В наш Топ вошли только автомобили, сертифицированные для дорог общего пользования и выпущенные (хотя бы) мелкосерийно для свободной продажи. Продукты тюнинга и уникальные проекты, созданные в единственном экземпляре, мы не учитываем. Экспериментальные разработки и прототипы — тоже. Гоночные автомобили и специальные версии серийных машин, допущенные только на закрытые треки, оставим за скобками. Итак, набралось девять моделей, которые производят сейчас или производили в недавнем прошлом, и три новинки, которые уже представили публике и скоро начнут выпускать.
Разгон до 100 км/ч — н. д.
Двигатель: Cosworth V12, 6,5 л + электромотор
Мощность: 1130 л.с.
Крутящий момент — н. д.
Начало выпуска: 2018 г.
Цена — $3 000 000
Обещают, что гибридный гиперкар, который совместно разрабатывают Aston Martin и гоночная команда Red Bull Racing, на автодромах будет демонстрировать время круга, сравнимое с показателями болидов Формулы 1. В это можно поверить, поскольку дизайнером проекта стал один из самых успешных инженеров Королевских гонок — Эдриан Ньюи. Aston Martin Valkyrie, как и формульные машины, имеет гибридную силовую установку с системой рекуперации энергии. Вот только на современных болидах стоит турбированный V6 объемом лишь 1,6 л, а у Валькирии под капотом будет классика суперкаров — атмосферный V12 (6,5 л).
Для каждого из гонщиков Формулы 1 создают собственное кресло-ложемент точно по фигуре, а для заказчиков Aston Martin Valkyrie будут делать индивидуальные сиденья. Для этого планируется производить 3D-сканирование тела. И посадка в машине будет схожа с гоночной — то есть полулежа.
Из запланированных к производству 130 дорожных версий и 25 трековых все уже распроданы по предзаказам.
Разгон до 97 км/ч — 1,9 сек.
Двигатели: два электромотора на задней оси и один — на передней
Мощность — н. д.
Крутящий момент: 10 000 Нм
Начало выпуска: 2020 г.
Цена — $200 000
Хотя до появления этой новинки в продаже остается еще два года, модель уже на слуху у всех. Виной тому впечатляющий маркетинговый ход — запуск предсерийного Tesla Roadster в космос. Но автомобильный мир поразило, конечно, не только это. Десять тысяч ньютон-метров тяги, поступающие на четыре ведущих колеса, — это смелая заявка. Пока серийные суперкары развивают не более 1600 Нм. Раньше мы бы недоверчиво покрутили пальцем у виска, но после того как автомобиль полетел к Марсу, какие угодно цифры не кажутся завышенными.
Ходовой прототип уже продемонстрировали публике, и, надо признать, машина действительно лихо рвет с места. Заявленные 1,9 секунды до 97 км/ч позволят обогнать со старта любые существующие гиперкары. «Максималка» рекордной не будет, но во всяком случае Tesla Roadster станет первым серийным электромобилем, способным превзойти рубеж в 400 км/ч. А еще нам обещают огромный запас хода на одной зарядке: почти 1000 км. И, что удивительно, именно эта модель — самая дешевая в нашей подборке.
Разгон до 100 км/ч — 2,8 сек.
Двигатель: Porsche 6-цилиндровый оппозитный, 3,0 л, две турбины
Мощность: 730 л.с.
Крутящий момент: 701 Нм
Годы выпуска: 1993 — 1997
Цена — $1 200 000
Это автомобиль, выглядящий как гоночный прототип, по сути им и является. Перед нами не что иное, как Porsche 962, блиставший в Ле-Мане в конце 80-х. Только болид переделали так, чтобы он прошел сертификацию для дорог общего пользования, и запустили в штучное производство. Для богатых ценителей гоночной техники, которым почему-то хочется ездить на прототипах по обычным шоссе, произвели целых 13 экземпляров.
Гоночный кокпит был расширен и превращен из одноместного в двухместный салон с кожаной обивкой и ковролином на полу, в комплектации появились электростеклоподъемники, а позднее и DVD-плеер с экраном. В носовой части машины оборудовали небольшое отделение для багажа. C «гоночным» клиренсом автомобиль не мог бы пройти техосмотр, поэтому подвеску немного повысили. Но в остальном это остался бескомпромиссный спортпрототип. Вероятно, именно эту модель можно считать первым серийным автомобилем, который мог набирать более 400 км/ч.
Разгон до 100 км/ч — 2,8 сек.
