«Россия — Северный лес»: пилот Porsche про опыт дебютного ралли-рейда
14.02.2025 | 2155 просмотров

«Россия — Северный лес»: пилот Porsche про опыт дебютного ралли-рейда

ИНТЕРВЬЮ
Автор: Мария Мельникова
Фото организаторов соревнования
Источник: Дром
Виталий Ларионов, пилот команды Sportcar Racing Team, до этого постоянный участник кольцевых гонок, в том числе на выносливость, проехал первый этап чемпионата России по ралли-рейдам баху «Россия — Северный лес» за рулем Porsche Cayenne S и поделился с нами впечатлениями от гонки.

На недавно прошедшем в этом году первом этапе чемпионата России по ралли-рейдам — бахе «Россия — Северный лес» увеличилось количество категорий: к традиционным Т1, Т2, Т3 добавились еще «Мотозачет» и «Квадроциклы». Так что для желающих проверить свои силы выбор — огромный. Однако все же более традиционным для таких зимних условий считаются четыре колеса.

Попробовать себя в деле на бахе могут все желающие, обладающие соответствующей гоночной лицензией, однако ралли-рейды только с виду кажутся простыми: вроде как едешь и едешь. В реальности на сложном маршруте гонщиков поджидает большое количество препятствий, о которых их должен предупредить штурман. Чуть перебрал со скоростью — и на трассе можно оставить бампер, колесо или даже всю машину. По словам участников, в некоторых поворотах на маршруте им приходилось оттормаживаться со 100–120 км/ч практически до нуля: только так можно было преодолеть ту или иную яму, кочку или брод.

В этом году на бахе было довольно много новичков, но один экипаж явно выделялся, и прежде всего своей техникой. Дебютант ралли-рейдов команда Sportcar Racing Team выставила Porsche Cayenne S. За рулем Porsche тоже был новичок в ралли-рейдах, но не новичок в гонках: Виталий Ларионов, опытный и известный спортсмен-кольцевик, а вот штурманом с ним ехала Екатерина Ковалева, как раз профессионал в ралли-рейдах.

Появление Porsche, особенно на фоне одноклассников типа УАЗов, Nissan Patrol или Toyota LC, не могло пройти незамеченным, ну а после победы в Прологе тем более.

Дром поговорил с Виталием Ларионовым, чтобы узнать, каким ветром его занесло на «Северный лес», справился ли со своей миссией «гламурный» Cayenne и какие впечатления оставили в душе кольцевого пилота заснеженные и коварные лесные тропинки.

Sportcar Racing Team и Porsche — постоянные участники соревнований

Гоночная команда Sportcar Racing Team была образована несколько лет тому назад на базе Porsche Sportcar Center — тогда еще дилерского центра Porsche в Москве, а руководил ею тогда и сейчас Владимир Ларионов, человек крайне увлеченный автомобилями и автоспортом, которого можно назвать энтузиастом всех этих направлений. Команда Sportcar Racing Team за время своего существования участвовала в различных соревнованиях, но основными, наверное, можно назвать Porsche Sport Challenge Олега Кесельмана, Russian Endurance Challenge и рекордные заезды на льду Байкала. Участие «Спорткар Центра» в Днях скорости на льду Байкала, которые проводит Андрей Леонтьев, было масштабным. Их команда не только предоставила автомобили и осуществляла техническую поддержку, но сам Владимир Александрович ночью, во время 24-часового заезда отправил уставших механиков спать и собственноручно обслуживал машины: заправлял, очищал колеса от снега, проводил необходимый ремонт.

Виталий в тот раз также ехал за рулем Porsche Macan в заезде на выносливость и говорит, что ему это помогло легче справиться с длительными перегонами и спецучастками на бахе, но все равно чувства и ощущения, которые он испытал в рейдах, сложно сравнить с каким-то другим гоночным опытом, будь то кольцо, ралли-кросс, ледовые гонки, в том числе и ипподромные, или ралли МАДИ, в котором он участвовал, еще будучи студентом.

