Ferrari сдали позиции в сезоне фактически без сопротивления — именно так выглядит их выступление в этом году. Очевидно, что команде не хватает дисциплины и более жесткого руководства, но где итальянцы и где порядок? Удивительно, но в Остине Ferrari чуть ли не впервые не допустили никаких ошибок, вовремя провели пит-стоп, не перепутали колеса и не подставили Шарля Леклера. И если бы не авария Карлоса Сайнса в первом повороте, у них был бы шанс хоть немного отложить триумф Red Bull. Но нет. «Быки» в этом году выглядели объективно сильнее, и прежде всего потому, что Ferrari сами позволили им это. Австрийская команда, и оба ее пилота были (и остаются) настолько мотивированы, что превзойти их в этом очень сложно. Особенно если, как сказал Маттиа Бинотто еще в первой половине сезона, «в этом году мы не ставим перед собой задач бороться за титул». Труднообъяснимая позиция, которая трансформировалась в логичные результаты по итогам года.
Гран-при США принес вторую поул-позицию Карлосу Сайнсу и возможность стартовать в Остине с первого места на стартовой решетке. Шарль Леклер квалифицировался вторым. С учетом того, что по темпу Ferrari в этот раз явно могли соперничать с Red Bull, у них были все шансы как минимум отложить победу австрийцев в Кубке конструкторов. Этому должен был способствовать и штраф Серхио Переса в пять позиций на старте в Техасе из-за замены элемента силовой установки, о чем было известно еще до начала Гран-при.
Однако затем стало известно, что на машину Леклера будет установлен новый ДВС и турбочарджер, что приведет к штрафу в десять позиций на решетке, таким образом, Сайнс оставался один на один с Максом Ферстаппеном на первом ряду грида, а позади расположилось два Mercedes Хэмилтона и Расселла.
Карлос изначально стартовал хуже Макса и пропустил его вперед еще до первого поворота, но затем после маневра Ферстаппена, которым тот на всякий случай защищался от возможной атаки Сайнса, решил перекрестить траектории и попал под Mercedes Джорджа Расселла, не ожидавшего такого развития событий.
Машину Карлоса развернуло, он сумел вернуться в гонку, но затем доехал до боксов и сошел из-за утечки в системе охлаждения: к сожалению, контакт с Расселлом не прошел для него бесследно.
За столкновение Расселл получил штраф в пять секунд, и по правилам у судей были все основания считать его виноватым, однако иногда гонка это чуть больше, чем правила, и это касается как раз Сайнса. Я не оправдываю Джорджа, но по большому счету Сайнс сам погорячился и поступил весьма опрометчиво, рискнув так резко поменять траекторию в первом повороте первого круга, когда плотность пелотона в борьбе за позиции особенно высока. Расселл вел свою гонку, рассчитывая на более позднем торможении пройти Хэмилтона и вырваться вперед, и в тот момент, когда перед ним возникла Ferrari, ожидал этого меньше всего. После гонки Расселл извинился за это столкновение, но возможности набрать очки лишились именно Сайнс и Ferrari.
После схода в Остине Сайнс пока сохраняет пятую строчку в личном зачете, но его положение существенно ухудшилось. Сейчас он отстает от Джорджа Расселла уже на 16 очков и всего на четыре превосходит Хэмилтона.
Шарль Леклер, начинавший гонку 12-м, финишировал третьим, минимизировав потери, однако это никак не могло спасти Ferrari от поражения. Зато сам Шарль набрал важные очки и опередил Переса в личном зачете: теперь он занимает второе место с преимуществом в четыре очка.
В Остине мы стали свидетелями редкого происшествия: из-за проблем с передним колесом всегда идеальный пит-стоп Ферстаппена обернулся на 36-м круге настоящим кошмаром. Лидер гонки, он потерял более 11 секунд и вернулся даже не позади Хэмилтона, с которым на тот момент соперничал, опережая его на 1,5–2 секунды, но и позади Шарля Леклера, стартовавшего в середине пелотона.
Вернувшись в гонку, Макс сказал по радио «Beautiful, beautiful» («прекрасно, прекрасно!»), характеризуя происшедшее. В этот момент болельщики Mercedes и Хэмилтона поверили в свой шанс. Но Макс его не дал.
