-при, она была построена уже позже, в 1984 году. Старая петля — узкая и извилистая, окруженная деревьями, большая ее часть в тени и почти всегда влажная. Настоящий «Зеленый ад», по словам Джеки Стюарта.

Нет ни одной трассы в мире сложнее, опаснее и прекраснее, чем Нюрбургринг. Поэтому все, кто осмеливается, приезжают сюда принять участие в гонках. Даже гонщики Формулы 1 считают вызовом покорить Нюрбургринг.

90 лет знаменитой победе

Mercedes привезли в этом году на Нюрбургринг знаменитый Mercedes W25 с бортовым номером 20. Тот самый, на котором Манфред фон Браухич выиграл Айфельскую гонку в 1934 году. Выставили его в стеклянной витрине на одном из самых видных и заметных мест в паддоке.

В 1934 году это была единственная гонка, которую выиграли Mercedes.

Да-да. В той самой красивейшей легенде (а сейчас уже доказано, что это была отличная выдумка Альфреда Нойбауэра) о Серебряных стрелах, с которых счистили всю краску, чтобы добиться нужного веса и участвовать в гонке, речь идет именно о 1934 годе, именно об этой гонке в горах Айфеля и именно об автомобиле № 20. И это был фон Браухич, который в бессилии кричал на Нойбауэра, требуя, чтобы тот что-то придумал с перевесом и грозящей дисквалификацией.

Как мы знаем из легенды, механики за ночь соскоблили (с этой машины) краску, обнажив серебристый металлический корпус, и фон Браухич вышел на старт и выиграл гонку.

Эта машина, как и все гоночные автомобили Больших призов тех лет, вызывает, пожалуй, только одну ассоциативную цепочку: гонка — скорость — смерть. Сама конструкция этих автомобилей настолько примитивна с точки зрения безопасности пилота, что неудивительно, что погибших было в итоге больше, чем выживших. Ни какой-либо так называемой «клетки» или хотя бы дуги в открытом кокпите, ни ремней безопасности в этих машинах не было, а ездили гонщики в кожаных шлемах и в тонких хлопковых комбинезонах. Сидели на топливных баках. Вылетел — смерть, врезался — смерть, перевернулся — смерть.

Тем удивительнее тот факт, что фон Браухич прожил до 97 лет и умер только в 2003 году.

50 лет Volkswagen Golf

Еще одна дата — на этот раз круглая — юбилей Volkswagen Golf. 29 марта ему исполнилось 50 лет.

Серийное производство модели началось в 1974 году, и сейчас число выпущенных автомобилей перевалило за 37 миллионов экземпляров.

Golf стал народным автомобилем не только на дорогах общего пользования, но и в автоспорте. Он участвовал в гонках Pikes Peak, выходил на старты в ралли, а лучше всего этот миниатюрный хэтчбек зарекомендовал себя в кольцевых гонках.

Самым первым гоночным автомобилем стал Golf Mk 1 Group 2 1975 года, на котором Бернд Лилье выиграл гонку на Хоккенхаймринге. Он был модернизирован с помощью 1,8-литрового рядного четырехцилиндрового двигателя мощностью 175 л.с. с карбюраторами Weber 45 DCOE, подвеской Uniball, гоночной тормозной системой с четырехпоршневыми передними и двухпоршневыми задними суппортами и колесными дисками BBS.

Причем здесь Volkswagen Golf, спросите вы. Именно на автомобиле этой марки и модели (только гораздо более новой — VW Golf 7 GTI TCR DSG) вышли на старт марафона гонщики из Goroyan Racing Team.

Тренируемся во время RCN

В этот раз для нашего постоянного экипажа в составе Артура Горояна и Романа Мавланова, за которым мы внимательно следим вот уже несколько лет, все началось за несколько дней до официальных мероприятий, связанных с марафоном.

Регистрация на гонку, проверка шлема

В четверг на «Северной петле» состоялся этап местного чемпионата по длинным гонкам (а иные на трассе длиной в 20 с лишним километров выглядят иронично) RCN, в котором могли принять участие все обладатели специального «пермита» — особого разрешения для выступления на этой трассе.

Такого «пермита» нет больше нигде в мире — да, собственно, и трассы такой тоже нет больше нигде. Нюрбургринг уникален как по своим характеристикам длины, количества поворотов и перепада высот, так и исторически.

Мы уже рассказывали об местной системе допуска гонщиков к профессиональным выступлениям на «Северной петле» Нюрбургринга, так что в локальном паддоке RCN, который находится совершенно в другом месте трассы, а именно там, где стартуют «туристические заезды» (трек-дни, когда «Северная петля» открыта для всех желающих), можно было увидеть некоторое количество автомобилей, но больше — лиц из предстоящего марафона.

