От гостиницы, где мы жили, до выставочного центра, где проходил Шанхайский автосалон 2011, ехать на такси было ровно 10 минут или 22 юаня, это порядка 90 рублей или 2 евро. В Европе это стоило бы в 10 раз дороже. Поскольку метро рядом не было, то такси оказалось самым общественным из всех близлежащих транспортов.
Водители такси в любых городах персонажи колоритные. И китайцы не исключение. В какой-то момент мы уже стали собирать «коллекцию» персонажей: один на каждом светофоре разворачивал и читал газету; другой — лихачил так, что количество седых волос на голове увеличивалось в геометрической прогрессии по отношению ко времени, проведенному в такси; третий, наоборот, ехал тихо и аккуратно, так что даже удалось вздремнуть. А четвертый пел, и ему неважно было, на каком языке радио транслирует песню: подпевал он одинаково хорошо что на китайском, что на английском, фонетически копируя мелодию.
В общем, глядя на выставленные на Шанхайском автосалоне автомобили, можно понять, почему он пел. Похоже, он радовался тому, что в скором времени китайский автопром покорит весь мир. По крайней мере, в дешевом и среднем классе воцарится точно. И очень скоро китайские автомобили будут не только выглядеть так же, как европейцы, но и ездить так же, и давать примерно тот же уровень комфорта, только за гораздо меньшие деньги — как и такси, раз в 10 дешевле.
Чтобы понять размах выставки, довольно сказать, что здесь собралось более 100 производителей, было представлено более 200 премьер, из них более 15 — премиум сегмента, более 10 — мировых и не счесть числа концептов и китайских премьер. Огромная территория впечатляет, к концу дня уже тяжело переставлять ноги, а батарейки в фотоаппарате и вспышке давно сели.
Однако ощущение от салона остается, мягко сказать, двоякое. До европейского или западноамериканского уровня не дает дотянуть тот факт, что в одном павильоне с мировым брендом может запросто стоять полный двойник другого мирового бренда, но сделанный в Китае. Как правило, информация про эти автомобили есть только на китайском, а сами машины заперты, и менеджеры с крайне неохотной гримасой на лице их открывают. Однако копия Hummer H1 так нас поразила, что внутрь мы все же забрались. Можете представить себе, что мы там увидели.
Вообще всю дорогу на автосалоне нас преследовало ощущение, которое испытываешь в комнате, где много зеркал. Чуть позже мы назвали это «шанхайским синдромом» — некая история с европейским сюжетом и китайским колоритом.
Несмотря на это европейские и американские бренды весьма охотно приходят на китайский рынок, ведь ежегодная потребность в автомобилях составляет тут чуть менее 15 млн экземпляров в год, а из-за невероятного социального и финансового расслоения общества здесь востребованы не только дешевые китайские модели (хотя их покупают в большинстве), но и люксовые марки. К ним китайцы относятся с невероятным придыханием: на стендах Mercedes и BMW даже в пресс-дни пробиться к машинам было невозможно, не говоря уже о том, чтобы сесть в салон и отснять авто для портала. Да и на дорогах перед ними разве что грязь не слизывают.
Но с европейцами все понятно. Другое дело, что неподготовленного бледнолицего поражает открывающееся ему число китайских производителей. И ведь если раньше мы морщили нос и брезгливо отворачивались, то сейчас большинство автомобилей уже «выровнялось» как по экстерьеру, так и по начинке: изящнее стали линии кузова, качественнее отделочные материалы, мощнее двигатели, еще бы поднять безопасность на нужный уровень — и все отлично. И хотя понимаешь, что в большинстве своем все это скопировано у той же Европы, и процесс ассимиляции необратим, выполненная работа вызывает уважение. А после этого Автосалона хороших китайских машин станет еще больше: мы неоднократно наблюдали, как тщательно «засланные казачки» фотографируют все детали интерьера и экстерьера, а открыто представленные технологии еще больше упрощают процесс репликации. Ну что ж, больше — не меньше, хотя и понимаешь, что «много» не всегда значит «хорошо».
И все же — вернемся к Европе и к ее премьерам, хотя большинство из них и сделано либо с оглядкой на китайский рынок, либо при участии китайских специалистов.
Концерн Peugeot-Citroen представил на Шанхайском автосалоне целых две мировые премьеры:
Новый гибридный автомобиль Citroen DS5 явно претендует на то, что стать флагманом французского производителя. Его прототипом явно послужил концепт-кар 2005 года C-SportLounge, и сейчас, после многих доработок, он идеально влился в модельную линейку Ситроена. Построенный на платформе С5, в нем можно явно разглядеть фамильные черты марки.
