Две минуты до финиша гонки. Последний круг длинного и изнурительного 24-часового марафона. «Темная лошадка» — команда WRT, до этого сезона известная своими выступлениями и победами в кузовных гонках на автомобилях класса GT, впервые вышла на старт знаменитого «Ле-Мана», выставив два прототипа в категории LMP2. На фоне других многочисленных и опытнейших участников они не выглядели фаворитами, и все же, проведя безукоризненную гонку, сумев использовать все шансы, подаренные конкурентами, WRT обеими машинами вышли в лидеры класса. Впереди шел экипаж № 41, в составе которого значились Роберт Кубица, экс-пилот Формулы 2 Луи Делетраз и китайский гонщик Йифей Е (Yifei Ye).
За час до финиша команда провела последний пит-стоп, на котором заправила прототип топливом, и Йифей Е отправился на свой финишный отрезок. Все произошло на последнем круге, когда Oreca 07 под бортовым номером 41 лидировала в своей категории, на 30 секунд опережая вторую машину команды. Внезапно автомобиль стал замедляться, пока вовсе не остановился на трассе, а в боксах сначала воцарилось непонимание, а затем на лицах команды появился неподдельный ужас. Мимо 41-го прототипа сначала проехал их братский экипаж, а затем и машины остальных соперников. Попытка перезапустить автомобиль не привела ни к каким результатам. Причиной остановки стала проблема с электрикой.
«Мы просто опустошены», — сказал Луи Делетраз. — «Но больше всего я хочу поблагодарить команду и своих товарищей за их тяжелую работу. Мы отдали все, но потеряли победу на последнем круге, хотя не совершили ни одной ошибки, и это просто ужасно. Тем не менее я поздравляю наш второй экипаж с победой — они спасли команду от страшного разочарования и помогли долгожданному трофею остаться в WRT. Это больно, но мы вернемся сильнее, и я считаю, что мы должны гордиться нашими успехами в любом случае — потому что все видели, на что мы способны».
На фоне довольно скудно представленного класса Гиперкаров, в котором было заявлено лишь пять экипажей (два Toyota, два Glickenhaus и Alpine Elf Matmut), уже привычная зрителю и участникам категория LMP2 выглядела представительно и богато. 31 экипаж вышел на старт гонки — и среди них сильнейшие команды Jota (Роберто Гонсалес, Феликс да Кошта и Энтони Дэвидсон), United Autosports (экипажи с Алексом Линном и Полем ди Реста), Dragon Speed с Хуаном Пабло Монтойей, Panis Racing с Жульеном Каналем и, конечно, один из фаворитов гонки — экипаж № 26 G-Drive Racing Романа Русинова, Ника де Вриза и Франко Колапинто.
Обе машины WRT, несмотря на свой сильный состав, на таком фоне выглядели не слишком многообещающе: во втором экипаже также участвовали опытные гонщики, такие как Робин Фряйнс, Фердинанд Габсбург, компанию которым составил молодой Шарль Милези. Главным недостатком команды WRT было отсутствие опыта участия в марафонах на спортпрототипах — до этого сезона они выступали в кузовных соревнованиях преимущественно на автомобилях Audi, и лишь в 2021-м выставили машины категории LMP2 в Европейской серии Ле-Ман.
Как известно, Ле-Ман не выигрывают с первого раза, но WRT нарушили эти правила. И хотя они одержали свою первую победу не в абсолюте, но она значит намного больше, чем результат в классе, где сражалось всего пять соперников.
Старт 89-го выпуска марафона «24 часа Ле-Мана» прошел за автомобилем безопасности: за несколько минут до традиционной отмашки зеленым флагом над кольцом Сарте внезапно хлынул дождь. Несколько кругов автомобили проехали в режиме безопасности, но когда некоторое время спустя погодные условия улучшились, 61 экипаж в четырех категориях отправился в погоню за победой. Первые боевые круги по мокрой трассе были сложными, плохая видимость и водяной шлейф, поднимаемый колесами, спровоцировали несколько аварий — в том числе и в старшем классе гиперкаров. Уже на первом круге произошло столкновение между Toyota № 8 и Glickenhaus № 708, в результате чего экипаж японского производителя откатился в самый хвост пелотона.
В течение всей гонки у обеих Toyota возникали различные технические проблемы. Ночью им приходилось заезжать в боксы, чтобы ремонтировать полученные в гонке повреждения, но хуже всего, что оба автомобиля постоянно испытывали проблемы во время заправки, и из-за этого промежутки между пит-стопами становились все короче. Однако даже это не помогло соперникам приблизиться к японской команде, чтобы иметь возможность оспорить победу в марафоне.
Это неудивительно, учитывая состав конкурентов. Оба автомобиля Glickenhaus только в этом сезоне вышли на гоночные трассы и пока еще являются довольно «сырыми» (мы писали о них вот здесь), но даже финиш обеими машинами в 24-х часовой гонке можно определенно считать успехом. Что же касается Alpine ELF Matmut (ранее известного нам как Rebellion LMP1, но перестроенного согласно регламенту класса и получившего другое имя), то они хоть и сумели квалифицироваться вторыми, но в гонке опустились на третье место с отставанием в четыре круга от лидера.
