Кастроневеш, безусловно, был одним из фаворитов гонки, так как попал в так называемую «быструю девятку» пилотов, сражавшихся за поул-позицию, и в итоге квалифицировался восьмым. Но все же в качестве претендентов на победу в большей степени рассматривали Скотта Диксона, Колтона Херту, Ринуса Викея и Алекса Палоу — как гонщиков, отлично выступающих в текущем сезоне и имеющих за своими плечами уже одну или несколько побед.
На финальных кругах Алекс Палоу и впрямь имел все шансы одержать победу: за последние 20 кругов они поменялись местами с Кастроневешом восемь раз, и за два круга до финиша Палоу готовился к своей финальной атаке, находясь позади бразильца в воздушном мешке. Но в этот момент трафик из круговых пилотов помог Кастроневешу, и он сумел сохранить лидерство и одержал свою четвертую историческую победу в Indy 500 с отрывом всего в 0,4928 секунды, сравнявшись по числу побед с такими знаменитыми пилотами, как Эй-Джей Фойт, Рик Мирс и Эл Унсер-старший!
В этом году Indy 500, как и всегда, стала особенной гонкой. Помимо того что она традиционно проходит на старейшей в мире гоночной трассе, где первые соревнования прошли в 1911 году, она еще является также самой длинной в календаре IndyCar, а на ее старт, как и на старт Ле-Мана, выходят не только те гонщики, что выступают в чемпионате, но и те, кто подаст заявку и сможет пройти квалификацию. В этом году она прошла в 105-й раз — вдумайтесь в это число!
Из 35 отобранных заявок только 33 пилота будут допущены к стартам, и каждый по итогам получит двойные очки. Иногда именно эти двойные очки — будь они за первое место или за одно из последних — могут сыграть решающую роль в определении чемпиона в конце года. Подробнее о том, как проходит квалификация Indy 500, мы рассказывали в предыдущем обзоре.
В гонке впервые за всю историю выступала команда, где владелец и руководитель, пилот, механики, инженер и споттер были женщинами.
Несмотря на коронавирусные ограничения, в этот раз гонка прошла при полных трибунах: во время трансляции свободных мест не было видно вообще, и это несмотря на то, что организаторы объявляли о том, что будет допущено лишь 135 тысяч зрителей, что составит всего 40% от вместимости автодрома.
В этом году американские формулы получили новые элементы аэродинамического обвеса в области заднего диффузора и боковых дефлекторов, а также были изменены форма и размер отверстия в днище в районе переднего крыла. Смысл этих доработок заключается в том, чтобы слегка сдвинуть центр тяжести автомобиля и снизить прижимную силу. Благодаря появлению этих деталей командам не придется столь же агрессивно настраивать переднее антикрыло, а автомобили смогут ближе подъезжать к сопернику и легче совершать обгоны в грязном воздухе, в том числе и за лидерство.
Одной из главных интриг IndyCar и в частности гонки Indy 500 является противостояние мотористов Honda и Chevrolet. Различие в моторах — одна из немногих альтернатив, допустимых в «Индикаре». Последние годы больше побед достается Honda, но сейчас Chevrolet вновь прибавили, а одно из их главных преимуществ — бóльшая экономичность по сравнению с Honda, что позволяет командам выстраивать альтернативную тактику и отыгрывать позиции за счет меньшего количества пит-стопов.
После квалификации Топ-9 пилотов возглавили два гонщика на Honda: Скотт Диксон и Колтон Херта. В целом же из девяти пилотов лишь два оказались с моторами Chevrolet — Ринус ВиКей и Эд Карпентер. Они стали третьим и четвертым по итогам квалификации.
40-летний Скотт Диксон по прозвищу Iceman (но не потому, что мало улыбается и любит мороженое, а потому, что умеет хладнокровно ожидать подходящей ситуации) в финальной квалификации Топ-9 Indy 500 сумел опередить двух молодых и очень быстрых Колтона Херту и Ринуса ВиКея и взять поул-позицию, показав самую высокую среднюю скорость. И хотя «если» к гонкам не применимо, именно у Скотта Диксона, благодаря его опыту и хладнокровию, было больше всего шансов одержать победу в 105-м Indy 500. Если бы не технические проблемы с машиной в самом начале гонки.
Скотт Диксон приехал в Индианаполис действующим шестикратным чемпионом серии IndyCar и лидером этого сезона, у которого за плечами 30 поулов и 50 побед в гонках, но лишь одна из них была одержана на гонке Indy 500 в 2008 году. При этом свою последнюю поул-позицию он взял именно на Indy 500 в 2017 году, что означает, что свои титулы в 2018 и 2020 годах он завоевал без единой победы в квалификации. Взяв в этом году поул-позицию, он прервал череду не самых удачных квалификаций.
В этом году Диксон показал максимальную скорость не только в общей квалификации, но и в сегменте Топ-9, опередив восемь остальных спортсменов. Он же стартовал с поула, и он же предусмотрительно отдал лидерство на первых кругах Ринусу ВиКею, чтобы, находясь позади него, иметь возможность сэкономить топливо.
В этом году в серии IndyCar много новичков и молодых 20-летних спортсменов, так что пелотон больше напоминает проблему «отцов и детей», когда старшие гонщики уже перевалили отметку «кому за 40», а младшие только-только осилили два десятка лет.
Интересно, что за прошедшие до Indy 500 пять этапов преимущество было явно у молодежи: четыре из пяти гонок выиграли Алекс Палоу, Колтон Херта, Пато О’Уорд и Ринус ВиКей, и старшему из них — 24 года. Конкуренцию им смог составить только Скотт Диксон, а на овале Индианаполиса еще и Элио Кастроневеш. Эти же гонщики занимают и Топ-7 по итогам шести прошедших этапов. И только уже ниже расположились Грэм Рейхол (32 года), Скотт МакЛохлин (28 лет) и Маркус Эрикссон (30 лет).
Если взять самую престижную «быструю девятку» пилотов Indy 500 2021 года, которая соревновалась между собой за поул, то картина тоже будет весьма впечатляющей:
1. Скотт Диксон, обладатель поул-позиции — 40 лет
2. Колтон Херта — 21 год
3. Ринус ВиКей — 20 лет
4. Эд Карпентер — 40 лет
5. Тони Канаан — 46 лет
6. Алекс Палоу — 24 года
7. Райан Хантер-Рей — 40 лет
8. Элио Кастроневеш — 46 лет
9. Маркус Эрикссон — 30 лет
Такое впечатление, что 30-летний Маркус Эрикссон сюда случайно затесался, да?
Пять из девяти гонщиков, квалифицировавшихся на самых высоких местах, уже достигли 40 лет, а двум из них и вовсе уже 46. Но и молодых чрезвычайно много, и они не просто выступают в гонках и показывают высокие результаты, нет, они сражаются за победы на каждом этапе, за бутылку молока в Indy 500 и даже за титул в чемпионате. Ведь если взять десятку топ-пилотов по итогам чемпионата, то пять из них — как раз та самая молодежь, которая продемонстрировала себя с самой лучшей стороны и в прошедшем индикаре.
В этом сезоне команда Penske впервые с 1978 года заключила контракт с новичком серии, трехкратным чемпионом австралийской серии Supercars Скоттом МакЛохлином, и, похоже, не ошиблась: именно МакЛохлин и показал лучший результат в квалификации из всех пилотов команды. И хотя он стал лишь 17-м, другие пилоты команды — Джозеф Ньюгарден, Симон Пажено — стартовали еще дальше, а Уилл Пауэр и вовсе сражался в квалификации на выбывание с четырьмя другими неудачниками этого сезона.
Впрочем, 40-летних можно найти не только в первой девятке, хотя именно там они демонстрируют вновь и вновь, что могут дать бой молодежи и выиграть его.
Вновь своих болельщиков порадовал и 45-летний Хуан Пабло Монтойя, победитель 2000 и 2015 годов. Монтойя занял место Алонсо в команде Arrow McLaren SP и впервые с 2017 года появился на старте Indy 500. К сожалению, стартовал он лишь 24-м.
45-летний Джимми Джонсон и вовсе только лишь в этом сезоне пересел за руль формулы, решив сменить амплуа после семи титулов в NASCAR. Пока у него получается не слишком хорошо, но прогресс от гонки к гонке очевиден.
Продолжает оставаться в обойме и 44-летний Такума Сато, выигравший Indy 500 в прошлом году и имевший все шансы на победу и в этом. А один из главных любимцев публики Тони Канаан отпразднует в конце 2021 года свое 47-летие.
В этом году для выступления на Indy 500 девушки впервые объединились в команду, чтобы показать, на что они на самом деле способны. Выглядело это красиво! За рулем выступала швейцарская гонщица — Симона де Сильвестро. Гоночный инженер — Лорен Салливан. Руководителем команды тоже является женщина: Бет Паретта. И мы уж не говорим про маркетинг, пиар и другие «простые» женские профессии. Но главное, что четырьмя из семи механиков на питволле тоже были девушки, подготовку они начали проходить за четыре месяца до соревнования, а в гонке справились на отлично.
Команда была создана в январе этого года при поддержке Роджера Пенске, его же коллектив помог и с ключевыми специалистами-инженерами. А вот важную работу споттера выполняла Линда Конти, которая является в некотором смысле даже легендой «Индикара», т. к. за время своей работы на гонках успела сменить много профессий — от механика до менеджера команды.
