Большое интервью Йоса Ферстаппена: о Максе, Red Bull и FIA
27.12.2024 | 3320 просмотров

Большое интервью Йоса Ферстаппена: о Максе, Red Bull и FIA

ИНТЕРВЬЮ
Автор: Фрэнк Вестенбург
Перевод: Мария Мельникова
Фото getty и из открытых источников
Источник: Дром

Четвертый титул чемпиона мира, заработанный Максом Ферстаппеном, его отец Йос Ферстаппен воспринял иначе, чем три предыдущих: никакой безграничной эйфории, никаких чрезмерных эмоций. Сезон был сложным и неоднозначным. Различные события на трассе и вне ее, политика – все это оказало влияние как на происходившее внутри команд, так и на эффективность машины. Нидерландский журнал FORMULA 1 опубликовал эксклюзивное и откровенное интервью с Йосом Ферстаппеном. «Иногда было определенно трудно со всем справиться», — сказал отец четырехкратного чемпиона мира.

«Макс всегда говорит все прямо»

— Йос, для начала: как ты воспринял сезон?

— Да, интересно, конечно. Это был совершенно другой сезон, не такой, каким казался вначале, но я быстро понял, что дело движется в неправильном направлении, в том числе касательно производительности на трассе. Я чувствовал, что проблемы приближаются. Я ничего не мог изменить со стороны. Это было вне моей компетенции, но, конечно, тенденция была заметна всем.

— Этот год прошел на большом контрасте по сравнению с предыдущим сезоном. В прошлом сезоне тебе, наверное, было спокойнее наблюдать за происходящим?

— Конечно. Иногда мне казалось, что я уже сыт по горло. Произошел ряд событий, который привел к тому, что стало понятно: машина развивается не в том направлении. Иногда хотелось просто взять трубку и позвонить кое-кому. Временами было реально сложно со всем справиться. У нас были сезоны и удачнее, когда Макс становился чемпионом.

— В каком-то смысле для Макса как гонщика этот сезон, пожалуй, был интереснее предыдущих. В конце концов, ему приходилось гораздо больше сражаться с соперниками на трассе и преодолевать большее сопротивление…

— Как гонщик вы всегда зависите от машины, которую вам дают. Максу, чтобы заработать титул, пришлось потрудиться больше прежнего, это правда. С другой стороны, гоночные уикенды для него были намного сложнее, особенно по сравнению с таким чрезвычайно успешным годом, как 2023-й. Прошедший сезон был тяжелым как на трассе, так и за ее пределами. Иногда оставалось просто наблюдать, как что-то идет совсем не так.

«Макс держит себя под контролем»

— Как ты думаешь, Макс хорошо со всем справился?

— На самом деле, он очень умен. Он хорошо контролирует себя и в этом плане весьма стабилен. Он также мало обращает внимания на то, что о нем говорят и пишут. Он все это слышит и видит, но это его как будто не касается. При этом ему постоянно задают вопросы на разные темы, так что он должен быть всегда в курсе происходящего. Макс хорошо со всем справляется. Он в хорошей форме и очень силен психологически.

— Предположим, ты был бы на его месте… Ты больше похож на человека, который не станет терпеть…

— Я всегда высказываю Максу свое мнение, говорю, что я думаю о происходящем. Но на самом деле мне даже не обязательно это делать, мы с ним думаем и смотрим на вещи примерно одинаково. Только он аккуратнее, спокойнее и более уравновешен.

К счастью, Макс откровенен и всегда говорит то, что думает. Мне нравится, что он способен на это, и я думаю, что это хорошо в таком виде спорта. Оглянись вокруг: далеко не все так делают. Многие гонщики ходят вокруг да около, но никогда не скажут того, что думают, а Макс — как открытая книга.

— Как ты относишься к дружбе в паддоке? В этом сезоне много говорили и писали о дружбе между Максом и Ландо Норрисом — применительно к их соперничеству. Однако даже после столкновения в Австрии они сказали: наша дружба остается неизменной. Но возможно ли это, ведь соперничество усиливается?

— Думаю, им становится все труднее. Конечно, долгое время на кону стоял титул чемпиона мира. Макс прекрасно это понимал, и его это устраивало. Он хорошо знает, где проходит грань между взаимоотношениями на трассе и вне трассы. Он очень зрелый в этом отношении.

Йос и Макс Ферстаппены с руководителем команды Кристианом Хорнером

«У меня не было друзей в Формуле 1»

— В паддоке вообще существует дружба?