Артур и Роман также не упустили возможности попрактиковаться перед сложной гонкой. Правда, они выкатили другой автомобиль — Audi RS3. Причина «замены» — простая: Golf, на котором они собирались ехать в марафоне, команда готовила к гонке. Да и рисковать совсем не хотелось: мало ли что случится на трассе, а замена машины перед гонкой не предусмотрена.

Марафон

Команда и состав

Теоретически регламент 24-часового марафона на Ринге позволяет участвовать и экипажу в составе всего двух пилотов. Однако мало кто на это решается, и за всю историю гонки таких случаев можно пересчитать по пальцам. Это крайне утомительно, особенно в ночное время, когда концентрация на трассе должна быть максимальной.

В прошлом году у Артура и Романа практически так и получилось, здесь мы рассказывали почему. Однако в этом году ребята вновь решили найти тех, кто будет готов разделить с ними эти сутки.

Вся команда Sharky Racing после финиша марафона

Артур обратился за советом к Фрэнку Хессу, владельцу и руководителю команды Sharky racing, которая оказывает техническую поддержку GRT, а также предоставляет машину.

Фрэнк предложил кандидатуры Штефана Эппа и Йориса Примке. Оба они хорошо знают Нюрбургринг и неоднократно на нем выступали, и Артур был с ними знаком. В таком составе экипаж и заявился в гонку.

Своя война

Четверг и пятница — дни тренировок и квалификаций, в том числе и ночной. Старт марафону дается в субботу в 16.00 по местному времени, а за два часа до этого начинается масштабная предстартовая процедура, когда зрители и болельщики имеют возможность выйти на стартовую решетку, пофотографировать машины и пилотов, поздороваться с ними и пожать руки. Более демократичного «грида» нет, пожалуй, больше ни в одном столь значительном соревновании: пропуском сюда является билет, а зрителей обычно набивается столько, что за ними и машин-то не видно.

Темнеет в это время года довольно поздно: около 23 часов, а светает рано — примерно в районе 6 утра или чуть позже, так что на ночной отрезок выпадает не так уж и много времени. Конечно, как и везде, именно в этот период и происходит самое большое количество аварий и инцидентов. Но в последние годы участились случаи сильных туманов, когда из-за нулевой видимости гонка останавливалась на несколько часов.

Итоговое время квалификации суммируется по результатам всех трех сессий. По итогам в классе SP 3T ребята стали третьими, уступив с круга чуть менее шести секунд и показав среднее время круга в 9:36,888.

Старт дается в три группы, разбитые исходя из характеристик мощности и скорости автомобилей. Каждая из трех стартует с интервалом в 30 секунд позади машины безопасности. Класс SP 3T стартует в первых рядах третьей группы. Таким машинам сложно тягаться с машинами GT3 или версиями Cup — у них своя война.

Старт в закат

Первые несколько часов гонки прошли для нашего экипажа более чем благополучно. Заезд шел по плану, когда во время смены Артура начались проблемы с амортизаторами. Это было неожиданно. Golf вернулся в боксы, где механики потратили много времени, чтобы разобраться с причиной. Это отбросило экипаж в хвост класса, но, к счастью, проблемы имелись и у их соперников.

«У нас стартовал Рома, самый быстрый в нашем экипаже. По чистым цифрам он был медленнее лидера на круге на 26 секунд, а второй машине уступал 6 секунд, но это было связано с машиной и ее настройками, при выборе которых мы отдали предпочтение стабильности, а не максимальной скорости: так шансов довезти машину до финиша намного больше», — рассказал Артур Гороян.

«На старте мы сделали правильный выбор в пользу дождевой резины, хотя кое-где накрапывал дождь, и это было правильно. Рома провел очень продуктивный стинт, затем настала моя очередь, и в мою смену разболтался передний амортизатор, так что пришлось возвращаться “домой”».

Фрэнк и Роман обсуждают выбор резины

Возвращение на трассу состоялось уже в начале одиннадцатого вечера. За это время удалось немного компенсировать потери, и очень помог в этом Роман Мавланов — быстрый и очень аккуратный гонщик.

А вот незадолго до полуночи Йорис попал в аварию. И сначала казалось, что гонка на этом для ребят закончена.

С пилотом было все в порядке — уже хорошо. Но по его отрывочным сообщениям с места событий мы уяснили, что машина не на ходу. К счастью, эвакуатор довольно быстро привез ее в паддок (иногда бывает, что аварийный автомобиль приходится ждать по часу и даже больше — в зависимости от того места, где происходит инцидент). В этот раз уже минут через 20 мы могли оценить масштаб разрушений. И Фрэнк, лучший эксперт в таких вопросах, сказал, что механики восстановят ее довольно быстро.

Туман

Пока в боксах Sharky Racing, которые они делили с главными неудачниками марафона ROWE Racing (расскажем об этом чуть позже), кипела работа, на Нюрбургринг опускался плотный туман.

