Немногие страны могут сравниться с Японией по уровню автомобилизации. Сейчас в стране находится в эксплуатации около 60 млн.единиц автотранспорта. Это в среднем одна машина на каждых двух жителей.
Что происходит в крупных городах, когда служащие по утрам направляются к центру, в свои офисы, словами описать трудно. Огромные, растянувшиеся на километры пробки, мокрые от пота полицейские, пытающиеся как-то растащить стада автомобилей на перекрестках, марево выхлопных газов, окутывающее целые районы. Но это лишь полбеды, так как происходит только в часы пик. Хуже другое. В любое время суток приходится немало поломать голову над тем, где же в городе припарковаться.
Поставить машину у тротуара рядом с конторой, магазином, кинотеатром, жилым домом чаще всего не удается. Улицы японских городов столь узки, что любой припаркованный у бровки транспорт может парализовать движение. Чаше всего в таких районах мостовая вдоль тротуара или поребрик размечены сплошной белой полосой: стоянка запрещена. Но и там, где этого ограничения нет, оставлять надолго машину не рекомендуется.
Более широкие магистрали - тоже не лучшее место припарковать машину на несколько часов. Вдоль таких транспортных артерий очень часто устанавливают счетчики-парко-метры. Бросил несколько монет в счетчик и можешь не волноваться о машине минут сорок. Но едва стрелка паркометра подойдет к нулю, присматривающий за ним пенсионер или хозяин расположенного рядом магазинчика может вызвать полицейский тягач, который отбуксирует машину на штрафную площадку.
Не дремлет и сама полиция. Вокруг квартала постоянно крутится миниатюрная полицейская машина с двумя девушками в униформе. Одна сидит за рулем, другая длинным стеком с укрепленным на нем мелком, даже не выходя из машины, ставит у колес припаркованных автомобилей метку с указанием точного времени. Минут через десять, в очередной раз объехав квартал, полицейские возвращаются. Если помеченная машина все еще стоит на месте, тут же по радио вызывается тягач и ее уволакивают. На асфальте остается только надпись мелом, куда обращаться за пропажей. Машину, конечно, вернут, но с очень чувствительным штрафом.
Поэтому японцам, вынужденным по каким-то делам заезжать днем в центральные районы города, прежде всего приходится искать платную стоянку. В общем-то, их немало. Как наземных, так и подземных. Но и в том и в другом случае недешевых. Особой популярностью пользуются стоянки при больших универмагах. Если сделаешь какую-то покупку в универмаге, даже пустяшную, предъявленный чек может освободить от платы за парковку.
Содержание городских автостоянок — довольно прибыльное дело, Казалось бы, чего проще. Заасфальтировал участок земли, установил будку для кассира — и собирай деньги. Идея столь простого бизнеса была настолько популярной и притягательной, что многие крестьяне, имевшие земельные наделы в пригороде, бетонировали свои рисовые поля или овощные плантации, превращая их в автостоянки, способные приносить доход круглый год. Но в городах отыскать пустошь под автопарковку практически невозможно. «Ничейной» земли в городе нет, а стоимость квадратного метра столь высока, что земельный налог может съесть всю запланированную прибыль от стоянки.
Приходится выкручиваться. Кто-то устраивает платную парковку на крыше здания, другие осушают отрезок реки, чтобы на дне старого русла разместить гаражные боксы. Обычная картина: хозяин ставит на ночь свою машину внутрь дома на первом этаже, Чаще всего автомобиль не помещается в маленькой комнате, поэтому из-за приоткрытых застекленных дверей торчит либо капот, либо багажник.
Автомобили держат ночью на продуваемых ветрами и промываемых насквозь дождями стальных многоярусных этажерках или на вертикальных стоянках, напоминающих колесо обозрения. При этом горожане бешено завидуют селянам. У тех шансов пристроить свой личный транспорт под навес много больше. Однако чаще всего машине приходится все-таки дневать и ночевать на улице, под открытым небом. Это явно укорачивает век жизни японских автомобилей, что следует иметь в виду россиянам, польстившимся на подержанную, хотя внешне и сохранившую лоск «японку».
М. Азов
Источник: журнал "Япония сегодня", 1995 г.