Российской серии по гонкам на выносливость есть чем похвастаться: несмотря на начало осени и насыщенное гоночное расписание у большинства участников, 32 экипажа вышли на старт квалификации. И это накануне очередного этапа СМП РСКГ, который состоится уже в ближайшие выходные там же, на автодроме MRW.
Сентябрь встретил участников июльской жарой, однако осенью с такой погодой есть определенные нюансы. Если при свете солнца температура воздуха прогревалась до +27 °C, а асфальта — поднималась выше +40 °C, то после заката столбик термометра резко падал вниз. Это стало непростой задачей для команд и пилотов: механикам приходилось подбирать давление в шинах, а гонщикам искать дополнительное сцепление на трассе.
Сочетание этих факторов привело к большому числу ошибок: вылетов, разворотов и контактов, а перегревшаяся на солнце техника также реагировала на жару неоднозначно.
Традиционно для серии REC весь пелотон был разделен на пять классов: CN Pro, GT Pro, GT, GT Light и CN. А в классе GT Pro в отдельную группу выделили зачет Touring, в котором между собой соревновалось четыре экипажа.
Квалификация проходила в один день с гонкой. По ее итогам сразу четыре спортпрототипа Ligier оккупировали первые два ряда стартового поля. Поул-позицию уже второй раз в этом сезоне взял Константин Терещенко за рулем Ligier № 29 команды Team Garis. Один из главных претендентов на победу экипаж команды Balchug на аналогичном Ligier JS 53 EVO 2 уступил ему менее 0,2 секунды.
К участию в этапе был заявлен и новый российский автомобиль ROSSA GT LM команды G-Drive Rossa Racing с объявленной мощностью двигателя в 640 л.с. и самой большой удельной мощностью автомобиля в 533 л.с на тонну веса (среди всех стартовавших экипажей). Однако Роман Русинов, пилот автомобиля и руководитель всего проекта Rossa, снял машину с гонки еще до старта.
Роман сообщил, что «новая техника требует дополнительного времени для доводки и реализации всего потенциала машины. Поэтому сегодня гонку мы решили пропустить, но приложим все силы, чтобы быть полностью готовыми к выезду на трек в следующий раз».
Старт гонки был дан в 15.30 по московскому времени. Таким образом, с учетом четырехчасовой продолжительности соревнования финиш ожидался уже после заката. По правилам в течение гонки каждый экипаж обязан провести три трехминутных пит-стопа, и обычно все выжидают режима желтых флагов или машины безопасности, чтобы сэкономить время относительно автомобилей на трассе.
Однако в этот раз лидировавший с первых секунд Константин Терещенко заехал на питлейн уже через 15 минут после старта, а смена пилота в экипаже продемонстрировала, что пит-стоп был запланирован. Однако затем стало понятно, что автомобиль испытывает определенные технические трудности, и через некоторое время № 29, вновь свернув в боксы, там и остался.
После схода спортпрототипа Team Garris в лидеры вышли Balchug Racing № 21 с Михаилом Лободой за рулем. Однако буквально на хвосте у них все это время висел Егор Ефросинин на Black Thorn № 111. Борьба обострилась в тот момент, когда оба прототипа догнали круговые кузова. Ефросинин сначала вышел на внешний радиус восьмого поворота, где поравнялся с Лободой, а затем перекрестил траектории на внутренний, обогнав соперника. Благодаря такому «трюку» Ефросинин и Black Thorn вышли в лидеры абсолюта.
Однако долго наслаждаться лидерством Егору Ефросинина было не суждено. В конце первого часа гонки задняя часть Ligier внезапно задымилась, а затем показался и огонь. Пилот остановил машину прямо на стартовой прямой и успел ее безопасно покинуть, а дальше дело было уже за пожарной командой. Потушить вспыхнувший автомобиль сумели быстро, но едкий дым затянул весь питлейн. Позже в команде расскажут, что обнаружили следы масла в районе мотора, которое и полыхнуло.
Пожар на стартовой прямой привел к появлению на трассе машины безопасности, чем воспользовались многие участники, чтобы заехать на обязательный пит-стоп. Но если большинство от этого только выиграли, то вот экипажу Balchug не повезло. После возобновления гонки Кирилл Киракозов так спешил пройти более медленных соперников, что совершил обгон до линии финиша, что запрещено правилами, и тут же получил штраф проездом через питлейн.
Тем временем технические проблемы отправили в боксы лидера зачета CN — команду SUN Zorro на автомобиле ShortCut. Для нас экипаж под номером 99 интересен тем, что он объединил двух молодых гонщиков — Максима Суняева и Артемия Акименкова.
Если фамилии показались вам знакомыми, то вы не ошиблись. Александр Акименков, отец Артемия, был героем наших репортажей с Нюрбургринга, где он выступал за команду Black Falcon и выигрывал гонки на выносливость серии VLN. Юрий Суняев же в свое время был активным участником ретро-кольцевых гонок, о которых мы также регулярно писали. Так что пример очередных гоночных династий — налицо! К счастью для Sun Zorro, механики сумели решить проблему довольно быстро, и парни вернулись на трассу.
Совершенно неожиданным стал визит в боксы и у экипажа Capital Racing на автомобиле Mercedes AMG GT3, за рулем которого дебютировал пилот программы SMP Racing Александр Смоляр. Для него это был первый опыт управления техникой класса GT3, и позже Александр в интервью поделился своими впечатлениями и об автомобиле, и о мероприятии.
«Эта техника — одна из лучших в мире и, пожалуй, самая популярная среди кузовных автомобилей. Машина работает как часы, без сбоев. Понятно, что расходники могут ломаться по разным причинам, но в целом она отлично отлажена. Главное, что она дает возможность чувствовать за ее рулем комфортно как любителям, так и профессионалам.
Что касается этого соревнования, то я получил удовольствие. Да, тут регламент отличается от РСКГ, в котором я привык участвовать, но в этом есть свои плюсы. Как минимум здесь больше машин — за счет более доступного регламента. Помимо GT3 или спортпрототипов здесь есть и другие классы. Мне показалось, что более медленные автомобили — это некоторая проблема на трассе. Часть таких машин оборудована стандартным двигателем, и разница в скорости у нас с ними доходила примерно до 50 км/ч. Это довольно опасно, особенно если за рулем менее опытный пилот, которому сложно угадать мои действия. Могут быть контакты. Еще, возможно, один из минусов — это отсутствие баланса производительности: это не только мое мнение, но и ряда других участников, т. к. исключает возможность близкой борьбы. Но в целом REC — это классное спортивное мероприятие и красивое шоу, и самое главное, что оно у нас есть: мы гоняемся, зрители приходят и смотрят на все это, есть трансляции, которые можно посмотреть в интернете. Просто отлично!».
Что же касается внепланового пит-стопа Capital Racing, то причина заключалась в отказавшем датчике АБС, после чего вся система ушла в ошибку. Проблему устранили, но не быстро, и экипаж вернулся на трассу.
Вслед за Capital Racing в боксы отправился и спортпрототип № 31 команды AIMOL Racing, у которого обнаружилась течь в масляном радиаторе. Здесь механикам тоже пришлось потрудиться, но и в этом случае Ligier вернулся в гонку.
В итоге ожидавшаяся в абсолютном зачете борьба за победу между автомобилями старших классов — CN Pro и GT Pro — закончилась безусловной победой Ligier команды Balchug. А вот на второе место поднялся экипаж класса GT — Yadro Motorsport на Mercedes AMG GT4 в составе Сергея Столярова и Владимира Шайтара. Они уступили лидерам более восьми минут и пять кругов дистанции.
Кирилл Киракозов и Михаил Лобода стали также победителями в зачете CN Pro и обладателями Кубка Москвы, который в дополнение к основным призам разыгрывался на четвертом этапе REC.
«Плотный был старт, но нам удалось сохранить вторую позицию», — рассказал Михаил Лобода. — «Нас беспокоили даже не другие Ligier, а Mercedes, который стартовал пятым. Он очень быстр на прямых, но в поворотах в него упираешься и теряешь массу времени. К счастью, он так и остался сзади. По ходу гонки мы прежде всего следили за надежностью. Ради этого мы даже проводили чуть более долгие пит-стопы, чтобы убедиться, что с машиной все в порядке. За три обязательных минуты мы успевали совсем впритык поменять резину, провести замену пилота и заправить топливо. Поэтому мы предпочитали проверить днище после прыжков по кочкам, когда соперники нас выдавливали, не увидев, или очистить решетки радиатора от кусочков налипшей резины, чтобы машина не перегревалась».
В GT Pro после технических проблем у Capital Racing сильнейшим в классе второй раз подряд оказался экипаж команды «Шишкойл» (подзачет GT Pro Touring). За рулем Hyundai i30N TCR выступали Дмитрий Шишко, Захар Слуцкий и белорусский гонщик Алексей Савин. Они же стали первыми и в подзачете GT Pro Touring. К сожалению, из гонки выбыла показавшая хорошее время в квалификации Marussia GT № 7, хотя команда IYengineering & Mospolytech три раза за гонку «возвращала» автомобиль на трассу после небольших поломок.
Соответственно, победителями в классе GT стал пришедший на второй строчке в абсолюте дуэт Сергея Столярова и Виктора Шайтара на Mercedes AMG GT4 команды Yadro Motorsport. Лидировавший в начале заезда Mercedes AMG GT4 № 4 RSCar Motorsport (Владимир Драгунов, Ренат Ибрагимов и Владимир Гуревич) сначала поучаствовал в инциденте с BMW № 126 APRTeam, а затем еще и получил штраф проездом через питлейн за превышение скорости на питлейне. В итоге они стали вторыми в своем классе.
Победу в классе CN в итоге одержали Sun Zorro № 99, хотя на протяжении гонки лидерство переходило то к одной, то к другой команде.
В GT Light лидер класса команда ObAgRa на BMW M3 № 36 была среди главных претендентов на победу, но ближе к последней четверти гонки пилот, управлявший машиной, допустил ошибку, вылетел с трассы, столкнулся с шинным ограничителем и серьезно разбил автомобиль.
Для них на этом гонка была закончена, а в лидеры вышел экипаж команды Shonx № 85 (Андрей Петухов, Сергей Рожков и Татьяна Елисеева) на автомобиле Mini Cooper. Именно они в итоге и стали победителями в классе. Эта победа особенно важна была для Татьяны Елисеевой, которая на четвертом этапе REC впервые села за руль после серьезнейшей аварии, в которой она побывала во время СМП РСКГ на «Казань Ринге». Тогда врачи давали прогнозы, что она сможет вернуться в гонки не ранее следующего сезона. Однако Таня сумела восстановиться и отлично провести собственную смену, заодно опробовав и новый в российском кольце автомобиль.
«Сегодняшний этап стал испытанием для команд», — сказала Анастасия Бендикова, генеральный организатор Russian Endurance Challenge. — «Многие машины получили повреждения, нам как организатору остается надеяться, что команды восстановят их к финалу REC через три недели. А в отношении ROSSA могу сказать, что и в жизни, и в гонках нужно быть готовыми к сходам. Это неотъемлемая часть спорта, которая повышает градус интереса к нему».
Финальный этап сезона Российской серии кольцевых гонок пройдет также на Moscow Raceway — заключительная гонка чемпионата состоится 5 октября. Билеты уже в продаже.
Кубок Москвы
1. BALCHUG Racing (Кирилл Киракозов, Михаил Лобода)
2. YADRO MOTORSPORT (Сергей Столяров, Виктор Шайтар)
3. RSCar Motorsport (Владимир Драгунов, Ренат Ибрагимов, Владимир Гуревич)
CN
1. SUN ZORRO (Максим Суняев, Артемий Акименков)
2. RATATA Racing (Ефим Гантмахер, Александр Галахов, Роман Лебедев)
3. HOGO – AZDRIVE (Иван Герасимов, Павел Паршутин, Кирилл Захаров)
GT Light
1. SHONX (Андрей Петухов, Татьяна Елисеева, Сергей Рожков)
2. ARENA RACING TEAM (Владимир Меньшиков, Артем Сидорец)
3. «Наследие Мотоспорт» (Всеволод Прахов, Александр Титов, Константин Квашнин)
GT
1. YADRO MOTORSPORT (Сергей Столяров, Виктор Шайтар)
2. RSCar Motorsport (Владимир Драгунов, Ренат Ибрагимов, Владимир Гуревич)
3. Sportcar Racing Team (Иван Щербаков, Виталий Ларионов)
GT Pro и GT Pro Touring
1. ШИШКОЙЛ (Дмитрий Шишко, Захар Слуцкий, Алексей Савин)
2. Kamenskiy Racing (Дмитрий Гомельков, Всеволод Прахов, Иван Станчин)
3. DRTeam (Алексей Денисов, Евгений Чикинев, Анастасия Михайлус)
CN Pro
1. BALCHUG Racing (Кирилл Киракозов, Михаил Лобода)
2. AIMOL Racing (Алексей Хаиров, Сергей Иевлев)
3. SPORTS&SAFETY FAMILY (Никита Фролов, Семен Харченко, Иван Твердохлебов)
Абсолютный зачет
1. BALCHUG Racing (Кирилл Киракозов, Михаил Лобода)