6-7 сентября в Иркутске пройдет 10-е БайкалМоторШоу. Drom.ru выступает его генеральным информационным партнером и в рамках подготовки к Фестивалю автотюнинга рассказывает о наиболее интересных экспонатах БайкалМоторШоу-2014.
На сайте Drom.ru началось голосование по определению лучшего автомобиля БайкалМоторШоу-2014. Голосование продлится вплоть до начала церемонии награждения 7 сентября. Лучший, по мнению посетителей сайта, автомобиль получит Гран-при в номинации «Выбор пользователей Drom.ru».
Из динамиков льется блюз, подвеска нежно убаюкивает на неровностях, семилитровый зверь под капотом тихо ворчит на оборотах чуть больше холостых. И хотя за длинным элегантным бортом без центральной стойки, оканчивающимся авиационным килем, типичный сибирский пейзаж, сознание рисует картинку из другого места и эпохи. Говорят, машина времени только в планах. Так вот она, уже изобретена. Называется Cadillac Fleetwood Sixty Special 1964 года. Садишься — и словно меняешь пространственно-временной континуум. Недавно разрешился Карибский кризис, только что убит Кеннеди, но Штаты живут полной жизнью. Элвис спел легендарную Viva Las Vegas, в США впервые на гастроли приезжают «Битлы» и «Роллинги», а автопром продолжает штамповать автомобили, обновляя модели едва ли не ежегодно.
Да уж, нынешняя конкуренция со стороны азиатов и экономические проблемы для американской автопромышленности куда жестче прежних политических кризисов. Сейчас унификации, слияния, давно утерянная самобытность. А в шестидесятые… Разобраться во всем многообразии версий Fleetwood восьмого поколения сложно. Выпускался всего лишь с 1961 по 1965 годы, однако имел полтора десятка модификаций. Например, был Seventy-Five Limousine и Seventy-Five Sedan, но еще в 75-й серии предлагался Imperial Sedan, в 60-й — седан Brougham. Все они отличались друг от друга оригинальным оформлением кормы и передка. Базовый же хардтоп минимум дважды подвергался рестайлингу.
Впрочем, Алексей Павлин, владелец этого Fleetwood, не искал конкретную модель определенного года. Уже имея Ford Thunderbird 1975 года, он всего лишь хотел стать обладателем классического «шестидесятника». Было только три условия — Cadillac, хорошая известность и относительно неплохое состояние. В августе 2013-го Fleetwood пришел в Россию…
Сейчас говорит, что тогда пережил крепкое разочарование. Ведь не смог удержаться от соблазна купить такого красавца сразу, не затребовав подробного вплоть до съемки мелких деталей фотоотчета. Конечно, то, что приплыло из-за океана, не было утилем. Однако ярко продемонстрировало подход американцев, которые, понимая культурную и реальную ценность автомобиля (все-таки продавался за деньги, а не отдавался даром), совсем не заботятся о его состоянии. При якобы двух владельцах и 120 тысячах миль пробега 50-летний Fleetwood больше был потрепан эксплуатацией, чем временем.
Бока помяты и заштукатурены с качеством стен в «хрущевке». Декор в наличии, но по большей части требует восстановления. Многие скрытые полости кузова и вовсе покрашены кисточкой — вместе с резинками и крепежом. Да что там покраска — днище под ногами водителя прогнило насквозь, будто на УАЗе, не вылезавшем из болот. Из многочисленных электроприводов вряд ли работает половина. Подвеска даже без диагностики просила комплексного оздоровления. А как за такой-то пробег удалось укатать «восьмерку», которая была способна разве что завестись?! Нет, определенно, на 11-летнюю разницу в возрасте Fleetwood и Thunderbird, который привозился из Японии, такое состояние не списать. А вот на особенности национальной эксплуатации, похоже, можно. В какой-то момент думал даже плюнуть и продать. Но потом собрался с силами и начал.
По сравнению с Cadillac, реставрация Ford показалась не более чем наведением лоска. Fleetwood пришлось разбирать буквально по косточкам. Несмотря на то что весь процесс занял порядка десяти месяцев, Алексей был вынужден решать вопросы, которые в случае с T-Bird благополучно обошли его стороной. Дело не в капиталке двигателя или кузовных работах. Хотя в моторе сейчас новая поршневая, коленвал и большая часть навесного. А кузов можно изучать под лупой — качество работ очень близко к идеалу. В конце концов, в Сибири уже достаточно мастеров с руками и мозгами.
Дело в мелочах. Хотелось не просто восстановить «чтобы ездило» — добиться аутентичности в таких деталях, на которые автовладелец-обыватель просто не обратит внимания. Много времени и нервов отнял именно поиск различных рассеивателей, уплотнителей, резинок. Все это на американских Интернет-развалах есть, и стоит недорого, однако при таком-то количестве кузовных модификаций пойди подбери. И все же кое-что пришлось копировать — например, болтики-винтики с дюймовой резьбой. Ну и, конечно, с проводкой, контактами, приборами мастера возились глобально. Перетягивали-перепаивали, разбирали, чистили, восстанавливали.
