Drom.ru представляет рубрику «Бестселлеры», посвящённую обзорам новых популярных автомобилей. В каждой статье мы будем по винтикам разбирать машины, снискавшие популярность в России в последние пару-тройку лет: исследовать их достоинства, рассматривать недостатки, взвешивать стоимость владения и подсчитывать затраты на обслуживание. Кому не хочется понять, стоит ли новая овчинка выделки!
Сегодня мы рады представить вашему вниманию первую статью в цикле «Бестселлеры». Наш герой — Kia Rio последнего поколения, автомобиль, который несмотря на скромный стаж продаж в России уже прочно обосновался в топе наиболее популярных иномарок.
Давайте разберёмся в вопросе вместе.
KIA Rio нового (третьего) поколения вышел на рынок РФ совсем недавно — в октябре 2011 года. Но в отличие от предшественника, выход его был просчитан на масштабный успех: за 2012 год в России продали без малого 85 000 таких автомобилей — это шестое место в общем зачете моделей. Автомобиль недалеко пропустил вперед Ford Focus (92 тысячи) и своего соплатформенника Hyundai Solaris (почти 111 тысяч авто), который позиционируется немного дешевле.
А чем еще, кроме цен и внешности, отличается Kia Rio российской сборки (производство начато в августе 2011-го)? Попытаемся разобраться на основе пусть еще очень небольшого (все проданные автомобили пока на гарантии) опыта эксплуатации, но который уже дает представление о машине и поможет с выбором.
При той же длине и базе, что Solaris, у Rio совершенно другой дизайн и пропорции кузова, благодаря чему он смотрится несколько «объемней» и солидней. Да и геометрические показатели о том говорят: емкость багажника у седана 500 литров — на 35 литров больше чем у Solaris, к тому же за счет иной конфигурации крышки, погрузочный проем шире. Багажник у хэтчбека тоже чуть объемней — 389 литров против 370. Производитель также уверяет, что сварных точек в кузове у Rio больше, чем у Solaris, что делает его жестче и прочнее.
В багажник седана показательно умещаются четыре колеса, к тому же дверной проем здесь шире, чем у соплатформенного Solaris |
Низкий пол багажника не помешал предусмотреть полноразмерную запаску, которая также служит «выемкой» для принадлежностей. Если модель комплектуется литыми дисками, то запаска тоже на литье |
Багажник хэтчбека тоже вместительный, притом слева в углублении имеются два ремешка-фиксатора |
Низкий пол багажников дает и ту особенность, что сложенные спинки заднего дивана образуют довольно большую ступеньку |
В базовом исполнении лючок бака и крышка багажника открываются дистанционно клавишами слева под водительским креслом, в других комплектациях багажник «откупоривается» с ключа |
Кроме того, в базовую комплектацию Rio сразу входят кондиционер, дневные ходовые огни, дверные ручки и корпуса зеркал в цвет кузова, обогрев зеркал, да и вид интерьерного пластика выглядит чуть благородней, а в верхних комплектациях применяется пластик с фактурой «под кожу». И наконец, гарантия на эту модель составляет 5 лет или 150 тысяч км. Причем максимальная гарантия у Rio распространяется на двигатели и трансмиссию, но при этом и на амортизаторы дается вполне приличная гарантия до 70 тысяч. В общем, быть дороже соплатформенника, который собирается на том же конвейере, у Rio основания есть.
Главную интригу с выходом модели на рынок рождал вопрос — а как здесь дела с задней подвеской, в «слабости» которой был уличен появившийся раньше Solaris? Детские болезни собрата были учтены: на Kia выраженной хлипкости подвески уже не отмечалось, задние пружины и амортизаторы установили помощнее, однако не все так однозначно. В дилемме «комфорт или управляемость» акценты были смещены все же на городское назначение автомобиля, когда средние эксплуатационные скорости не слишком высокие. То есть, особой «твердости духа» подвеска не обрела — на скоростях свыше 120 км/час ждать от нее спортивного поведения не приходится. Зато удалось сохранить понятие комфорта.
Рулевое управление с первых же месяцев продаж вызвало жалобы владельцев на стуки, появлявшиеся вскоре после начало эксплуатации. Виной тому оказался сам реечный механизм, точнее использовавшиеся там фторопластиковые втулки. Проблему компания признала не влияющей на безопасность, нюанс скорее «психологический», однако было принято решение по гарантии устранять причину, для чего дилерам стали поставлять ремкомплекты с усиленными втулками из алюминия. А с середины 2012 года с доработанной рейкой машины стали сходить уже с конвейера. Кстати, рулевое управление на Rio оснащается классическим гидроусилителем — именно такой тип был выбран для российского рынка, тогда как аналоги в Корее используют электроусилитель.
Передняя подвеска хоть и не идеал по надежности, но ее можно назвать ремонтопригодной. Отмечались потеки стоек (в том числе сразу обеих) при небольших пробегах (до 30 000 км), однако если дилер признает «невиновность» владельца, то заменит по гарантии — напомним, на эти детали она дается до 70 000 км пробега. Правда, если потекла одна стойка, то поменяют именно одну, а не пару, как рекомендуют сами производители амортизаторов.
Также при небольших пробегах рвались пыльники шаровых опор. Если это произошло задолго до ТО и осталось незамеченным, то шаровая «успеет» застучать. В определенных ситуациях это гарантийный случай, а если нет, то устранение не будет слишком обременительным — шаровая меняется (выпрессовывается) отдельно, то есть без рычага, как это стало в порядке вещей у многих современных авто. Кстати, на предыдущих Rio эта деталь и вовсе была как в старые добрые времена — крепилась на болтах.
Не лишним будет обратить внимание на привод с его «новационным» решением в виде наружных пыльников из пластика (внутренние из резины). Хотя пока такое решение не давало повода для критики, в том числе в регионах с холодными зимами.
Задняя подвеска со скручивающейся балкой проста и компактна по конструкции, пружины имеют отбойники, амортизаторы пыльники — не придраться |
Топливный бак уже успел пройти заводской «тюнинг»: для устранения появлявшегося шума из-за неплотной посадки на держатели, последние обрели не «точечные», а сплошные подкладки |
Двигатели серии Gamma, устанавливаемые на Rio, одного типа, но разного объема: 1,4 литра 107 л.с. и 1,6 литра 123 л.с. Разработаны отнюдь не по «бюджетному» принципу и сполна отвечают духу времени: легкие (обширное использование алюминия и пластика), двухвальные, с высокой удельной мощностью. В рамках адаптации к РФ моторы немного дефорсированы по сравнению с аналогами для «чисто» корейских моделей, зато могут работать на 92-ом бензине и при этом все равно остаются одними из самых мощных в своем классе. Для повышения эффективности в них применена система изменения фаз газораспределения CVVT.
Вместе с тем они атмосферные, с распределенным впрыском топлива и, что особенно характерно, оба с цепью в приводе ГРМ. То есть при всей их современности в конструкции двигателей использованы традиционные решения, «отвечающие» за неприхотливость и невысокие эксплуатационные расходы — во всяком случае, в гарантийный период пробега, на что указывают данные от технических сотрудников дилерских центров.
Двигатель доступен для обслуживания, разве что расширительный бачок «спрятан» — он расположен на диффузоре радиатора, что делает доливку антифриза не самой удобной процедурой |
Аккумулятор используется достаточно мощный — 60 Ач с пусковым током 440 А по EN. Под капотом расположен с удобным доступом, к тому же «сидит» в изоляционном коробе |
Ресурс цепи рассчитан на 180-200 тысяч км, после чего, скорее всего, она потребует замены. Привод клапанов прямой через стаканы, гидрокомпенсаторов нет. До 150 тысяч км пробега регулировки зазоров клапанов не понадобится, потом эта процедура осуществляется заменой стаканов соответствующего размера.
