Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
V8 Oval Series: удивительные гонки, в которых все не так, как мы привыкли
25.08.2020 | 2928 просмотров

V8 Oval Series: удивительные гонки, в которых все не так, как мы привыкли

Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Почти NASCAR, но едут в Европе. Тренировки и тесты вне этапов запрещены, т. к. шум от гоночных машин мешает местным жителям спать. Уикенд состоит из двух тренировок и трех гонок, но квалификаций нет вообще! Шин хватает на два уикенда, а тормозов иногда — всего на несколько торможений! Такие нестандартные гонки проходят в Голландии, и в них участвует гонщик Евгений Соколовский, который и рассказал Дрому о том, что происходит каждый год на крохотном овале автодрома Raceway Venray.

Кстати, про машину Евгения, макет рисунка для которой создавала известная российская художница Сандра Ковальски, мы рассказывали в одном из наших предыдущих материалов.

Raceway Venray: сначала сбор денег на церковь, а потом свиная ферма

Наверное, такое может случиться только в Старой Европе. Маленький грунтовый трек в голландском муниципалитете Венрай был сделан в 1961 году, чтобы… собрать деньги для строительства церкви. Мотокроссовая трасса функционировала два с лишним десятка лет, а потом организаторы просто решили, что достаточно, и самораспустились. Правда, пустовал трек недолго, пришли новые люди, увеличили длину трассы до полутора километров, назвали ее Circuit de Peel, а в 1989-м и вовсе часть этого трека заключили в овал — но дистанция овала составила всего 470 метров. Первые гонки в классе «Суперсток» там прошли в 1991 году, в 1996 грунтовую трассу наконец закатали в асфальт, а еще спустя несколько лет добавили 50 метров!

Наверное, участие в таких гонках было больше похоже на забеги белки в колесе, но зрителей собиралось всегда много. Однако местные власти и местные жители были не слишком довольны такими шумными активностями и решили запретить трассу. Не будем утомлять вас подробностями и перипетиями судебных противостояний, но только в 2007 году было достигнуто некое хрупкое согласие, в результате которого треку и всему гоночному комплексу пришлось переехать… через дорогу, а его владельцу по этому случаю пришлось прикупить территорию, на которой до этого располагалась… свиная ферма.

Количество казусов на этом не закончилось. Чтобы не мешать местным жителям, на треке было разрешено проводить в год всего четыре мероприятия, а несколько лет спустя владельцы все же добились, чтобы это число было увеличено до семи. При этом было введено жесткое ограничение по децибелам…

Да, забыли сказать: когда владелец переносил трек на другую территорию, он вновь построил овал длиной всего в четверть мили, но такой дистанции оказалось недостаточно, чтобы принимать серию LMV8, и ему пришлось вокруг старого овала построить новый, уже длиной в полмили. Теперь разные серии проходят на разных треках. Там есть и главная трибуна, и мостик внутрь овала, а организаторы ухитряются проводить также картинг, дрифт, мотокросс и другие соревнования — видимо, они под ограничения по шуму не попадают.

Что за серия V8 Oval Series?

Зачем мы так подробно рассказывали всю эту историю, ведь речь совсем не о голландских свинофермах? Дело в том, что именно эти обстоятельства и повлияли на то, какие причудливые формы приняла V8 Oval Series, проводимая на Raceway Venray и ранее называвшаяся LMV8 Supercup.

Например, большинство этапов проходит в один день (хотя есть два этапа, когда события растянуты и на субботу, и на воскресенье), для тестов вне этапов выделена всего одна дата в начале года (ограничение по шуму), квалификации отброшены как ненужные, а подготовка и настройка машин существенно отличается от NASCAR.

Гоночный день состоит из двух утренних свободных тренировок по 25 минут, двух гонок и финала. Гонки очень короткие: они включают в себя 25 кругов, их продолжительность — восемь–девять минут. Финал проходит чуть дольше: 30 кругов и примерно 12 минут. И это хорошо: зрители не успевают соскучиться — 12 минут непрерывного экшена, и все прямо перед глазами!