— Когда я вспоминаю свои годы в Формуле 1, могу сказать, что у меня не было друзей. По крайней мере, не в том смысле, чтобы я и в дальнейшем поддерживал с ними связь. Нет, вообще нет. Друзей я выбираю сам. Но сейчас у меня сложилось впечатление, что большинство ребят, которые выходят на старты, хорошо ладят друг с другом и за пределами трассы. Большинство из них знакомы давно, еще с картинга. Там около десяти ребят, с которыми Макс выступал в картинге, но все равно каждый живет своей жизнью и занимается своим делом. Тем не менее, Макс — общительный парень, он со всеми мил и нормально общается. В мое время взаимоотношения между гонщиками были другими.

— Тяжело ли Максу было в этом сезоне сохранить собственную команду в составе Red Bull?

— Ты говоришь об инженерах, с которыми он какое-то время работает? Это все остается прежним. Макса не особо волнуют периферийные проблемы. Он очень легко относится к этому и совершенно не беспокоится. И так и должно быть.

«FIA должна сделать шаг вперед в плане профессионализма»

— Если ты по каким-то причинам не можешь оказаться в паддоке, ты все равно смотришь все сессии Макса?

— Конечно. Даже когда я сижу в раллийной машине прямо перед тестом или между тестами. Тогда у меня телефон закреплен на приборной доске специальным держателем. Во время самого теста я его, конечно, отключаю и сосредотачиваюсь на ралли. Должен сказать, что мне было полезно дистанцироваться от Формулы 1, и собственное участие в ралли, безусловно, помогает в этом. Появляется цель, которая имеет значение. К тому же я получаю от этого огромное удовольствие. Возможно, я начал слишком поздно (смеется), но я думаю, что это красиво, в том числе и из-за атмосферы вокруг. Все спокойно, без проблем. Кроме того, вы не можете попасть в аварию с другим гонщиком, потому что стартуете с разницей в одну минуту. Мне это нравится.

Ралли невозможно сравнивать с Формулой 1. В Формуле 1 всегда есть политика и многое другое. Что касается Макса, я хочу знать все, что происходит вокруг него. Когда я нахожусь в паддоке, я постоянно со всеми разговариваю — потому что, если в какой-то момент придется принять решение, будет нужна вся доступная информация.

— Эдриан Ньюи заявил после своего ухода из Red Bull, что, по его мнению, британская пресса слишком критично относится к Максу. Например, телекомпания Sky имеет глобальный охват, но при этом подходит к самому спорту весьма… локально. Ты с этим согласен?

— Эдриан уже давно в Формуле 1 и видит, что происходит. В этом он прав. Но Максу все равно. Нужно просто держаться от них чуть подальше и не обращать внимания. На пресс-конференциях он старается особо не высовываться и много не говорит.

«Макс выигрывает от неоправданной критики»

— От необоснованной критики Макс становится еще лучше, она его тонизирует. Вот так он устроен. Мы видели это, например, в Бразилии. Так что пусть они продолжают его критиковать. Если же говорить о его манере защиты — то другие гонщики отлично ее понимают. На кону стоял титул чемпиона мира, и логично, что McLaren были против такой обороны. Но тот факт, что в Формуле 1 сейчас появилось такое яркое соперничество как на трассе, так и за ее пределами, полезен для спорта.

— Поговорим тогда о стюардах FIA...

— Я это уже обсуждал со Стефано Доменикали (генеральный директор Формулы 1). Стюардам просто нужно быть последовательными в своих решениях. Применять одни и те же наказания для всех. Не назначать в одном случае штраф в пять секунд, а в другом — в десять при одинаковых нарушениях. И почему за слово «Fuck» Макс получил наказание общественными работами, а кто-то другой отделался штрафом? К сожалению, стюарды сейчас плохо знают регламент. Я думаю, что в этой области должны быть более строгие правила.

— И что делать?

— Было бы полезно, чтобы в чемпионате был постоянный состав стюардов. И больше никаких бывших гонщиков Формулы 1, пожалуйста! Пусть это будут люди более дистанцированные и менее заинтересованные, но при этом понимающие, что из себя представляет этот вид спорта. При условии одного и того же состава стюардов на каждом Гран-при мы будем гарантированно получать гораздо больше идентичных решений. Чем больше последовательности, тем лучше. Так что теперь очередь FIA решать эту задачу. Необходимо повысить уровень профессионализма.

— По сути, ты говоришь: странно, что в спорте, где на кону столько денег и где ставки так велики, FIA как бы хаотично расставляет на гонках стюардов и говорит спортсменам: удачи, ребята!

— Именно! Выберите группу постоянных стюардов, платите им и цените их труд. Сейчас им платят совсем небольшую сумму за работу на гонке, и некоторые судьи соглашаются только для того, чтобы разово заработать немного денег. Но я считаю, что нужно искать людей, которые будут заниматься этим профессионально. Например, в футболе есть судьи ФИФА, они проходят специальную подготовку и обучение, и им хорошо платят. Это необходимо ввести и в Формуле 1. FIA может многому научиться у ФИФА в этой области.

Йос Ферстаппен на стартовой решетке с Джонни Хербертом

«Президенту FIA следовало бы поступить иначе»

— В этом сезоне у нас возникла проблема с ругательствами.

— Да, это отдельный разговор. FIA явно напортачила с этими штрафами. Невозможно наказывать гонщиков каждый раз, когда кто-то произносит ругательство . Знаете, что бы я сделал, если бы был президентом FIA Мохаммедом Бен Сулайемом? Я бы отвел пилота в сторону и сказал: «Ребята, обратите внимание на свой язык». Но разыгрывать весь этот спектакль с помощью средств массовой информации…

— Значит, все дело в шоу?

— Гонщики – тоже часть шоу. Но поговорите с ними и дайте понять, что им следует использовать некоторые слова как можно меньше. А если кто-то их все же случайно использует — просто запикайте это в эфире. Все же очень просто, так ведь? Формула 1 по-прежнему остается эмоциональным видом спорта, и из нее не следует эмоции выбрасывать.

Кроме того, любые ругательства можно использовать по-разному. Слово «fuck» довольно прочно прижилось во многих странах. И пока ты никого этим не оскорбляешь преднамеренно, я не считаю это ругательным словом. Со стороны FIA немного по-детски выглядит привлекать каждый раз внимание к этой ситуации. Пусть спорт остается спортом.

— Йос, в прошлом сезоне снова было много разговоров о будущем Макса в Red Bull, несмотря на контракт, действующий до 2028 года. Можешь сказать что-нибудь о его дальнейших планах?

— Многое зависит от того, что будет происходить здесь, в Red Bull. Если в следующем году они смогут дать ему машину, и мы опять будем впереди, тогда Макс, конечно,останется.

— А что думает сам концерн Red Bull о продолжении спонсирования команды Формулы 1, особенно с учетом всей этой шумихи в начале прошедшего сезона и репутационного ущерба?

—У меня все еще есть ощущение, что дела пока идут хорошо. И что люди из Австрии абсолютно готовы продолжать всю эту историю с собственной командой. Не считаю, что кто-то из них реально задумался об уходе. Тот факт, что с 2026 года они будут разрабатывать собственный двигатель, подтверждает это. Если вы не хотите брать на себя столь долгосрочные обязательства, вы просто не будете инвестировать такие суммы и на такой срок. Для Red Bull Формула 1 — идеальная маркетинговая машина.

— Но ведь команду можно и продать…

— Да, но вы не будете делать такие инвестиции, если не уверены в исходе.

— Есть идеи, что происходит в Red Bull Powertrains?

— Я давно об этом не слышал ничего конкретного. Насколько я знаю, программа работает и работает в соответствии с ожиданиями. Никто пока не может предсказать, насколько хорошими получатся двигатель или машина в 2026 году. Об этом можно будет узнать только после того, как машина выйдет на трассу.

«В этом красота спорта»

— Похоже, что в период смены регламента все же лучше быть гонщиком заводской команды…

— Каждый сам строит свою машину. Посмотри на McLaren и Mercedes. Что, с заводским двигателем Mercedes было бы лучше? Нет, не в данный момент. Но, конечно, все равно все участвуют в одном соревновании, все в одной лодке. В спорте самое замечательное, что каждый может принять неправильное решение. И в Формуле 1 — тоже.

— Это был уже десятый сезон Макса в Формуле 1. Ты ностальгируешь по прошлому?

— Нисколько!

— А вспоминаешь его первый год в Формуле 1?

— Не то чтобы… Я и не помню многого с тех пор. Макс был долговязым подростком, но сразу показал, на что способен. Он тогда хорошо выступал.

— Да, и сразу же все расставил по местам, когда это было нужно сделать. Как, например, с тем самым знаменитым «нет» в ответ на просьбу инженера в Сингапуре пропустить вперед Карлоса Сайнса.

— Это была просто нелепая просьба. Как только начнешь так делать, обратного пути не будет, это все знают. Мы столкнулись с чем-то подобным год назад в Бразилии. Макс уже говорил об этом перед поездкой в Бразилию, и команда не собиралась ни о чем таком больше просить. И вдруг снова этот вопрос по радио. Макс тогда тоже ответил очень четко. Он никому не оставляет повода для сомнений, даже в таких вопросах.

— Ландо Норрис в этом сезоне в Венгрии снова поднял ногу с газа, чтобы пропустить Оскара Пиастри…

— Они пожалеют об этом позже. Но судить о таком сложно, так как мы не знаем, что на самом деле происходит в этой команде, какие контракты и какие договоренности заключены. Если говорить о Максе, думаю, он бы так не поступил. Но все люди разные и должны реагировать так, как им удобно.

— Какими моментами из прошедшего сезона у Макса ты гордишься больше всего?

— Тем, каким позитивным он остался сам — и на трассе, и за ее пределами. А также тем, как он взаимодействует с командой. Я думаю, это восхитительно, как он просто продолжал двигаться вперед. Он не расслаблялся ни на секунду. И при этом всегда оставался очень позитивным.

Разве это не зеркальное отражение его отца?

— Ха-ха, не совсем. Макс, конечно же, находится в другой ситуации, чем я в свое время, когда был пилотом Формулы 1. Макс сражался за титул чемпиона мира, а я никогда не заходил так далеко. Я действительно более вспыльчив. Но не заблуждайтесь: если Макс вспыхнет, это увидят сразу все.

«Макс умеет полностью отключаться»

— В целом Макс очень стабилен. Он возвращается домой после гоночного уикэнда и может моментально полностью отключиться от происходившего на трассе. Это особое качество. Потому что это означает, что только так он всегда возвращается в команду с позитивным настроем.

— Изменилось ли твое отношение к Red Bull по ходу сезона?

— Конечно, команда изменилась после того, как некоторые ветераны ее покинули. И я вижу, что и динамика внутри команды изменилась. Поэтому я предпочитаю сосредоточиться на ралли, а не следовать интенсивному календарю Формулы 1. Слушай, я хочу для Макса самого лучшего. Я всегда прихожу поддержать его, поболтать и просто показать, что я рядом.

— Теперь ты предпочитаешь больше бывать дома? У тебя сейчас есть свое ралли, но ты к тому же еще и дедушка…

— Правильно, а еще я и отец. У каждого из нас своя жизнь, но мы все довольно часто видимся, и это просто приятно. Хорошая обстановка дома не менее важна.

Комментарии

     
СПб
Сообщений: 3117
Резюме: будет машина под новый регламент не очень - Макс уйдет из быков
-
Мой отзыв: Geely Tugella 2023
15
 
Ответить
     
Сообщений: 3007
Я осилил эту статью - я чемпион! дайте мне приз! 😀 Вообще скука, судя по слабой активности в комментариях ни я один придерживаюсь данной позиции. Движняка не хватает - опыт эксплуатации дромомобилей - китайцев каких-нить, кубок по драгрейсингу на дальнем востоке... и т.п.
Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует
7
4
Ответить
Константин
Одинцово
Почему формула 1 уже не та? Потому что можно исключить пилота из кабины болида и практически ничего не изменится, болид поедет в подавляющем большинстве только лучше в беспилотном режиме.
2
20
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 541
Не сумевший самореализоваться отец компенсирует это при помощи сына
Мои отзывы: Mazda CX-5 2013, Kia Sportage 2010
18
9
Ответить
иль
Зея
Константин
Почему формула 1 уже не та? Потому что можно исключить пилота из кабины болида и практически ничего не изменится, болид поедет в подавляющем большинстве только лучше в беспилотном режиме.
Можно подумать раньше было иначе..... Типо все вокруг неучи на быстрых машинах, а герой на слабой тачке побеждал всех и вся......
6
 
Ответить
Наиль
Уфа
Константин
Почему формула 1 уже не та? Потому что можно исключить пилота из кабины болида и практически ничего не изменится, болид поедет в подавляющем большинстве только лучше в беспилотном режиме.
Ерунда . От пилота очень многое зависит . Посмотрите ГП Бразилии-2024
5
1
Ответить
JonnyPol
MAYTEDO
Не сумевший самореализоваться отец компенсирует это при помощи сына
Если бы Макс против своей воли участвовал в гонках,вряд ли бы стал бы 4х кратным чемпионом.
Здесь скорее сыграли роль задатки и желания сына с возможностями его отца.
3
1
Ответить
Павел
Хабаровск
Хотя мне не нравиться "Тапок", но откинем всё в стороны, Йос воспитал настоящую акулу для Ф1, один из лучших гонщиков своего поколения, таким сыном можно гордиться!
5
2
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром