Страсть к джипомании, десятилетие назад начавшаяся в США, прижилась и у нас. Смотрите, сколько в последнее время на наших улицах стало джипообразных и внедорожноподобных. Они наступают, лишая нас рассудка и прививая полную зависимость от галлона выпитого топлива, литра съеденного масла и квадратного дециметра изжеванной «резины». Причем ничем за это не отплачивают. Даже бездорожными подвигами, на которые их никто не сподвигает. Но тем не менее в сердце сидят крепко, подобно зловредному вирусу, неистребимому и прогрессирующему метастазами.
Впрочем, наш случай не клинический, да и к вышеуказанной эпидемии никакого отношения не имеет. Даром что речь идет о самом экстремальном осложнении джипомании — «бигфуте». Ведь в отличие от его заокеанских коллег этот монстр используется исключительно по прямому назначению — с помощью него хозяин сближается с природой.
Серость японских будней
Джипам он поклонялся давно, потому как и на охоту ездил, и на рыбалку, а сейчас просто в лес выбирается. При такой жизни полный привод с соответствующим клиренсом да понижающим рядом и блокировками все равно что трость для хромого.
Неотъемлемый атрибут, в общем. Но скажите на милость, что может сделать стандартный японский (о других и речи не было) джип на таком бездорожье, где и пеший с конным с трудом проходят? Что дает знаменитая Super Select на хиленьком, почти паркетном Pajero? Или определенно городской «Эскудик», не говоря уже там о всяких дамских «равиках» и CR-V? Одно спасение — в тяжелых настоящих мачо бездорожья. В Patrol да Land Cruiser. Но и они не панацея. Проваливаются эти трехтонные символы престижа в грязь по ступицы легко, а вытащить их оттуда ой как трудно. Так что нет того совершенства во всем этом крикливом внедорожном ряду, которое могло бы дать хоть какую-то уверенность на отечественном бездорожье.
Однако джипы джипами, а над всем этим практически гражданским великолепием есть по-настоящему боевые машины — борцы с любым проявлением отсутствия дорог. Как вы догадались, это «бигфуты». Превосходная степень у подобных автомобилей содержится буквально во всем: в росте, в размерах колес, наконец, в названии, которое переводится как «большая стопа». Чувствуете, как даже от последнего веет внушительностью и основательностью.
Одним словом, вовремя вспомнился «бигфут» — перед поездкой в Японию, где и был куплен. Только не подумайте, что это так просто, ведь в среднем на пяти аукционах в месяц появляется всего одна подобная машина. В свободной же бэушной продаже таковые вообще не встречались. Да и на улице был увиден опять же только единственный колесный монстр. Что, в общем-то, не удивительно. Где там бездорожье достойное найти? Разве что подобно американцам через утиль прыгать? Так, похоже, этой болезнью японцы еще не заразились. Правда, хозяин машины на побережье замечал следы от чего-то очень крупного и колесного. Beach-racing они там устраивают, что ли? Но даже если и так, все равно жизнь такого покорителя, лишенного дорог и просторов в Стране восходящего солнца, должно быть, скучна и сера. То ли дело у нас!
Стандартный, но эксклюзивный
Извините за столь длинную вступительную часть. Навеяло. Но пора бы уж непосредственно к «бигфуту» перейти. Все-таки стопроцентный эксклюзив. Хотя, положа руку на сердце, можно без всяких сомнений назвать Россию, а тем более Сибирь, нормальной средой обитания для такого рода аппаратов. Недаром же приобретался автомобиль не в качестве шоу-стоппера, основная обязанность которого только лишь говорить о крутости владельца, а как рабочая лошадка.