Как вы заметили, в расписании нет квалификации. Ее отменили за ненужностью, а машины на гриде расставляют в зависимости от очков, набранных в предыдущем сезоне. Те, кто набрал очков меньше всего, занимают первые позиции на гриде, победители уходят в самый конец. Это сделано для того, чтобы гонки благодаря обгонам были более зрелищными.

Если в гонке присутствуют новички, то они на первые две–три гонки уходят в конец пелотона, чтобы избежать основных аварий на старте, а затем распределяются по решетке в зависимости от очков.

За всю соревновательную часть гоночного дня пилоты проходят 80 кругов. Продолжительность одной гонки с учетом построения и прогревочного круга занимает порядка 30–35 минут. Благодаря этому в тот же гоночный день на Raceway Venray одновременно проходит еще несколько соревнований. Например: National HotRod, Stockcar F1, Stockcar F2 и даже молодежные сопутствующие серии.

Круг в гонке проходят за 20 секунд. Что это за машины?

Конечно, длина одного круга всего 800 метров, но это означает, что средняя скорость составляет примерно 150 км/ч. Какие же машины нужны, чтобы соответствовать таким требованиям?

LMV8 — это аббревиатура для Late Model V8, т. е. обновленных версий старых шасси сток-каров. Предыдущая версия называется ASCAR, и они тоже участвуют в заездах.

— ASCAR — это симметричная по весу машина, у которой вес распределен 50х50 по правой и левой стороне, и которая может ехать по обычным дорожным трекам. На них установлена 4-ступенчатая коробка передач и двигатель с электронным впрыском мощностью 500 л.с. Однако они не слишком хорошо приспособлены для овальных гонок и на них сложнее держать траекторию, особенно в повороте.

— LMV8 весит 1180 кг, но 75% ее веса приходится на левую сторону. Эти машины изначально настроены исключительно под левые повороты овальных треков. На них запрещен электронный впрыск и используются исключительно карбюраторные двигатели corvette мощностью не выше 450 л.с., которые развивают максимальную скорость примерно 205–210 км/ч. В комплекте с таким двигателем идет 2-ступенчатая коробка передач. Эти машины в целом на 0,2–0,3 секунды с круга быстрее ASCAR.

В машинах три педали, как во всех нормальных автомобилях: газ, тормоз и сцепление. По словам Евгения Соколовского, сцепление — самая редко используемая педаль: она нужна для старта, переключения на вторую передачу и потом для остановки.

Шасси для LMV8 изготавливает два американских производителя, а кузова предлагаются на выбор от четырех брендов: Ford, Chevrolet, Dodge и Toyota. Команда или пилот сами могут выбрать понравившийся тип кузова, но считается, что Chevrolet и Toyota имеют лучшую аэродинамику.

Что нужно для хорошей гонки?

Перед стартом сезона все автомобили проходят проверку на мощностных стендах, после чего мотор пломбируется на весь сезон. Простая конструкция карбюраторных двигателей позволяет использовать их на всех этапах без каких-либо проблем и дополнительного ремонта.

Самый важный момент в подготовке машины — настройка подвески, т. к. весь заезд это практически один сплошной левый поворот. И здесь все зависит от команды: как она сумеет подготовить машину. По словам Евгения Соколовского, вся гонка состоит из рулежки, и главное — это возможность поддерживать в повороте высокую скорость. В среднем в поворотах она достигает 170–175 км/ч.

В отличие от американского NASCAR, где тормоза используются преимущественно при заезде на пит-стоп, в V8 Oval Series это насущная необходимость. На коротком овале поворот больше похож на разворот, поэтому на входе нужно короткое жесткое торможение, долгие и агрессивные нажатия на педаль приводят к перегреву механизма и дальнейшим проблемам. Здесь машина всегда находится в режиме газ/тормоз. Тормоза на всех машинах абсолютно одинаковые, и важно, как ты с ними работаешь.

Овал это вам не кольцо!

На овале все происходит совсем не так, как в стандартном кольце. На этих машинах нет электроники, все делает сам пилот. Например, если в повороте дать меньше газа, то автомобиль сразу проваливается по мощности и набрать нужную скорость получается не сразу. Из-за этого теряют время и проигрывают гонки.

Если, наоборот, газа дать слишком много, то машину легко «срывает», что может привести к аварии. Зон вылетов на овальных трассах нет, зато есть близко расположенные бетонные стены, и если машину сорвало, то она отправляется сразу туда.

Старт в каждой гонке дается с хода, и тут важно правильно выбрать передачу для старта: первую или вторую. Первая может оказаться слишком «агрессивной», машину может сорвать с траектории, а вторая, наоборот, способна провалить машину по скорости, что ненамного лучше.

На самом деле выбор одной из двух передач, как ни смешно, это сложная задача, и умение ее решать приходит исключительно с опытом и пониманием автомобиля.

Евгений Соколовский рассказал, что на старте нужно угадать со скоростью, особенно в повороте, с позицией, понять, какая траектория выгоднее. Первые два круга решают очень многое, и, главное, где ты окажешься в дальнейшем. В самой гонке важно держать время круга и решать тактические задачи по ходу гонки — как разменять позиции, как обойти соперников. Споттер хорошо помогает в этом деле, подсказывает, где и какое окно открывается, где надо прикрыть тылы, куда можно проскользнуть.

За счет того, что гонки очень короткие, у любого пилота есть шансы приехать на подиум. Все зависит от расклада на старте, количества аварий, желтых флагов, контактов с соперниками и прочих обстоятельств. Это и есть самое интересное: никогда невозможно предсказать, чем закончится гонка.

Мой споттер — мои глаза

По словам Евгения Соколовского, в этих гонках нет классического понимания команды, когда все делается сообща. Здесь команда — это чисто техническая структура: механики и инженеры, которые обслуживают машину, а также общий бокс и общая бочка с топливом. Все остальное сугубо индивидуально: от поиска настроек до борьбы на трассе.

Однако механики и инженер это еще не все. Правилами серии у каждого гонщика прописан обязательный споттер. Понятие «споттер» пришло в современные гонки из NASCAR, теперь их используют и в других сериях, даже в дрифте, т. к. эти люди, наблюдающие за своей машиной с внешней высокой точки на трассе, приносят массу полезной информации как относительно действий «своего» пилота, так и «чужих».

— У меня с ним постоянная радиосвязь, он мне все рассказывает: держать внутреннюю траекторию или внешнюю, насколько ко мне приближается соперник, когда будет атака, какая дистанция до машины впереди и многое другое, — рассказал Евгений Соколовский. — Машины очень плоские и низкие, и сидим мы практически на полу, чтобы правильно распределить центр тяжести, так что я практически не вижу ничего, что происходит вокруг меня — ни с боков, ни сзади. Зеркала у нас стоят, но это исключительно дань регламенту.

Шин хватает на два уикенда

Это только кажется, что расход шин небольшой — на самом деле такой же, как и везде. Просто овалы короткие, а за время этапа пилот проезжает 80 кругов за три гонки и еще две тренировочных сессии, т. е. в среднем порядка 150 км.

По регламенту в серии используется моношина Hoosier, и никаких разных составов, как в Формуле 1, тут не предусмотрено. Интересно, что на весь сезон пилоту выдается совсем немного покрышек: восемь перед первым этапом и затем еще по две перед каждым следующим. Поэтому правило «как сэкономил — так и поехал» здесь знают не понаслышке!

Контакты происходят на каждом круге!

Эта серия изначально задумывалась как зрелищное соревнование для зрителей, а значит, контактная борьба просто необходима.

— Контакты происходят часто, особенно бортами, фактически на каждом круге. На старте, на входе в поворот, могут кого-то зажать. Например, когда входишь в поворот в группе из шести–восьми машин, дистанция между машинами — пара десятков сантиметров, а скорость 170 км/ч. Но это обычно обходится без аварий, — рассказывает Евгений Соколовский. — Аварии же бывают, когда толкаются бамперами или кто-то куда-то пытается влезть. Происходит срыв, машину выставляет, и после этого поймать ее фактически невозможно.

— Контакты — это нормальное явление в овальных гонках: тебя постоянно немного прижимают, немного придерживают. Где-то подбили, где-то подтолкнули. Бывают и жесткие контакты, этого стараемся избегать. Также надо понимать характер каждого пилота и знать, кто более опасен, кто менее, кто идет на жесткий контакт, кто нет. На треке все происходит точно так же, как и в жизни.

— Слипстрим у нас тоже хорошо используется, он дает существенное преимущество. Обгоны происходят в основном на внутренней траектории, т. к. внешняя — скоростная. Но если ты круга три или четыре остаешься на внутренней линии, то уже вряд ли кого обгонишь на следующем круге, потому что шины очень сильно перегреваются и резина не работает как надо.

— Ближе к финишу машины выстраиваются уже в одну-две линии, распределяются по позициям, и после этого главное — доехать до финиша и удержать позицию.

— Конечно, всю гонку нужна очень сильная концентрация. В гоночном режиме за один день мы проходим почти 80 кругов. Это постоянная физическая нагрузка, и нет прямиков, где можно немного расслабиться и выдохнуть. К тому же летом температура внутри машины превышает 50–60 С°, это добавляет нагрузки. Но мне нравится, что в машине я работаю физически и тяжело.

Этап был сложный и с сюрпризами

— После аварий под конец прошлого сезона и пропущенных этапов я набрал мало очков и в итоге стартовал в гонке с первого ряда, — делится впечатлениями о прошедшем этапе Евгений Соколовский. — Да и с передачей на старте первой гонки я не угадал: машину сорвало, пришлось сбросить газ, переключиться на вторую и потерять сразу несколько позиций. А в середине гонки произошла авария и появился автомобиль безопасности, который вел нас фактически до финиша. Тормоза у меня остыли, а на рестарте и вовсе пропали, так что я решил, что перепутал педали, и нажал сцепление. А последующее выжимание тормоза привело к блокировке колес и развороту, так что я еле поймал машину в миллиметрах от стены.

— Во второй гонке на старте меня зажали в коробочку, из которой я не мог выбраться много кругов, и в результате опять неудачный финиш. Ну хоть в этот раз все было благополучно с тормозами.

— В финале я стартовал уже с задних рядов, старт был хороший, но вновь застрял за медленной машиной. Под конец я все же выбрался из этой ловушки, сумел обогнать их, но догнать лидеров было уже нереально. В итоге — лишь 11-е место в абсолюте и девятое в классе.

— Что было хорошо? Я доволен временем круга. После длительного перерыва почти в 11 месяцев, с учетом моих прошлогодних аварий и отсутствия особых тренировок или тестов, я смог показать в гонке хорошее время круга, машина позволяла держать высокую скорость. Мой самый слабый момент сейчас — старт. Надо его как следует отрабатывать, но по условиям соревнований приходится делать это в самой гонке. Ну и рад, что не повредил машину. Жалко было бы испортить такую красавицу, которую снимали все местные фотографы!

Комментарии

Максим
Абакан
И даже не одного видосика?(((
Что это за гонки такие..пфф
9
1
Ответить
 
Сообщений: 5549
Центрифуга какая-то.
Их там не тошнит? )))
Продан в 2010 году...
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
11
 
Ответить
Dragocennyi
Москва
Согласен, что тема не раскрыта! Без видео в наше время не зачёт!
9
1
Ответить
сергей
Томск
Красивая машина, действительно)
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром