Одна из наиболее явных копий Toyota Land Cruiser Prado — Dadi Shuttle. Всем своим видом, а в особенности формой фар и задней оптики, этот «китаец» недвусмысленно напоминает о легендарном «Прадике». Но китайские дизайнеры умудрились сделать пропорции внедорожника куда более спорными, а боковины кузова исполнить чрезвычайно грубо!
Качество сборки российского варианта оказалось даже хуже дизайна, не позволив относительно недорогому внедорожнику обосноваться на рынке. Уже через год автомобиль исчез из продажи, а немногим позже — и с дорог. Несмотря на скромный тираж, эта машина не несет никакой коллекционной ценности: сегодня немногочисленные варианты на вторичном рынке продаются за 200–300 тысяч рублей, а покупателя на них днем с огнем не найти.
Технические характеристики Dadi Shuttle:
Двигатель — бензиновый 2,4 л
Мощность, л.с. — 125
Варианты КПП — 5-ступенчатая «механика»
Привод — полный
Технические характеристики Toyota Land Cruiser Prado J120:
Двигатель — бензиновый или дизель 2,7 л–4,0 л
Мощность, л.с. — от 95 до 249
Варианты КПП — 5-ступенчатая «механика» или «автомат»
Привод — полный
При первом взгляде на этот здоровенный внедорожник любой далекий от военной техники человек воскликнет: «Хаммер!». Да чего уж там, даже автомобильный энтузиаст при взгляде издалека может обознаться: Dongfeng Humnee крайне отчетливо передает специфические пропорции американского Hummer H1. «Китайца» в нем выдают детали: прямоугольные фары, броская большая эмблема из хрома и иероглифы на решетке радиатора.
Аппарат, привезенный на выставку в Москве, оснащался 197-сильным V8 объемом 6,5 литра, агрегатированным с 4-диапазонным «автоматом», что являлось привилегией экспортной версии. По умолчанию китайский клон Хаммера довольствуется 3,9-литровым дизельным мотором мощностью 152 лошадиные силы.
Технические характеристики DFM Warrior:
Двигатель — турбодизель 3,9 л или 6,5 л
Мощность, л.с. — 152 или 197
Варианты КПП — 4-ступенчатый «автомат»
Привод — полный
Технические характеристики Hummer H1:
Двигатель — турбодизель 6,5 л
Мощность, л.с. — 195
Варианты КПП — 4-ступенчатый «автомат»
Привод — полный
Сходство некоторых китайских имитаций с оригиналом видно даже издалека. Другие производители, в попытках избежать обвинений в копировании или по причине банальной безвкусицы, клонируют сразу несколько моделей в «одном флаконе». BYD S7 прошлого поколения — один из таких. В нем отчетливо угадываются пропорции Lexus RX. Особенно заметны цитаты от «ЭрИкса» предыдущего поколения — подоконная линия чуть ли не идентичная. Ну а оптика автомобиля напоминает сходную по форме, но меньшую по размеру от Subaru XV.
Интерьер сделан в соответствиями с представлениями китайцев о дороговизне и красоте. Куча разнофактурных материалов. Вроде бы все есть — экран, затейливые дефлекторы вентиляции — но выглядит грубовато. Технические характеристики, китайского кроссовера — весьма прогрессивны: 2,0-литровый турбомотор в 205 «лошадей», роботизированная трансмиссия и полный привод. Но как «едет» этот коктейль из вроде бы современных технологий, знают только китайцы: модель продается исключительно на домашнем рынке.
Технические характеристики BYD S7:
Двигатель — бензиновый турбомотор 2,0 л
Мощность, л.с. — 205
Варианты КПП — «робот»
Привод — полный
Технические характеристики Lexus RX третьего поколения:
Двигатель — бензиновые 2,7; 3,5 л; гибридная установка
Мощность, л.с.— от 188 до 277
Варианты КПП — «автомат», вариатор
Привод — передний или полный
Правовая сторона вопроса
В мире не существует единого международного права, которое бы детально регламентировало правоотношения автопроизводителей. Обычно подобные споры решаются общим законодательством в области авторского и смежного права. К тому же в разных странах нормы могут разниться. Все это только играет на руку китайцам. Тем более что суды Поднебесной зачастую и вовсе не рассматривают притязания на «копирайт» и интеллектуальную собственность от заграничных компаний.
