В этом году серия отмечала свое десятилетие: достойный возраст для соревнования, которое проводится исключительно на энтузиазме организаторов и участников.
Олег Кессельман, основатель и организатор чемпионата, вспоминает, как это было.
«Сейчас первые наши годы вспоминаются, конечно, с улыбкой. В 2009 году я завершил свою гоночную карьеру в Европе, где выступал на Porsche в кубковых гонках Porsche Cup. Ну и, естественно, хотелось создать нечто подобное в России плюс был опыт в российском кольцевом Кубке Volkswagen Polo, но я быстро сообразил, что сообщество не готово к таким серьезным гонкам, так что было два пути: либо поставить на этом крест, либо подойти к этому с другой стороны.
Сообщество можно формировать, и на это у меня ушло как минимум четыре года, с 2010-го по 2014-й. Начиналось все с тайм-аттака, а потом участники уже сами пришли к мысли, что хотят развиваться и что им нужны очные гонки.
Дальше стояла задача написать соответствующий регламент, мы нашли пункт в спортивном кодексе, который позволял участвовать в соревнованиях с полукаркасом, затем убедили в этом Российскую автомобильную федерацию.
В первые годы нашего развития представительство Porsche нас еще не поддерживало, но они очень помогли с различными контактами, в том числе и с Mobil1. К сожалению, Mobil1 нас сразу предупредили, что сотрудничают с нами до первого Гран-при России Формулы 1, так как потом все деньги уйдут туда, но и это была большая помощь с их стороны. Так, шаг за шагом, все и начало развиваться, появился бренд. И дальше мы стали обрастать участниками, чемпионат менялся, сначала все ездили на тех автомобилях, что уже были во владении, затем стали появляться одинаковые машины, которые участники приобретали под требования класса.
В 2015 году у нас уже был полноценный любительский чемпионат.
Сложно сказать, доволен ли я тем, как все получилось, потому что всегда хочется большего. Поначалу мы быстро развивались, над нами взяло шефство представительство Porsche, но два года назад представительство ожидаемо перестало нас поддерживать, мы оказались предоставлены сами себе, и нам предстояло выживать. Так что да, я удивлен тем, что все это до сих пор продолжается. К счастью, у нас и сейчас есть спонсор — Сбер Первый, который нас поддерживает. Надеюсь, что он продлит с нами соглашение и на следующий сезон.
Изначальная концепция серии была очень простая: ты приходишь в дилерский центр, покупаешь автомобиль и можешь на нем сразу ехать на автодром и в гонку. До определенного момента такая концепция работала. В принципе, у нас сейчас и в младшем классе есть такие участники, которые едут на полуслике. Для этих машин не нужна ни команда, ни штат механиков: достаточно одного помощника, который может поменять тебе колеса или тормозные колодки, долить масло.
Но в старшем классе у нас есть довольно крупные команды, которые привозят с собой механиков, работают над машинами — тестируют, настраивают — все ради победы.
Мы придумали новый формат с часовой гонкой, куда для участия мог заявиться любой автомобиль класса GT. В поддержку необходимости проведения такого дополнительного соревнования в течение гоночного дня выступали многие пилоты, так что по их просьбам мы и организовали. На последнем этапе участников на часовую гонку уже не набралось, все накатались за сезон, поэтому для финала мы оставили только два коротких заезда.
Но все же кое-что меня беспокоит. В том формате, что мы имеем сейчас, у серии есть будущее, но нет развития. Машины стареют, ресурс вырабатывают, а привезти сейчас новые гоночные автомобили все же является проблемой. И если два года назад я смотрел в будущее с уверенностью, то сейчас мы не знаем, как все сложится. Но даже в этих условиях мы делаем максимум возможного, чтобы выжить.
Календарь на следующий год у нас уже практически сформирован. Запланировано пять этапов: три в Москве, два в Питере, сейчас мы ждем подтверждения по датам. Возможно, будет и шестой этап — в Нижнем Новгороде или Казани. Такие планы».
Организаторы чемпионата подсчитали, что всего за сезон в Porsche GT Cup участвовали более 80 пилотов. Финальный этап прошел традиционно в Подмосковье и, как сказал выше Олег Кесельман, состоял из двух спринт-заездов и нескольких соревнований в формате тайм-аттак.
Состязание в личном зачете было настолько близким, что судьба первого места в чемпионате решалась именно на пятом этапе. Победителем в классе GT4 Cup стал Иван Щербаков, пилот команды Sportcar Racing Team. Второе место — у Владимира Драгунова, третье — у Константина Здорового.
В классе Cayman GT4 Sprint Cup первое место — у Виктора Титаренко, второе — у Алексея Маркова, бронзовую награду получил Илья Горин.
Что же касается результатов этапа, то победу в обеих гонках GT4 Cup одержал Виталий Ларионов, а в Cayman GT4 Sprint Cup — Виктор Титаренко.
Ну а мы поговорили с руководителем команды Sportcar Racing Team Владимиром Ларионовым. Команда активно развивается и растет и за последние несколько лет из группы сотрудников и механиков превратилась в профессиональный гоночный коллектив, успешно выступающий в российских гонках. При технической поддержке Sport Car Racing Team проходили и рекордные заезды на льду Байкала: несколько человек, приехавших на событие, взяли тогда на себя огромную работу в том числе по обслуживанию машин в 24-часовом заезде, в принципе сделав его возможным. Сейчас команда выступает сразу в двух соревнованиях: Porsche GT Cup и Russian Endurance Challenge.
Честно говоря, появление профессиональной команды в автоспорте — явление существенное, особенно в наши дни. Так что мы поговорили с Владимиром о том, какие идеи и мечты им двигали при создании команды, какие стадии проходил коллектив в своем развитии и какие планы он ставит перед собой на будущее.
— Cезон в Porsche GT Cup прошел успешно. Мы ставили перед собой задачу, чтобы Иван Щербаков выиграл этот сезон, и мы ее достигли. Впереди еще финал второй серии, в которой мы выступаем: REC.
Простых гонок, даже в полупрофессиональном спорте, не бывает, и мы всегда готовимся к любой гонке. Но в этот сезон мы вошли в новом качестве: наша команда полностью переформатировалась.
— Когда началась история вашей гоночной команды?
— Впервые Sportcar Racing Team вышла на старт очной гонки чемпионата Porsche Sport Challenge летом 2018 года. Мы работали с серийными автомобилями Cayman GT4, Porsche 911 GT3, которые предназначались для любительских соревнований, в том числе и с раздельным стартом, но в этом году мы начали работать с машиной совсем другого уровня — это гоночный Cayman 718 GT4. На тот момент, когда мы приобретали его, в мире было менее ста таких машин, и мы учились, конечно, с ними работать.
Скажу честно: нам это было очень интересно: мы уже как настоящая гоночная команда между гонками выезжали на тесты, испытывали, настраивали машину, обросли огромным количеством запасных частей. В этом году мы сотрудничаем с московским Политехом, и вы видите, что как раз студенты Политеха работают в команде как механики, и не только на гонках, но и приезжают в технический центр и также занимаются с этими автомобилями.
— Говорят, что в следующем сезоне вы рассматриваете участие в РСКГ? Уровень чемпионата России как раз сможет подтвердить ваши профессиональные амбиции.
— Я бы пока не забегал так далеко вперед. Мне как руководителю, как человеку прагматичному нельзя торопиться в далеко идущих планах. Сначала надо проанализировать все результаты после окончания сезона, чтобы понять, на чем нужно и можно сконцентрироваться. Ну а учитывая достаточно большие сложности с заказом запасных частей, все придется делать именно заранее, т. е. подстраиваясь и настраиваясь на те гонки, которые мы запланируем на будущий год. Поэтому с учетом дефицита расходных материалов и запчастей нам нельзя распыляться на разные серии, а надо двигаться к тем целям, которые намечаем себе заранее.
Что касается нашей команды в ее технической части, то я скажу, что мы сильно выросли. Но, поскольку я являюсь не только руководителем команды, как, например, Евгений Владимирович Малиновский, который может концентрироваться только на спорте, а еще и руковожу дилерским центром, большим предприятием со всеми его трудностями, которые сейчас существуют, мне нужно многое планировать не только заранее, но и под различные задачи.
Да, чтобы стать полностью профессиональной командой, нам еще идти и идти, но большие шаги уже сделаны в этом направлении.
Это добавляет головной боли и ответственности,но при этом доставляет много удовлетворения. Я помню, когда десять лет назад Виталий выступал в чемпионате Италии в Formula Abarth, я изучал устройство зарубежных гоночных команд и думал, как было бы здорово воплотить в реальность нечто подобное. И кое-что получается. Конечно, мы еще не полностью соответствуем критериям профессиональной гоночной команды, и Гоночную фуру, по крайней мере, еще не купили, пока пользуемся другими автомобилями для логистики.
Как дилер Porsche мы все же чувствуем свою ответственность, поэтому приняли решение выступить двумя машинами, красиво поставить точку в сезоне: выиграть и чемпионат, и финальный этап. И мы это сделали.