В предыдущем материале, который открывал нашу новую серию статей про гоночные автомобили, мы начали рассказ с Porsche — просто потому, что считаем этот бренд и его автомобили квинтэссенцией гонок и воплощением автоспорта. Но теперь пора воздать должное первопроходцам и поговорить о тех, кто на самом деле построил первый гоночный автомобиль в мире.
Считается, что это — Peugeot.
Честно говоря, это довольно спорное утверждение, т. к. Peugeot получили этот статус благодаря своему участию в первом официальном соревновании, состоявшемся в 1894 году на маршруте от Парижа до Руана. Но, во-первых, организаторы сами называли это мероприятие «не гонкой», а во-вторых, и помимо Peugeot участников было хоть отбавляй: 102 заявки!
Правда, в итоге на квалификацию вышло всего 25 автомобилей, а к заездам было допущено и того меньше: 21. До финиша же добрались и вовсе 17. Но в остальном все прошло, как было задумано. Какие же марки автомобилей принимали участие? Их было довольно много. Прежде всего это были Peugeot, оснащенные бензиновыми двигателями Daimler. Еще были Panhard et Levassor (Панар и Левассор) — одна из первых французских компаний, занявшихся производством автомобилей, которая затем вошла в состав Renault. Их профилем были военные и легкие тактические автомобили. Panhard et Levassor также использовали моторы Daimler. Еще на старт вышел один бензиновый Benz, несколько паровых Serpollet, а также автомобили под названиями Scotte, De Mantais, Gautier-Wehrle, Le Brun и другие.
Peugeot начинали свою историю автомобильного бренда (а до этого они занимались мельницами и мельничными жерновами всех видов, включая перечницы и солонки: их лого вы и сейчас можете увидеть на донышке) с Peugeot Type 1 — трехколесного и парового. Мощность его двигателя достигала 5 л.с., а максимальная скорость составляла порядка 25 км/ч. Вполне возможно, что он тоже участвовал в каких-то гонках, но точных данных у нас об этом нет.
На старт гонки «Париж — Руан» вышел Peugeot Type 5, уже с бензиновым двигателем мощностью 3 л.с. Более того, в той гонке до финиша добрались целых пять автомобилей Peugeot, и они были признаны победителями в командном зачете.
Первое место в той гонке занял паровой автомобиль De Dion-Bouton, создатели которого были известны своими локомотивами. Несмотря на то, что эта компания уже почти 90 лет как не существует, в свое время они были очень известны и пользовались популярностью за свою надежность и качество. В любом случае мы видим, что и у других производителей имелись все шансы называть свои автомобили первыми гоночными в истории, в том числе и у Benz, однако из них из всех только Peugeot как полноценный бренд дожил до наших дней и до сих пор принимает участие в гонках. Так что если и не первые, то уж точно главные долгожители автоспорта!
Линейная гонка «Париж — Бордо — Париж» стала первой официальной гонкой в мире — раз уж организаторы пробега до Руана 1894 года назвали его «не гонкой». Протяженность заезда составляла 1178 км, и прохождение дистанции заняло у победителя 48 часов и 48 минут.
Peugeot Type 7, вышедший на старт, отличался от предыдущей версии Type-6 новым двигателем, который был почти в два раза мощнее предыдущего: уже 3,7 л.с. вместо 2 л.с.
Первым в гонке вновь финишировал Panhard et Levassor — на этот раз под управлением Эмиля Левассора, а ближайший Peugeot Поля Кехлина сумел добраться до финиша лишь 11 часов спустя. Но тут разворачивается целая история, приведшая к первой гоночной дисквалификации в мировом автоспорте: и Левассора, и финишировавшего следом за ним Луи Ригуло лишили победы на основании того, что их автомобили не соответствовали регламенту соревнования в борьбе за главный приз (они были двухместными, а не четырехместными, как требовалось). Поэтому приз перешел к Полю Кехлину, а Peugeot стали первыми официальными победителями первой официальной гонки в мире!