Короче говоря, в сентябре Иркутск увидел дотоле невиданный агрегат — Toyota Hilux Surf в очень лифтованной версии. Впрочем, определение «дотоле» тут несколько неуместно. Чуть раньше хозяин Surf пригнал знакомым точно такой же Hilux, только с кузовом пикап. Не исключено, что как раз тогда всеми фибрами души запал на «бигфут». Он 1991 года выпуска, то есть принадлежащий к предпоследнему поколению 89-го. Поэтому по части техники, не относящейся непосредственно к процессу лифтования, никаких сюрпризов. В основе рама, на ней кузов, а между ними механическая коробка передач и... Когда-то под капотом стоял 2,4-литровый турбодизель 2L-TE с электронным управлением топливной аппаратурой. Но не зря говорят, что это один из самых ненадежных среди японских дизелей. «Головка» у него просифонила при первой же поездке. Скинул «головку», а в ней трещина. И это всего лишь при вполне достоверных 120 тысячах километров на одометре. После этого можно было бы разжиться новой «головкой», промыть систему охлаждения и т. д. Но владелец пошел по другому пути. Вместо 2L-TE он установил в моторный отсек неэлектронный турбовый 2L-T выпуска 1985 года. Старая допотопная «чахотка» легко встала под капот «сюрфа», ни разу не подводила, и что немаловажно — неплохо справляется со своими обязанностями. Даже несмотря на серьезно увеличившуюся массу автомобиля. Сказывается момент под триста Ньютоно-метров и малооборотистость, здорово выручающая на бездорожье. Впрочем, о нем мы еще поговорим.
Согласитесь, начинка не Бог весть какая. Видели и гораздо круче. Но, как вы понимаете, двигатель да трансмиссия у «Бигфута» — составляющие отнюдь не основные. Главное — ходовая часть. Вот она-то уж точно заслуживает пристального внимания.
Сделано в Америке, собрано в Японии
Наверное, всем известен принцип получения «бигфута». На всякий случай объясняю. Имеется два способа так называемого лифтования: Body Lift, то есть поднятие кузова, и Suspension Lift — «лифт» подвески. В первом случае проставки вставляются между рамой и кузовом, после чего последний уходит вверх, а двигатель с трансмиссией, оставаясь на раме, как бы опускаются (на самом деле они остаются на штатных местах, но кузов-то оказывается выше, поэтому и рычаг КП становится короче в салоне и до двигателя труднее добраться).
Во втором случае проставки внедряются в элементы подвески. Этот вариант гораздо сложнее, чем подъем кузова, так как надо решать вопрос с карданными валами, рулевым управлением, тормозными шлангами и углами установки хвостовиков мостов. Поэтому чаще его используют в безрамных джипах, чей несущий кузов не позволяет манипулировать со своей высотой. Причем заводы-изготовители не рекомендуют применять сразу оба способа. Якобы кардинально изменяется работа подвески, рулевого, трансмиссии, неравномерно поднимается центр тяжести. Хотя если и того, и другого взять по чуть-чуть... Кстати, а зачем все это нужно? Ответ банален и лежит на поверхности — чтобы посадить на ступицы колеса, нет, не большого, а чудовищного диаметра. Которые без лифтинга не войдут под арки. Стоит ли овчинка выделки? Поверьте, да. Но об этом позже. Пока же давайте изучим конструкцию нашего «бигфута». По-моему, она довольно нестандартная.
Определенно. У нас как раз тот случай, когда создатели колесного монстра наплевали на все запреты и рекомендации и, так сказать, отвели душу, использовав достаточно экстремальные решения. Итак, кузов Surf посажен на раму через проставки высотой 95 мм. Причем в качестве последних использована не какая-нибудь резина или хоккейные шайбы (бывает и такое!), а вполне культурные детали заводского изготовления, установленные в места штатных креплений кузова к раме. Почти десять сантиметров прибавки в росте — это уже немало. Можно воткнуть «лапти» приличных размеров. Но японским кулибиным подобный эффект показался слабоватым. И они отлифтовали еще и подвеску. Так между передними рычагами (их у Hilux Surf по два на колесо) и шаровыми опорами появились дополнительные проставки, которые вздернули раму на очередные 10 см. Или около того. Сзади балку моста, висящую на пружинах, и продольные тяги тоже прикрепили к раме посредством проставок. Таким образом, используя и Body и Suspension Lift, создателям удалось избавить себя от лишних работ по удлинению карданных валов, рулевых тяг и тому подобных вещей. Хотя, на мой взгляд, без переделки чего-то из этого все же не обошлось. Например, тормозные шланги-то должны были нарастить. Но Surf об этом молчит, а под днищем его объем дополнительных работ не просматривается. Впрочем, что определенно точно, так это использование нестандартных амортизаторов и пружин.