Как правило, максимум, на который могут рассчитывать бренды — это запрет на ввоз и продажу клонов на каком-то локальном рынке. Но для этого необходимо доказать, что дизайн машины является именно копией конкретной модели, а не результатом самостоятельных разработок. Нужна экспертиза. Проведение профессиональной оценки объективных и схожих черт линий кузова — задача нетривиальная, а результат такого исследования не всегда возможно предсказать.
Некоторые производители стараются получать эксклюзивное право на внешний вид. В России такая форма правовой защиты называется «Патент на промышленный образец», который действует в течение 15 лет, после чего может быть продлен еще на 10 лет. В США существует патент на дизайн (design patent), область применения которого практически не ограничена и дает право эксклюзивного использования различных визуальных решений сроком до 14 лет. Подобный механизм защиты под названием «Дизайн Сообщества» существует и в странах ЕС. Если внешность продукта имеет индивидуальный характер (форма, контуры, цвет, текстура и декоративные элементы), то такой образец охраняется законом в течение 25 лет. Это позволяет автогигантам получить зарегистрированное право на оригинальную внешность моделей, но только в пределах своих юрисдикций.
В то время как Dongfeng проектировал свою версию американского броневика, инженеры из BAIC трудились над созданием копии легендарного немецкого внедорожника. В большом квадратном «чемодане» под названием BJ80 сложно не узнать «Гелик» с его вычурными пластиковыми молдингами поверх сугубо утилитарных боковин.
В настоящее время BAIC предлагает на выбор два варианта силовых установок: 2,8-литровый 163-сильный турбодизель (в сочетании с 6-ступенчатой «механикой») и бензиновый турбомотор объемом 2,3 л, способный выдать 250 л.с. «Топовый» двигатель сочетается как с механической, так и с автоматической коробкой передач. Цены на автомобиль начинаются от 283 000 юаней (2,4 миллиона рублей по текущему курсу), тогда как оригинальный Mercedes-Benz G-класса китайцам обойдется почти в 5 раз дороже — 1 329 000 юаней (11,1 миллиона рублей).
Технические характеристики BAIC BJ80:
Двигатель — бензиновый 2,3 л, турбодизель 2,8 л
Мощность, л.с. — 163 или 250
Варианты КПП — 6-ступенчатая «механика» или «автомат»
Привод — полный
Технические характеристики Mercedes-Benz Gelandewagen:
Двигатель — бензиновый 3,0; 5,5 л или 6,0 л или турбодизель 4,0 л
Мощность, л.с. — от 422 до 630 или 245
Варианты КПП — 7-ступенчатый «автомат»
Привод — полный
Многие китайские автопроизводители запятнали свое имя плагиатом чужой интеллектуальной собственности, однако Yema является, пожалуй, единственным автогигантом, чей модельный ряд практически полностью состоит из клонов. И чтобы хоть как-то скрыть этот «недостаток», хитрые дизайнеры в одном проекте объединяют внешность разных импортных исходников. Так, соединив два фольксвагеновских дизайна — Touareg и Tiguan — в «Йема» создали свой T-SUV. И если «морда» вышла достаточно удачной (спасибо выверенным пропорциям Тигуана), то полноразмерные задние фонари от Туарега выглядят на компактном кроссовере слишком гротескно.
Неординарную внешность дополняет множество базовых опций, не все из которых доступны даже более дорогим моделям европейских и японских брендов. Но, как бы вам ни хотелось приобрести этот автомобиль, сделать это не удастся: Yema T-SUV не переступает границы Китая, шокирует публику только внутри Поднебесной. Модель в частности и марка в целом настолько локальны, что в русскоязычном рунете не нашлось даже очевидных и вразумительных технических характеристик. Скорее всего, это тот же безальтернативный вариант с бензиновым двигателем 1,8 л, «механикой» и передним приводом.
Технические характеристики Yema T-SUV*:
Двигатель — бензиновый 1,8 л
Мощность, л.с. — 131
Варианты КПП — 5-ступенчатая «механика»
Привод — передний
*Ориентировочные характеристики
Технические характеристики Volkswagen Tiguan первого поколения:
Двигатель — бензиновый 1,4 л или 2,0 л, турбодизель 2,0 л
Мощность, л.с. — от 122 до 184
Варианты КПП — 6-ступенчатая «механика» или «автомат»
Привод — передний или полный
Одной из наиболее заметных копий последнего времени стала JAC A6 (A60). В дизайне этого автомобиля без труда узнается Audi A6. Передние фары и решетка радиатора, селектор КПП, дефлекторы вентиляции и отделка центрального тоннеля — все, вплоть до щитка приборов и шрифта на клавишах, крайне напоминает немецкий бизнес-седан. Азиатским маркетологам хватило наглости даже на то, чтобы дать модели схожее с оригиналом имя — А60.