Любопытная ремарка: именно в этой гонке было и еще одно «впервые»: братья Мишлен впервые выставили к участию автомобиль на пневмошинах — L’éclair, который всем доказал надежность таких покрышек.
25-26 июня 1912 года в городе Дьепп состоялась первая гонка Гран-при, в которой приняли участие шесть производителей в классе с объемом двигателей свыше трех литров (включая Peugeot), и 13 производителей в классе объемом до трех литров. Peugeot представили модель L76, которая обладала 4-цилиндровым двигателем объемом 7,6 литра (отсюда и индекс в названии, где L обозначала Lion), мощностью 130 л.с. и развивала скорость до 190 км/ч.
Главными соперниками Peugeot стала команда FIAT, и довольно долго они держались в лидерах. Но Peugeot вновь повезло: их соперника снова дисквалифицируют (на этот раз за дозаправку в неположенном месте), и Peugeot одерживают победу. Правда, следует оговориться, что за тот же проступок был дисквалифицирован и еще один Peugeot, так что никакого корпоративного коварства здесь не было.
В том же 1912 году, несколько месяцев спустя, еще один Гран-при Франции состоялся в Ле-Мане, и там вновь победили Peugeot.
После модернизации объем двигателя машины уменьшили на два литра, и она отправилась на следующий год на Гран-при Франции в Амьене — уже как L56.
В 1913 году Peugeot одерживают еще одну победу: Жюль Гу выигрывает в США гонку «300 миль Индианаполиса», показав среднюю скорость в 122,155 км/ч. В 1916-м его успех продолжает Дарио Реста, но уже на автомобиле с 4,5-литровым двигателем. В 1919 году третью победу в «Инди» приносит Хауди Уилкокс.
Различные Peugeot принимали участие не только в западно-европейских или американских соревнованиях, выступали они и в царской России. В 1912 году в Симферополе г-н Обуховский на Peugeot с двигателем мощностью 12 л.с. проехал круг длиной две версты за 1:58, показав второй результат. А в ледовой гонке «Санкт-Петербург — Кронштадт – Санкт-Петербург» в 1914 году на Peugeot выступала г-жа Орлова, правда, финишировать она не смогла. В 1916 году в заезде на версту с хода на Волхонском шоссе под Петроградом гонщик Диени на своем Peugeot поставил третий результат, но уже после финиша попал в аварию и погиб…
Автомобиль Peugeot 402 Darl'mat Special Sport был создан на основе 402 Leggera Special Sport одним из крупнейших на тот момент дилеров Peugeot Эмилем Дарлматом для участия в гонке «24 часа Ле-Мана» 1937 года. Дармлат же создал команду и выставил три экипажа, которые благополучно финишировали на седьмом-восьмом-девятом местах в абсолюте, а также завоевали первые три места в классе 2,0 литра.
На следующий год Дарлмат выставил уже один экипаж — Шарля де Кортанца и Марселя Конте. Экипаж прошел 214 кругов (победитель финишировал после 235 кругов) и закончил гонку пятым в абсолюте и первым в классе 2,0 литра.
В тот период Peugeot будут еще пару раз замечены на старте знаменитого марафона, но свою следующую победу одержат там лишь в 1992 году с Peugeot 905 Evo 1B.
Это ралли проводится в Кении с 1953 года, и на протяжении нескольких лет даже входило в чемпионат мира. Peugeot, которые решили обратить свои взгляды с асфальтовых кольцевых гонок на внедорожные, выбрали его для участия как одно из самых сложных. В 1960 году появился Peugeot 404, созданный Серджио Пининфариной. Но, несмотря на свой изящный дизайн и силуэт, этот Лев оказался самой что ни на есть рабочей лошадкой и послужил прототипом для большого количества моделей коммерческого транспорта. Сгодился он и для «Восточно-африканского сафари». В итоге Ник Новицки и Берт Шанкланд одержали четыре победы в абсолюте на протяжении нескольких лет — отличный результат.
А затем 404-му пришел на смену его преемник Peugeot 504 и продолжил победное шествие.
Peugeot 504 начали выпускать в 1968 году — он стал вполне достойным преемником 404-му как в гражданской, так и в спортивной жизни.
Он также одерживал несколько побед в «Восточно-африканском сафари» — дважды, если быть точными, причем в те годы, когда оно проходило в статусе этапа чемпионата мира: в 1975 и 1978 годах. В 1978-м под капотом Peugeot 504 в кузове купе стоял уже V6 объемом 2,7 литра мощностью 144 л.с. — намного более мощный.
Еще в 1975 и 1976 годах Peugeot 504 завоевал две победы подряд в ралли «Марокко». А затем Peugeot 504 V6 coupe одерживают победу в ралли «Бандама и ралли в Кот-д'Ивуаре.
Несмотря на то, что Peugeot принимали участие в отдельных этапах чемпионата мира по ралли, их полноценным дебютом в WRC можно считать лишь 1984 год. Сама команда Peugeot-Talbot Sport была основана в 1981-м, и руководил ею тот самый Жан Тодт, который потом долгое время руководил Scuderia Ferrari, a сейчас дорабатывает свой срок на посту президента FIA.
Перед Жаном Тодтом стояла задача построить конкурентный автомобиль, который мог бы побеждать в чемпионате мира по ралли в группе B, и за два с лишним года команда с этой задачей справилась. Получилась отлично сбалансированная машина мощностью 340 л.с. с развесовкой в пользу задней оси, топливным баком в 110 литров и максимальной скоростью в 210 км/ч.
С середины сезона 1984 года команда Peugeot-Talbot Sport выставила на чемпионат экипаж Ари Ватанена и Терри Харримана, который сумел выиграть три из четырех финальных этапов. Следующий сезон Ватанен также начал с двух побед, но на ралли «Аргентина» попал в страшную аварию, после которой восстанавливался полтора года. Его заменил Тимо Салонен на доработанном Peugeot 205 T16 Evo2, и в итоге одержал победу в чемпионате в командном зачете, «подвинув» даже Audi Quattro.
В 1986 году, последнем зачетном для группы В, Peugeot вновь одерживает победу. После запрета Группы В они переключают внимание на ралли-марафон «Париж — Дакар». Командой продолжает руководить Жан Тодт, а за руль одного из Peugeot 205 T16 он приглашает вернувшегося в гонки Ари Ватанена. Это было удачное решение: в 1987 году Ватанен одерживает свою первую победу в марафоне. Возможно, он бы повторил этот успех и на следующий год, но…
В 1988 году происходит крупнейший скандал (или мистификация) с новым Peugeot 405 T16, на котором Ари Ватанен лидировал всю первую часть марафона: машину крадут во одном из африканских городов во время ночной стоянки. Спустя некоторое время ее находят, но в итоге победу одерживает другой Peugeot: старый добрый 205 Юхи Канккунена, а Ватанену приходится ждать до победы еще год.
В 1989 году Ари Ватанен одерживает победу на ралли «Париж — Дакар» за рулем Peugeot 405, подтверждает ее в 1990-м, а заодно устанавливает и рекорд на гонке Pikes Peak.
Pikes Peak, как и «Ле-Ман» всегда был хорошим маркетинговым ходом, поэтому Жан Тодт решает отправиться в 1987 году с оставшимся после WRC Peugeot 205 T16 в Колорадо, предполагая, что машина покажет себя успешной. Однако он ошибся.
Уже первые тренировки показали, что 205-й глобально проигрывает Audi Quattro S1. В подъеме на холм Peugeot сумели занять два оставшихся места на подиуме, но разница с Вальтером Рерлем за рулем Audi была просто колоссальная. Так что к заезду-1988 они начинают строить автомобиль на базе 405-го. Peugeot 405 Т16 в версии Pikes Peak весил 950 кг и обладал мощностью 650 л.с. Машина была продумана до малейшей детали, и она вполне могла бы обыграть Audi Quattro, если бы те… не снялись с гонки! Чтобы все равно доказать свою состоятельность, французы решают пойти на установление рекорда.