«Я немного, но знаком с рейдовыми и раллийными обозначениями, имею представление о дорожной книге, судейских счетах, контрольных пунктах и прочим. Но вот диктовка в ралли и ралли-рейдах совершенно разная».

«Мне всегда были интересны ралли-рейды, я постоянно следил и слежу за “Дакаром”, поэтому нет ничего удивительного в том, что я в итоге оказался за рулем на бахе «Россия — Северный лес».

Все началось с машины

«Первичен был именно момент появления в продаже подготовленного для рейдов Porsche Cayenne S. Когда мы увидели объявление, то поняли: наша машина. Ну а дальше уже было принято решение попробовать ее в деле».

«Вообще, именно с этим автомобилем мы уже были довольно давно знакомы. Его строила белгородская команда АСК “Вираж”, которая выступала на нем несколько сезонов и даже одерживала победы. Например, в 2018 году на гонке "Золото Кагана" Максим Кирпилев, владелец и руководитель команды, и Олег Тюпенкин победили в зачете “Рейд Спорт”. Мы познакомились с ними именно на базе общих интересов в области Porsche, в тот момент, когда они выступали на нем в соревнованиях».

«Мы — кольцевики, в том числе обслуживающие и подготавливающие автомобили Porsche, они решили сделать это в рейдах. Максим Кирпилев — большой фанат Porsche. У него было много гражданских автомобилей этой марки. Он сам выступал в рейдах на тот момент на Land Cruiser и в какой-то момент решил, что хватит, построим что-то, более милое сердцу и интересное. И затеял этот проект».

«Олега Тюпенкина мы тоже давно знаем. Он —- москвич, мы много обменивались информацией и опытом по подготовке Porsche, плюс помогли им разработать ливрею и оклеили их автомобиль, так что в тот момент, когда этот Cayenne выступал в гонках, на его кузове уже был логотип нашего “Спорткар Центра”».

«Насколько я знаю, последние годы автомобиль стоял в гараже, и Максим решил его продавать. Мы увидели объявление на RaceMarket и задумались, почему бы не попробовать себя в новой дисциплине. Опять же сам факт того, что продавался именно Porsche, т. е. марка, на которой мы специализируемся, стал, наверное, решающим. И в итоге автомобиль у Максима забрали».

Подготовка к бахе была серьезной

«Несмотря на то что автомобиль был уже построен, подготовлен и участвовал в гонках и до этого, нам пришлось сделать довольно много — прежде всего потому, что он долго стоял в гараже без использования. Так что работы было довольно много и в короткие сроки: нужно было успеть сделать все грамотно. Когда гоночный автомобиль долго не выезжает, он требует перед гонкой тщательного обслуживания, поскольку все агрегаты в нем, в отличие от гражданского автомобиля, работают совсем с другой, более серьезной нагрузкой. И регламенты обслуживания этой машины гораздо более частые. Что ни возьми: подвеску, коробку, электронику — во всем этом предстояло разобраться. По сути, автомобиль разобрали и собрали заново. Без вскрытия некоторых агрегатов, конечно: в коробку никто не лазил, но с мотором, с электроникой ребята, наши механики, быстро разобрались».

— Сколько по времени заняла техническая подготовка?

— Машина выехала на тесты в начале декабря в Подмосковье, когда еще не было снега, мы тестировались по замерзшему гравию и песку. По сути, это было мое первое знакомство с управлением этой машиной. Ну а вся подготовка проходила как раз с начала декабря и по начало февраля. По календарю это два месяца, но на деле примерно полтора из-за новогодних каникул.

С одной стороны, кажется, что много, но с другой — все равно до последнего момента готовились и что-то доделывали. Еще по части подготовки это, конечно, знакомство с регламентом, с правилами. И ребята механики, и я этот материал подробно изучили.

— Как ты сам готовился к рейдам — с учетом того, что такого опыта у тебя еще не было?

— Физика процесса здесь все та же: есть руль, педали и четыре колеса. Базовое умение управлять гоночным автомобилем у меня появилось много лет тому назад, и я совершенствую его, в том числе в разных дисциплинах.

