Серые зоны регламента всегда были любимым способом для команд Формулы 1 обыграть соперников. За последнее время мы неоднократно становились свидетелями конструкторских решений, которые позволяли одним командам получать преимущество над другими. Одним из самых ярких примеров можно назваться систему DAS, которую изобрели инженеры Mercedes: она и в самом деле была абсолютно легальной исходя из регламента 2020 года. Но когда FIA поняла, что она оставила заветную лазейку в регламенте, то прикрыла ее уже к следующему сезону. В этом году мы также сталкивались с рядом изобретений, балансировавших на грани дозволенного: от гибких крыльев до регулируемого клиренса.
Рано или поздно все такие изобретения становятся известны, и не только благодаря строгому надзору FIA, сколько благодаря тому, что команды сами следят друг за другом. Похоже, недавно «всплыл» еще один такой случай. И хотя сначала от него отмахнулись, как от выдумки конкурентов, потом оказалось, что нет дыма без огня. И хотя сейчас этот огонь, похоже, потушили, со всей историей до конца так и не разобрались.
Во время Гран-при Сан-Паулу едва не разгорелся новый скандал. Red Bull написали письмо в FIA, что некоторые команды закачивают в шины дополнительную влагу, которая дает им преимущество по эффективности на трассе, т. к. не допускает перегрева шин. В ответ на это Pirelli сообщили, что они не зафиксировали ни одного подозрительного инцидента, и никаких других комментариев от официальных лиц больше не поступало.
Обсудив жалобу Red Bull, все сочли, что это очередная буря в стакане воды. Несколько крупных изданий высказались на эту тему, якобы Red Bull специально фабрикуют новые обвинения в адрес McLaren, чтобы отвлечь их от борьбы за победу.
Немецкое издание Auto Motor und Sport опубликовало довольно ироничный материал, в котором признали, что не очень понимают, как это вообще могло быть сделано.
«Как вода попадает в шины? При использовании этого трюка первым делом необходимо задать вопрос о том, каким образом вода должна попасть в шины, чтобы Pirelli этого не заметили. И каким образом вода должна исчезнуть после гонки, кроме как в результате испарения?».
«Шины и диски имеют специальную кодировку. FIA случайным образом совмещает шины и диски, которые регистрируют на команды и пилотов. Шины устанавливаются и демонтируются специалистами сервисной службы Pirelli. После установки шин ни одна команда не имеет права снять шины с обода и надеть их обратно. После снятия шины нельзя использовать повторно».
«Единственный способ добавить воду — это через клапан. Но закачать жидкость незаметно было бы крайне сложно, учитывая количество комиссаров и инженеров Pirelli в гаражах. Такой трюк также был бы чрезвычайно рискованным. Если вода не испарится в течение трех-четырех часов после гонки, прежде чем шины будут сняты, вы быстро попадете под подозрение».
«Red Bull сами экспериментировали с водой в шинах много лет назад. В то время это не было напрямую запрещено. Но FIA быстро закрыла эту лазейку. В стане действующего чемпиона теперь предполагают, что бывшие сотрудники Red Bull, разошедшиеся по другим командам, снова применили и усовершенствовали этот трюк».
Казалось бы, поговорили — и забыли. Однако неделю спустя дело получило новый поворот. Pirelli сообщили, что на самом деле после Гран-при Сингапура, сняв шины с дисков, они обнаружили на некоторых дисках пятна высохшей влаги.
Издание Motorsport подготовило и опубликовало любопытный материал на эту тему, ну а мы предлагаем вам его перевод.
В сезоне Формулы 1, где доминировали технические интриги между лучшими командами, Гран-при Бразилии привлек к себе внимание подозрениями в возможном обмане, связанном с нелегальным водным охлаждением шин.
В этом году у нас уже были и варианты ассиметричных тормозов, и гибких передних крыльев, «мини-DRS» от McLaren и даже регулируемый дорожный просвет от Red Bull. И чем более напряженной становится борьба за титулы, тем больше мы узнаем о возможных нарушениях среди команд.
Одна из наиболее популярных игр в ситуации обостряющейся борьбы заключается в том, чтобы повлиять на результаты своего главного конкурента с политических интриг внутри чемпионата вместо того, чтобы развивать собственную эффективность.
Неудивительно, что мы вновь столкнулись с вопросами технической конкуренции и нелегальных технических решений, и на этот раз подозрения о недобросовестной конкуренции возникли у Red Bull по отношению к одной или нескольким командам по поводу того, не добавляют ли они незначительное количество жидкости (влаги) при накачке шин, чтобы успешнее контролировать их температуру во время гонки.
В то время как обвинения Red Bull не направлены в адрес конкретной команды, а подозревают «нескольких», источники предполагают, что основной интерес связан, конечно же, с McLaren как с ближайшим конкурентом. McLaren, в свою очередь, все подобные обвинения отрицает.
Считает, что Red Bull может хорошо разбираться в таких вопросах, потому что некоторое время тому назад их самих подозревали в использовании подобных методов — пока это не было запрещено технической директивой FIA.
Однако надо принимать во внимание и тот факт, что технические директивы носят рекомендательный характер, и по итогу именно стюарды должны интерпретировать формулировки регламента с целью определить, нарушили команды правила или нет.
Когда речь заходит о пунктах правил, касающихся работы с шинами, то интересно, что они касаются только удаления влаги из шин, а не ее добавления:
Статья 10.8.4 гласит:
a. Шины можно накачивать только воздухом или азотом.
b. Запрещен любой процесс, целью которого является уменьшение содержания влаги в шине и/или в газе для ее накачки.
Таким образом, теоретически накачка шин влажным воздухом не является строго запрещенным действием.
Pirelli дали разъяснения, что они поставляют командам шины, которые изначально накачиваются сухим воздухом.
Глава спортивного подразделения Pirelli Марио Изола рассказал следующее: «У нас есть специальная сушилка, подключенная к нашей системе, так что все шины получают сухой воздух, как и предписано регламентом. В технической директиве написано, что любые изменения в этой системе запрещены, и это совершенно ясно».
Однако Red Bull обратились по этому вопросу к руководящему органу, поскольку, по их мнению, команды, возможно, смогли извлечь определенную выгоду из изменения состава воздуха и впрыска некоторого количества охлаждающей жидкости — воды или другого вещества — через клапан.
Утверждалось, что свидетельством такой тактики стали пятна высохшей воды, которые были видны на некоторых дисках после того, как после гонки в Сингапуре на базе Pirelli были сняты шины.
Мотивация проста: поскольку шины Pirelli чувствительны к температуре и сконструированы таким образом, что во время «работы» подвергаются термическому разложению, то дополнительная влажность внутри может увеличить их срок службы, способствуя получению более подходящих температур.
В результате команды и пилоты постоянно пытаются найти правильный баланс между объемом заполнения шины воздухом и температурой протектора. Если гонщику удается сохранить шины более холодными, чем у своих соперников, чтобы они не выходили за пределы рабочего диапазона, то это приведет к повышению производительности и увеличению отрезка гонки, когда шины будут эффективны.
Команды тратят много времени, денег и усилий на то, чтобы понять и использовать взаимосвязь между соответствующими компонентами, которые могут повлиять на термическую деградацию шины. Колесный диск теперь является отдельным монокомпонентом, который поставляет всем командам компания BBS, а это означает, что никакие ухищрения, такие как нанесение накатки на поверхность диска, изменение конструкции или геометрии поверхностей, больше не могут применяться.
Кроме того, внешний колпак колеса и большая часть тормозного канала также имеют особые зафиксированные характеристики, благодаря чему команды больше не могут их индивидуализировать, чтобы получить дополнительные аэродинамические или термодинамические преимущества.
А вот тормозной узел и конструкция внутреннего барабана все еще оставляют инженерам простор для воображения и позволяют работать над теплом, которое выделяют тормоза, и тем, как и куда оно передается (через диск на поверхность шины).
У каждой команды есть свои собственные методы решения проблемы теплообмена между компонентами, так что естественно, что кто-то справляется с этим лучше, а кто-то хуже.
Соответственно, введение охлаждающей жидкости в шину поможет в этом процессе, поскольку это изменит уровень влажности, который, в свою очередь, повлияет на температуру и давление в шине. Наиболее вероятным результатом этого станет снижение температуры шины — если сравнить с обычным сухим воздухом, однако при этом же повысится и давление внутри колеса.
В краткосрочной перспективе это может выглядеть как неудачное решение, т. к. команды традиционно стараются работать как можно ближе к минимальному заданному давлению, предписанному Pirelli, поскольку это должно повысить эффективность и производительность автомобиля.
А вот если подобный трюк использовать на машинах, менее чувствительных к колебаниям дорожного просвета и при этом настроенных максимально низко, то он, наоборот, сыграет на руку команде и пилоту, т. к. более высокое давление как раз окажется наиболее подходящим для использования в гонке.
Это мнение разделяет Марио Изола, который предполагает, что команды и в прошлом выбирали аналогичное направление, чтобы улучшить аэродинамические за счет снижения сцепления шин с трассой:
«Я помню, как несколько лет назад большинство команд увеличивали давление в передних шинах, чтобы получить более жесткие шины и снизить дорожный просвет», — сказал он.
«Они были согласны на меньшее пятно контакта, потому что это оптимизировало аэродинамические характеристики машины. А если им удавалось найти между ними идеальный баланс, то таким образом поднималась и производительность — из-за прижимной силы, которой они достигали».
После Гран-при Бразилии, когда Red Bull уже выдвинули свои обвинения, FIA внимательно осмотрела шины и диски, чтобы выявить какие-либо признаки наличия влажности или жидкости, но ничего обнаружено не было.
С другой стороны, совершенно естественно, что при таком повышенном внимании, даже если кто-то и использовал этот трюк ранее, то вряд ли будет это делать сейчас, чтобы не попасться на нарушении регламента. И на данный момент мы вряд ли узнаем достоверно, имелось такое нарушение ранее или нет.