Серьезных проблем с учетом небольших в среднем пробегов двигатели не проявили, хотя по «мелочи» бывало всякое. Запуски при низких температурах в целом проблем не вызывают, но не всегда сильные морозы переносятся безболезненно. Например, в северных территориях страны отмечались случаи «выдавливания» сальников коленвала. А вот возможные затруднения при холодном запуске и нестабильную работу на холостых обычно связывают с плохим топливом.
А еще отдельной темой «нарисовалась» практика использования моторного масла. В наших условиях эти двигатели оказались весьма требовательны к качеству масла, объем заправки которого 3,3 литра. Повторялись случаи, когда после холодного запуска еще долго светилась лампочка контроля давления в системе смазки. Изучение вопроса привело к банальному выводу: в тяжелых условиях эксплуатации масло может преждевременно деградировать, загустевать, и, как следствие, плохо прокачиваться при холодном запуске.
Компания Kia демократично подходит к выбору масла: никаких одноименных продуктов не навязывает, рекомендует смазочные материалы марки Shell, но не запрещает дилерам самостоятельно выбирать поставщиков смазки (кстати, это влияет на конечную стоимость ТО). По отношению к тем случаям в народе поговаривали, мол, такое могло быть из-за масла «не той системы», а кто-то грешил на качество фильтров и даже на малый объем заправки.
Как бы там ни было, а производитель по примеру других подстраховался и возможные проблемы снял за счет автовладельцев. Выбор масла не ужесточился, но при тяжелых условиях есть рекомендация менять масло в два раза чаще — то есть не при стандартном ТО через 15 000 км, а на промежуточных через 7 500 км. Кроме того, рекомендуется проводить так называемое «нулевое» ТО, то есть сменить масло первичной заливки и фильтр сразу после «обкаточного» пробега.
Что же касается пресловутых «тяжелых условий», то так или иначе в них оказывается фактически каждый из нас: езда в пробках и на короткие расстояния, низкие температуры, плохие дороги, нестабильного качества топливо и так далее — все, что действительно способствует ускоренному старению моторного масла. Или, как говорил один мудрый автобизнесмен, «как только новый автомобиль появляется в России, для него сразу начинаются тяжелые условия эксплуатации».
Трансмиссия. Используется механическая 5-ступенчатая коробка (серии M5CF1) и автоматическая 4-ступенчатая (серии A4CF1), которые применяются на других моделях Kia и Hyundai. «Механика» отличается слишком близким расположением позиций первой и третьей передач, но в целом удобна в управлении и надежна. Правда, отмечались случаи затрудненного включения третьей передачи, что в некоторых случаях приводило к замене синхронизатора (по гарантии).
«Автомат» классической конструкции — гидромеханического типа с планетарным механизмом, его разработка в 2006 году осуществлялась совместно Hyundai и Mitsubishi специально для двигателей объемом до 2,0 литров. Ранних проблем АКП не показывает, но и «божьим одуванчиком» считаться не может. Анализ показывает: чтобы коробка работала как можно дольше, и в первую очередь по гидравлической системе управления, нужно как можно спокойней на ней ездить. А также почаще менять масло — лучше всего через 40 000 км пробега.
Особых нареканий именно к управлению МКП нет: ходы рычага невелики и достаточно четкие, разве что без навыка можно «перепутать» первую и третью передачи — их позиции очень сближены |
Вид рычага АКП интересней, чем сама работа коробки: бесхитростная 4-ступенчатая классика «размазывает» способности современного мощного мотора |
Топливный бак небольшой — 43 литра. Можно бы сказать, что и расход топлива сравнительно невысокий, хотя эти понятия, известное дело, вещь относительная. Из анализа данных владельцев, можно привести пример, который показался наиболее реальным, хотя не обязательно распространенным. С базовым двигателем 1,4 л и МКП расход в городском цикле летом 8-9 литров, зимой 10-11 литров. На трассе, но только с учетом невысоких скоростей до 100 км/час, расход 5,8-6,0 литров.
Правда, сам бак с началом продаж автомобиля тоже вызывал замечания владельцев, связанные с «непонятным» дребезжанием из-под днища. Выяснилось, что причиной тому — само крепление бака, точнее пластины, которыми он удерживается. Под металлическими пластинами есть эластичные подкладки, но ставились они «точечно», плотность опоры бака не обеспечивалась, отчего и мог исходить посторонний звук. Тоже, как говорится, больше психологический фактор, но и он был устранен — с конца 2012 года подкладки ставят сплошные.
На ходу удалось попробовать хэтчбек в максимальной комплектации Premium, разумеется, с двигателем 1,6 л в паре с АКП и на 16-дюймовых колесах — они единственно идут только для этой версии.
По удобству посадки за рулем Rio каких-то острых замечаний не оставляет: быстро подгоняешь вполне удобное кресло, быстро ориентируешься в органах управления — их расположение традиционно для японо-корейских автомобилей. Обзор вперед, по бокам, назад — все хорошо. Разве что даже с моим средним ростом рулю все же не хватает продольной регулировки, а рослым людям, наверное, и подавно. Отделочные материалы в этой верхней комплектации действительно недурны собой: приятно переливается хром, а кожеподобный пластик выглядит натурально, приборы — дизайнерский шик, да и общий вид интерьера мог бы претендовать на автомобили классом выше. Даже не верится, что здесь может что-то где-то поскрипывать, как отзываются владельцы со стажем.
Прыгаю назад и нахожу, что «сам за собой» устраиваюсь с нормальным запасом места для коленей, а диванчик удобно спрофилирован по наклону. Хотя ступням все же тесно при входе и выходе — не «обить пороги» не получается. Конечно, задний диван формально 3-местный, но фактически сидеть можно только двоим взрослым — ширина ограничена.
Трогаемся. Первое, что отмечаешь не совсем обычное — это усилие на руле, которое на малой скорости показалось несколько «зажатым». На скорости этот эффект не столь заметен, точнее даже он необходим, хотя от рулевого с классическим гидроусилителем все равно ожидалось большей прозрачности. А вот сами отклики на руль быстрые и логичные, не острые, но без лишних или затянутых телодвижений автомобиля. Вероятно, свою лепту 16-дюймовые колеса вносят, поскольку и на прямой, и в поворотах Rio держится молодцом. Снос передней оси имеет место, но, во-первых, шины были зимние, а во-вторых, эффект недостаточной поворачиваемости — нормальное явление для современных автомобилей. Главное, что все контролируется.
Да, двигатель живой — первым делом по голосу, но и по прыти тоже. Веселенький такой моторчик, во всяком случае, после 2500 оборотов. Но «неспокойным» водителям с таким лучше дружить через «механику», поскольку «автомат» любит размеренный ритм, а за оперативностью смены событий не поспевает. Сам переключаться вниз не спешит, зато верхнюю подсовывает охотно, и в этом случае двигатель резко скисает из-за большой разницы в ступенях. А на кик-даун коробка реагирует с «обработкой информации». Хорошо еще, есть 3-х и 2-х ступенчатый режим — в иных условиях выручает.
Понятие о плавности хода не чуждо, хотя на изрядно «коцаном» асфальте, причем как раз на городских скоростях, полупустой хэтчбек потряхивает ощутимо. Перелетать рельсы и «лежачих полицейских» кавалерийским наскоком не получится — энергоемкость подвески на то не рассчитана. Но зато на типичных скоростях до 110-120 км/час не возникает ощущения «отрыва» от дороги, и раскачками машина не пугает. Скорость и качество покрытия также заметно влияет на уровень шума, который «подсказывает» сильно все же не гонять. Вообще, на лицо доктрина «усредненных» показателей по комфорту и управляемости.
Выводы. По всему, достойное дитя своего времени в своем классе за свои деньги, особенно что касается двух первых комплектаций, цены на которые, показалось, более оправданы, чем на верхние версии. Хочется верить, что разработан автомобиль с тем условием, чтобы до 80-100 тысяч км пробега «отхаживать» без особых и, главное, массовых проблем. А по большому счету, на весь гарантийный период, который предложил сам производитель. Но невольно задумываешься, что ждать дальше, с чем столкнутся вторые и третьи владельцы?
Поскольку автомобили с конвейера сходят на летних шинах, к сезону придется тратиться и на комплект зимней резины, которая дороже летней. Размерность шин, используемая на российской KIA Rio (без учета топовой версии) — 185/65 R15. Это не слишком дорогая, но и далеко не самая доступная размерность, к тому же не самая распространенная в конъюнктуре предложений от производителя. Например, отечественные шинные заводы зимнюю резину в этой размерности толком еще не освоили. Поэтому выбирать, по сути, придется из импортной продукции. В продаже есть такие шины разных зарубежных производителей — корейских, японских, европейских, шипованные и фрикционные («липучки»). Если исходить из цен интернет-магазинов, то на сегодня зимние шины размерности 185/65 R15 укладываются в диапазон цен примерно от 2500 до 4500 рублей за одну штуку.
На сегодня по европейской методике EuroNCAP краш-тест прошел хэтчбек Kia Rio европейской версии, которая у нас официально не продается. К слову, модель заработала пять звезд из пяти. Российскую версию специально еще не «били», но аналогичная по кузову модель Kia K2 продается в Китае, где эта машина прошла испытания на пассивную безопасность по местной методике C-NCAP. Методика испытаний здесь не такая сложная, как в европейской организации независимых краш-тестов, но все же. Фронтальный удар в жесткое препятствие на скорости 50 км/час, удар со смещением 40% в деформируемое препятствие на скорости 56 км/час, боковой удар на скорости 50 км/час. Результат — пять звезд из пяти.
В силу еще молодого возраста модели (по сути, 1,5 года), постпродажный рынок российской KIA Rio еще небольшой, но уже формируется. Анализ объявлений показывает, что машины продают с пробегами от 5 000 до 40 000 км, цены выставлены отнюдь не бросовые (если не рассматривать варианты после ДТП), притом большинство предложений уже приходится на 2012 год. Также отмечено, что среди соискателей «вторых рук» основную долю составляют модели с двигателем 1,6 литра и АКП, причем немалая их часть относится к верхним комплектациям Prestige и Premium. Базовые варианты оснащения встречаются редко — можно предположить, или у дилеров их покупается очень мало, или такие машины больше устраивают своих владельцев.
Год выпуска | Объем двигателя | Тип КП | Цены в тыс. рублей |
2011 | 1,4 | МКП | 450-520 |
2011 | 1,6 | МКП | 420-480 |
& nbsp;2012 | 1,6 | АКП | 580-650 |
2012 | 1,4 | МКП | 490-530 |
2012 | 1,4 | АКП | 500-630 |
2012 | 1,6 | МКП | 390-565 |
2012 | 1,6 | АКП | 475-650 |
Стандартное регламентное техобслуживание производится через каждые 15 000 км, но не реже одного раза в год. Стоимость ТО в дилерских центрах может отличаться из-за применяемого масла, а также ввиду наличия или отсутствия салонного фильтра, цена замены которого около 1 000 рублей. Мы приводим ориентировочные цены на десять ТО (на весь гарантийный период в 150 000 км) с учетом рекомендуемых масел Shell и наличия салонного фильтра, который также подлежит обязательной замене.
Операция | Пробег в км | Ориентировочная стоимость (дв. 1,4 и 1,6 л) |
ТО-1 | 15 000 | 6 300 р. |
ТО-2 | 30 000 | 6 700 р. |
ТО-3 | 45 000 | 6 400 р. |
ТО-4 | 60 000 | 10 400 р. |
ТО-5 | 75 000 | 6 300 р. |
ТО-6 | 90 000 | 6 800 р. |
ТО-7 | 105 000 | 6 300 р. |
ТО-8 | 120 000 | 11 700 р. |
ТО-9 | 135 000 | 6 400 р. |
ТО-10 | 150 000 | 6 700 р. |
Свечи зажигания (комплект 4 штуки): 1 500 руб.
Колодки тормозные передние (комплект): 4 400 руб.
Колодки тормозные задние (комплект): 5 000 руб.
Стекло лобовое: 16 000 руб.
Бампер передний: 7 700 руб.
Бампер задний (седан): 12 000 руб.
Бампер задний (хэтчбек): 8 900 руб.
Стальная защита моторного отсека (с установкой): 3500 руб.
Спойлеры на окна (комплект 4 штуки): 2 400 руб.
Салонные коврики (комплект 4 штуки): 2 200 руб.
Колесный диск легкосплавный (1 штука): 9 200 руб.
Навигационная система: 35 000 руб.
Экстерьер
Только в максимальной комплектации Premium автомобиль оснащается системой курсовой устойчивости, причем отключаемой |
На 16-дюймовых колесах Rio менее комфортный, чем на стандартных, но лучше держится в поворотах |
Бензин Аи-92 допускается официально. Тросик крышки не очень надежно закреплен — бывает, выскакивает из фиксатора в самое неподходящее время |
Дневные ходовые огни и черная окантовка фар имеются уже с базовой версии, а «туманки» появляются с версии Luxe |
Верхние комплектации Prestige и Premium отличаются «жабрами» с хромированной отделкой, а повторители поворотов размещены в корпусах зеркал |
Стыковка бамперов с кузовом выглядит плотной, но как и в случае с Solaris, некоторые владельцы Rio отмечали не очень прочную их посадку — могут «отойти» после езды по плохим дорогам |
Задний противотуманный фонарь предусмотрен уже в базе, но в целом в отношении задних фонарей отмечались случаи «несанкционированного» запотевания |
Мелочь, но для кого-то важная: задний бампер хэтчбека полностью окрашен, а у седана снизу имеется защитная пластиковая вставка. Правда, для седана, если что, бампер дороже (см.список выше) |
Кроме того, что в стандарте автомобиль имеет пусть небольшие, но брызговики, на порогах есть антигравийная обработка |
Интерьер
Интерьер, особенно в дорогих версиях, выглядит «презентабельно», в том числе благодаря пластику с фактурой «под кожу», однако это не помешало владельцам жаловаться на появляющиеся скрипы в салоне |
Передняя панель выигрывает за счет приборов в колодцах и рельефной центральной части, которая создает эффект «акцента» на водителя |
Центральная консоль в двух верхних версиях отличается наличием климат-контроля с более «дорогим» по виду управлением, и характерной красной подсветкой дисплеев |
На панельке слева от руля еще одно место зарезервировано под клавишу системы стабилизации, которая доступна только в топ-комплектации Premium |
Бокс на передней панели прямоугольно-прост, но достаточно вместителен |
По краям тоннеля предусмотрены удобные карманчики, в дверях есть емкие ниши — впереди салона есть, куда раскладывать мелкие вещи |
Прикуриватель входит в базовое оснащение, а вот аудиосистема с CD/MP3 и разъемами AUX и USB доступна только со второго уровня (Luxe) |
Если впереди люди ростом не выше среднего, то задним пассажирам есть пространство для ног |
Задний диван предлагает удобную посадку, но по ширине места немного, так что третий здесь будет «лишним» |
В задних дверях небольшие карманы объединены с подлокотником-ручкой, и есть только один карман в спинке правого кресла — пассажирам здесь не так много возможностей «распихивать» мелкие вещи |
Если предусмотрен центральный бокс-подлокотник (только в двух верхних комплектациях), то задним пассажирам «перепадает» откидной держатель |
«Сонный тест» салон Kia Rio не проходит: спинки максимально отодвинутых передних кресел ложатся на задний диван внахлест и с большим наклоном — полноценных спальных мест не получается |
Василий Ларин |