Естественно, изучал регламент, но какой-то более специфической подготовки не было. Со штурманом мы познакомились практически накануне гонки. В четверг недалеко от автодрома «Игора Драйв» проходил тестовый день перед соревнованиями, и мы впервые со штурманом Екатериной оказались на соседних креслах в автомобиле. Проехали достаточно короткий, практически раллийный отрезок, который легко запомнить и прописать стенограмму. Ну а после этого много общались: Катя говорила, а я больше слушал, потому что, конечно, она в рейдах гораздо опытнее. Она мне рассказывала, как строится этот весь процесс: от повторения условных обозначений, многие из которых я уже знал, до нюансов, которые мне нужно было объяснить. Я бы еще хотел отметить Олега Тюпенкина и его брата Владимира, они опытные ралли-рейдовые спортсмены. Олег выступал как наш наставник, как капитан команды.

— Это оказалось сложным?

— Все нормально ложилось на имеющиеся знания. Все самое важное мы обсудили, а затем уже в гонке подстраивались друг под друга. Я, например, просил добавить какую-то информацию, что-то, наоборот, исключить. Но это нормально, это все экипажи так и делают: притираются друг к другу.

Мы приехали на гонки…

«На первый этап мы поехали большим составом: четверо механиков плюс технический директор. Прежде всего потому, что была возможность потренировать команду ввиду отсутствия кольцевых гонок. Многие наши механики хотели поехать, чтобы посмотреть, что это за дисциплина. Все были, естественно, на энтузиазме, и мы не стали возражать. Это, с одной стороны, и запас по возможностям команды, по ресурсам, с другой — фактор обучения».

— Сколько человек из команды работало с машиной в гонке? И требовалась ли серьезная работа в течение этих трех дней?

— Все работали. Работа, конечно, отличается от кольцевой. Здесь тоже были пит-стопы и дозаправки, как и в кольцевых гонках на выносливость, но в другом формате. Плюс технической команде дополнительно приходилось перемещаться по дистанции. Например, от парк-сервиса до точки обслуживания ехать порядка 50 км перегона. Соответственно, загрузили техничку топливом, всем необходимым: запчасти, привода, рычаги и прочее, чтобы, если что, за 40-минутный сервис успеть поменять, и поехали. И так весь день.

— Ребята делились после гонки впечатлениями? Что рассказывали?

— Да, конечно, делились. Про «сложно» можно было даже не спрашивать: было видно, что сложно. Это и очень ранний подъем, раньше, чем в кольцевых, потому что уже в 7:00 — 7:30 и техничка, и боевой автомобиль должны выехать из боксов и отправиться в парк-сервис. Техничка даже чуть на опережение едет. Вечером, когда все возвращаются с маршрута, нужно готовить автомобиль к следующему дню: хотя бы провести всевозможные проверки, убедиться, что ничего не сломалось и все готово продолжить гонку на следующий день. Так что да, все дни на протяжении соревнований это длительная и тяжелая работа для людей и для техники.

— В первый день вы выиграли Пролог в своем классе Т2, а как пошло дальше? Судя по результатам, вы немного провалились…

— Все так. И провал этот произошел из-за одной моей ошибки. На второй день я неправильно оценил дорожную ситуацию: один поворот, другой поворот, и недостаточно остановил машину для его прохождения. И мы вылетели с трассы.

Место было сложное: дорога выходила из леса в поле. До этого у меня в лесу был ориентир и привязка по глазам на деревья, я приловчился быстро ехать эти позиции. А тут смена дорожной ситуации, смена дороги, и я быстро не смог перестроиться. Мы выехали в поле, несколько открытых поворотов я проехал, а этот левый был достаточно медленный, слепой и за небольшим перегибом. Я ехал чуть быстрее, чем было нужно. Если бы я заезжал в него буквально на 3 км/ч медленнее, хватило бы места. Но машину потянуло наружу и мы оказались в поле.

— Вы смогли сразу вернуться обратно на трассу или пришлось выталкивать машину?

