Начиналось это масштабное соревнование с почти случайного заезда четырех олдтаймеров шесть лет тому назад, затем стали подтягиваться другие энтузиасты и любители «классики», мероприятие стало превращаться в классический Гран-при, который мы сейчас знаем, многие участники переросли формат тайм-аттака и решили попробовать себя в полноценных гонках, и вот в прошлом году была пройдена заветная отметка в 100 участников зачета «Спорт». А в новом сезоне организаторы решили дополнить формат гоночного уикенда, развернув в паддоке автодрома площадью четыре гектара полноценную фестивальную историю.
Впрочем, клубы классических автомобилей приглашали и раньше, но сейчас было решено поставить это на широкую ногу и объявить фестиваль «Московская классика». Два дня огромное количество автомобилей и посетителей осаждало подмосковный автодром, и неспроста: здесь было на что посмотреть. Сюда приехали и Porsche club, Jaguar Club, и Defender Club, «Клуб 21б» — любители американской классики — привезли свои экспонаты клуба 21, свою технику выставило даже Министерство обороны и ДОСААФ. Но самое большое количество участников приехало на всех моделях «Жигулей» самых разных годов выпуска.
Идеолог и организатор фестиваля и соревнования Александр Смирнов рассказал, что автомобиль, чтобы стать олдтаймером, должен насчитывать не менее трех десятков лет, однако с советскими машинами ситуация обстоит иначе: и «Жигули», и «Волги», и «Москвичи» производились с одинаковыми моторами и на одной базе, независимо от года выпуска. Таким образом, организаторами было принято решение допускать к фестивалю и соревнованиям все классические советские автомобили. В спортивном зачете имеет значение лишь объем двигателя.
«У нас есть “Волги” как с 402-м мотором, так и с 406-м, более современным и надежным, — рассказал Александр Смирнов. — Благодаря своей надежности он оказывается и более экономичным, позволяет меньше вкладывать в него денег и фактически целый сезон отъездить без ремонта. В прошлом году после нескольких гонок мы вскрыли один из таких двигателей и поняли, что нет необходимости заменять даже вкладыши. Что же касается 402-х моторов, то они гораздо более требовательные и капризные, и им после каждой гонки нужна обязательная ревизия двигателя».
Еще пять лет тому назад интересными и престижными считались классические европейские и американские автомобили — именно они были пионерами MCGP, однако очень скоро здравый смысл возобладал у участников над престижем: иностранные автомобили ломались не хуже отечественных, а вот их ремонт и восстановление, а также обязательное обслуживание, оказались очень дорогими. Так и получилось, что из дедушкиных гаражей стали доставать советских старичков, подготавливать их под спортивный зачет и выезжать на трек. «Европейцы» тоже остались, и среди них есть весьма интересные экземпляры. В этот раз в спортивном зачете Touring Mondial на старты вышел уже хорошо известный Austin Mini 1971 года, принадлежащий Даниэлю Ам Энде; два Porsche 911 1971 и 1980 годов Михаила Тюрина и Александра Дрогина соответственно, и два «баварца» — BMW 316 M21 и BMW 320 V21 Gr2 Ильи Козлова и Максима Жаркова.
Что касается спортивных зачетов, то здесь организаторы пошли по правильному пути, разделив соревнующихся на большое количество классов: в конце концов, на такие гонки люди приезжают, чтобы получать удовольствие, и лишняя награда только добавит позитива участникам.
В этом году были объявлены следующие зачеты: «Стандарт» (полностью стоковые автомобили), «Москвич 1600», «Москвич 2000», «Жигули 1300», «Жигули 1600», «Жигули +», «Волга», «Волга 406», Formula Vostok (1300), Formula Mondial (1600), Touring Mondial.
По словам Александра Смирнова, самый доступный класс — именно «Стандарт», который не допускает никаких доработок за исключением безопасности. Такая машина может стоить порядка 350–400 тысяч рублей, а из сезонных затрат сюда добавляются еще расходы на спортивную экипировку, доставку машины на трассу, стоимость резины, топлива и стартовые взносы (последние на сезон составляют 45 тысяч рублей). Общая же сумма расходов с учетом всех нужд составит, по предварительным подсчетам, в среднем порядка 150 тысяч.
Для тех, кто хочет попробовать себя в автоспорте, это отличный и очень бюджетный «входной билет». К тому же еще и хорошая школа: простые машины без новомодных примочек, на которых правильно учиться спортивному вождению, невысокие скорости и большое количество соперников, в том числе и на старте.
Технический регламент для соревнований написан таким образом, чтобы участники MCGP могли участвовать на этих же машинах как в прибалтийских соревнованиях (где советская «классика» очень популярна), так и в нижегородских вроде «Янтарной Волги» и других.
Александр Смирнов рассказал, что при составлении регламента он использовал уже имеющиеся правила классических гонок, объединил их и внес определенные дополнения. Теперь технический регламент стал более доступным, а спортивный, наоборот, более жестким. «Мы стараемся избегать всех стремлений к удорожанию и так называемой “гонки вооружений”, стремимся к демократичности. Именно в связи с этим и введены 406-е моторы на “Волгах”. Там можно многое делать, но нельзя увеличивать объем и дорабатывать серийный впускной коллектор. А поскольку его пропускная способность остается неизменной, то чтобы ты не делал, ты все равно, по сути, будешь ехать как ехал. Поэтому необходимость в увеличении бюджета отпадает».
В этом году к участию в MCGP было заявлено 105 спортсменов и десять команд, сражающихся в командном зачете. На объединенном старте зачетов «Жигули 1300» и 1600 было столько участников, что им даже не хватило стартовой прямой, чтобы разместиться: хвост заворачивался в поворот. Здесь едет большое количество пилотов, как новички, так и опытные, как молодые, так и постарше, мужчины, женщины, спортсмены и любители. Именно здесь в списках пилотов такие имена, как Александр Нуждин, Иван Самарин, Илья Кашин, Дмитрий Королев, а в этом году к ним прибавилась еще и одна спортсменка, правда, выступающая совсем в другой дисциплине автоспорта — дрифте — Екатерина Набойченко.
Команда «УГМК Моторспорт» предложила Кате попробовать себя не просто на кольце, но в классических гонках. Ее первое выступление состоялось две недели тому назад на латвийской трассе Бикерниеки, которая произвела на нее неизгладимое впечатление. Тогда из шести участников в классе она заняла четвертое место, что неплохо для абсолютного новичка, не знакомого ни с трассой, ни с машиной. В этот раз она стала седьмой из девяти «одноклассников»:
«На автодроме Moscow Raceway такая широкая и ровная трасса и такие масштабные зоны вылета, что ехать совсем не страшно. Другое дело — Бикерниеки или мой любимый дрифт: и там, и там бетонные отбойники иногда приходится проходить в нескольких сантиметрах! Вот это адреналин!» — рассказала Катя.
Тем не менее, увлекшись борьбой и обгонами, Катя допустила в первой гонке ошибку, которая привела к развороту и потере отыгранных позиций. Во втором же заезде на выезде с питлейна пересекла белую линию и получила штраф проездом по питлейну.
«Это очень обидно, но в итоге закономерно, — рассказала Екатерина. — Я еще допускаю ошибки, и это естественно для второй гонки в жизни. Но главное — я поняла, что кольцевой автоспорт может быть очень интересным и увлекательным, и я хочу от всей души поблагодарить команду “УГМК Моторспорт” за то, что они предоставили мне шанс это понять и прочувствовать!».
Большой пелотон собрали и «Волги», а вот формул в этом году было немного, и преимущественно формулы «Эстония-21» и -25 в зачете Mondial (1600), хотя была еще «Эстония-20» и -21М, а также формула «Рейнард». Однако именно в формульном классе, всегда считавшемся элитарным и «рафинированным», принимают участие самые известные пилоты предыдущих лет и ветераны автоспорта. Здесь едут Михаил Ухов, Александр Потехин, Александр Нестеров; на такой формуле два года назад выезжал на трек сам знаменитый «дед» Эдгард Линдгрен. Выезжал на своей старой «Эстонии» здесь и Михаил Алешин. И в то же время классическая формула привлекательна и для молодых пилотов. В этот раз первое место в зачете занял Роман Мавланов, выступающий в мировых гоночных сериях, а на старт также выходили Виталий Ларионов и Максим Пикулев, участвующие в российском ралли-кроссе.
Однако, по словам Александра Смирнова, самым зрелищным всегда является класс «Волга». Еще в советские времена этот класс всегда завершал соревнования: именно ради него и приходили многие зрители.
«Это самые яркие машины, но в то же время весьма специфичные — они очень широкие, и если “Жигули” могут входить в повороты по пять штук, то “Волг” помещается не больше трех, остальные уже оказываются за пределами трассы. К тому же у нас все “Волги” красиво расписаны или оклеены, у каждой — специальный обвес. Я ни в коем случае не умаляю ценность ни одного, ни другого класса, но все же “Волги” занимают главное место!».
К сожалению, несмотря на зрелищность, трибуны все равно пустовали: гонки как таковые были интересны лишь небольшому количеству зрителей, посетивших фестиваль «Московская классика». Зато в паддоке оба дня было огромное количество народу, ведь там всегда есть чем заняться: посмотреть дрифт-шоу, поездить на картах, покататься на аттракционах, принять участие в тест-драйве, да и просто посмотреть на различные, иногда уникальные, экспонаты. И это несмотря на то, что в этом году организаторы события сделали вход по билетам стоимостью от 500 руб. Ну а дополняли удовольствие от зрелища настоящее мороженое из ГУМа и аутентичная газировка из советских времен.
Следующий этап MCGP состоится на автодроме Moscow Raceway 21–22 июля.