Команду представляли два финских гонщика: все те же Ари Ватанен и Юха Канккунен. Погода была сложная, где-то на трассе было сухо, где-то шел дождь, а совсем высоко в горах даже выпал снег. Канккунен не сумел приблизиться к рекорду, но вот Ватанену повезло больше: в 1989 году он устанавливает рекорд Pikes Peak: 10:47,22.
В 1990 году 405-й одержал еще одну победу в Колорадо, но улучшить время не смог.
Peugeot 905 отличается от всех остальных гоночных Peugeot тем, что первым был разработан с нуля именно для гонок, а точнее, для чемпионата мира по спорткарам согласно новому техническому регламенту, в то время как остальные строились на базе существующих гражданских моделей.
Как бы ни ругали Жана Тодта за разные истории, но одно про него можно сказать точно: все свои команды он приводил к победам, точно выбирая цели и используя правильные инструменты для их реализации.
905-й, построенный с использованием карбонового шасси легкосплавного V10 турбо мощностью 660 л.с., был просто красавцем, но, к сожалению, слишком медленным и ненадежным. Апгрейд модели, в том числе по аэродинамике, привел к появлению Evo 1b, а затем и Evo 2. Однако неудача самого чемпионата сказалась и на всех участниках. Команды покидали чемпионат одна за одной, конкуренции практически не было. Последней гонкой для 905-го стали «24 часа Ле-Мана» в 1993 году, где Peugeot полностью оккупировали весь подиум. И хотя говорят, что неважно как, если это победа, история помнит, что соревноваться в тот год Peugeot было особо не с кем: единственная Toyota TS010 не была им конкурентом.
Несмотря на участие в гонках на выносливость, в Peugeot хорошо помнили про свои титулы в чемпионате мира по ралли, и в 1998 году, спустя 12 лет после группы В, объявили о своем возвращении.
Новый полноприводный 206WRC, созданный на базе специально произведенного 206 GT, имел 2,0-литровый 4-цилиндровый двигатель мощностью 304 л.с. и нестандартную КПП, установленную продольно за двигателем (сказался дефицит места).
Первый старт автомобиль взял на шестом этапе WRC 1999 года, но, судя по не самым высоким результатам, машину надо было дорабатывать. Так появилась версия Е2. Вторая половина 2000 года принесла много побед и сразу два титула — в личном зачете и зачете производителей. А затем еще один в личном и два Кубка конструкторов.
Всего за четыре года своего участия в чемпионате мира по ралли Peugeot 206 WRC завоевал 24 победы на этапах соревнования.
Интересно, что для своих прототипов 908 Turbo Diesel FAP и 908 Hybrid4, построенных под участие в гонках на выносливость, Peugeot выбирает дизельные двигатели, что достаточно редко для гоночных автомобилей такого уровня. Но аналогичные моторы «на солярке» использовали и Audi, в то время как остальные участники класса LMP1 предпочитали бензин.
В 2007 году на гонке «1000 км Монца» Peugeot одержали свою первую победу, а в том же году в Ле-Мане после блестящей квалификации к финишу в гонке приехали только вторыми, с отставанием в десять кругов от Audi. На следующий год история повторилась: лучшее квалификационное время и вновь только серебро и бронза в гонке.
Зато пришедший на смену в 2009 году гибридный Peugeot 908 HDi FAP показывает себя намного лучше: две из трех машин производителя одерживают двойную победу в гонке: это успех! А вот 2010 год становится для них настоящим кошмаром: ни один из трех французских автомобилей не сумел завершить гонку, несмотря на три лучших времени в квалификации. Один из-за проблем с двигателем не смог выйти даже на старт, другой сошел в самом начале из-за проблем с трансмиссией, а третий до последнего сражался за места на подиуме, пока незадолго до финиша у него не взорвался мотор.