— Она засела на пузо. Естественно, я попробовал выехать самостоятельно, но не получилось: пришлось откапываться и выбираться с помощью трапов. Мы потеряли на этом примерно полчаса. Большая потеря.

На этот момент мы также шли первыми в классе и по сравнению с первым днем даже чуть-чуть нарастили преимущество: некоторые отрезки так и шли в лидерах. Даже на большинстве отрезков мы были быстрейшими.

— Это, наверное, естественная ситуация для гонки, в которой нет опыта? Говорят же: на ошибках учатся.

— Да. С одной стороны, по факту понимаешь, где была допущена ошибка и что надо было сделать, чтобы ее избежать. Но уже все случилось. Обидно, но, если вспоминать хорошие моменты, то мы показали скорость, и, я думаю, соперников удивили и даже заставили напрячься. Высокий результат, который был возможен, пока не удалось показать, но очень хочется вернуться и проехать и другие ралли-рейды, и на баху, конечно же, вернуться. Но пока подтвержденных планов нет. Во-первых, скоро начнется летний кольцевой сезон, который для нас в приоритете, во-вторых, надо быть откровенным, это очень затратное соревнование и без спонсорской поддержки тут не обойтись.

— В чем особенность ралли-рейдов?

— Главное, что ты проезжаешь маршрут в первый раз. И даже на следующий день, когда маршрут повторяется, трасса настолько длинная, что ты ее полностью не запоминаешь. Это не 15 поворотов кольцевой трассы, а под 100 километров в поле и в лесу, и на следующий день ты опять едешь почти незнакомую трассу. Да, какие-то ключевые моменты запоминаются, особенно где есть очевидная привязка к месту — дом, вышка, что-то сильно заметное, или меняется ландшафт, но по лесной дорожке, где на 10 километров 80 поворотов, ты их не запоминаешь абсолютно. То есть все равно даже первый проезд по этой трассе не сильно подготовил ко второму.

— Насколько велика роль штурмана в ралли-рейдах? Или ты больше едешь на глаз?

— Ты едешь на глаз, но без штурмана не обойтись, потому что у штурмана дорожная книга с позициями и километражом, где прописаны все опасные места. Есть три градации опасности, которые отмечены одним, двумя или тремя восклицательными знаками.

И далеко не все ты видишь глазами заранее. А если ехать по лесной дорожке со скоростью 100–120 км/ч или даже выше, то без штурмана ты не успеешь вовремя остановиться, когда впереди поджидает опасное место. Соответственно, там можно оставить колесо, подвеску или всю машину, а гонка закончится на первой отметке. Иногда такие сложные места приходилось проходить на скорости в 5–10 км/ч. Иногда я оттормаживался до первой передачи, почти до полной остановки. И таких мест много.

— Как показала себя машина в гонке? Думаю, многим этот вопрос очень интересен.

— Cayenne оказался очень хорош на твердом, более-менее ровном покрытии, на классическом раллийном спецучастке. Там мы в классе совершенно точно были в лидерах, а зачастую и первые. А вот на внедорожном, более близком к, скажем, трофи, где надо проехать по сильным кочкам, по ямам, залезть в брод — тут мы соперникам проигрывали по технике. Высокие рамные машины, УАЗики, «Крузаки» в этой части сильнее — это было прямо очевидно. Когда едешь в канале, где на старте разница минута, то кого-то догоняешь, кого-то пропускаешь, поэтому темп соперников видишь. На плотных широких ровных участках я в категории обгонял всех. А на внедорожье приходилось перестраховываться. Даже не только потому, что я в первый раз ехал и не очень знаком с такими сложностями, просто чувствовалось, что автомобиль не позволяет ехать в темпе того же УАЗика.

Ключевое отличие: у нас машина кузовная, у них машины рамные и клиренс выше. Но тут, как и в кольце, мы видим по разным маркам, что у каждой машины свои преимущества и недостатки.

— В техническом плане все было в порядке? Ничего не сломали?

— Абсолютно никаких нареканий. Конечно, следить за показателями температур масла, охлаждающей жидкости, давления масла — это я уже привык с кольца. Поглядывал, когда была возможность, все там было нормально.

Немного повредили декоративную защиту бампера, подкрылки шипами вырывало. Но в таких условиях это как расходный материал.

— А что за резина стояла?

— Cooper зашипованные спортивным шипом 4,5 мм. Шиповал Владимир Тюпенкин, который консультировал нас по части подготовки машины и всего процесса. Берется товарная грязевая резина (MT — Mud-terrain) и в нее уже вставляются шипы по регламенту.

— Есть ли какие-то выводы, которые ты извлек из этих трех дней на «Северном лесе»?

— Выводов много. Во-первых, я совершенно точно буду тренировать замену колес, например, одну тренировку в неделю вместо спортзала. Это нужно довести до автоматизма. Если случится внештатная ситуация, а она может возникнуть у каждого, то нужно быть готовым. И чем быстрее ты заменишь колесо, тем быстрее вернешься в гонку.

В этот раз, когда мы съехали с трассы, колесо разбортировалось об какие-то камни: и покрышка, и диск остались целыми, но покрышку сорвало, пришлось все менять.

Опыт приобретен очень полезный. В том числе и в том, как вести гонку по темпу. Я и так понимал, что гонка по незнакомой трассе все равно должна идти с запасом. Но где-то нужно было еще сбавить. Да, ты жертвуешь скоростью, но едешь надежнее.

— Этот твой опыт из ралли-рейдов может пригодиться в других дисциплинах?

— Это точно было не во вред, так как кольцевых соревнований нет, а это практика и накат. Но в остальном очень много нюансов: совсем другая техника торможения, в отличие от кольца, где она была бы ошибочна. Если здесь практиковать позднее торможение, то это получится на трех поворотах, а на четвертом неминуемо встретишь камень или дерево. Здесь торможения более легкие, более растянутые. В кольце это будет огромная потеря и ошибка. Передачу тоже вроде видишь глазами, но может оказаться, что поворот закручивается, замедляется, и нужно дотормозить, поменять передачу.

— Для тех, кто хочет попробовать себя в ралли-рейдах, насколько правильно начинать с зачета Т2, или нужно сразу садиться на боевой автомобиль, на мотовездеход или прототип, Т1 или Т3?

— В нашем случае мы шли от автомобиля. Но машины других категорий, не Т2 продакшн, еще быстрее. Рейд-спорт где-то сопоставим по скорости, а Т3, Т1 — быстрее, дороже и сложнее. Наверное, опытный пилот более-менее справится. Но в Т3 конкуренция намного выше и много сильных и именитых гонщиков.

К вопросу, начинать ли с других классов — в них будет еще сложнее и дороже. Поэтому, может быть, Т2 как раз оптимальный вариант для старта. И скорости чуть ниже, соответственно и цена ошибок в начале тоже будет меньше.

— Твое самое яркое впечатление? Получил ли ты удовольствие даже от первого раза?

— Это совершенно не монотонно. Есть момент единения с машиной. Но участки с постоянной опасностью третьего уровня, броды, ямы — это мне понравилось меньше всего. Но когда начинается быстрая дорога и ты ловишь темп, то иногда можно ехать до 150 км/ч на узкой лесной дорожке, то да, получаешь удовольствие.

— На что бы ты посоветовал обратить внимание новичкам?

— Нужно ставить задачу доехать и получить опыт. Но обязательно обратить внимание на подготовку техники. На изучение регламента. На выбор штурмана, с которым будет комфортно. А затем доехать до финиша, чтобы получить накат и опыт.

Комментарии

mexdag
Петропавловск-Камчатский
Помню в TopGear на Бентли прогнали по трассе ралли. Красиво было!
10
 
Ответить
АМК
Интересный опыт почти Туарега на ралли-рейдах.
2
2
Ответить
   
Мск
Сообщений: 661
читаю и понимаю: это всё из другого мира...
10
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром