«Я не понимаю этой выставки: всякий раз я вижу советскую автоклассику и таких же старых и всем надоевших «американцев». На что там еще смотреть?» — такие слова я услышал на днях от одного случайного знакомого, когда поделился с ним планами сходить на очередную Олдтаймер-Галерею Ильи Сорокина. Признаться, в прошлом году «американцев» действительно было много. Так и выставка тогда была посвящена Америке. Были они, вместе с очередными представителями советского автопрома, и в этот раз — куда уж без них? Но только ли ими ценна Олдтаймер-Галерея?
Нынешняя выставка уже 23-я по счету (впервые Олдтаймер-Галерея прошла 14 лет назад). И на этот раз экспозиция была разделена на три равнозначных тематики: собственно Олдтаймер-Галерея, военно-технический фестиваль «Моторы Победы» и выставка-сенсация (так представляют ее организаторы) «Подарки вождям». С последней и начнем.
Экспозиция подарков расположилась в самом конце второго выставочного павильона и на первый взгляд выглядела скромно: несколько столов с расставленными на них экспонатами: макетами, образцами технических устройств и т.п. раритетными редкостями. Причем в буквальном смысле — ведь практически все они, в разные годы подаренные руководителям СССР, существуют в единственном экземпляре. Уникальность этих вещей еще и в том, что, являясь экспонатами закрытого на реконструкцию аж до 2018 года Политехнического музея, они впервые за последние 60 лет демонстрируются широкой публике.
Только не надо снисходительно улыбаться и вспоминать приснопамятный культ личности: в советское время большинство таких подарков дарились пусть и по традиции, но от чистого сердца и с наилучшими чувствами гордости за себя и за свою страну. А ведь именно этого так не хватает нам сегодня!
Макет пилорамы, модели варшавского троллейбуса и берлинского вагона метро, телевизор Т-1 «Москвич», пожарный насос, фрезерная лопата, прибор для сшивания ремней и многое другое — все это интересно даже без привязки к вождям. Да в самом деле — не все ли равно, что из этого было подарено Сталину, что Хрущеву, а что Брежневу?
Но один экспонат все же занимает центральное место не только этой экспозиции, но едва ли и не всей выставки. Именно к нему ведет центральный проход во втором павильоне — к легковому автомобилю Aero Minor, который первые три часа работы выставки простоял накрытый чехлом.
Да-да, это тот самый автомобиль, что мы видели в прошлом году. Тогда это даже и не автомобиль был, а отдельно остов кузова и шасси, что называется, в процессе реставрации. Не было даже салона. Однако, как выяснилось, салон не просто сохранился: его удалось вернуть практически в первозданный вид. Реставрации интерьера этого Минора была посвящена отдельная конференция: мастерам из «Автонаследия» во главе с Елизаветой Титовой пришлось даже отдельные нити в оригинальной ткани обивки кресел наращивать и восстанавливать геометрию пружин в подушках сидений!
Как сказал Илья Сорокин на презентации Минора, после выставки машина вернется туда, куда определил ее первый и единственный законный владелец Иосиф Сталин — в Политехнический музей.
Вторую Мировую войну называют Войной Моторов. Вряд ли имеет смысл объяснять почему. Достаточно просто посмотреть, в каком количестве автомобили, танки, броневики, тягачи, трактора и т.п. механизмы использовались в войсках по обе стороны фронта. На нынешней выставке, само собой, были представлены не только образцы техники СССР и союзников, но и наших противников.
Кстати, обратите внимание на отсутствие опознавательных и идентификационных знаков на трофейной технике: в документах для участников выставки особо выделен пункт о запрете демонстрации нацистской символики. В наше время это, к сожалению, становится особенно актуально...
Среди отечественной техники также было немало интересных экспонатов. К примеру, наверняка многие слушали о существовании полугусеничных грузовиков ГАЗ и ЗИС. Но многие ли их видели вживую? А здесь было показано сразу два таких вездехода. Первый — вариант переоборудования ЗИС-5. А второй — специально разработанный полугусеничный вариант той же модели.