Разве что по цвету Fleetwood не вполне оригинален. Этому есть объяснение. Алексей хотел получить такой колер, который был бы эффектен и одновременно с разных ракурсов подчеркивал грани кузовных панелей. Ведь сочетание мягких форм и острых ребер — это именно то, чем впечатляют «американцы» 60-х годов. В итоге после более чем полусотни пробных покрасок и восьми слоев перламутра мы видим, что получилось.
Во Fleetwood нет и тени той имперской монументальности, какая появилась в дизайне заокеанских «классиков» к концу 60-х и прочно утвердилась в 70-х. При длине более чем в шесть и ширине за два метра в хардтопе, напротив, присутствует элегантность, даже женственность. Ракетные кили и многочисленные ребра не несут в себе агрессии. Лишь подчеркивают тренд того времени — реактивная авиация, ракеты, космос.
Да, в погоне за «Боингами» и «Аполлонами» автопром был на передовых ролях. Даром что у Fleetwood привычная двухрычажная передняя подвеска и столь же традиционный цельный задний мост, несущая конструкция — Х-образная рама. Спереди уже есть стабилизатор поперечной устойчивости. А самое интересное, конечно, в салоне.
Интерьеру можно сделать скидку лишь относительно его внешности. Эргономика же, если такое понятие тогда использовали, почему-то особых вопросов не вызывает. Все, на первый взгляд, непривычно, однако, как бы это странно ни звучало, удобно. Только привыкнуть нужно. А уж опционом Fleetwood напичкан, естественно, с поправкой на время, словно иной нынешний S-класс. И если не впечатляет передний «электродиван», сервоприводы всех восьми, включая четыре форточки, окон, часы, круиз-контроль, радиоприемник, то есть вещи, которые все же не могут оставить равнодушными. Например, в 1964 году этот хардтоп первым в мире получил автоматический контроль климата. Трудно переоценить, особенно для тех лет, систему, обеспечивающую переключение с дальнего света на ближний, причем настраиваемую. А как вам центральный пневмозамок с отдельным, специально для него предусмотренным, ресивером. Или индикация включенных поворотников фонариками в хромированных корпусах, расположенных на обрезе передних крыльев. К тому же во Fleetwood какой детали ни коснись, везде чувствуется любовь к искусству.
О чем в 60-х годах точно не думали, так это об экологии. Спустя десятилетие двигатели «задушили», а тогда грузовые по нашим меркам «восьмерки» демонстрировали честные характеристики. Так, «младший» 6,4-литровый агрегат Fleetwood развивал 325 л.с. и 590 Нм. Доставшийся же Алексею двигатель объемом семь литров и вовсе имел 340 л.с. и 640 Нм. Последняя цифра впечатляет особенно.
Но это не те силы и ньютоно-метры, к которым мы привыкли. Садясь за руль такого автомобиля, нужно рушить свою систему оценок до основания и привыкать к тому, что разгон здесь целое театрализованное представление — с мощными басами из «оркестровой ямы» и степенной сменой «декораций» за окном. А выстрелить по-настоящему? Поверьте, Fleetwood на это способен. Однако двигатель сейчас на обкатке, побережем. Да и не его это. Вот неспешное дефиле — другое дело. Опустить все окна, подчеркнув отсутствие центральной стойки, положить по-пижонски руку на окно, включить Боба Дилана или Эрика Клэптона и наслаждаться.
Правда, к поведению Fleetwood нужно быть еще более готовым, чем имея дело с тем же Thunderbird либо с нашими 21-й «Волгой» и «Чайкой». Руль имеет люфт чуть ли не в треть оборота. Перебранная по всему, кроме пружин, подвеска совсем не мешает кузову в его телодвижениях. Торможения при барабанных-то механизмах надо просчитывать заранее. Хотя после некоторой адаптации сознания Fleetwood начинает восприниматься как довольно гармоничный автомобиль. Тормоза обеспечивают вполне адекватное замедление, подвеска так обрабатывает неровности, что кажется — они где-то далеко.
А еще он живой! Дышит, покряхтывает, ворчит в ответ на нажатие педали газа. Не это ли опять же позволяет перенестись во времени и почувствовать, как ездили полвека назад?
Подать заявку на БайкалМоторШоу
Свое имя модель получила благодаря кузовному ателье Fleetwood Metal Body, которое, как сейчас сказали бы, в 1925 году было поглощено концерном GM. Появление среднеразмерной, а вовсе не флагманской модели, обуславливалось разрывом в модельном ряду между сравнительно компактными моделями и дредноутами с моторами V12 и даже V16.
На сайте Drom.ru началось голосование по определению лучшего автомобиля БайкалМоторШоу-2014, которое пройдет в Иркутске 6-7 сентября. Голосование продлится вплоть до начала церемонии награждения 7 сентября. Лучший, по мнению посетителей сайта, автомобиль получит Гран-при в номинации «Выбор пользователей Drom.ru».
Максим Маркин. Фото автора и из архива Алексея Павлина |