Предполагалось, что в лемановский уикенд Alpine объявят о своей программе участия в гонках гиперкаров. Специально для городского парада перед гонкой они привезли в Ле-Ман Формулу 1 и Фернандо Алонсо, который представлял команду. Руководство концерна уже сообщало о своем желании увидеть испанца вновь за рулем LMP1. Однако объявление об участии в WEC было отложено на конец года, а сам Алонсо в одном из своих интервью заявил, что участие в WEC его сейчас не интересует, так как эти машины слишком медленные.
Зато в 2022 году в чемпионат по гонкам на выносливость придет другой французский производитель — Peugeot, которые в начале июля представили свой гиперкар, а к 2023 году здесь ждут еще несколько брендов: Ferrari, Audi, Porsche и Cadillac. Последние только накануне окончательно подтвердили свое намерение.
…Победа есть победа, и для экипажа Toyota № 7 она была вдвойне желанна, ведь до сих пор они так и не могли покорить Ле-Ман. Toyota вернулась в WEC в 2012 году, но вплоть до 2016-го не могла конкурировать с прототипами Audi и Porsche. А в 2016-м, когда они наконец-то пробились в лидеры и ожидали своей первой победы, на трассе Сарте развернулась настоящая драма. Именно тогда лидировавший в гонке экипаж Дэвидсона, Буэми и Накадзимы сошел на последнем круге, уступив право первым увидеть клетчатый флаг команде Porsche.
Ну а Майк Конвей, управлявший машиной под номером 6 вместе со Стефаном Сарразаном и Камуи Кобаяси, финишировал на втором месте. В этом же составе пилоты вышли на старт Ле-Мана и в 2017 году, но уже на прототипе под номером 7: тогда они сошли из-за проблем со сцеплением. Неудачи преследовали их и в двух последующих Ле-Манах, когда Стефана Сарразана заменил Хосе Мария Лопес — и в паддоке стали поговаривать, что «семерку» сглазили.
И вот наконец 2021 год принес победу многострадальному экипажу, а Майк Конвей на финише не скрывал слез радости — в отличие от слез разочарования экипажа WRT.
Второе место в категории Hypercar также досталось Toyota — автомобилю № 8 в составе Себастьяна Буэми, Казуки Накадзимы и Брендона Хартли.
Если говорить о сглазе и порче, то здесь пальму первенства явно получит не Toyota или Майк Конвей. Гораздо честнее будет отдать ее в руки Романа Русинова, который с 2013 года прилагает все усилия, чтобы покорить Ле-Ман. За это время G-Drive Racing сумели взять титул в чемпионате FIA WEC, трижды — в ELMS, а затем еще и в Азиатской серии Ле-Ман, несколько раз подняться на подиум в легендарном 24-часовом марафоне, но вот высшая ступенька им до сих пор так и не покорилась.
В 2018 году экипаж Романа Русинова все же сумел первым пересечь финишную линию, но затем получил дисквалификацию из-за нарушений в системе дозаправки.
В этом году команда вновь выставила на старт гонки два прототипа под номерами 26 и 25, и в 26-м к двум опытным пилотам добавили 18-летнего аргентинца Франко Колапинто. Именно на его смену и пришелся один из самых сложных моментов гонки, когда уже на закате над гоночным кольцом вновь пошел дождь. В это время и произошло столкновение с одним из экипажей команды Signature, в составе которого были девушки-гонщицы: София Флерш, Татьяна Кальдерон и Бейтске Виссер. По словам Колапинто, в какой-то момент автомобиль перед ним так сильно замедлился, что он не успел отреагировать и закончил круг в отбойнике.
К счастью, аргентинец сумел добраться своим ходом до боксов, где механики подлатали машину и вновь выпустили на трассу. Но к этому моменту № 26 оказался уже в хвосте пелотона. Все оставшееся время пилоты старались отыграть потерянные позиции и к середине воскресенья поднялись на седьмую строчку в LMP2, на которой и финишировали. Что же касается второго экипажа команды, то ночью он попал в серьезную аварию, которая перечеркнула его дальнейшее участие в гонке.
Второе место в классе занял экипаж команды Jota (Шон Гелаэль, Стоффель Вандорн и Том Бломквист). Третьими стали Panis Racing (Жюльен Каналь, Вильям Стивенс и Джеймс Аллен).
Лучшими в обоих классах кузовной категории GT стали экипажи команды AF Corse, выступающие на Ferrari 488, и это уже хорошая привычка. AF Corse традиционно сильны в WEC и Ле-Мане и неоднократно одерживали победы в этих событиях.
В этом году команда в классе Pro на автомобиле № 51 в составе Джеймса Каладо, Алессандро Пьер Гуиди и Ком Ледогара сумели вновь стать первыми, опередив Corvette № 63 менее чем на одну минуту, а их товарищи по команде AF Никлас Нильсен, Франсуа Перродо и Алессио Ровера финишировали в круге от команды TF Sport на Aston Martin.