Особого опыта вождения автомобилей у меня не было. Когда-то давно ездил на отцовском «Москвиче». А когда пошел сдавать на права, получилось так, что представилась возможность сдать экзамен экстерном на категорию С. Говорили, что сейчас ты можешь на категорию С сдать, а потом при желании получишь и В-категорию. Таким образом, опыт эксплуатации грузовиков, возможно, и повлек за собой в последующем выбор «Сурфа».
Знакомство
Став обладателем заветной корочки, своей машины долго не имел. И вот однажды, когда появились деньги на покупку первого в своей жизни автомобиля, знакомые ребята, гонявшие автомобили из Владивостока, предложили купить Carib — им нужно было от него срочно избавиться, поэтому даже предложили рассрочку на полгода.
Такие условия меня более чем устраивали, и я согласился. По паспорту Carib был 1990 года, но, как впоследствии выяснилось по каталогам, выпуска 1988 года. Впрочем, автомобиль был в очень хорошем состоянии и никаких претензий не вызывал. На нем я проехал, правда, немногим более 10 тысяч, а за это время с японским автомобилем вряд ли может произойти что-либо неприятное.
В какой-то момент Carib начал разочаровывать. Вроде бы и полноприводная машина, не сказать, чтобы несерьезная, но что-то в нем меня не устраивало. Расстался без сожаления, поставив цель купить что-либо более основательное. Тут как раз удачно подвернулась фирма, которая активно занималась перегоном машин из Японии. В тот момент с деньгами особых проблем не было, и потому решил замахнуться на японский джип, на все деньги — что-то около 18 тысяч долларов (на них вполне можно было тогда купить двухкомнатную квартиру). В свое оправдание могу сказать только, что есть люди, помешанные на машинах, для которых отличный автомобиль гораздо важнее жилищных условий (мы как раз живем в двухкомнатной, а могли бы две «двушки» поменять на четырехкомнатную). К таким людям я себя и отношу.
Мне сказали, что у знакомого японца есть Surf, который он не мог долго продать, потому как автомобиль в отличном состоянии и просит он за него довольно дорого. Через Интернет я получил фотографии автомобиля и все данные по нему. Машине нет еще пяти лет, пробег 44 тысячи километров. Согласился не раздумывая.
А ждать пришлось долго. Недели летели одна за другой. Прошло два месяца, и я уже едва не разочаровался и в своем поступке, и в фирме, которую выбрал. Отчаявшись ждать, хотел уже забрать предоплату, но тут подоспел автомобиль. Когда я впервые сел за руль, то сразу понял — это мое. Есть, наверное, у каждого автомобилиста такое ощущение родства со своим железным конем. К тому же было ощущение, что машина совсем недавно сошла с конвейера. Как-то не укладывалось в голове, что ей вот-вот стукнет пять лет. Особенно впечатлило, что даже в труднодоступных местах, где обязательно должна скапливаться пыль, было все стерильно чисто. Что она, там в Японии на консервации стояла, что ли? Надо сказать, это было недалеко от истины.
Внутреннее оформление салона — как у дорогих легковых машин. Сиденья Recaro, отделка передней панели под дерево. Две печки, ионизатор. Последний удивлял быстротой своей реакции на дым: когда человек закуривал и еще не успевал даже как следует выдохнуть, ионизатор включался быстрее, чем дым достигал потолка.
Двигатель 2LTE, довольно типичный образец, снизу был хорошо защищен — 8 мм стали. Поразила информативность, способность мгновенно реагировать на нажатие педали газа — ускорение выдает ровно сколько, насколько надавил. Нет такого, чтобы были провалы или «тугодумность». Можно топнуть так, что на сухом асфальте колеса с визгом провернутся на месте. Как-то, значительно позже, когда уже успел породниться со своим автомобилем, прокатился на бензиновом 3-литровом Nissan Terrano. Совсем другие ощущения, даже вызвало недоразумение — давлю на педаль газа, а реакция вялая; только хорошенько раскрутив двигатель, можно догадываться об его мощности.
На моем моторе турбина вступает в работу уже с 2000 оборотов и двигатель попросту звереет. И несмотря на то, что коробка автоматическая, с перекрестка способен стартовать, как легковая машина, даже не скажешь, что тяжеловес.
Экстремал
Очень часто выезжаем на природу. Но в первую такую вылазку чуть не постигло разочарование. Ехали по заснеженной дороге, а навстречу легковушка. Ну, я на правах сильного уступил дорогу, съехав на обочину. А обратно выбраться не могу, даже подключив передний мост. Колеса скользят по ледяному надолбу, машина чуть бочком катится вперед, а в колею вернуться не может. Вот, думаю, внедорожник называется. А потом про себя думаю — сам-то хорош, опыта никакого, а уж на машину начал все валить. Сдаю назад, прямо в глубокий снег выше ступиц, и под большим углом, даже не газуя, возвращаюсь на дорогу. Легко!
Вообще, для «Сурфа» любой снег был нипочем — в какой заезжали, в таком и ехал, не разбирая, что и где. За все время эксплуатации был только один случай, когда я серьезно застрял, да так, что одними только усилиями двигателя и трансмиссии выбраться было невозможно.
Ехал однажды вокруг дачного поселка. Дорога отвратительная, по ней практически и не ездят. Весна, все вокруг цветет. Красотища, а воздух просто удивительной чистоты. Одна только дорога раздолбанная окружающий вид портит. Так что смотрел больше по сторонам, да и, чего греха таить, загляделся на симпатичную девушку, которая шла по дороге навстречу. Проезжаю мимо, все еще оглядываясь на ее фигурку. А она тоже смотрит вслед, да еще с таким взглядом завораживающим... В голове уже всякие мысли крутятся. И тут все мои романтические помыслы прерываются жутким ударом. Машина вздрогнула и остановилась. Тут уже не до девушек. Вылезаю — оказывается, в яму попал. Да в какую — посередь дороги дачники вырыли целую траншею, видимо, чтобы талая вода уходила, а может, чтобы не ездили всякие вроде меня. Девушка, видать, заметила, что я останавливаться не собираюсь, предупредить хотела, да поздно уже.
Осмотрелся — влип хорошо. Передние колеса провалились, еще чуть-чуть и машина бы на раму легла. Попытался сдвинуть ее с места — ни в какую. Колеса шлифуют, и только брызги летят во все стороны. О том, чтобы идти звать кого-нибудь на помощь, не было и речи — далеко топать, да и вряд ли отыщется кто-нибудь с большей машиной. Взял тогда в руки лопату (из походного набора) и начал срезать края ямы. Там и грунт оказался посуше. В общем, откопался, сел за руль, тронулся вперед (сдавать назад и разворачиваться на прокисшей дороге было бы глупо) и снова застрял, на этот раз задними колесами. Но тут уже долго ковыряться не пришлось.
Были, конечно, ситуации, с которыми Surf справиться не мог, но там бы и любая другая машина спасовала. К примеру, 8 марта, почему-то в сугубо мужской компании, выбрались в лес. Нашли хорошую полянку, вот только забраться в горку не смогли. Сверху почва оттаяла, а внизу был лед и, как ни крутились, подняться вверх не было возможности.
Гораздо более неприятный эпизод случился тоже весной. Поехали в район Тальцов. Погода стояла изумительная, ранняя весна, тепло. После схода снега еще не везде просохло и лесные дороги огромными лужами залиты. Потихоньку ползу вперед, только догадываясь, что под водой дорога. Благо, дизель даже на низких оборотах способен выдать значительную мощность, так что пониженную передачу включать и не приходится (надо сказать, ни разу ею не пользовался). Таким образом, не торопясь, выбрались на сухое место, где и устроили пикник. Но, по закону подлости, решив пробежаться босиком по траве, поранил ногу. Рана небольшая, но с бинтом движения уже не те. Хотел даже родственника за руль посадить, да решил сам вести машину. Ну, а когда обратно ехали, попали в жутко неприятную ситуацию.
Нога серьезно утратила чувствительность, и в какой-то момент я слишком сильно нажал на педаль, машина рванула вперед, а волна воды, которая и без того захлестывала капот, ринулась аж на лобовое стекло. Еще несколько секунд — и двигатель заглох. В голове дурные мысли появились: вода попала в воздухозаборник, чем это может кончиться, даже страшно представить. А еще не меньше пугал тот факт, что сейчас вода начнет затекать в салон — уровень лужи, в которой мы встряли, был выше порогов. Но гидроизоляция была сделана на совесть. Собрался уже объявить всем присутствующим срочную эвакуацию — через открытые стекла. Да передумал — ну-ка, попробую завестись. Дизель с полминуты крутился впустую, а потом как взвоет. Позади машины аж вода закипела — из трубы газы пошли. Тронулся потихоньку и пополз вперед, благополучно выехав из лужи. Остановившись метров за триста от трассы, открыл капот, а вода изо всех щелей течет. Протер аккумулятор сухой тряпкой и поехал в город.
