Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Подземная Япония - новый взгляд
14.04.2004 | 7799 просмотров

Подземная Япония - новый взгляд

В районе Умэда в центре Осака много офисов и магазинов. Каждый день, до самого вечера, улицы и тротуары переполнены людьми и машинами

В Японии под землёй происходит немало интересного. Население страны велико, а земельного пространства немного, поэтому с 70-х годов здесь ищут разнообразные пути использования подземного пространства. Теперь число пассажиров метро составляет 10 миллионов человек ежедневно, на подземных улицах работает множество магазинов, по проложенным под землёй кабелям и трубам идут сигналы связи и передаётся энергия... Наши очерки поведут вас под землю и позволят взглянуть на Японию "вглубь".

Уайти Умэда, подземная торговая площадь в Умэда, так же запружена народом, как и улицы на поверхности. Здесь много разных магазинов, ресторанов и баров

Создание подземного уюта

В центре практически любого большого города Японии есть многолюдные подземные районы. Некоторые их них — оживлённые торговые районы, другие — людные переходы, удобно соединяющие железнодорожные станции с близлежащими зданиями. Эти подземные "улицы" рационально используют драгоценную землю и представляют собой привлекательное пространство, где приятно находиться. В этой статье мы рассмотрим, по каким путям идет подземное развитие одного города, Осака.

Города растут вверх и вниз

На каскад Плаза в Криста Нагахори часто выставляют ненадолго столы с товаром, который привлечет прохожихВ XX веке архитекторы использовали новаторские технологии градостроительства при создании искусственных пространств в крупных городах. Новые площади создавались благодаря строительству офисов-небоскрёбов, высотных многоквартирных домов и подземных пассажей. Строительство вверх и вниз позволяло использовать городскую землю очень рационально.

Первый в Восточной Азии подземный центр розничной торговли открылся в апреле 1930 года под станцией Уэно в Токио. В этом центре под названием "Магазин-метро" предлагались предметы первой необходимости по сниженным ценам, а также находились рестораны с обычным выбором блюд. Главной целью разработчиков было создание дополнительных удобств для клиентов, прежде всего пассажиров, едущих из пригородов на работу и обратно.

Примерно в то же время в Осака был разработан план строительства подземного торгового центра рядом со станцией метро Намба, но его пришлось оставить из-за сопротивления наземных торговцев, которые боялись потерять покупателей. Позже, примерно в 1940 году, один большой подземный пассаж объединил разные подземные площади - подземную станцию электрифицированной железной дороги Хансин в Умэда, станцию метро Умэда и подвальный этаж розничной торговли универмага Ханкю. Это стало прототипом подземного города.

В 1942 году в статье, озаглавленной «Осака под уровнем земли», известный журналист Китао Рёносукэ написал, что подземные пространства Осака как нигде представляют собой "хаотическое, неуправляемое переплетение, совершенно не похожее на то, чего от них ожидали". В то время железнодорожные компании и универмаги вывешивали собственные указатели в подземных переходах, не координируя свои вывески друг с другом, что и привело к описанному Китао хаосу. Он также написал, что в будущем все здания в центре Осака будут соединены подземными переходами, "что создаст сеть улиц, невидимых сверху".

Подземные торговые центры как произведения искусства

Вода, текущая на Треви Плаза в Ханкю Самбан Гай. Ниспадающая каскадами вода нейтрализует безликость атмосферы, столь типичную для подземных переходовПредсказания Китао частично сбылись в 50-е и 60-е годы. Город Осака вложил средства в компанию "Осака Тикагай Ко. Лтд.", которая приступила с созданию одного подземного центра за другим в районах, которые включали в себя вокзалы Намба и Умэда, торговые районы Сэннити-маэ и Абэно и деловые кварталы Наканосима и Додзима. С ростом экономики Японии росли вверх и её города, пуская всё более сложные корни под землёй.

Среди построенных в начале 90-х новых подземных торговых площадей можно назвать сад Кёбаси Комз Гарден, Дайамор Осака и Криста Нагахори. Теперь по подземным площадям, наполненным ресторанами и точками розничной торговли, Осака занимает одно из первых мест в Восточной Азии.

В подземном городе прежде всего бросается в глаза то, что это — лабиринт. Подземные переходы, магазины в подвальных этажах универмагов и офисных зданий и новые подземные торговые центры образуют сложную сеть подземных улиц. Если бы не было карт или информационных вывесок, покупатели, попавшие сюда впервые, легко могли бы заверяться в этом лабиринте. Хотя, с другой стороны, запутанность и неповторимость атмосферы делают покупки именно здесь делом интересным.

Проектировщики применили немало приёмов, увеличивающих привлекательность совершения покупок под землёй. Например, они обеспечили в торговых центрах целый ряд мест общественного пользования, где можно отдохнуть, с фонтанами и каскадами ниспадающей воды, наподобие фонтана Треви в Риме. В Ханкю Самбан Гай в Осака воду искусно направляют таким образом, чтобы она текла подобно подземной реке.

На Рокет Плаза в Намба Сити главное место отведено ракете высотой около 33 м, которая достает до потолка крытого портикаА ещё там есть произведения искусства, которых нельзя не заметить. Наверное, самое впечатляющее — что настоящая ракета, которая, кажется, вот-вот взлетит ввысь с торговой площади Намба Сити. Стоит отметить и высоко вздымающуюся стену фонтанов, дающих большую радугу.

От подражания природе до создания эмоционального комфорта

В течение нескольких последних лет такие архитектурные приёмы, как "погружённые" сады и стеклянные аркады, были использованы во многих местах, чтобы доставить естественный свет под землю. Клумбы превращают переходы в своеобразные парки. Вода, солнечный свет, растения и другие природные элементы используются для ослабления гнетущего чувства нависающего потолка.

Как будут выглядеть торговые центры будущего? Дизайнеры экспериментируют с новыми способами использования света. До сих пор стены и потолки подземных торговых аллей освещались главным образом равномерно, причём для создания иллюзии солнечного света использовался специально подобранный электрический свет. Это делается для воссоздания условий на поверхности земли. Но в будущем дизайнеры будут стремиться к созданию еще большего эффекта естественности, используя игру света и тени.
Использовать они будут не только свет. Будут, вероятно, разработаны новые художественные приёмы, которые позволят имитировать звуки природы, дуновения ветерка и благоухание природных запахов.

Подземный центр Умэда, Осака

Подземные торговые центры - творения человеческих рук, и проектировщики прошлого были в первую очередь озабочены вопросами функциональности и безопасности. Но для успеха в будущем они должны будут больше внимания созданию эмоционального комфорта.

Хасидзумэ Синъя,
доцент аспирантуры по литературе и гуманитарным наукам при Университете города Осака

Токийское метро

Поезд, прибывающий на станцию Цукидзисидзё на линии Тоэй ОэдоИзвилистые транспортные артерии покрывают всю столицу — скоростные автомагистрали, железнодорожные линии Джей-Ар и частных компаний, линии однорельсовой подвесной железной дороги и другие. А под землёй во всех направлениях разбегаются линии метро.

Первая в Японии, да и во всей Азии, линия метро открылась 75 лет назад, в декабре 1927 г. Это была короткая линия, всего 2,2 км от Асакуса до Уэно в Токио. Сейчас в Токио действует 13 линий метро общей протяжённостью 286,2 км, это третья по величине есть метро в мире.

Девятью из тринадцати линий заведует Управление скоростного транспорта Тэйто (Эйдан). Эйдан — это особая корпорация, созданная правительством страны и муниципальным правительством Токио. Остальными четырьмя линиями заведует муниципальное правительство Токио (Тоэй). В 23 административных районах Токио 224 станции — в среднем по одной станции на 1,66 кв. км столичной территории. Конечно, в центральных районах города некоторые линии метро сходятся и пересекаются, так что станции располагаются там ещё ближе друг к другу.

Длина этих эскалаторов на станции Нагататё - 34 метраУкладка новых рельсов, ремонт и техническое обслуживание проводятся ночьюТакое большое число линий, как правило, позволяет подъехать достаточно близко к нужному месту. Можно пересаживаться с одной линии метро на другую или с линий метро на пригородные поезда частных железнодорожных компаний и "Восточно-Японской железнодорожной компании" (Джей-Ар). Это делает пригородные поездки удобными, за тем лишь исключением, что конфигурация сети и переходы между линиями нередко извилисты и запутанны. Например, по прямой от станции Нагататё (линия Юракугё) до станции Акасака Мицукэ (линия Маруноути) всего 250 метров, по при пересадке с одной станции на другую придётся пройти 500 метров и пересечь платформу ещё одной станции, которая называется Нагататё, на линии Хандзомон.

Издан целый ряд книг с рекомендациями по пересадкам с одной линии на другую в этой удобной, хотя и сложной сети метро.

При поездке разными линиями не всегда нужно пересаживаться, потому что многие поезда метро и пригородные поезда различных компаний обеспечивают прямое сообщение с линиями друг друга. Например, линия метро Хандзомон соединяется с линией Токю Дэн-эн Тоси в Сибуя, линия метро Тиёда — с линией Дзёбан Джей-Ар в Аясэ, а линии метро Тоэй Мита и Намбоку — с линией Мэгуро Токю в Мэгуро. Поезда прямого сообщения, соединяющие линии метро с железнодорожными линиями частных компании и Джей-Ар, избавляют многих пассажиров от неудобств пересадки в пригородных поездках.

Убедившись, что пассажиры отошли от дверей, станционные работники подают световой сигнал о готовности поезда к отправлению. Основная задача служащего метро - предотвращение несчастных случаевПассажиры метро огромного города Токио требуют обеспечения большего удобства, что влечет за собой строительство новых линий и новых станций на старых линиях. В 2003 г. на восточной оконечности линии Хандзомон появятся четыре новые станции, а на 2007 г. намечен ввод в эксплуатацию новой линии метро между Сибуя и Икэбукуро. Развитие сети токийского метрополитена, подземных артерий столицы, продолжается.

Источники: Управление скоростного транспорта Тэйто (отчёты за декабрь 2000г. и март 2001г.); Бюро перевозок при муниципальном правительстве Токио (отчёты за сентябрь 2002г.); Ассоциация метро Японии (отчёты за январь 2000г.).

Сеть токийского метро

Крупнейшие сети метро мира: протяженность действующих рельсовых путей и количество пассажиров в год Сеть токийского метро: протяженность действующих путей, 1950-2000 гг.

Комацу Мэгуми
Источник:
журнал "Ниппония", 2002 г.


Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!