В Китае модель позиционируется как автомобиль для пассажира с водителем. При этом атмосфера «премиальности» легковушки создана в самых неожиданных местах. Так, подкапотное пространство зашито в пластик, а металл багажного отделения полностью скрывает шумоизоляционная ткань. Далеко не все модели схожего класса предлагают подобное. Но несмотря на «премиальные» амбиции, под капотом — всего лишь 1,5-литровый турбомотор, способный развивать 174 л.с. и 250 Нм. Да и проработки мелочей не хватает: к примеру, у багажника нет внутренней ручки, а массивные на первый взгляд выхлопные трубы — бутафория.
Технические характеристики JAC A6 (A60):
Двигатель — бензиновые турбомоторы 1,5 л или 2,0 л
Мощность, л.с. — 174 или 190
Варианты КПП — 6-ступенчатая «механика» или «автомат»
Привод — передний
Технические характеристики Audi A6:
Двигатель — бензиновые или дизельные турбомоторы 1,8 л–3,0 л
Мощность, л.с. — от 190 до 326
Варианты КПП — 6-ступенчатая «механика», преселективный «робот», «автомат»
Привод — передний или полный
Haima 3
Внешность Haima 3 заметно перекликается с Mazda3 первого поколения — если бы кузов последней вырубали топором, получилась бы Haima. Пропорции, оптика, выштамповки, логотип... При этом китайский седан отнюдь не наглая копия, а плод официального сотрудничества китайцев с японской маркой. В основу модели легла платформа Mazda 323 (в Японии — Familia). Впрочем, это не предопределило уровень машины. В России продавались автомобили с 1,8-литровым мотором мощностью 122 л.с., работающим в паре с механической коробкой передач или вариатором. Производство запустили в 2010 году и свернули уже в начале 2012 года. За это время сделали чуть менее четырех тысяч экземпляров. Причем продажи на этом не остановились: с осени 2012-го по январь 2013-го продавали то ли остатки, то ли завозили новые машины из Китая. Но прошло всего 5 лет, а Haima 3 будто вымерла: на дорогах их почти не встретить.
В своем подражании автопроизводители из Поднебесной не обходят стороной и эксклюзивные автомобили. Например, в Китае можно приобрести модель Geely GE, формально предлагающую альтернативу Rolls Royce Phantom. Хотя, конечно, в действительности клиенты у этих машин совсем разные.
Несмотря на тот же «квадратный» стиль, схожие пропорции, огромную прямоугольную решетку радиатора и даже имитацию значка на капоте и «звездное небо» на потолке, Geely GE — автомобиль для тех, кто умеет лишь казаться, а не быть. Все вроде бы соответствует английскому стилю, но «фирменных», открывающихся в противоход задних дверей здесь нет. А главное — нет истории и качества, сопоставимых с таковыми у английского бренда. Но зато в Geely GE есть «фишки» посильнее, чем в Rolls-Royce! Самая крутая из них — единственное персональное место на заднем ряду, настоящий трон. Впрочем, это не избавляет GE от ощущения подделки.
Технические характеристики Geely GE:
Двигатель — гибрид бензинового 2,4 л и электромотора или бензиновый V6 3,6 л
Мощность, л.с. — 163 (+38 — электромотор) или 220
Варианты КПП — 6-ступенчатый «автомат»
Привод — полный
Технические характеристики Rolls Royce Phantom:
Двигатель — бензиновый V12 6.4
Мощность, л.с. — 460
Варианты КПП — 6-ступенчатый «автомат»
Привод — задний
Shuanghuan SCEO — среднеразмерный рамный внедорожник, построенный на раме от Isuzu, по праву можно считать одним из лидеров по количеству заимствований в рамках одного автомобиля. Во внешности SCEO одновременно проявляются черты BMW X3 и X5, а также Toyota LC Prado.
Но главная особенность Shuanghuan SCEO не в числе цитат других производителей, а в том, что в отличие от большинства прочих китайских копий этот внедорожник продавался в Европе. Разумеется, по демпинговым ценам. При этом содержание SCEO было вполне заурядно: бензиновый двигатель 2,4 л, безальтернативная «механика» и полный привод. Shuanghuan SCEO непродолжительное время предлагался и на российском рынке. Мелькнув у нас на рубеже 2007–2008 годов, он исчез так же быстро, как и появился.
Технические характеристики Shuanghuan SCEO:
Двигатель — бензиновый 2,4 л
Мощность, л.с. — 125
Варианты КПП — 5-ступенчатая «механика»
Привод — полный
Технические характеристики BMW X5 I поколение E53:
Двигатель — бензиновый или дизельный 3,0 л–4,8 л
Мощность, л.с. — 180–360
Варианты КПП — 5-ступенчатая «механика» или «автомат»
Привод — полный
Чрезвычайно резонансным оказался выход в свет кроссовера Landwind X7, который стал практически полной копией Range Rover Evoque. При цене в три с лишним раза меньше оригинала «китаец» получил довольно мощный 190-сильный турбомотор. Но платформа X7 — от старых японских кроссоверов — на момент выхода «новинки» уже порядком устарела, о чем свидетельствуют плохие результаты краш-тестов.
Претензий к стилистике нет вообще, так как Landwind скорее напоминает рестайлинг или моддинг настоящего «Эвока» с иным наполнением оптики, немного другой формой бамперов, а также оригинальным современным салоном. Однако за счет красивой внешности и солидной разницы в цене этот «малыш» определенно готов урвать большой кусок от пирога китайского внутреннего рынка. Ситуация, естественно, вызвала протест британского бренда, который незадолго до выхода в свет Landwind X7 начал локальное производство RR Evoque в Китае, и пообещал приложить все усилия для «решения этой ситуации».
Технические характеристики Landwind X7:
Двигатель — бензиновый 2,0 л
Мощность, л.с. — 190
Варианты КПП — 6-ступенчатая «механика» или 8-ступенчатый «автомат»
Привод — передний
Технические характеристики Range Rover Evoque:
Двигатель — бензиновый турбо 2,0 л–2,2 л и турбодизель 2,0 л
Мощность, л.с. — от 240 до 285 и от 150 до 190
Варианты КПП — 6-ступенчатая «механика» или 9-ступенчатый «автомат»
Привод — полный
Landwind X2, или Как китайцы скопировали Lada XRay
Как выяснилось, китайская «копировальная машина» готова делать клоны не только именитых мировых брендов. Компания Landwind, чьи дизайнеры сумели так красиво клонировать Range Rover Evoque, в апреле этого года удивила своей вариацией на тему вазовского «икс-фейса» — компактным кроссовером Landwind X2. В основу «паркетника» лег кузов довольно самобытного Changan CS35, к которому «прикрутили» передний бампер не очень оригинальной формы. Хромированные вставки чрезвычайно напоминают тот самый «неповторимый» стиль, которым так гордится Стив Маттин (последние несколько лет занимающий пост главного дизайнера Lada). К слову, задняя часть китайского кроссовера не имеет ничего общего с вазовским хэтчбеком, но сильно напоминает Outlander Sport (Mitsubishi ASX на российском рынке).
Еще одной «дешевой» альтернативой VAGовским «паркетникам» стал Zotye T600, который с прошлого года официально поставляется на российский рынок. Внешне — это Audi Q5 с «лицом» от VW Touareg. При стартовой цене в 900 тысяч рублей этот кроссовер имеет сходные с оригиналом габариты, а колесная база так и вовсе миллиметр в миллиметр повторяет Q5. По прошествии пары лет стал Zotye T600 заметным даже в российских городах: китайский кроссовер, стремящийся походить на «немцев», нет-нет да и мелькнет на улице. Несмотря на ощутимый привкус плагиата, сбалансированная внешность «паркетника» выглядит достойно. Но главное, что продает Zotye — это оснащение. Максимальная комплектация на российском рынке включает в себя бесключевой доступ, панорамную крышу, кожаный салон, электропривод сидений, ксенон и даже камеры кругового обзора.
Конечно, полного привода и мощных моторов у Zoty T600 нет. На выбор предлагается всего два моноприводных варианта оснащения: с 1,5-литровым турбомотором (162 л.с.) с 5-ступенчатой «механикой» и со 177-сильным 2,0-литровым «атмосферником» в паре с 6-ступенчатым «роботом».
Технические характеристики Zotye T600:
Двигатель — бензиновый турбо 1,5 л или 2,0 л
Мощность, л.с. — 162 или 177
Варианты КПП — 5-ступенчатая «механика» или 6-ступенчатый «робот»
Привод — передний
Технические характеристики Audi Q5:
Двигатель — бензиновый турбо 2,0 л
Мощность, л.с. — 249
Варианты КПП — 7-ступенчатый «робот»
Привод — полный