Автомобиль получил совершенно новую форму кузова, вошедшую в моду с появлением Ferrari FF, которую невозможно отнести ни к хэтчбекам, ни к универсалам, ни, тем более, к седанам. Оснащен DS5 гибридным двигателем, состоящим из 163-сильного дизеля, вращающего переднюю ось, и 37-сильного электромотора, подающего мощность на заднюю. Таким образом, получается 200-сильный полноприводный дизельный гибрид, аналогичный гибридному Peugeot 3008, с расходом топлива порядка 4 литров на 100 км.
Относительно небольшая величина кузова — всего 4,52 метра — наводит на мысль, что это не последний «родственник» в ряду моделей DS (модификации 2, 3 и 4 уже имеются или находятся в разработке). А вот платформы С1 и С6 пока «свободны».
У DS5 есть сейчас практически все предпосылки чтобы занять нишу премиум класса: помимо модного экстерьера, он получил еще и люксовый интерьер. Салон выполнен из дорогих материалов, в нем много кожи, хрома и дизайна.
...А в укромном уголке на Автосалоне мастер-кожевенник показывал, как этой мягчайшей кожей обтягивают салон: сидения, руль, двери...
В продаже DS5 появится уже в начале следующего года, правда, цены пока неизвестны.
В отличие от Citroen Peugeot представили на Шанхайском автосалоне не серийный автомобиль, а пока еще только концепт своего нового кроссовера, который появится в продажах не раньше 2013 года. Peugeot SxC был полностью разработан Китайским технологическим центром в Шанхае «Peugeot Style Studios».
В разработке дизайна специалисты отталкивались от концепт-кара HR1, разработанного российским дизайнером Артемом Неретиным, дебютировавшего в октябре прошлого года. Размеры у нового концепта кроссовера SxC даже больше, чем у DS5: длина — 4,870 м, высота — 1,610 м и ширина — 2,035 м. Автомобиль получил распашные двери и столь любимую французами панорамную крышу, а также различные атрибуты кроссовера — 22 дюймовые колеса, довольно высоко расположенное водительское кресло с отличной обзорностью, рейлинги и вместительный салон.
SxC также будет обладать гибридным двигателем (но бензиновым) и системой полного привода. За переднюю ось будет отвечать бензиновый мотор THP, развивающий 218 лошадиных сил, на заднюю ось мощность передает электрический 95-сильный двигатель. Это позволяет сократить потребление топлива до 5,8 литров на 100 км.
Подобная технология позволяет всем четырем колесам быть ведущими, когда обе силовые установки работают одновременно, обеспечивая безопасность и хорошее сцепление с дорогой в экстремальных условиях. Она также позволяет ехать на малой скорости в режиме «нулевых выбросов», когда включен только электрический мотор.
Еще один европеец, в нутро которого проникли китайские гены — компания Volvo. Многие поклонники этой марки были настроены крайне скептически, после того, как ее приобрели китайцы. Ходили разные слухи, начиная с того, что самый безопасный европеец потеряет свою репутацию, вплоть до того, что марке вообще грозит тотальный коллапс с финальным закрытием.
А вот и нет. Шведские дизайнеры разработали новый концепт Volvo Universe, который в будущем предполагается, что заменит уже морально и визуально устаревшую модель S80. Представители Вольво прогнозируют появление нового седана на базе концепта уже через каких-то пару лет.
Приятно то, что фамильные черты марки продолжают узнаваться из поколения в поколение, и вешний облик автомобиля будущего уже сейчас приятно тешит самолюбие поклонников Volvo. Золотистый цвет, столь любимый компанией, обтекаемые формы, низкая посадка — все это сохраняет общий стиль. В такой красивый автомобиль будет приятно сесть.
К сожалению, на сегодняшний момент концепт еще не оброс техническими характеристиками, показатели силовых агрегатов и основных узлов пока не публикуются, однако, это пока и не является задачей концепта. В Шанхае презентовали дизайн. Остальное приложится позже.
Наибольшее число премьер на Шанхайском автосалоне пришлось на долю германских производителей.
Начнем с того, что Audi представила мировую премьеру нового Q3, основного конкурента BMW Х1 в сегменте компактных кроссоверов. Любопытно, кстати, что именно Audi держат лидерство на китайском рынке по количеству продаж, опережая и BMW, и Mercedes. Именно этим и можно объяснить, что премьеры новинка прошла в Шанхае, а не где-то еще. Впрочем, премьера концепта Cross Coupe, на базе которого построен Q3, также состоялась в Шанхае 4 года тому назад.
Q3 построен на базе платформы VW Tiguan и получил ту же линейку двигателей: два бензиновых мотора мощностью 170 и 211 л.с., а также два турбодизеля, по 140 и 177 л.с., которым будут сопутствовать уже имеющиеся трансмиссии: 6-ступенчатой «механики» и 7-ступенчатого «робота» S-Tronic с двумя сцеплениями. Предусмотрены как полноприводные, так и моноприводные версии, при этом последние, благодаря современным тенологиям, будут весить всего 1,5 тонны.
Габаритная длина автомобиля составит 4.4м, ширина — 1.8м, а высота — 1.6 метра.
Обещают, что в продаже новый компакт-кроссовер появится уже летом, и в Германии стоимость будет начинаться от 29 900 евро.
BMW решили «перещеголять» Audi и привезли в Шанхай концепт новой М5, дебют серийной версии которой назначен на осень этого года во Франкфурте.
На сегодняшний день о серийной М5 известно уже практически всё: она будет оборудована 4.4-литровым бензиновым V8 битурбо, который сейчас устанавливается на Х5 М и Х6 М. Мощность двигателя раскрутят до 578 л.с., а крутящий момент поднимется до 678 Нм, это позволит разгонять автомобиль до 100 км/ч всего за 4,4 секунды. В приложение к этому пойдет восьмиступенчатая автоматическая трансмиссия ZF.
М5 «разжился» оригинальным аэродинамическим обвесом из углепластика: модифицированным передним бампером с крупными воздухозаборниками, измененными боковыми юбками, диффузором, задним спойлером и расширенными крыльями. Также машина получила выхлопную систему с четырьмя патрубками, гидравлическую тормозную систему и 19-дюймовые полированные металлические диски.
Помимо концепта М5, концерн BMW представил и еще одну новинку: специальную версию Mini Cooper S, созданную при участии компании Rolls-Royce, которая также находится в собственности BMW.
Слово "GoodWood" как раз и относит нас к Rolls-Roys по аналогии с названием города, где расположена его штаб-квартира.
Новая версия вызывает ассоциацию с коллекционными изданиями, т.к. Mini Cooper Goodwood будет выпущено всего 1000 штук, а стоимость их в Европе составит более 50 000 евро. Т.к. внешне это практически обыкновенный миникупер, все сверхъестественные особенности автомобиля скрыты в его салоне, который производится вручную под личным присмотром Алана Шеппарда, создателя интерьера Rolls-Royce Phantom и главного дизайнера марки.
В отделке салона, общая стилистика которого не изменилась, использована древесина грецкого ореха, овчина и кашемир. Так что теперь вполне может исполниться чья-то мечта получить в личное пользование «занедорого» мини Rolls-Royce или почувствовать себя как в кают-компании шикарной яхты.
Еще одна премьера Шанхайского автосалона.
Теперь с представлением в Шанхае новой модели «Жука» окончательно отказались от использования слова «new» в названии модели. Видимо, Beetle перестал за 12 лет быть, наконец, новым, и превратился в того доброго-старого знакомца, которого мы знаем еще со стародавних времен и особенно полюбили после диснеевского мультика про Хёрби.
При этом, сохранив все тот же забавный и трогательный вид, «Жук» стал абсолютно современным автомобилем.
Вообще, VolksWagen провел премьеру с помпой — и не только в Шанхае, но еще и в Нью-Йорке и Берлине во время World Stage MTV, и с такой же помпой планирует начать продажи сразу на всех континентах уже буквально через год.
При всей своей сохранившейся доброй и веселой наружности, теперь это полностью модерновая машина, оборудованная современными двигателями TSI и TDI мощностью в 200 л.с. и 140 л.с. соответственно. При этом производители утверждают, что это будут самые экономичные двигатели: дизельный мотор объемом 1,6 литра будет потреблять всего 4,3 литра топлива на 100 км.
Визуально автомобиль получил панорамную крышу с измененной линией, новую биксеноновую оптику со светодиодами по кругу, легкоузнаваемый специфический «жучиный» передний бампер, и некоторые другие небольшие изменения. Да и внутри Жук серьезно повзрослел.
Из технических новинок — это возможность доступа без ключа, навигационная система, обновленная музыкальная система. Салон стал просторнее, получил дополнительные отделения для перчаток и других нужд. Теперь автомобиль будет доступен в трех комплектациях: Beetle, Design и Sport.
Mercedes также представил мировую премьеру: концептуально новый автомобиль А-класса, серийный выпуск которого планируется на вторую половину 2012 года. Теперь он перестал напоминать откормленный Smart и выглядит как дорогой и качественный городской хэтчбэк.
В Шанхае была представлена 3-х дверная версия, альтернативой которой послужит автомобиль с 5-ю дверями.
Concept A-Class сохранил передний привод, но под капотом у него расположился двухлитровый бензиновый двигатель мощностью 210 л.с., оснащенный новой автоматической трансмиссией с двудисковым сцеплением.
Главным «бумом» автосалона стал, наверное, яично-желтый Бамбл-Би в полный рост, символизировавший начало продаж в Китае Chevrolet Camaro.
Судя по очередям, которые выстраивались около него в пресс-дни, чтобы только сфотографироваться рядом с пришельцем-кумиром, в дни обычных посещений его можно будет увидеть только издалека.
Стоит сказать, что американцы сделали «жест неслыханной щедрости», переименовав Камаро для китайского рынка в созвучное фонетически Ke Mai Luo. Недалеко от современного Кемайло и Бамбл Би за специальным ограждением красовалась и настоящая икона американского автопрома Chevrolet Camaro SS, автомобиль, построенный в 1967 году специально под гонку Индианаполис-500, где он работал пейскаром.
Рядом с Камаро презентовали новую модель — Chevrolet Malibu, довольно стандартный внешне седан, который называют менеджеры компании называют «одним из самых важных автомобилей для Chevrolet».
Именно на него сейчас Chevrolet делает основные ставки, намереваясь превратить Malibu в лидера продаж. В ближайшее время планируется старт продаж по всему миру, и Россия не станет исключением. GM пока особо не афиширует свои планы, но вполне возможно, что для удешевления себестоимости выпуск этих автомобилей будет налажен и у нас в стране.
В США Chevrolet Malibu будет предлагаться с новым 2,5-литровым бензиновым мотором с четырьмя цилиндрами — он будет выдавать 190 л.с. В какой комплектации автомобиль будет поставляться в Россию пока не известно. Известно только, что продажи у нас начнутся ближе к середине 2012 года.
Еще одна американская новинка, представленная на Шанхайском автосалоне — Buick Envision, хотя полностью американским назвать его никак нельзя. Это некий совместный проект Шанхайского подразделения General Motors и паназиатского инженерного центра (PATAC). Единственное, пока не известно, так и останется Envision концептом или все-таки перерастет когда-нибудь в серийную модель.
Кроссовер с обтекаемыми линиями кузова больше похож на классический «автомобиль будущего», хотя и сохранил некоторые семейные черты Бьюика, такие как решетка радиатора и некоторые линии кузова. К ним добавились и современные решения, такие как открывающиеся вверх двери, панорамная крыша и ассиметричный салон. Из «новенького» — Envision может обеспечить доступ в Интернет и «общаться» с соседями по потоку в качестве превентивных мер безопасности.
Под капотом у Envision гибридный привод: двухлитровый турбомотор и два электродвигателя, совмещенные с 8-ступенчатым «автоматом», причем главными в этой «тройке» являются электрические агрегаты, а двигатель внутреннего сгорания используется в основном для применения резкого ускорения.
Также машину снабдили адаптивной магнитной подвеской.
Актуальная премьера для российского рынка — обновленная Nissan Tiida, которая в ближайшее время сменит на нашем рынке свою популярную предшественницу. Новый автомобиль станет намного просторнее (его колесная база увеличилась на 100 мм) и получит много дополнительных технических наворотов и приспособлений для повышения комфорта.
Важно отметить, что все кузовные элементы здесь абсолютно новые, хотя чисто внешне автомобиль изменится не сильно.
Что касается линейки двигателей, то здесь грядут изменения. Помимо уже известного базового двигателя 1,6 л и мощностью в 120 л.с., Tiida получит турбомотор того же объема, но на 70 л.с. больше.
Недалеко от Tiida на стенде красовался концепт нового спортивного городского хэтчбэка, созданного на базе Micra: Compact Sport Concept.
Вполне возможно, что уже в ближайшие пару лет эта модель будет запущена в серийное производство и будет позиционироваться как «хот хэтч» для молодежи: ведь оборудовать эту модель предполагается 1,6-литровым мотором с турбонаддувом (190 л.с.).
Ну и для поклонников Субару — новинка, концепт-кар Subaru XV, который, по словам официальных представителей «задает направление новому поколению кроссоверов, сочетая в себе исключительную практичность внедорожника и современную внешность», а на деле, конечно, уводит поклонников этой марки все дальше и дальше от классических и любимых форм Субару.
Новый концепт основан на ключевых технологиях Subaru — симметричном полном приводе (SAWD) и горизонтально-оппозитном двигателе Subaru BOXER. Тем не менее, осталось в новом концепте и кое-что узнаваемое, например, оригинальная шестигранная решетка, дизайн крыльев и фары в форме соколиного глаза.
Автомобиль получил металлические декоративные элементы, диски из легкого алюминиевого сплава, и цвет "Electro Yellowgreen". Внутри установлен огромный сенсорный мультидисплей, современную систему навигации и дополнительную технологию EyeSight, которая позволяет водителю проверять изображения, полученные со стереокамер системы.
Размер кузова: 4450 мм x 1800 мм x 1620 мм, колесная база: 2635 мм
Двигатель: Горизонтально-оппозитный, 4-цилиндровый, 4-тактный бензиновый двигатель рабочим объемом 2,0 литра
Трансмиссия: Lineartronic (бесступенчатая трансмиссия)
Компания Great Wall Motors на сегодняшний день один из самых крупных игроков на китайском рынке автомобильного производства. Только за первый квартал 2011 года общий объем продаж компании составил 120 000 автомобилей.
На Шанхайском автосалоне у них состоялась мировая премьера нового внедорожника.
Hover IF. Новый внедорожник будет оснащаться 2-л. турбодизельным двигателем или 3-х л. бензиновым с 6-ступенанчатой АКПП и полностью соответствовать стандартам Евро 5.
На стенде также состоялись премьеры нескольких перспективных моделей, среди них пикап Wingle CL и электромобиль Voleex C20 EV.
Помимо автомобилей на стенде представлены три обычных и три гибридных двигателя, разработанные компаний Great Wall Motors для будущей продуктовой линейки.
Kитайская компания Lifan также продемонстрировала кроссовер — первый в модельном ряду марки — Lifan X60. Как и большинство китайских автомобилей, Х60 не только названием, но и внешне напоминает известные марки, но для продаж это не помеха, а наоборот, большой плюс. На мордашку новый кроссовер напоминает Toyota RAV4, что должно понравиться поклонникам японского автопрома. Вот только с силовыми агрегатами пока проблема: на первых порах Lifan X60 будет оснащаться только двигателем объемом 1,8 литра и мощностью в 133 л.с. Зато и стоить такая машина на территории Китая будет всего 12 тысяч долларов.
Китайская компания Youngman, состоящая в партнерских отношениях с малайзийским Proton, владельцем марки Lotus, представила на Шанхайском автосалоне модельный ряд автомобилей, выпускаемых под шильдом "engineered by Lotus". В большинстве своем все модели это немного перелицованные Протоны, однако, было и две новинки: собственно Lotus Elise в полностью карбоновом кузове, и концепт Artiga, многие элементы кузова которой также выполнены из карбона. Artiga позиционируется как городской HotHatch, ее сидения оборудованы четырехточечными ремнями, а под капотом установлен турбированный двигатель объемом 1,6 литров и мощностью 180 л.с.
Вполне возможно, что через несколько лет Artiga будет выпущена в качестве серийного автомобиля.
Компания Geely представила концепт своего нового компактного кроссовера Englon SX6, который в ближайшее время планируется запустить в серию. SX6 получит двигатель объемом 1.6 литра и шестиступенчатую автоматическую трансмиссию. Габариты автомобиля: 4200 x 1770 x 1675, колесная база — 2550.
В конце обзора и на десерт хочется преподнести немного вкусного из одного из павильонов, где были собраны все главные суперкары мира.
Ferrari, Lamborghini, Maseratti, Bugatti, Spyker, Porsche — все привезли на шанхайский автосалон свои новинки, представленные полтора месяца назад на Женевском автосалоне.
Тут и полноприводные Ferrari FF, и Lamborghini Aventador LP700, обновленная Maseratti Quatroporte, Bugatti GrandSport, и многое другое.
Не успела отгреметь на Женевском автосалоне премьера полноприводной Ferrari FF, как тюнингателье Pininfarina уже представило свой вариант внешних доработок этого суперкара, сохранив индивидуальность автомобиля и в то же время немного дополнив линии кузова еще большей динамикой.
Не пропустила салон и японская компания Mitsuoka, представив сразу три свои модели: Orochi, Himiko и Galue.
Порадовала и новая экологичная совместная разработка европейских и американских инженеров, получившая название Alias. Это трехколесный электромобиль с разгоном до 100 км/ч за 7,8 секунд, а вместить это техническое чудо способно троих человек.
Бонус-трек:
Мария Мельникова |