В прошлый раз мы писали о дорогах ОАЭ. Путем голосования было решено, что следующая статья будет о дорогах Папуа-Новой Гвинеи (ПНГ).
Из комментариев к предыдущим статьям мы поняли, что вам хочется почитать о дорогах, состояние которых еще хуже, чем в России. Ну что же, тогда вы выбрали правильное место!
Мы расскажем о городах Папуа-Новой Гвинеи, в которых есть дороги в принципе, какого они качества, и на каком транспорте передвигаться, если дорог нет совсем. Попробуем понять, почему дорожная сеть так плохо развита, и из года в год ситуация не меняется. А также поговорим о правилах местного дорожного движения и расскажем, как взять автомобиль в аренду.
Протяженность автомобильных дорог в ПНГ — 19 600 километров, из них только 700 км имеют твердое покрытие. Вполне естественно, что бОльшая часть таких дорог находится в крупных городах острова.
Асфальт на дорогах разный. Где-то очень даже неплохой, в других местах потрескавшийся и довольно старый, ну и на некоторых участках — ужасный.
Неплохой асфальт, но обочина оставляет желать лучшего
А в городе Арава асфальт уже намного хуже, чем в более крупных городах
Система дорог в стране развита очень слабо. Из-за непроходимых лесов и высоких гор многие части острова Новая Гвинея доступны только самолетам.
Для местных жителей длинные переезды на автомобилях — такая же экзотика, как для туристов полет на «кукурузниках». Внутренних авиарейсов здесь множество. Помимо регулярных линий можно летать самолетами миссионерских организаций, доставляющих предметы первой необходимости в изолированные деревушки: такой перелет стоит дешевле. В стране даже можно приобрести авиапроездной на 30 дней.
А можно арендовать вертолет и летать на нем без других пассажиров. Но это доступно далеко не каждому туристу из-за высокой стоимости.
Между островами налажено каботажное судоходство. В некоторые труднодоступные районы острова Новая Гвинея можно добраться лишь на каноэ по рекам.
Там, где дороги все же есть, вы сможете передвигаться на такси.
Такси на грузовиках очень распространены в Папуа-Новой Гвинее. И много народу войдет, и по любой дороге проедет!
Кроме того, между крупными городами каждого района проложены автобусные маршруты, которые обслуживаются японскими микроавтобусами. Путешествие на автобусе обойдется дешевле, чем на такси.
Ничего, что в таком состоянии, главное, что ездит!
Между городами и деревнями дорожное сообщение не налажено. Привычных асфальтированных дорог нет, в лучшем случае можно проехать по лесной тропе. Но и они после многодневных проливных дождей становятся непроходимыми.
От столицы Папуа-Новой Гвинеи (Порт-Морсби) до главного порта страны Лаэ нельзя проехать на автомобиле, там просто нет дороги. Только самолетом, на лодке или же пешком. Порт-Морсби — единственная в мире столица, не связанная дорогой с другими основными городами страны. Это своего рода символ совершенно не отвечающего требованиям, а зачастую и просто опасного состояния, в котором находится большая часть инфраструктуры Папуа-Новой Гвинеи.
Особенности рельефа Папуа-Новой Гвинеи затрудняют строительство дорог. В центральной части острова высокие горные хребты смыкаются друг с другом, образуя Центральное нагорье — обширный район высоких плато, пиков, глубоких ущелий и быстрых рек. Реки берут начало в горах и стекают в океан. В периоды ливней они разливаются и затопляют большие территории, в том числе и дороги. На острове Новая Гвинея много болот, поэтому в таких местах дороги еще в более плачевном состоянии.
Проблема ничтожного количества дорог крайне серьезна, поскольку 80% населения живет в сельских районах. Дороги в ПНГ будто бы и вовсе и не собираются строить, а те, что есть, годами не ремонтируют. Это происходит по многим причинам, но вот самые основные:
— Правительство Папуа-Новой Гвинеи не предоставляет необходимых средств на обслуживание дорог. Объясняя это тем, что денег просто нет.
— Нехватка квалифицированного персонала (например, инженеры в ПНГ — большой дефицит), а также маленькое количество подрядчиков, которые могли бы работать в различных отдаленных районах.
Отсутствие технического обслуживания и последующее ухудшение инфраструктуры имеют не только финансовые и экономические, но и социальные последствия:
— Люди не могут вовремя добраться до больницы.
— Дети перестают ходить в школы, если они находятся не в их деревне.
— Целые поселки просто не могут получить продукты.
В настоящее время в стадии разработки находятся несколько проектов дорожного строительства, которые будут осуществляться иностранными компаниями, заинтересовавшимися этой проблемой ПНГ. Мы искренне надеемся, что при участии других стран новых дорог в Папуа-Новой Гвинее станет больше, а качество старых улучшится.
Правила дорожного движения в Папуа-Новой Гвинее очень простые и привычные любому туристу. А применять их придется не так часто — только в крупных городах, где есть перекрестки и многополосные дороги.
Судя по всевозможным блогам и заметкам путешественников, за порядком на дорогах в ПНГ не особо следят. Там, где есть асфальт, перекрестки, знаки — правила водителями соблюдаются. Ну, паркуются водители где хотят, могут объехать переходящих дорогу пешеходов, но опасных для жизни нарушений дорожного движения тут не совершают. Конечно, не учитывая угоны и нападения на автомобили туристов... Но это никак не может относиться к общепринятым понятиям дорожного движения, поэтому на эту тему мы сейчас не говорим.
Вот, например, превышение скорости: улицы узкие, асфальт далеко не идеальный, повсюду гуляющие люди, повозки, автобусы и пр. Разогнаться просто негде. Да и не на чем! Спортивных машин вы здесь точно не встретите :)
Знаков приоритета просто нет... Остается только догадываться, какими правилами руководствуются водители при проезде подобных перекрестков. Возможно, преимущество у тех, кто на кольце, а может быть, и нет.
Основные правила дорожного движения:
— Официально садиться за руль можно с 18 лет.
— Левостороннее движение (а машины с любым расположением руля).
— Водитель и пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
— Ограничения скорости: 60 км/ч в городах и 75 км/ч в сельской местности.
— Максимально допустимый уровень алкоголя в крови — 0,08%.
Среди баннеров и указателей можно разглядеть знак «Уступи дорогу»
В ночное время в Порт-Морсби на контрольно-пропускных пунктах полиция проверяет автомобили (регистрацию, документы, содержимое багажника).
Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, то необходимо поехать в полицейский участок, а не ждать прибытия полиции на месте. Будьте очень бдительны и осторожны! Люди могут очень недоброжелательно реагировать на происшествия с участием иностранцев. Виновника (по мнению толпы) в аварии могут закидать камнями или даже сжечь его автомобиль. А родственники и друзья пострадавшего могут требовать денежной компенсации, независимо от того, кто был виновником ДТП.
АЗС есть во всех провинциальных районах. Как правило, там не принимают кредитные карты, бензин можно купить только за наличные деньги.
Автомобиль можно взять напрокат в крупных городах ПНГ. Скорее всего, это будет старенькая легковушка, а может, и внедорожник. Для этого вам должно быть минимум 25 лет, у вас должна быть кредитная карта или 2500 К (национальная валюта — кина (PGK)), а это примерно 57 125 руб., наличными в качестве залога.
Иностранцы могут ездить в Папуа-Новой Гвинее с водительским удостоверением международного образца, но только в течение одного месяца.
Самый дешевый автомобиль обойдется в 300 PGK (6855 руб.) в день, плюс 1 PGK (22,85 руб.) за каждый километр, плюс 10% НДС, а также нужно будет оплатить страховку. Есть крупные автопрокаты, офисы у которых разбросаны по всей территории ПНГ, а также можно взять машину напрокат в аэропортах. Но стоит помнить — из-за плохого качества дорог или полного их отсутствия в некоторых районах ваше путешествие на арендованном автомобиле будет непродолжительным. Дороги в сельской местности чаще всего представляют собой огромные кочки, грязь, ухабы. Во время сезона дождей бывают оползни, а там, где их не было, образовываются огромные лужи и глубокие препятствия из грязи.
Передвигаться на автомобиле в ПНГ еще и не безопасно, поэтому лучше ездить только днем и по «многолюдным» районам. Самое страшное и опасное для путешественников — частые угоны автомобилей, порой с применением оружия. Машины либо продают, либо разбирают на запчасти или же просто сжигают ради веселья. Так что парковать арендованный автомобиль стоит только у отеля или на специализированных стоянках.
Местные жители в некоторых районах Порт-Морсби иногда бросают камни в машины. То ли для развлечения, то ли для запугивания приезжих. А еще бывает такое, что местные жители просят «пошлину» за проезд по дороге, которую они сами «ремонтировали».
Может, это и постановочное фото, но примерно так выглядят уличные банды в Папуа-Новой Гвинее. Обычные местные жители, только вооруженные ружьями и мачете. Часто они передвигаются на внедорожниках или грузовиках и разбойничают прямо не выходя из машины
Немногочисленные асфальтированные шоссе:
Любимые многими местными жителями внедорожники. Этот Toyota Land Cruiser еще совсем новенький и чистенький
А это старенький. Пробирающийся по одной из «лесных троп» дорог после дождя
Дружно тянут, помогают «Крузаку» выбраться из грязевого плена
Фотография старая, сделанная больше 20 лет назад. С тех пор машины стали посвежее, а асфальт похуже. Но смысл не меняется: люди в огромных количествах набиваются в грузовики, чтобы добраться до места назначения
Старенькая фура, перевозящая продовольствие в поселки. Решетка на лобовом стекле — и от камней, летящих из-под колес на гравийных трассах, и от разбойных нападений папуасских преступных группировок
В крупных городах встречается немало легковых автомобилей. Преимущественно японских и далеко не новых
В крупных городах Папуа-Новой Гвинеи дороги асфальтированы почти везде. Асфальт не превосходного качества, но вполне неплох. Жители, не выезжающие на своем легковом автомобилем за пределы города, могут спокойно эксплуатировать его, не беспокоясь о никчемной проходимости своего железного друга.
Если вы хотите отправиться в путешествие на автомобиле по этому государству в Океании, то мы вынуждены вас огорчить. Путешествие будет недолгим. Вам придется бросать автомобиль, чтобы отправиться дальше на самолете или каноэ, потому что вы уткнетесь в непроходимые леса или глубокие реки.
Папуа-Новая Гвинея — по-настоящему экзотическое место. Здесь живут настоящие папуасы: множество племен со своим языком, нарядами, домами и обычаями. Туристов привлекает природа, дайвинг в окружении разнообразных рыбок и потрясающих кораллов. Племена устраивают для туристов настоящие представления из танцев и обрядов. Только заплатите, и вам покажут, как они живут, чем питаются и как общаются. Кстати, абсолютно все в ПНГ дорого. Начиная от питания, заканчивая транспортом.
Мы в свою очередь присоединяемся к мнениям туристических агентств по всему миру и предупреждаем: отдых в Новой Гвинее по-настоящему опасен. Путешествуйте только с группой или гидом, внимательно слушайте и соблюдайте меры предосторожности, и тогда вы сможете действительно отдохнуть и окунуться в невероятное путешествие по острову «курчавых черноголовых людей» (перевод с малайского).
Ну и по традиции мы советуем вам получше узнать об этом государстве. О природе, жителях, их обычаях, а главное — об опасностях, которые могут подстерегать туристов буквально на каждом шагу в Папуа-Новой Гвинее...
Добро пожаловать!