2011 год стал последним для марки в гонках на выносливость. Они как настоящие львы сражались в Ле-Мане за победу, но фортуна была не на их стороне. Peugeot пришлось довольствоваться местами со второго по четвертое, в то время как первое заняли вновь Audi.
Перед тем, как объявить о своем уходе, Peugeot одержали победу в Серии Ле-Ман (LMS) в том же году.
В конце 2012 года Peugeot вновь решают вернуться на Pikes Peak. Для этого в рекордные сроки (за четыре месяца) был построен 875-сильный Peugeot 208 T16 с 3,2-литровым V6 и несколькими основными узлами от 908 Le Mans. Это был совместный проект с Red Bull, и «газировка» настояла на том, чтобы за руль сел Себастьян Леб. Впрочем, Peugeot и не возражали.
В июне 2013-го девятикратный чемпион мира по ралли установил новый рекорд при подъеме на вершину Пайкс-Пик — 8 минут 13,878 секунд, что оказалось на полторы минуты быстрее предыдущего! Этот рекорд до сих пор не побит.
В 2014 году команда Peugeot-Hansen выставляет на чемпионат мира по ралли-кроссу (FIA World RX) 600-сильный Peugeot 208 WRX. Однако в первый год они становятся в командном зачете лишь третьими. Зато в 2015-м Тимми Хансен и Дейви Жанне завоевывают командную победу, а в личном зачете Хансен получает серебро, уступив лишь Петтеру Сольбергу.
В 2016-м после успехов на ралли «Дакар» с командой Peugeot Total (четыре выигранных этапа после первого участия) Себастьен Леб присоединяется к команде Peugeot-Hansen в соревнованиях по ралли-кроссу. Вместе с Тимми Хансеном они привозят французской команде титул вице-чемпиона мира в командном зачете.
В 1990 году Peugeot покинули «Дакар», чтобы спустя четверть века вновь вернуться в этот изнурительный марафон. В первую гонку, проводившуюся в Латинской Америке, французская команда привезла Peugeot 2008 DKR, но гонка не сложилась. Зато участие спустя полгода на ралли «Шелковый путь» принесло им двойной триумф: Стефан Петрансель стал победителем, а Сирил Депре занял второе место.
2016-й принес им долгожданную победу в легковом зачете «Дакара»: Стефан Петрансель с Жан-Полем Коттре стали самым национальным экипажем на самой национальной машине! Их успех подтвердили товарищи по команде Сириль Депре и Давид Кастера, которые принесли Peugeot вторую победу в ралли «Шелковый путь».
На смену Peugeot 2008 DKR приходит 3008 DKR. На «Дакаре»-2017 340-сильный дизельный двигатель привозит французскую команду к тройному подиуму, что становится лучшим достижением команды в ралли-рейдах: Стефан Петрансель, Себастьян Леб и Сирил Депре не оставляют никому ни единого шанса.
В 2018-м первое место вновь досталось Peugeot: на этот раз лидером зачета стал Карлос Сайнс. Стефану Петранселю, после аварии на предпоследнем этапе досталось лишь утешительное четвертое место. В прошлом году Себастьян Леб, выступавший на Peugeot, стал третьим. В 2020-м французы от участия в «Дакаре» отказались.
В ноябре прошлого года появилась информация о том, что Peugeot раздумывают над возвращением в гонки на выносливость и даже собираются построить автомобиль в соответствии с техническим регламентом класса гиперкаров, который организаторы чемпионата WEC запланировали на смену LMP1 в 2022 году. Уточнения по этой новой программе от Peugeot были намечены на начало 2020 года, но, как понятно из текущей ситуации, никто никакие планы строить сейчас не будет.
В любом случае интересно наблюдать за тем, как Peugeot меняет сферы приложения своей энергии — с внедорожных соревнований на рекорды, а с них — на гонки на выносливость. А также надеяться, что мы вновь увидим их на асфальтовых треках мира.
Peugeot, которые стали победителями самой первой гонки в истории человечества, на достигнутом останавливаться вряд ли собираются. До заката им еще ехать и ехать!