Немало было представлено и бронированной техники. Нет, конечно, полноразмерных танков в Сокольники не привезли — слишком уж это крупная и во всех смыслах тяжелая техника. Но броневики полегче и попроще также вызывали неподдельный интерес. Жаль только, что многие из этих экспонатов оказались либо в невосстановленном виде, либо стояли у дальней стены павильона, не привлекая к себе особого внимания.
Само собой, не обошлось и без обычных, по сути гражданских автомобилей, которые волею судьбы в военное время исполняли непростую прифронтовую и тыловую работу. Среди таких «военных лошадок» и знаменитые полуторки ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, более тяжелый санитарный грузовик ЗИС-44 (на шасси ЗИС-5В), командирские внедорожники ГАЗ-67Б и ГАЗ-61, и даже несколько послевоенных Побед ГАЗ-М20 — в том числе и в модификации с полным приводом и увеличенным дорожным просветом.
Конечно, демонстрацией одних только автомобилей или танков дело не ограничилось: по сложившейся на Олдтаймер-Галереях традиции здесь были и другие тематические экспозиции: от истории телефонных аппаратов до восстановленной полевой механической мастерской с настоящим токарным станком и специальными инструментами. Тут же можно было посмотреть мини-музей Внутренних Войск РККА, а также потренироваться в сборке-разборке стрелкового оружия.
Вообще, деление нынешней выставки на три тематики — вещь относительно условная. Многие экспонаты вполне можно было отнести сразу к двум экспозициям. Например, черный кабриолет Opel Admiral, выпускавшийся в 1937-1939 годах и позиционирующийся в Германии на одной ступени с элитными моделями от Horch, Mercedes-Benz и Maybach тех времен.
Или выпускаемый в 1940-42 годах двухдверный седан DKW F8, отличавшийся деревянным кузовом с фанерной обшивкой, полностью независимой подвеской и приводом на передние колеса. Этих машин весьма много попало в СССР в качестве трофеев: в частности, именно такими седанами на 90% был укомплектован таксопарк Ленинграда в первые послевоенные годы.
Отличительной особенностью Олдтаймер-Галереи всегда была разнонаправленность экспозиции. Да, упомянутые в начале материала классические «американцы» и в этот раз занимали видное место. Чего только стоит Ford Deluxe Coupe Custom Shoebox 1949-го года, выполненный в культовом для Америки стиле Lead Sled (обязательна заниженная пневмоподвеска и скрытые швы кузова, приветствуются рисунки в виде стилизованного пламени или др. подобные).
Другой «гвоздь» нынешней экспозиции — кастомное купе на базе модели Lincoln Zephyr 1939 года, изготовленное, между прочим, у нас, в России (мастерская Carbers). Правда, ходовая часть здесь все же современная.
Еще одно не менее элегантное купе от Carbers — кастом на базе Mercury Eight (8) 1950-го года.
Чтобы немолодые, скажем так, автомобили засияли и предстали в своем превоначальном виде, реставраторам приходится немало потрудиться. Вот, к примеру, в каком виде приходят к нам машины из-за океана: грязь и на кузове, и в салоне, многочисленные очаги коррозии, порванные обивка салона и винил стоек крыши, померкший «блеск» хрома...
Есть и те, кто не желая (или не имея возможности) связываться с реставрацией оригинальных олдтаймеров, пытается сделать что-то свое, собственное, по мотивам ретро-моделей первой половины прошлого века. Владелец этой самоделки (кстати, почти в таком же виде она демонстрировалась на Олдтаймере в прошлом году), в основе которой лежат узлы заднеприводных Toyota, видимо, уже порядком устал от своего недоделанного творения, ибо общался нехотя и никакой особой конкретики по машине так и не сообщил.
Еще одна самоделка... Точнее, переделка. В этом высокосидящем над дорогой седане (фото слева) не сразу узнается экстравагантный Studebaker Champion 1951-го года (фото справа). Сохранилась фотография автомобиля еще в оригинальном виде — с характерным «соплом» на решетке радиатора и круглыми фарами. Но почему советский владелец этого седана — житель Ленинграда — переделал машину, остается неизвестным. Скорее всего, машина получила кузовные повреждения и достать оригинальные запчасти из Америки оказалось невозможно. Теперь этот экземпляр демонстрирует то, к каким метаморфозам могла приводить жизнь иностранных авто в СССР.
Зато некоторые другие автомобили на выставке вполне можно было считать образчиками противоположной стороны жизни отечественных автолюбителей, холящих и лелеящих свои машины. Многие посетители галереи не без интереса разглядывали хорошо сохраненные и бережно восстановленные Москвичи: седан модели 2140, развозной фургон модели 434 на базе универсала 427, или даже спортивный вариант «люксового» 2140 LS (тоже прошлогодний экспонат).
А как вам спортивные Жигули модели 2105? Построенные на полностью отечественной агрегатной базе, эти машины демонстрируют, каким был советский автоспорт всего-то два-три десятка лет назад. А ведь те машины вполне себе могли поразить воображение: ведь у Лады знаменитого раллиста СССР Стасиса Брундзы, к примеру, мощность двигателя достигала внушительных по тем временам 160 л.с.! Репликой именно его автомобиля — Lada Sport VFTS — являются эти «пятерки».
А это — роскошный для своего времени Mercedes-Benz 300 (ФРГ, 1958 год), получивший неофициальное имя Аденауэр (в честь первого федерального канцлера ФРГ Конрада Аденауэра). Что любопытно, на выставке присутствовало сразу два таких редких автомобиля, собиравшихся вручную и на долгие годы задавших тон и направление развития представительских моделей во всем мире.
Кстати, о представительности. Прекрасную экспозицию в этом году организовал Гараж Особого Назначения ФСО России, показавший коллекцию мотоциклов, служивших в отдельном мотоциклетном взводе. На стенде можно было увидеть десять мотоциклов, используемых в Почетном эскорте с 1956 года по настоящее время. Некоторые из них с колясками — это так называемый зимний вариант мотоэскорта. В советское время практически все мотоциклы для ГОНа производились на киевском мотоциклетном заводе под маркой Днепр. И только после распада СССР на службу ФСО встала немецкая техника от BMW.
Вообще, особого упоминания может заслужить едва ли не каждый из представленных на Олдтаймере автомобилей, потому что любой из них олицетворяет собой ту или иную страничку мировой автоистории. О том, какие еще автомобили можно было увидеть на выставке, смотрите в нашем традиционном Фотобонусе в конце материала. А мы же отметим то, что Олдтаймер-Галерея — это не просто выставка ретротехники. Она объединяет увлеченных людей — реставраторов, владельцев и просто любителей красивых автомобилей. Именно здесь можно найти единомышленников, поспорить на тему значимости в истории того или иного автомобиля, подыскать уникальные аксессуары или запчасти для своей ретротехники, а то и приобрести какой-нибудь редкий старый автомобиль — возможно и это.
Так что не одной американской и советской автоклассикой примечательна Олдтаймер-Галерея.
P.S. Эти уменьшенные копии известных спортивных автомобилей прошлых лет и сами вполне себе интересные экземпляры автотехники. Да-да, это самые что ни на есть полнофункциональные автомобили. Только детские. Здесь установлены бензиновые двигатели объемом 110-170 см3, мощностью около 6-7 л.с. Размеры и компоновка диктуют своеобразную эргономику посадки юного водителя и нестандартное расположение некоторых органов управления. Но вот стоимость этих «игрушек» вполне взрослая: порядка 20 000–30 000 евро!