Две лидирующие позиции в гонке на тот момент занимали Серхио Перес, Джордж Расселл и Себастьян Феттель, но им еще предстояло заехать на второй пит-стоп.
С Шарлем Леклером Макс Ферстаппен справился на 39-м круге, однако это соперничество создало небольшой дополнительный временной бонус для Хэмилтона. А пит-стопы Расселла и Переса, прошедшие следом, освободили пространство для прошлогодних соперников. К этому моменту их разделяло порядка 4,5 секунды, затем Хэмилтон довольно быстро обогнал Феттеля в борьбе за лидерство, но все равно потерял за ним немного времени. К тому моменту, как Макс догнал Себастьяна, тот тоже отправился на пит-стоп и освободил трассу для Red Bull.
Дальше разворачивалось сражение только между Льюисом и Максом, и весь вопрос заключался в скорости и эффективности машины. Вряд ли какой-то другой автомобиль может в этом сезоне поспорить с Red Bull, но если в первой половине сезона мне кто-то бы сказал, что Mercedes будет бороться с Red Bull за лидерство, я бы не поверила. Сражение между ними продолжалось более десяти кругов, Макс постепенно сокращал отставание, в том числе и используя DRS, и только на 50-м круге сумел обогнать Хэмилтона. Кстати сказать, Ферстаппен и Хэмилтон побили очередной рекорд по финишам на первой-второй позициях в гонке: 32. До этого рекордный 31 финиш принадлежал Хэмилтону и Росбергу.
Серхио Перес всю гонку провел с поврежденным передним крылом после инцидента на первом круге. Сломанная торцевая пластина сначала изменила угол наклона, а к шестому кругу и вовсе отлетела от машины. Что интересно, во время пит-стопа на 15-м круге механики не стали менять крыло, отправив Переса обратно на трассу с отломанным элементом. На темпе это не сказалось: финишировал четвертым и набрал 12 очков. Правда, уже после гонки повреждение на его машине стало причиной последующих разбирательств, но об этом мы расскажем позже.
Свою победу в Кубке конструкторов и в Гран-при Red Bull посвятили памяти скончавшегося накануне Дитриха Матешица.
Гран-при США началось для Серебряных стрел с неприятной новости. Новое переднее крыло с пятью вихрегенераторами, которое они привезли в Остин, FIA запретила использовать в принципе в связи с «его несоответствием духу правил». Говорят, что команда таким образом хотела просто проверить некоторые свои задумки с распределением воздушных потоков на будущий сезон, и это был самый дешевый способ это сделать.
Помимо переднего крыла Mercedes привезли также модернизированное заднее крыло и обновленное днище, которые помогли улучшить аэродинамические характеристики автомобиля. Перед гонкой Хэмилтон в интервью осторожничал и говорил, что они не рассчитывают на особую прибавку в эффективности машины, однако новинки сработали хорошо. В квалификации оба Mercedes все равно стали пятыми и шестыми, но гоночный темп оказался очень конкурентоспособным, а Льюис показал, что его рано списывать со счетов.
Что касается Джорджа Расселла, то он уступал Серхио Пересу около четырех секунд, но на предпоследнем круге его позвали на пит-стоп за свежим комплектом шин для установки лучшего круга. Джордж сумел показать время в 1:38,788 и отобрал лишний балл у Red Bull.
В личном зачете Стрелы сумели сократить отставание от Ferrari с 67 до 53 очков, но вероятность поспорить с ними за второе место в Кубке конструкторов становится все более призрачной.
У английской команды часто бывают невнятные и малозаметные гонки — но не в этот раз. Сначала всех удивил Лэнс Стролл, показав в квалификации седьмой результат, а после штрафов Переса и Леклера и вовсе оказавшийся на пятом месте. Это его лучший результат в этом году: до этого он лишь дважды в текущем сезоне попадал в десятку — кстати, первый раз тоже в США, на Гран-при Майами, а затем и в Нидерландах. Феттель квалифицировался лишь 12-м.
Еще один сюрприз Лэнс преподнес на 22-м круге, когда, защищаясь от атаки Алонсо, стал перемещаться влево на прямой и оказался под колесами Фернандо. Алонсо подлетел на заднем колесе Aston Martin, как на трамплине, и несколько метров проехал в режиме «вилли» — т. е. на задних колесах, перед тем как по касательной врезаться в стену. После этого Алонсо сумел самостоятельно добраться до питлейна, получил свежие шины и новое переднее антикрыло и вернулся в гонку.
Машина Стролла получила гораздо более серьезные повреждения, и канадец сошел. После финиша судьи рассмотрели инцидент на 22-м круге и признали виновным в нем Стролла, который получил плюс три позиции на старте в Мексике и два штрафных балла к лицензии.
Что касается Себастьяна Феттеля, то вот уже вторую гонку подряд мы наблюдаем прежнего Себа — быстрого, умелого и получающего удовольствие от происходящего на трассе.
Он стартовал десятым после того, как Леклер и Алонсо получили штрафы на стартовой решетке за замену элементов силовой установки, и уже на первом круге благодаря отличному старту сумел подняться на пятую позицию.
Команда воспользовалась режимом автомобиля безопасности после вылета на 18-м круге Валттери Боттаса, чтобы провести первый пит-стоп, и это вновь сыграло на руку Себу: он потерял всего две позиции, став шестым.
Зато его следующий пит-стоп стал просто катастрофой. Как и на машине Ферстаппена, у Aston Martin возникли проблемы с передним левым колесом, и Себастьян провел на пит-стопе 16,8 секунды, что сразу отбросило его на 13-е место. Феттель собрался и поднажал. За оставшиеся 14 кругов он сумел совершить несколько обгонов, последний — на финальном круге перед финишем, когда прошел Кевина Магнуссена за восьмое место. Себастьян стал гонщиком дня, а после штрафа, выписанного постфактум Алонсо, и вовсе поднялся на седьмую строчку.
Фраза, которую Фернандо Алонсо произнес еще давно, в 2016 году, актуальна и по сей день. Про Нандо говорят, что сейчас он находится на пике формы — и на самом деле, его выступления чуть ли не в каждом Гран-при можно назвать выдающимися.
Лишь трижды в этом сезоне он не попадал в третий сегмент квалификации — столько же, сколько, к примеру, Серхио Перес на Red Bull. А в гонках, помимо четырех сходов, лишь дважды финишировал вне очковой зоны.
В момент вылета Боттаса Алонсо и Окон находились на седьмой и девятой позициях соответственно, но команда воспользовалась моментом, чтобы провести пит-стоп, и после этого гонщики очень экономично опустились на девятое и 12-е места, а Алонсо оказался позади Гасли и Стролла.
Пройти француза оказалось не проблемой, а вот Лэнс Стролл на 22-м круге предпринял попытку закрыть траекторию для обгона, и этот маневр закончился очень серьезной аварией. Столкновение на высокой скорости привело к сильнейшему удару, от которого машины разлетелись в стороны, как кегли, а задняя прямая оказалась покрыта обломками машин.
В таких ситуациях, когда автомобиль становится неуправляемым, пилоты всегда предпочитают отпустить руль, чтобы избежать возможных травм рук, но не Алонсо. На его онборде видно, что он до последнего пытался отловить машину и сумел это сделать, минимизировав ущерб. Только благодаря тому, что ему удалось поставить машину в момент удара параллельно бетонному ограждению, он сумел вернуться в гонку и вновь финишировать в очках.
Что касается Окона, то он квалифицировался только 18-м. К 13-му кругу Эстебан занимал уже десятую строчку — в основном благодаря начавшимся пит-стопам, а удачная остановка под машиной безопасности также сыграла ему на руку. На финише Окон стал 12-м, но последующие штрафы, в том числе и пенализация Алонсо, позволили подняться на десятую строчку и заработать одно очко.
В паддоке уже довольно давно циркулируют слухи, что Даниэль Риккардо подписал или достиг договоренностей с одной из топ-команд о роли резервного и тест-пилота. Изначально предполагалось, что этой командой станет Mercedes, но в Остине заговорили о том, что в его услугах заинтересованы в Red Bull.
Кажется, что Риккардо, въехавший в паддок на лошади и в ковбойской шляпе, но потерявший задор уже в квалификации, погрузился в эту роль и не претендует ни на что большее. В Остине Дэн стал предпоследним, уступив лишь Николасу Латифи, в то время как Ландо Норрис финишировал шестым.