После того случая стал сравнивать свою машину с танком: все ей нипочем, разве что только под водой ехать не может. По счастью, в той ситуации все кончилось благополучно — диагностика показала, что с двигателем все в порядке. Но вполне вероятно, что не обошлось без микротрещин в головке, которые дали о себе знать значительно позже. Но в тот момент ничто не давало повода сомневаться в надежности автомобиля.
И все же, каждый раз, когда я говорю о возможностях автомобиля, вспоминается следующая история. Случилось как-то стать свидетелем аварии с маршрутным такси. Из пассажиров больше всего пострадала женщина, ей зажало ногу вогнувшейся стойкой. Боль была настолько сильной, что, казалось, женщина вот-вот потеряет сознание. Окружающие были в состоянии нервного срыва, от невозможности помочь. Ни спасатели, ни «скорая» еще не подъехали. Возникла мысль, что неплохо было бы прицепиться к стойке и вытянуть ее. Прицепили к «Сурфу» трос и начали тянуть. Усилие было таким, что крюки выгнулись, но стойку удалось сдвинуть с места и освободить женщину из плена.
Мой размерчик
Каждый подбирает машину под свой характер. Я для себя сразу опрелелил, что Surf — мой автомобиль. Надежный, мощный. Хоть и ведет свою родословную с пикапов, а в плане комфорта может посоперничать с любым легковым.
Особенно впечатляла, как я уже говорил, его проходимость. Обусловлена она отчасти была характеристиками двигателя, но немаловажную роль играло наличие самоблокирующегося дифференциала в заднем мосту. Об этом я узнал случайно — однажды колесо вывесилось, а когда газанул, в машине что-то вздрогнуло, и оба задних колеса провернулись вместе, вытащив джип. Вот оно как — а я и не знал. Вообще, информации об этих автомобилях тогда было крайне мало. Встретишь, бывало, в городе совершенно случайно мужика на такой же машине, вот и начинаешь с ним беседу. Да и тот заинтересован выведать информацию у собеседника. Разговоры надолго затягиваются. Попался один, очень толковый, рассказал, что, если машина оснащена таким дифференциалом, то и масло нужно заливать особенное. Это здорово помогло при плановой замене. В противном случае, залив обычное трансмиссионное масло, можно было бы вывести дифференциал из строя, такие случаи были.
Машина абсолютно предсказуема в поведении, особенно в тяжелых ситуациях. Благодаря информативности легко предугадать момент, когда колеса могут сорваться в пробуксовку. Из-за плавности хода и отменной шумоизоляции на скорости 100-120 км/ч создается ощущение, что сидишь в квартире и смотришь в окно, за которым все вокруг движется. Нет ощущения скорости. Правда, выше 140 км/ч чувство комфорта пропадает полностью. Да, собственно, и нет смысла на джипе двигаться с такими скоростями.
Один раз попробовал выжать из машины всю мощь. Так, скорее, ради баловства, абсолютно неоправданно. После этого турбина начала потеть — крохотные потеки масла собираются под прокладкой.
Оптимальной на трассе считаю скорость 120 км/ч. При этом двигатель показывает всю свою мощь. Скажем, по Култукскому или Байкальскому тракту машина, полная пассажиров, способна, не сбавляя хода, подняться в гору, да еще оставить позади себя легковые машины. Крейсер.
Вместимость просто великолепна. Когда начинаешь укладывать в него вещи, создается впечатление, что перед тобой грузовик. Переезжали с работой в другой офис — загрузишь 10 компьютеров, да в полном комплекте, еще и место останется. Так что «Сурф» — это со всех сторон мой автомобиль. Как человек бывает на своем месте, не чувствуя дискомфорта ни на работе, ни в семье, так и я со своим джипом.
Эксплуатация
Поначалу приходилось ограничиваться лишь заменой расходных материалов. Один раз только заменил лопнувший хомут на заднем стабилизаторе, говорят, у Surf это врожденная болезнь. Проявляется она, по-видимому, только в условиях российской эксплуатации, а приводит к тому, что машина с трудом начинает входить в повороты.
Потом лопнула головка. Это был самый неприятный и разорительный момент в эксплуатации. Распространено широкое мнение, что дизеля серии 2LT не слишком надежны. Скорее всего, это связано с особенностями местной эксплуатации и отсутствием должного обслуживания. Халатность тоже приводит к неприятностям. Вот, например, несмотря на всю навороченность моего автомобиля, в нем не было турботаймера. И всегда приходилось (еще по рекомендации продавцов) выжидать некоторое время, прежде чем заглушить мотор. Но бдительность притупляется, и было множество ситуаций, когда я не выполнял эту необходимую процедуру. Как раз вскоре после этого двигатель вышел из строя.
Хотя можно грешить на что угодно, факт остается фактом — необходим был ремонт. В сервисе порекомендовали отремонтировать головку — трещину рассверливают и вкручивают металлическую пробку. Утверждали, что маршруточники все пользуются этой технологией и ездят без проблем. Но меня такой вариант не устроил — по моему мнению, он годится только для того, чтобы быстро избавиться от машины, а этого я делать не собирался. Поэтому из Японии заказали новую головку, покупка которой обошлась в 800 долларов со скидкой. Зато замена получилась качественной, а двигатель стал не хуже нового. Вообще же, никогда не экономил на машине, в особенности на расходных материалах. Только оригинальные, пусть и дорогие. Масло — исключительно Castrol. А Surf — автомобиль в обслуживании очень дорогой. Иногда создавалось впечатление, что на него только и работаешь. Замена масла (почти 8 литров): трех тысяч рублей как не бывало. А менять приходится через 8 тысяч, чтобы быть уверенным в его хорошем состоянии. Тосол: будь добр, залей 15 литров.
В Internet и СМИ (а сейчас с дефицитом информации по «Сурфу» покончено) иногда встречаются жалобы владельцев, что на многих машинах гниют направляющие заднего стекла на двери (оно опускное). Там скапливается грязь, и часто требуется ремонт этого узла. Меня это, по счастью миновало, хотя многие болячки, присущие именно «Сурфам», знакомы. Взять хотя бы ту же головку или стабилизатор устойчивости.
О топливе следует сказать одно — использовать только качественную солярку. Заправляться на испытанных АЗС, а некоторые владельцы никогда не заливают топливо сразу в бак — сперва отстаивают его в какой-нибудь емкости. Еще одно правило, которым я всегда руководствовался: никогда не держать бак более чем наполовину пустым. Иначе скапливается конденсат, а для дизеля вода в топливе — хуже некуда. К слову, замечу, что практически не приходится выполнять процедуру сливания воды из топливного фильтра. Изредка зимой пользуюсь присадками, в основном в сильные морозы. В прошлом году, когда морозы только начинались, машина стала плохо заводиться (она хранится в гараже) — доходило до того, что двигатель в отдельные дни пускался спустя минуту работы стартера. Сначала грешил на солярку, а потом выяснилось, что все дело в свечах. Они давно уже перестали нормально работать, но для лета и осени их показателей было достаточно, проблемы вылезли наружу только с наступлением холодов. После замены все пришло в норму.
Когда наступил час замены резины, встал вопрос — какую брать? Импортная была явно не по карману, даже б/у. Два колеса Yokohama были еще в более-менее приличном состоянии, продал их, а на вырученные деньги купил пять отечественных шин «Пилигрим». Специально созданные для импортных внедорожников, «Сурфу» они пришлись впору. Грубоватые, конечно, и шумные. Но зато полный комплект.
В моих руках машина прошла больше 60 тысяч и общий пробег давно перевалил за сотню. Двигатель в полном порядке, по-крупному жаловаться пока не на что, в основном плановые замены — амортизаторы, пыльники и прочее. Даже ни намека на дым — выхлоп чистый. А у дизеля это говорит о многом. Единственное, жаль — покупка точно такого же автомобиля (в том состоянии, в каком началась его эксплуатация в Сибири) на сегодняшний день не по карману.
Записал К. ЮРЧЕНКО
2003 г.