Постепенно, метр за метром, он накрывал зоны хоспиталити команд, расположенных на другой от паддока стороне трассы, верхушку Mercedes-трибуны и башню дирекции гонок. При этом нужно учесть и тот факт, что вновь начался и усилился дождь, который в густом тумане становился похож на водяную взвесь.

В 00.30 гонка была остановлена красными флагами.

Нам это было только на руку.

Первое «время Ч» было назначено дирекцией гонки на 7 утра, но еще до этого по кромешному туману было понятно, что старт отложат. Ничего не изменилось ни в 9 утра, ни в 10, ни в 11.

Машина безопасности регулярно уходила на трассу для проверки ситуации, но каждый раз возвращалась ни с чем. Основная проблема рестарта была «завязана» на вертолет, который в случае непредвиденных обстоятельств просто не смог бы вылететь в нужную точку.

Машины уже несколько часов как выстроились на гриде, гонщики тосковали, а механики и сотрудники команд пытались не только развлечься, чтобы не уснуть, но и хоть как-то согреться. Все эти дни температура воздуха на Ринге не поднималась выше +14, а ночью опускалась намного ниже.

Рестарт дали только в 13.30, сообщив сразу, что первые пять кругов машины проедут под предводительством Safety Car.

За круг до завершения дирекция гонки объявила, что рестарта не будет, а результаты будут зачтены по текущему положению среди экипажей.

Гут Фарт?

На финише гонки экипаж Goroyan Racing Team, даже несмотря на технические проблемы и затем аварию, занял третье место. Было ли это удачей и тем самым фартом, который помог нашим ребятам приехать на подиум?

Артур считает, что да.

«Это был чистый фарт, но можно сказать, что судьба просто вернула нам должок за 2021 год, когда все произошло ровно наоборот. Тогда мы вернулись на трассу фактически сразу после длительного ремонта, а вскоре гонка была остановлена по тем же причинам, что и сейчас».

«Мы много потеряли, но это Нюрбургринг, этим он меня и привлекает! После ремонта мы хотели скорее выйти на старт, чтобы отыграть все, что потеряли, но — увы! — снова расстройство, несколько кругов, а затем и досрочный финиш на час раньше положенного срока. А с другой стороны — удача, ведь третье место в этом марафоне для меня — самая высокая позиция на финише за все время моего участия. Я счастлив: Ринг дал полный комплект эмоций и отправил домой не с пустыми руками!».

«С другой стороны, я не сильно верю в фарт. Если ты быстрый, стабильный и не ломаешь машину, то в любом случае ты — впереди. В этот раз произошедшее было нам на руку: мы финишировали там, где и стартовали, только лидер был позади нас, а выиграли те, кто стартовал в хвосте класса. Выходит, им повезло больше».

Другие

Ну а что, собственно, гонка и ее победители? Ведь мы рассказали фактически обо всем, кроме них. А выше еще обещали объяснить, почему ROWE racing, за которую в этом году на автомобилях BMW M4 GT3 в классе SP9 выступали в том числе такие звезды мирового автоспорта, как Раффаэле Марчелло, Робин Фряйнс, Аугусто Фарфус, Шелдон ван дер Линде и Дрис Вантор стали главными неудачниками этого марафона.

Экипаж № 99 с Шелдоном ван дер Линде лидировал в гонке, когда при обгоне кругового Porsche Cayman через примерно четыре часа после старта был выбит в ограждения пилотом того самого Porsche. Для первого из двух ROWE гонка на этом закончилась, а виновник аварии сообщил потом, что просто не увидел BMW…

Перед рестартом гонки на следующий день стратеги команды решили предпринять, как им казалось, беспроигрышный шаг для своего второго автомобиля.

№ 98 ROWE Racing после третьего круга под машиной безопасности заехал на пит-стоп, чтобы переобуть резину с дождевой на слики. Сделано это было по двум причинам: во-первых, при рестарте они были бы уже на сликах и не пришлось бы делать пит-стоп, в отличие от других экипажей, под зеленым флагом. Во-вторых, если бы гонка была остановлена красными флагами, то по правилам соревнования результаты бы подсчитывались с учетом времени пит-стопов и неотбытых штрафов, а также без учета последних двух кругов. Именно так произошло ночью во время остановки гонки красными флагами из-за тумана: на рестарте места на решетке были распределены с учетом именно этих факторов.

В каждом из этих двух случаев ROWE бы вышли на первое место и стали победителями марафона.

Командный мостик ROWE в боксах

Однако организаторы гонки по какой-то причине решили поступить иначе, чем вошли в противоречие с регламентом. Гонка была остановлена на час раньше регламентированного времени, т. е. в 15.00 по местному времени вместо 16.00. И при этом в нарушение регламента отмашку дали клетчатым флагом вместо красного.

В итоге победителями стал экипаж команды Scherer PHX с Рикардо Феллером за рулем Audi №16. ROWE подали протест, но его тут же отклонили. В суд команда решила уже не обращаться.

Победители гонки Scherer PHX в первые часы марафона заезжают в боксы на трех колесах

Марафон 2024 года однозначно войдет в историю — в том числе как самая короткая 24-часовая гонка на Нюрбургринге за всю историю. Ведь она была не просто прервана красными флагами на 13 часов, но и завершилась на час раньше отведенного срока: в 15.00 вместо 16.00. А все время после рестарта участники провели позади машины безопасности.

Это девятая остановка в истории гонки. Первая произошла в 1992 году, последняя — в 2021-м. Это была также самая продолжительная остановка на сегодняшний день.

Следующая 24-часовая гонка ADAC RAVENOL на Нюрбургринге пройдет с 19 по 25 июня 2025 года.

Подводим итоги с Артуром

После финиша мы поговорили с Артуром Горояном о задачах, которые ставила перед собой команда Goroyan Racing Team на этот марафон, и о том, что из них удалось реализовать.

— На каждой гонке главная задача — выиграть гонку. На каждом соревновании есть свои особенности, но на Ринге всегда одно и то же, и я каждый раз об этом говорю: “Мы можем выиграть, если не получать штрафы и не бить машину”. В этот раз нам не нужна была скорость — нужна была стабильность, и мы бы одержали победу. Но — увы.

В этот раз мы ехали в классе SP3T. Мы уменьшили мощность, взяли коробку DSG для стабильности. Машина получается медленнее, но намного надежнее, что и требуется для гонок на выносливость. Я пытаюсь найти рецепт победы в более доступном классе, чтобы при предполагаемом переходе в GT3 иметь больше опыта, наката и быстрее продвигаться к цели: победе.

— Не пора ли с твоим опытом на Ринге завести собственную команду?

— Об этом я иногда думаю, но не хочу брать на себя как руководитель такое количество задач. Поэтому пока всю техническую и бумажную часть проблем я решил оставить на плечах немцев. У меня есть лицензия команды и, возможно, когда-нибудь я ею воспользуюсь. Но сейчас я пока занимаюсь чисто гоночными вопросами.

Артур Гороян (слева) и Роман Мавланов

Я считаю, что ночная авария — это моя неопытность в управлении командой. Я принимал решение по очередности смен, и это я не отследил, что Йорис поехал второй стинт подряд и от усталости допустил аварию — потому что я пошел отдыхать перед своей сменой. И тут встает вопрос: гонять либо управлять.

За эту гонку я многому научился. Мне удалось собрать большое количество информации и посмотреть на происходящее другими глазами. Это было очень полезно.

— Что для тебя гоночный Нюрбургринг?

— Я люблю все, что там происходит с понедельника по воскресенье! Сложнейшая трасса, условия, сильнейшие соперники, огромное количество фанатов. Все это моя большая гоночная семья, и так для каждого, кто туда приезжает из года в год.

— Что дальше? Какие планы на ближайшее и более отдаленное будущее?

— Дальше постараюсь провести максимальное количество тренировок в классе GT3, есть мысли попробовать себя в GT2. Рассчитываю проехать еще пару этапов NLS как раз на GT3 в конце года. Еще в ближайшее время тесты в NASCAR: хочу попробовать овал. Пока намечено такое продолжение года.

— Ого! NASCAR? Расскажи!

— Потом, если планы реализуются…

Фотобонус

Комментарии

воолбще " Гуте Фарт" это как бы хорошей дороги. а не хорошего фарта. ну в принципе как бы не далеко разница ушла в переводе. хорошей
5
 
Ответить
дороги или хорошего фарта как бы одинаково.
 
1
Ответить
КУДРЯШКИ
Хабаровск
Дром, расскажите пожалуйста о российских гоночных трассах. О больших и маленьких.
2
1
Ответить
   
Москва
Сообщений: 542
КУДРЯШКИ
Дром, расскажите пожалуйста о российских гоночных трассах. О больших и маленьких.
Ищите в истории публикаций. Рассказывали. Давно.
alfista
все об автоспорте - https://t.me/first_places
1
 
Ответить
Тип
Калуга
Эти 20+ километров = лучшая дорога для эмоций по перепадам , поворотам , ускорениям.
Ездил с водилой на БМВ М Е 30 - каркас безопасности , заднего сиденья нет , на круг 14 минут,
но это адское удовольствие.
За 7.20 минут вот так ездят
4
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 2018
Сколько стоило удовольствие?
 
 
Ответить
Тип
Калуга
Sad Panda
Сколько стоило удовольствие?
300 евро
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром