История с подписанием контракта между Mercedes и Льюисом Хэмилтоном тянется с августа 2020 года: если взять за точку отсчета тот момент, когда германская команда объявила о продолжении сотрудничества с Валттери Боттасом. Тогда о контракте со вторым, точнее, первым пилотом команды никто особо не волновался, т. к. и причин думать, что что-то может пойти не так, в принципе не имелось. Mercedes объявили, что с Хэмилтоном идут переговоры, и это выглядело естественно: речь шла о том, что стороны пока не пришли к окончательному согласию относительно сроков и суммы контракта.
Также предполагалось, что имелась и еще одна причина отложить подписание: Mercedes также вел переговоры и с Тото Вольффом, чей контракт также заканчивался в конце 2020 года. Ходили упорные слухи, что у Вольффа есть другие планы, связанные с Формулой 1 отдельно от Mercedes, и частью этих планов называли создание нового коллектива Aston Martin и дружбу австрийского руководителя с канадским миллиардером Лоуренсом Строллом. Исходя из этого по одной из версий Вольфф должен был перейти в Aston Martin и взять с собой Льюиса Хэмилтона, а место британского пилота в команде должен был занять другой британец — Джордж Рассел.
Однако уже 10 сентября стала очевидна несостоятельность этой версии, когда Aston Martin объявили Себастьяна Феттеля в качестве пилота команды на освободившееся место Чеко Переса. После этого Хэмилтону стали пророчить чуть ли не место в Red Bull в качестве напарника Макса Ферстаппена, хотя версий диковиннее и придумать сложно. Для Льюиса Хэмилтона в случае, если он остается в Формуле 1, есть лишь один приоритет — восьмой титул, который позволит ему стать самым титулованным спортсменом в истории Формулы 1 — рекорд, который вряд ли кто сумеет перебить в ближайшее время.
Собственно, у Хэмилтона есть для этого все возможности, даже пандемия коронавируса сыграла ему на руку, став причиной переноса введения нового технического регламента, тем самым продлив победный период Mercedes. Вряд ли британский чемпион настолько рассеян, что не понимает, что это дает ему реальный шанс на пути к восьмому титулу, и колеблется в решении — заключать контракт или нет.
Взаимосвязь контракта Хэмилтона с продлением Тото Вольффа в качестве руководителя команды также отпала после того, как в середине декабря Вольфф подписал новый контракт с Mercedes и стал владельцем трети акций команды.
Так что же там происходит на самом деле и не закончится ли вся эта задержка неожиданным финалом?
Несмотря на то, что Тото Вольфф милый и улыбающийся, общительный и эмоциональный, он очень умный и жесткий менеджер, который привык любую ситуацию использовать на 1000%. При этом он обладает исключительным талантом не наживать себе врагов и сохранять со всеми хорошие отношения.
Так что нет ничего удивительного, что и ситуацию с заболеванием Хэмилтона коронавирусом во время Гран-при Сахира Вольфф использовал на полную, сделав единственно правильную вещь и посадив за руль машины Льюиса Джорджа Рассела. У Вольффа был выбор (например, Стоффель Вандорн), однако ситуация предоставляла великолепный шанс, и он им воспользовался. И хотя многие западные журналисты пишут, что результативное выступление Рассела для Mercedes стало сюрпризом, я уверена, что для Тото Вольффа никакого сюрприза не было. Сюрпризом, скорее, стал тот факт, что Рассел не смог подняться на подиум или победить в гонке из-за ошибки команды: Вольфф явно ожидал, что Рассел покажет высокий результат и не только подтвердит свои претензии на место в Mercedes в будущем, но и станет хорошим козырем для дальнейших переговоров с Льюисом. Впрочем, козырем он и так стал.
То же самое однозначно понял и Хэмилтон. Ситуация с привлечением в качестве пилота Рассела категорически не пошла ему на пользу и поставила под угрозу его статус, и это одна из причин, почему он приложил все усилия, чтобы не пропустить следующий ГП — в Абу-Даби. Если в первый раз Рассел хотя бы не смог одержать победу, то вот во второй он бы это обязательно сделал, и положение семикратного чемпиона не просто бы пошатнулось, а рухнуло. Это еще одна из причин, почему Льюис непрерывно ворчал, что Рассел испортил ему машину, хотя вряд ли ему было в ней после Рассела более некомфортно находиться, чем самому Джорджу с учетом его роста и размера обуви.
Вольфф поддерживает Хэмилтона, потому что Вольфф, в отличие от многих, играет честно, но и интересы команды для него на первом месте. Теперь же он может апеллировать к результатам Рассела, чтобы «прогнуть» чемпиона. Но будет ли он это делать? Сомневаюсь.
Несмотря на то, что контракт до сих пор не подписан, в стане Mercedes нет никакого волнения на эту тему, иначе бы все это уже давно выплеснулось наружу, а все СМИ и эксперты захлебывались от грозящего разразиться скандала.
Более того, еще в конце прошлого года в заявках на сезон, поданных в FIA от команд Формулы 1, Mercedes указали Льюиса Хэмилтона и Валттери Боттаса, и произвести замену сейчас будет уже нелегко. Кроме того, и сам Тото Вольфф почти во всех своих интервью говорит об этом как о решенном вопросе, сообщая, что команда по максимуму будет поддерживать Хэмилтона, чтобы привести его к восьмому титулу.
Правда, иногда он позволяет себе шутки вроде того, что уже сам готов сесть за руль Mercedes, если они не договорятся с Хэмилтоном, но при этом он ни разу публично не «шантажировал» его возможностью посадить другого пилота.
В интервью одному из европейских изданий Тото Вольфф сказал: «Наше длительное партнерство не может быть связано ни с какими угрозами. Мы хотим участвовать в Формуле 1 вместе, и теперь нам просто остается договориться».
На самом деле жизнь Mercedes и Льюиса Хэмилтона продолжается в том ключе, как будто они уже обо всем договорились, просто не объявили об этом. Хэмилтон рассказывает о своих тренировках, которые успешно помогают ему вернуть былую форму, Mercedes — о том, как они дорабатывают машину к сезону и выкатят ее только непосредственно перед тестами, столько важной работы предстоит.
Но главное — все абсолютны спокойны. И это причина думать, что все будет как прежде.
Здесь мы можем оперировать только слухами, потому что подробности контрактов — это то, что Формула 1 бережет пуще зеницы ока.
Самая популярная версия гласит, что Хэмилтон заинтересован в трехлетнем контракте с ежегодным жалованием в 50 млн долларов. По другим версиям, сумма колеблется от 40 до 60 млн, а о сроке упоминают далеко не всегда. Есть еще мнение, что британец сам предлагает сократить свою зарплату, но в ответ хочет получать процент от прибыли команды, чтобы иметь надежные тылы на то время, когда он решит покинуть Формулу 1.
С другой стороны, говорят, что Mercedes не хотят заключать столь продолжительный контракт и предлагают чемпиону двухлетнее соглашение, а сумму надеются уменьшить до 30 млн в год. Одна из причин — тотальное сокращение расходов исходя из планов урезания бюджетов команд у FIA, а также сокращения зарплат у сотрудников завода в связи с экономией из-за пандемии коронавируса.
Однако после подписания одного из крупнейших контрактов с Ineos, которые теперь владеют 30% акций команды, понятно, что дефицита средств в Mercedes F1 не наблюдается, а победы в Кубке конструкторов принесут еще больше денег. Тогда почему бы Льюису и впрямь не потребовать себе больший гонорар — раз бюджет команды позволяет им не экономить? Вполне логичное желание.
Как говорят, нет дыма без огня, и вполне возможно, что один из этих пунктов — или все сразу — не так далеки от истины. Однако ощущение, что эта версия больше придумана для СМИ и зрителей и имеет мало общего с действительностью, остается. Если рассмотреть ситуацию бесстрастно, то Mercedes сейчас находится в менее выигрышной ситуации, нежели Льюис. Хэмилтон неоднократно говорил, что в целом готов сменить род занятий и уйти из чемпионата, а вот команде сейчас будет уже сложновато найти ему замену: это будет либо не дешевле (и не факт, что лучше), либо классический дауншифт, так что, похоже, им лучше согласиться на его условия.
В первых числах января в СМИ появилась информация, что контракт уже был подписан в прошлом году, просто стороны не объявляют об этом событии. По информации из того же источника, контракт рассчитан на два года с опцией на продление, а общая сумма за год с учетом выплат за победу в чемпионате может превысить даже все самые смелые ожидания.
И, несмотря на то, что после подобных новостей появлялись и опровержения, создается ощущение, что вопрос уже решен.
Интересно, но английское издание Formula1News опубликовало результаты проведенного опроса, в котором задавало своим читателям вопрос, стоит ли команде Mercedes заменить Хэмилтона на Рассела. Подавляющее большинство высказалось за, мотивируя это тем, что в чемпионате уже давно пора сменить лидера.
На самом деле для зрителей гораздо интереснее было бы не сменить лидера, когда в верхней строчке просто изменится имя, а организовать соперничество внутри команды. А этого можно достичь, заменив Расселом не Хэмилтона, а Боттаса. И вот тогда накал страстей станет 100%, а результат — непредсказуемым.
Другой вопрос, что Mercedes, у которых уже есть опыт сражений Хэмилтона и Росберга, вряд ли пойдут на такой эксперимент снова и разрешат внутрикомандную борьбу. Все же Кубок конструкторов для команды-производителя имеет первостепенное значение.
На самом деле особой интриги в этом нет, и история будущего Джорджа Рассела довольно прозрачна. Он всегда был пилотом Mercedes, а после его успехов на Гран-при Сахира, им явно и останется. После его титула в Формуле 2 он был фактически «сдан в аренду» Williams — набираться знаний и опыта, а его трехлетний контракт на тот момент оказался самым «кабальным» и «провальным» из всех, что подписали выходцы Формулы 2 2018 года.
После его невероятного выступления на ГП Сахира стало понятно, что переход в старшую команду — вопрос времени, но пока ему все же еще придется провести один сезон в Williams. Но кого же он там заменит? Вполне возможно, что нас будет ожидать сюрприз, но вряд ли его инициатором станет команда или Тото Вольфф, так что, скорее всего, в 2022 году Рассел сменит Боттаса, проведет свой первый сезон за Mercedes, а там, глядишь, и Хэмилтон решит завершить карьеру. Кстати, в 2023 году заканчивается и контракт Ферстаппена с Red Bull, и если Быки не смогут переломить ситуацию, а Mercedes останется фаворитом и в дальнейшем, то пара Ферстаппен — Рассел сможет буквально «взорвать» Формулу 1.
В любом случае хочется верить, что Рассела ждет большое будущее. Только ждет ли оно Mercedes после смены регламента — вот в чем вопрос.