Один из пилотов IndyCar Джей Ар Хильдебранд сказал, что «если вы в Индианаполисе, и у вас есть дочка, пройдитесь вдоль пит-зоны команды, покажите ей этих девушек и то, как они отлично справляются со своей работой и при этом не перестают улыбаться. Они здесь потому, что считают, что это круто — работать в гоночной команде, и видно, что они на самом деле получают удовольствие!».
P. S. Симона де Сильвестро, к сожалению, в гонке не финишировала, сойдя после инцидента на питлейне на 169-м круге.
Гонки на овалах всегда оказываются больше про топливную стратегию, нежели про порядок смены шин и андеркаты. В Indy 500 средний промежуток между пит-стопами обычно составляет порядка 30-33 кругов и зависит от умения пилотов экономить топливо и появления на трассе желтых флагов или автомобиля безопасности. Также огромную роль играет и время, проведенное на пит-стопе, потому что лишние две-три секунды при такой плотности пелотона грозят потерей сразу многих позиций.
Опытные спортсмены, например, стараются на протяжении гонки отдать лидерство кому-то другому и держаться в районе третьей-четвертой позиции. Дело в том, что лидер сжигает наибольшее количество топлива, а умение удержаться в воздушном мешке позади другой машины позволяет топливо экономить, что в конце концов в совокупности с другими правильными решениями помогает провести меньше пит-стопов.
Пример такого тактического хода мы увидели и в этот раз, когда победитель квалификации Скотт Диксон фактически сразу же пропустил вперед двух молодых и горячих Колтона Херту и Ринуса Викея. Следствием такой тактики и является частая смена лидера, которую мы наблюдаем в Indy 500. Например, в прошедшей гонке за последний 21-й круг Элио Кастроневеш и Алекс Палоу поменялись позициями восемь раз.
Что касается шин, то на овальных трассах они меньше деградируют, а при прохладной погоде, которая сопровождала 105-ю по счету гонку, деградация была совсем незначительной. К тому же на овальных трассах пилоты на протяжении всей гонки используют одни и те же составы шин — в отличие от традиционных автодромов или городских гонок, где обязательными являются два разных комплекта.
За плечами Кастроневеша 22 победы и 32 поула в «Индикаре», и, по статистике, он никогда не заканчивал сезон ниже шестого места.
Его дебют в серии IndyCar произошел 20 лет назад, в 2001 году, когда впервые он выиграл Indy 500. Таким образом этот неугомонный бразилец в этот раз отметил свой 20-летний юбилей в IndyCar.
Но, пожалуй, самое важное, что нужно отметить: на протяжении всех этих лет Кастроневеш выступал за одну и ту же команду — Penske, и только в прошлом году они расстались. За Penske Кастроневеш выступал на протяжении трех сезонов и в чемпионате IMSA, и в прошлом году взял там титул. Но в том же 2020-м Кастроневеш подписал контракт с Arrow McLaren SP на выступление за них во время Harvest Grand Prix, заменив Оливера Эскью, и это была его первая гонка в серии IndyCar не за Penske, а за другую команду. В 2021 году он договорился о выступлении в шести гонках за Meyer Shank Racing.
Когда Роджер Пенске не стал продлевать контракт с Кастроневешом, многие сочли, что карьера бразильца закончена, но не тут-то было.
«Участие в чемпионате IMSA меня многому научило. Когда на треке находятся одновременно автомобили из разных классов и категорий, которые едут с разной скоростью, очень быстро учишься рассчитывать траекторию и возможности обгона с тем условием, чтобы не задеть соперника и не повредить машину. Это было здорово, но совсем не то, чем бы мне хотелось продолжать заниматься. Я хочу продолжить гонять в Indy.
Я был счастлив работать в Penske, вместе мы одержали множество побед, но наше сотрудничество прекратилось, а я все еще хотел вернуться. Я знаю, что многие во мне сомневались, и мне очень повезло, что Майкл (Шэнк) и Джим (Майер) увидели во мне потенциал», — сказал Элио Кастроневеш.
Для команды Meyer Shank Racing, входящей в состав Andretti Autosport (MSR выступают на их автомобилях и с их инженерами) и начавшей расширяться после того, как получили поддержку от Liberty Media, Кастроневеш в любом случае стал бы отличным приобретением, даже если бы и не одерживал победы, потому что его огромный опыт пошел бы на пользу всему коллективу.
Но оказалось, что и в 46 лет Кастроневеш невероятно конкурентен.
«Я знаю, что у людей есть привычка вешать ярлыки», — говорит он. — «Они мысленно пишут на мне число «46» и потом говорят: все, ты уже слишком стар. Но ведь раньше и Марио Андретти, Рик Мирс, Эй Джей Фойт гоняли, когда им уже было за пятьдесят! Можно, конечно, взять парня, который молод и быстр, но сколько денег и времени вы потратите на то, чтобы научить его всему тому, что знаю и умею, например, я?
Что же касается меня как одного из этих “стариков”, то я чувствую, что могу продолжать гонять еще долго. И пока я могу, я буду».
IndyCar прекрасен своей непредсказуемостью и тем, что практически до самого финала невозможно определить победителя. Пилот программы SMP Racing Михаил Алешин, единственный россиянин, который принимал участие в серии, рассказывал, что основная борьба разворачивается на последних 20-30 кругах гонки. Именно тогда становится понятно, кому еще предстоят пит-стопы, а кто может дотянуть и так.
В 2020 году гонку уже во второй раз выиграл Такумо Сато, которому невероятно повезло с аварией Спенсера Пигота за пять кругов до финиша. Сато возглавлял пелотон, находясь под атаками Скотта Диксона, и автомобиль безопасности в прямом смысле слова спас его от решающего обгона. В этом году круговой трафик помог Кастроневешу удержать позади себя Алекса Палоу, и это тоже можно назвать везением. Именно удача и есть тот джокер, который достается в Indy 500 кому-то одному, но и ей надо дать шанс.
«Индикар» прекрасен тем, что шансы есть практически у всех гонщиков, и наблюдать за тем, кто в итоге станет победителем, невероятно интересно. Ну а сами пилоты, конечно же, считают, что гонку мог выиграть каждый из них. И это на самом деле так.
Как мы уже писали выше, все шансы на победу были у Скотта Диксона, если бы не колоссальная потеря времени на пит-стопе в начале гонки под желтыми флагами, введенными после аварии Стефана Уилсона. Он не смог сразу завести машину, команде пришлось изменить стратегию, и в итоге Диксон финишировал только 17-м.
Среди фаворитов был и Грэм Рейхол, который на протяжении почти всей гонки сохранял позицию в Топ-10. Ему и его партнеру по команде Такумо Сато удавалось проходить между заправками по 36 кругов, что стало самой большой дистанцией среди всех пилотов. Но во время пит-стопа механик не успел как следует закрутить колесо, когда выпускающий уже поднял табличку, и это привело к страшнейшей аварии и отлетевшему во втором повороте колесе, которое ударило машину Конора Дэйли.
Что касается Такумы Сато, то он до последнего тянул на пустом баке в ожидании появления автомобиля безопасности, но в этот раз ему не так повезло, как год назад. Желтых флагов не было, и ему все же пришлось заезжать на пит-стоп за шесть кругов до финиша, что отбросило его сразу на 14-е место.
Райан Хантер-Рей, которому категорически не везло в Indy 500 последние два года, в этот раз, казалось, имел на руках все козыри. На протяжении всей гонки он постоянно находился в Топ-5 и не допускал ошибок в гонке, но в этот раз получил штраф за нарушение скорости на питлейне и считает, что причиной тому стала педаль тормоза, которую заело на въезде. Если бы не это наказание, считает Хантер-Рей, он вполне мог бы претендовать на победу.
Можно было бы ожидать, что и сокомандник Райана Хантер-Рея Колтон Херта причислит себя к претендентам на победу, но он удивил, заявив, что «сегодня мы были слишком медленными из-за проблем с балансом машины.
Эд Карпентер, босс собственной же команды, довольно долго держался первого-второго места в пелотоне, периодически разменивая позиции с Ринусом ВиКеем и Конором Дейли, но если те в итоге откатились на восьмое и 13-е места соответственно, то сам их босс финишировал пятым.
Пато О'Уорд постоянно находился в голове пелотона, держась в тройке сильнейших вместе с Алексом Палоу и Кастроневешом, и в конце гонки он был среди главных претендентов на победу. Однако на последнем круге уступил Симону Пажено и финишировал лишь четвертым.
Ну а что касается Алекса Палоу, то хотя он и стал первым среди проигравших, но в любом случае после Indy 500 возглавил турнирную таблицу чемпионата с отрывом в 36 очков от ставшего вторым Скотта Диксона. Последние круги Кастроневеш разыграл как по нотам, исключительно удачно использовав трафик, а затем захлопнув калитку перед носом у Палоу, так что, по сути, тот уже ничего не мог сделать. Зато это вполне может стать Палоу отличным уроком, который он сможет использовать в дальнейшем.
«Это очень обидно», — сказал Палоу после финиша. — «Я никогда не думал, что второе место может причинить столько боли. И все равно я очень горд и счастлив. Ведь у меня очень быстрая машина. Пожалуй, самая быстрая из всех!».
Все результаты можно посмотреть здесь.
Лучшие моменты гонки:
В обзоре использованы материалы и интервью издания The Race