Кстати, все проставки кованые — наряду с амортизаторами Explorer и пружинами американского производства. Да-да, американского. Выяснился сей удивительный факт после того, как у лифтованного Hilux-пикапа одну из проставок угробили на бездорожье. Заказали в Японии, а оттуда ответ — дескать, отношения никакого к ним не имеет. К нам комплект приходит, а уж мы его устанавливаем. Так что запрашивайте Штаты. Запросили. Но и янки что-то невнятное ответили. Пришлось у местных умельцев изготавливать. Такие вот дела. А как же тогда известная своим внедорожным тюнингом японская фирма JAOS? Получается, отбирают у нее хлеб штатовские ребята.
Однако надо отдать японцам должное, к созданию этого «бигфута» (пусть из «чужих» комплектующих») они подошли творчески и, я бы даже сказал, с солидной долей здорового инженерного экстремизма. Иначе не получилось бы у них столь грандиозного сооружения. Одни колеса, ради которых все и задумывалось, только чего стоят. Даром что «бигфут» содержит в своем названии меру длины. С ней размер его «ступни» не имеет ничего общего — лишь пустое буквенное созвучие. Потому как колесики у Surf в диаметре почти метру равняются. Или если быть точным — 39 дюймам. Видели мы, конечно, и покрупнее. Но только по телевизору. У нас в Сибири метровые колеса и вообще всю конструкцию можно считать самыми-самыми. Даже побратим-пикап сидит над землей ниже.
После огромных размеров, после колес по пояс и ощущения подножки где-то на уровне груди все остальное рассматривается как само собой разумеющееся. К примеру, лебедка с усилием в 3,5 тонны, которая еще не использовалась (и будет ли?), мощная защита двигателя, развитые расширители арок, багажник на крыше в духе off-road...
Мелочь, лишь дополняющая уже сформировавшийся облик покорителя не только бездорожья, а вообще всего-всего, доступного разве что бронетанковой технике. Кстати, а как Hilux Surf чувствует себя в российской среде? Пляжей-то у нас нет.
«Старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет»
Древняя русская поговорка как нельзя лучше определяет сущность «нашего» лифтованного Surf. Потому что, во-первых, он все-таки уже староват (12 лет, согласитесь, не шутка). Во-вторых, с некоторых пор хозяин кличет его не иначе как «конем» (честное слово, есть в машине что-то от тех былинных лошадей), чья порода выводится специально для нехиленьких мужичков типа Ильи Муромца). И в-третьих, несмотря на возраст, Hilux готов постоять за себя на любом сибирском бездорожье, причем глубоко он его точно не «вспашет». Ведь в нормальном асфальтовом состоянии максимальное давление в его громадных «траках» должно быть равно всего двум очкам. А на зыбких грунтах колеса можно спускать до 0,5-0,7 кгс/куб.см.
К сожалению, привезенный в Иркутск в сентябре Surf не успел испробовать настоящей грязи. Пока то да се, ударили первые морозы, и дебют «бигфута» проходил уже в зимней обстановке со снегом и ледком. Эх, если бы тогда не подвел двигатель, раскрыл бы автомобиль весь свой внедорожный потенциал. Но пришлось возвращаться и колдовать с мотором. Зато в следующий раз удалось использовать машину по полной. Забрались глубоко в тайгу, шли двумя джипами. Компанию «японцу» составляло творение отечественных конструкторов — «Нива»-болотоход. Это та, что тоже лифтованная на пневматиках низкого давления и с бэтээровскими мостами. Все бы ничего, да вот только перещеголяла российская конструкция зарубежную. У «Нивы» хоть и «движка» чахленькая, но союз мотора, ее главных пар мостов и редукторов как раз тот, что нужно. К тому же блокировки межколесных дифференциалов имеются. Поэтому никакие диагональные вывешивания ей нипочем. А Surf только тяговитый 2L-T и спасал. Впрочем, «Нива» — разработка больше военная, нежели гражданская. Потому сравнение несколько не корректное. Тем более, что трансмиссия у Toyota вполне стандартная. Передний мост подключается жестко с места водителя, есть понижающий ряд. Но блокировки отсутствуют, даже не принудительные, а автоматические. Так что имеется еще поле для деятельности, но это отдельный разговор.
Зато уж по сравнению со своими низкорослыми родственниками лифтованный Surf — проходимец хоть куда. По целине прет, покуда сцепных свойств шин хватает. Они, кстати, для этого вовсе не предназначены. Название-то носят Super Swampler, то бишь «суперболотоход», и рисунок протектора у них соответствующий, отнюдь не снежный. А кому, спрашивается, придет в голову сапоги болотные зимой носить? Поэтому бывает, что начинает монстр в снегу буксовать. Правда, чаще на подъеме, или когда глубина снежного покрова больше полуметра, а внизу что-то вроде наста образовалось. Так что все неудачи по зиме можно списать на несоответствующую сезону резину. Хотя были ли они, эти неудачи? Что-то даже ничего такого не вспоминается. Всю традиционную полноприводную технику «бигфут» обходит с легкостью корабля на воздушной подушке. А однажды и вовсе «сделал» признанного идола российского бездорожья — 66-й «газон». Что говорить, если как-то был такой случай. Пробирались сквозь дебри и на открывшейся вдруг полянке решили перекурить. Выехали на нее, остановились, из машины прыг и выше щиколотки в воду провалились. Болотце там оказалось сверху ледком покрытое. А Surf стоит себе, низким давлением на поверхность не давит. Правда, было раз, что после остановки начал в рыхлый снег проваливаться. Но ничего, вылез.
Конечно, снег — это одно, грязь — совсем другое. Тем больше хочется его испытать в настоящей непролазной жиже, а заодно и на буераках. Надо полагать, на последних он будет смотреться великолепно. Клиренс-то ого-го (не мерили, но 300 мм есть точно), переднего свеса нет вовсе, а задний благодаря колесам опасности не представляет. Лишь блокировок, чтоб их, не хватает.
Нет предела совершенству
Естественно, глупо ездить на таком чудовище на работу или по магазинам (разве для того, чтобы место в потоке да на парковке уступали). Неудобна в нем и посадка-высадка, и обзорность (далеко видно отлично, а вот рядом..., вдруг кто прижмется, хотя вряд ли, побоятся), и ходовые качества на дорогах общего пользования оставляют желать лучшего. И гараж ему нужен громадный, и чтобы в сервис его загнать, приходилось колеса менять. Так что выводит хозяин своего коня из стойла редко, не забавы ради, а для нужды. И отказываться от него не собирается. Наоборот, в планах дальнейшая модернизация «бигфута». В первую очередь он требует новых «болотных сапог», а то, похоже, за время вынужденной стоянки в Японии они оквадратились. Иными словами, SuperSwampler потерял круглую форму, и теперь скорость 70 км/час — критическая. «Резина» бьется в конвульсиях, дрожь передается на кузов. Пробовали балансировать, но на каждом колесе оказалось по целому килограмму дисбаланса. Только два станка сломали. Так что шины необходимы.
Далее владелец одно время хотел обзавестись задним дифференциалом с самоблокировкой, которого джипу так не хватает. На «сурфах» в некоторых комплектациях такие встречаются. Только в Иркутске в разобранном виде пока не попадались. Поэтому после тщетных поисков родилась другая идея. Заказать такие же мосты, как у лифтованной «Нивы». Но при этом с необходимым передаточным числом главной пары. Чтобы крутящий момент на выходе был выше. Ну и, конечно же, чтобы блокировки присутствовали. В общем, работы непочатый край.
Бездорожье мы не нашли...
Как сказал хозяин, настоящее бездорожье для него найти целое дело. Поэтому мы ограничились короткой вылазкой на снежную поляну за плотиной. Снег там глубиной 30-40 см — мало, конечно, но хоть какие-то представления о проходимости сложиться должны.