В квалификации Риккардо выбыл уже в первом сегменте, показав 17-е время, стартовал в хвосте пелотона и на протяжении всей гонки ни разу не показал ни хорошего темпа, ни борьбы за позиции. Ландо, наоборот, после квалификации восьмым и старта шестым сумел провести достойную гонку и под финиш провел красивый обгон Алонсо, который позволил ему заработать два дополнительных очка в сражении McLaren и Alpine. Последующий штраф Алонсо сократил отставание McLaren в Кубке конструкторов всего до шести очков.
Как и у Ferrari, первые четыре гонки сезона 2022 Alpha Tauri провели на подъеме. Оба пилота команды зарабатывали очки, финишировав дважды на восьмом, седьмом и девятом местах. В Азербайджане Гасли добился своего лучшего результата в сезоне, финишировав пятым, и после этого у него было еще три гонки в очках. У Цуноды — одна, на десятой позиции в Испании. Но это были скорее исключения, подтверждающие правила, и Alpha Tauri скатились на девятое место, уступая лишь Williams. Худший сезон.
Гран-при США не помог им исправить ситуацию, хотя, казалось бы, такой шанс был — и весьма ощутимый. Еще перед вторым выходом автомобиля безопасности Пьер Гасли был седьмым, а Цунода — восьмым. Но затем позади машины безопасности Гасли ухитрился отстать от Феттеля более чем на десять корпусов, за что получил пять секунд штрафа. Возможно, и это бы не выбило его из очковой зоны, но затем во время отбытия штрафа на пит-стопе на 32-м круге они нарушили правила отбытия наказания и получили еще один штраф — на этот раз десять секунд. После этого он опустился на 13-ю строчку. А вот Юки Цунода, наоборот, после долгого перерыва финишировал девятым и принес команде два очка.
Одно из красивейших сражений в гонке происходило на последнем круге между Себастьяном Феттелем и Кевином Магнуссеном. Оно стало возможным благодаря стратегии с одним пит-стопом.
Квалифицировавшись 16-м и стартовав 13-м после штрафов у соперников, Магнуссен заехал на пит-стоп все под тем же автомобилем безопасности на 18-м круге и получил свежий комплект медиум вместо харда: Haas приняли решение стартовать в гонке на альтернативной стратегии, намереваясь провести первый длинный отрезок, чтобы затем на более мягких шинах и легкой машине попробовать наверстать отставание.
Магнуссен стал единственным, кто провел гонку с одним пит-стопом, и заставил работать комплект медиум дольше, чем у остальных работали жесткие шины. Это позволило ему финишировать девятым, набрав два очка, а после штрафа Алонсо получить еще два.
Вполне возможно, что подобную стратегию можно было применить и на машине Шумахера, если бы тот не наехал на обломки после аварии и не получил медленный прокол. Впоследствии он оказался замешан в инцидент с Латифи, затем получил еще пять секунд штрафа за регулярное нарушение границ трека и опустился еще на две позиции — на 14-е место.
Haas было очень важно заработать очки на домашнем Гран-при, особенно с учетом того, что перед началом уикенда они объявили своего нового титульного спонсора.
Что касается контракта со вторым пилотом, мы ждем объявления в ближайшие дни.
Именно Валттери Боттас стал причиной первого появления автомобиля безопасности, который Остин не видел с 2015 года. Разворот и вылет в гравий на 18-м круге гонки закончились для Валттери сходом, а Чжоу Гуанью финишировал 11-м — наверное, самое обидное место по результатам гонки. Впрочем, он хорошо прогрессировал после того как, получив штраф в пять позиций за замену элемента силовой установки, на старте расположился лишь на 18-м месте.
А вот два пилота Williams проявили себя с самой незавидной стороны. Албон, изменивший цвет волос перед Гран-при США на блонд, стартовал восьмым, но даже пит-стоп под машиной безопасности не спас его от потери позиций ближе к финишу, а штраф в пять секунд также за нарушение границ трассы отбросил его на 12-е место.
Николас Латифи традиционно закончил гонку последним, но вдобавок еще и получил штраф за выталкивание Мика Шумахера за границы трека и финишировал почти в двух минутах от лидера.
Но что удивительно, даже Николас не стал круговым в гонке: в этом Гран-при вообще не было круговых!
Раздав все штрафы за нарушение границ трассы и вытеснение противника, FIA, казалось бы, успокоились, но тут Haas подали протест.
Их претензии заключались в том, что Фернандо Алонсо и Серхио Перес не получили черно-оранжевых флагов за механические повреждения, хотя в аналогичных ситуациях Haas уже трижды получали предписания заехать на питлейн, чтобы исправить повреждения.
FIA рассмотрели протест, простили Переса, т. к. к тому моменту, как они обратили внимание на повреждение переднего антикрыла, торцевая пластина уже отлетела и далее деталь опасности не представляла — если только для самого пилота. Но поскольку гонка уже прошла и ничего не случилось, Переса амнистировали.
Зато Фернандо Алонсо за свое боковое зеркало получил штраф десять секунд стоп-энд-гоу, который трансформировался в итоговые 30 секунд.
В ответ протест подали уже Alpine. Они отметили, что, во-первых, не получали от судей предупреждения флагом, иначе бы выполнили требования; во-вторых, в режиме закрытого парка после финиша техкомиссары претензий к машине не имели, и в-третьих, Haas опоздали с претензией почти на полчаса.
Оправдывая штраф Алонсо, представители FIA (Бауэр и Томбазис) в ответ на претензию Alpine отметили, что машина с одним зеркалом небезопасна на трассе и штраф оправдан.
Я же скажу, что нарушения по безопасности не могут наказываться штрафами и пенализациями иначе как в дополнение к основному — недопуск к старту/исправление нарушения, о чем мне сообщил спортивный юрист. Таким образом, Фернандо должен был получить либо дисквалификацию в гонке, либо не получать вообще ничего, но не десять секунд стоп-энд-гоу.
Ну а штрафовать временем гонщика и команду после финиша за промахи судей — это значит просто расписываться в собственной неграмотности и беспомощности и в том, что сами судьи просто пропустили ситуацию, влиявшую на безопасность гонки.
Кстати, рассказывая про FIA, надо упомянуть результаты их расследования ситуации с трактором на Гран-при Японии. Не называя персонально виновника происшествия, FIA сообщили, что начиная с Гран-при США больше не будут применять систему ротации для руководителей гонки, а эту роль вплоть до окончания сезона будет исполнять Нильс Виттих. Таким образом они дали понять, что виноватым в произошедшем считают непосредственно Эдуарду Фрейташа.
Ну а в следующие выходные мы сможем наблюдать еще одну гонку сезона — Гран-при Мексики. После этого у нас останется лишь Бразилия и Абу-Даби.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | Очки | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:42:11,687 | 181,068 | 2 | 25 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +5,023 | 180,920 | 2 | 18 |
3 | Ш. Леклер | Ferrari | +7,501 | 180,847 | 2 | 15 |
4 | С. Перес | Red Bull | +8,293 | 180,824 | 2 | 12 |
5 | Д. Расселл | Mercedes | +44,815 | 179,755 | 3 | 11 |
6 | Л. Норрис | McLaren | +53,785 | 179,494 | 2 | 8 |
7 | С. Феттель | Aston Martin | +65,354 | 179,159 | 2 | 6 |
8 | К. Магнуссен | Haas | +65,834 | 179,145 | 1 | 4 |
9 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +70,919 | 178,998 | 2 | 2 |
10 | Э. Окон | Alpine | +72,875 | 178,942 | 2 | 1 |
11 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +76,164 | 178,847 | 2 | 0 |
12 | А. Албон | Williams | +80,057 | 178,879 | 2 | 0 |
13 | П. Гасли | AlphaTauri | +81,763 | 178,686 | 2 | 0 |
14 | М. Шумахер | Haas | +84,490 | 178,607 | 2 | 0 |
15 | Ф. Алонсо | Alpine | +85,078 | 178,590 | 2 | 0 |
16 | Д. Риккардо | McLaren | +90,487 | 178,435 | 2 | 0 |
17 | Н. Латифи | Williams | +103,588 | 178,060 | 2 | 0 |