Двигатель: V8, 5,0 л, битурбо + три электромотора
Мощность: более 1500 л.с.
Крутящий момент: более 2000 Нм
Годы выпуска: 2016 — н. в.
Цена — $1 900 000
На сегодняшний день 1500-сильный гибрид Koenigsegg Regera — самая мощная серийная машина в мире. В случае с такими запредельными показателями отдачи важен уже не столько разгон до «сотни» (он ограничен возможностями шин), а более высокие рубежи. Например, 400 км/ч эта машина набирает менее чем за 20 секунд.
Помимо уникальной силовой установки собственной разработки, в этой машине необычно то, что у нее нет коробки передач. Основной двигатель передает тягу на трансмиссию через гидравлическую муфту, способную менять степень проскальзывания вплоть до полной блокировки. Центральный электромотор может использоваться при спокойной езде (до 50 км/ч), и тогда этот подключаемый гибрид работает в режиме электромобиля. Ну а при динамичной езде тяга на задние колеса идет от 5,0-литрового ДВС, а два электромотора на полуосях задних колес управляют вектором тяги.
Koenigsegg Regera стал самой массовой моделью в истории шведской марки. Эти сверхскоростные машины обычно выпускают в штучных количествах, а тут запланированный тираж — 80 штук. Производство будет идти еще два года, но все машины уже распроданы.
Разгон до 100 км/ч — 2,9 сек.
Двигатель: V8, 4,8 л, два компрессора
Мощность: 1019 л.с.
Крутящий момент: 1080 Нм
Годы выпуска: 2006 — 2010
Цена — $4 800 000
Этот шведский гиперкар создавался для того, чтобы умаслить экологически озабоченную публику. Могучий автомобиль можно заправлять биоэтанолом, в том числе марки E100. Это чистый спирт из кукурузы или сахарного тростника — точно такой же, какой пьют люди. Но можно и 98-м бензином. Однако именно при использовании спирта мотор выходит на мощность более 1000 л.с. И модификация CCXR оказалась самой скоростной из всей серии CCX. Кстати, базовая версия (без литеры R) адаптирована под бензин с октановым числом… 91! Для шведов очень важно было завоевать сердца американских покупателей, а за океаном наиболее распространено низкооктановое топливо. На нем не гнушаются ездить и владельцы сверхдорогого транспорта. Отсюда и потери в мощности.
Версия Trevita отличается не только самым мощным мотором, но еще и кузовом особой красоты. Другие модификации сделаны из обычного черного карбона, а тут белый. Его произвели по собственной запатентованной технологии, которая предполагает, что карбоновые нити получают тончайшее алмазное покрытие. Не удивительно, что это самый дорогой автомобиль в нашем рейтинге.
Разгон до 100 км/ч — 2,9 сек.
Двигатель: 6-цилиндровый оппозитный, 4,0 л, битурбо
Мощность: 1120 л.с.
Крутящий момент: н. д.
Годы выпуска: 2008
Цена — €630 000
Немецкая фирма 9ff настолько глубоко переделывает машины Porsche, что фактически получаются новые модели. Их производят мелкосерийно. И самая крутая из них — GT9, выпущенная тиражом в 150 штук. Из этого числа только 20 экземпляров получили мотор максимальной мощности — 1142 л.с.
За основу здесь взят Porsche 911 GT3 (поколения 997). Мало того, что отдача двигателя выросла более чем в два раза, он еще и переставлен! Если исходная модель заднемоторная, то 9ff GT9 — центральномоторный гиперкар.
Наиболее мощная версия GT9-R создавалась с прицелом побить мировой рекорд скорости для серийных машин, но по какой-то причине официальные заезды с привлечением представителей FIA и Гиннесса не состоялись. Поэтому цифра «414 км/ч» требует оговорки «по данным производителя». А вот модель, поднявшаяся на строчку выше в нашем рейтинге, официально подтвердила свой результат и поставила мировой рекорд.
Разгон до 100 км/ч — 2,4 сек.
Двигатель: V8, 6,9 л, битурбо
Мощность: 1318 л.с.
Крутящий момент: 1361 Нм
Годы выпуска: 2006 — 2013
Цена — $850 000
Центральномоторный суперкар американской компании SSC (ранее называвшейся Shelby SuperCars) носил титул самой быстрой серийной машины на планете, пока в 2010 году это звание не отнял у него Bugatti Veyron SuperSport. По своей идеологии «американец» стоит особняком среди всех моделей, о которых мы говорим. Дело в том, что SSC Aero изначально создавался как автомобиль, полностью лишенный всяких «электронных помощников». Здесь нет не только системы курсовой устойчивости и антипробуксовочной системы, но даже АБС! Можно себе представить, какое самообладание требуется, когда между тобой и 1318 лошадиными силами нет никакой страхующей электроники, а скорость переваливает за 400 км/ч.
У младших модификаций SSC Aero — двигатели от Корветов, а у старших — по сути собственный мотор разработки SSC. Флагманский Ultimate Aero XT отличается алюминиевым блоком цилиндров и самым большим рабочим объемом.
Максимальная скорость в 414 км/ч была подтверждена представителями FIA и Гиннесса, но тесты на полигоне NASA в штате Виргиния показали, что в идеальных условиях эта машина способна на большее. Было подсчитано, что теоретическая «максималка» этой конструкции — 439 км/ч. Но практически это пока не доказано.
Разгон до 100 км/ч — 2,4 сек.
Двигатель: W16, 8,0 л, четыре турбины
Мощность: 1500 л.с., 1600 Нм
Годы выпуска: 2016 — н. в.
Цена — €2 400 000
Для наших сограждан есть повод гордиться тем, что один из ключевых дизайнеров этого автомобиля имеет российские корни. Это Александр Селипанов. Созданный при его участии наследник прославленного Вейрона превзошел прежний автомобиль по всем параметрам, включая мощность и динамику разгона во всем диапазоне скоростей. Разве что реальная «максималка» пока под вопросом.
Все выпущенные на данный момент экземпляры имеют электронное ограничение скорости на уровне 420 км/ч, а с отключенным ограничителем испытаний не проводилось. Это сделано под предлогом того, что Bugatti не гарантирует способность шин Michelin работать на более высоких пределах. Но заезды с отключенным ограничителем непременно состоятся, и нет сомнений, что Chiron побьет своего предшественника.
Разгон до 100 км/ч — 2,5 сек.
Двигатель: W16, 8,0 л, четыре турбины
Мощность: 1200 л.с.
Крутящий момент: 1500 Нм
Годы выпуска: 2010 — 2011
Цена — €2 000 000
Модификации Вейрона, которые получали покупатели, всегда имели электронные ограничения максимальной скорости (до 407–415 км/ч в зависимости от версии). Но все знали, что реальные возможности автомобиля гораздо выше, если отключить ограничитель, и это удалось доказать в 2010 году. Был устроен специальный заезд на полигоне Volkswagen в Германии ради установления мирового рекорда. Реальный потолок оказался — 431 км/ч. Вплоть до 2017 года его никому не удавалось побить.
Проект Veyron до сих пор поражает воображение, и не только скоростью, характерным дизайном и способностью опустошать 105-литровый бензобак всего за 12 минут, двигаясь на максимальной скорости. Для концерна Volkswagen он никогда не был просто коммерческим продуктом. Он приносил только убытки в несколько миллионов евро на каждый проданный экземпляр. Такова цена, которую пришлось отдать за уникальность самой технической разработки и за то, чтобы войти в историю. Один только 16-цилиндровый мотор чего стоит! Создатели этой машины делали не просто гиперкар, а художественное высказывание в мире техники, которое останется достижением автопрома навсегда. И, получается, производитель установил на свою модель заведомо заниженную цену, иначе уникальный автомобиль просто не разошелся бы тиражом в 450 экземпляров, став культовым во всем мире.
Разгон до 97 км/ч — 2,7 сек.
Двигатель: GM LSX V8, 7,0 л, две турбины
Мощность: 1262 л.с.
Крутящий момент: 1566 Нм
Годы выпуска: 2011 — 2017
Цена — €1 200 000
Кто бы мог подумать, что относительно скромный Lotus Elise/Exige, лежащий в основе этого гиперкара, когда-нибудь войдет в высшую лигу быстрейших машин в мире. Ведь изначально миниатюрные английские родстеры и купе проектировалось под моторы мощностью менее 200 л.с. Но оказалось что потенциал этой платформы просто безграничный. Сама фирма Lotus с каждым годом ставила все более мощные двигатели, к настоящему времени дойдя до 430 сил. Но американская фирма Hennessey Performance Engineering смогла наладить штучный выпуск машин втрое большей мощности!
Колесную базу пришлось растянуть на полметра, ширину кузова увеличить на 24 см, а в остальном перед нами тот же маленький Elise, переименованный в Venom GT. Только за спинами водителя и пассажира более 1200 л.с. И этого оказалось достаточно, чтобы потягаться с Bugatti. Ведь хотя Venom GT уступает в мощности, он сильно выигрывает в массе. Это фирменный козырь Лотусов: благодаря алюминиевой раме и пластиковому кузову базовый родстер весит менее тонны. Venom, конечно набрал вес, но в сравнении с Veyron он как компактный хэтчбек в сравнении с большим кроссовером. Bugatti весит около 1,9 тонны, а Hennessey — 1,25 тонны.
Свою «максималку» Venom GT продемонстрировал на космодроме во Флориде в 2014 году. Правда, это не было зачтено как мировой рекорд (он тогда остался за Вейроном). Во-первых, рекорды фиксируются только для моделей, выпущенных тиражом не менее 30 экземпляров, а Hennessey за все годы выпуска создала всего семь купе и шесть родстеров. Во-вторых, для установления мирового рекорда нужно совершить два заезда в противоположных направлениях, и в зачет идет среднее достижение. А Venom GT на этой скорости проехал лишь однажды.
Впрочем, другой мировой рекорд (признанный в том числе Гиннессом) он все-таки поставил. В 2013 году он стал самой быстрой в мире машиной по разгону 0–300 км/ч. На это ему потребовалось всего 13,63 секунды.
Разгон до 100 км/ч — 2,9 сек.
Двигатель: V8, 5,0 л, битурбо
Мощность: 1360 л.с.
Крутящий момент: 1342 Нм
Годы выпуска: 2015 — 2018
Цена — €2 000 000
На сегодняшний день более быстрого автомобиля не существует. Прошлой осенью он установил сразу несколько мировых рекордов за один день, в том числе и абсолютный рекорд скорости серийных автомобилей — 447 км/ч. В этих заездах, в отличие от рекорда Hennessey, все прошло по строгим правилам — в двух направлениях. А в одном направлении скорость достигла 457 км/ч. Любопытно, что заезды организовали на обычном шоссе в Неваде, которое, конечно, было перекрыто по такому случаю. И это позволило поставить новые рекорды для дорог общего пользования: один километр со скоростью 445,54 км/ч и одна миля со скоростью 444,66 км/ч. Еще одним впечатляющим рекордом были разгон и остановка 0–400–0 км/ч. На это Koenigsegg Agera RS потратил всего 33,29 секунды.
Фантастические показатели этого гиперкара обусловлены тем, что он сочетает в себе легкость, почти как у Venom GT, с мощностью, приближающейся к Bugatti. И отдельного уважения заслуживает тот факт, что шведская фирма Koenigsegg все делает сама, без помощи мощных концернов (типа Volkswagen) и без применения чужих шасси и кузовных элементов (как это делает Hennessey). У Agera и двигатель собственной разработки, и карбон-кевларовый кузов своего изготовления. Причем дизайном занимался лично основатель и управляющий марки — Кристиан фон Кенигсегг.
Разгон до 100 км/ч — н. д.
Разгон до 300 км/ч — менее 10 сек.
Разгон и остановка 0–400–0 км/ч — менее 30 сек.
Двигатель: V8, 7,4 л, две турбины
Мощность: 1600 л.с.
Крутящий момент: 1762 Нм
Начало выпуска: четвертый квартал 2018 г.
Цена — $1 600 000
Когда 1600-сильный Hennessey Venom F5 выйдет в свет, он отнимет лавры самой мощной серийной машины у Koenigsegg Regera. По своей динамике ожидающаяся новинка от Hennessey обещает превзойти не только все другие серийные машины, но и болиды Формулы 1. Пока это расчетные данные (результаты первых испытаний серийного экземпляра должны появиться в конце 2018 года), но нет особых сомнений, что реальные показатели окажутся примерно такими. По соотношению мощности к массе готовящийся Venom F5 — исключительная разработка. При весе в 1338 кг получается, что на одну тонну приходится 1196 л.с. Для сравнения: у Bugatti Chiron — всего 752 л.с./тонну.
Venom F5 станет первой моделью Hennessey, которая не заимствует основные элементы конструкции у других марок. Углепластиковый кузов полностью оригинальный. Мотор, хоть и базируется на блоке цилиндров от GM, имеет большинство оригинальных деталей.
Планируемый объем выпуска — 24 штуки. Первые «живые» экземпляры будут доставлены заказчикам в начале 2019 года.
Если заявленная «максималка» подтвердится, то, похоже, дальше автопром уже замахнется на 500 км/ч.