Да, забраться в салон целая проблема. Подножка стремится сорвать ногу в неуправляемое скольжение, под рукой не видать ручек, а порог, как я уже говорил, расположен где-то в области груди. Впрочем, когда забраться удается, можно только порадоваться, что при всей своей внешней брутальности внутри Surf удобен и комфортен, словно иная беззубая легковушка. Внедорожную сущность в интерьере выдает только рычаг раздатки да блок джиперских приборчиков. Ну и, естественно, высоченная, на уровне какого-нибудь «ЗИЛка», посадка. От такого положения в буквальном и переносном смысле над всеми можно и самообладание потерять. А потеряв, кинуться давить эту мелюзгу, снующую где-то внизу, под огромными ступнями-колесами. В общем, хорошо сидится в лифтованном Surf. Вот только недоумение вызывает маленький деревянный бублик руля, будто заимствованный у какой-нибудь GТ-шки. Как им рулится-то на бездорожье?
Дизельная тарахтелка выбивает легкую дрожь на руле и рычаге КП. Кстати, последний за счет поднятия кузова теперь торчит не так сильно. Да что там говорить, он вообще похож на джойстик. Как по размерам, так и по рабочим ходам. Они очень четкие и чрезвычайно короткие, словно на пресловутом steptronic. Достаточно подать рычаг чуть вперед, и он уже в положении первой передачи. Отпускаем педаль сцепления и плавно трогаемся. Тут уж не до реактивных стартов. Surf вяло разгоняется, переходим на вторую, он продолжает медленно, но с достоинством набирать скорость. И трясти, трясти. Ей Богу, надо менять колеса. Впрочем, на коротких поездках это терпимо. А вот когда проводишь за рулем весь день, то потом, по словам хозяина, руки трясутся как у пулеметчика.
Когда скорость по спидометру переваливает за сорок (а на самом деле где-то километров 60 в час), джип трясет и вовсе немилосердно. Вдобавок, крохотная баранка начинает судорожно биться в конвульсиях, отвечая даже на весьма мелкие неровности. Видимо, сказывается несоответствие рулевого механизма большущим «каткам». С другой стороны, производительности гидроусилителя вполне хватает, чтобы поворачивать тяжеленные «лапти». Кроме того, показалось, что радиус разворота какой-то нетипичный, маленький. Наверное, еще одно побочное действие лифтинга.
Наконец, мы на поляне. Практически девственно-нетронутые снега с единственным следом чего-то грузового. Похоже, Surf будет здесь вторым. Понижающая, первая. Вперед! «Бигфут» начинает медленно ползать по поляне, оставляя глубокие борозды в снежном покрове. Честное слово, конь. То-то люди потом гадать будут о том, кто здесь резвился. К-700 что ли? Или БЕЛАЗ какой?
Тем временем Surf ухает в глубокую канаву и застревает. Финита ля комедиа? Да нет, просто «резина» не снежная подводит. И цепных свойств никаких. И отсутствие блокировки картину портит. Вон, одно колесо доковырялось до земли и встало, а второе шлифует уже укатанный снег. Передок вообще на пригорочке оказался, разгрузился. Что поделать, придется враскачку. «Бигфут» выбирается назад и с коротким в десяток метров разгоном с ходу проскакивает канаву. Лишь колеса под арками словно громадные мячи прыгают. Такие испытания для Surf что семечки. Правда, все-таки рожденный в почти лишенной зимы Японии внедорожник не особо-то приветствует снежную среду. Грязь наверняка ему больше по душе.
Диагональное вывешивание мы провоцировать не стали. В случае чего такую тушу с бугра столкнешь вряд ли, а деревья все далеко, лебедка бесполезна. Зато Surf довольно легко штурмовал склон опять же покрытый снегом. А потом перепрыгивал через рытвины, тоже заполненные снегом, и в конце концов запрыгнул на бетонный постамент.
В итоге заразил меня лифтованный Surf. Самой серьезной и неизлечимой болезнью заразил — джипоманией. Впрочем, мой случай тоже не клинический. Я не готов прямо сейчас же менять свою легковушку на такого вот мачо. И уж тем более я не готов это делать только ради того, чтобы пустить пыль в глаза окружающим. Внедорожник, особенно лифтованный, должен ездить не по городу или трассе, он должен купаться в грязи, а после, как боевой конь, становиться в стойло.
Но, честно говоря, в будущем я бы не отказался от подобного узкоспециализированного автомобиля. На котором трудно ездить по обычным дорогам, но зато как приятно без них.
Максим МАРКИН.
Фото автора
2003 г.