Стоит признать — идея московского представительства Renault с выводом на наш рынок стильного кроссовера вдобавок к практичному и утилитарному Duster удалась! В свой дебютный 2016-й, несмотря на то, что продажи стартовали не с начала года, Kaptur уже обошел по популярности некоторых одноклассников. А в минувшем 2017-м стал третьим, уступив только соплатформеннику и Hyundai Creta. Завидный для новичка результат, на который — это очевидно — сработало имя и репутация автомобиля-донора. Но как техническая подоплека вяжется с этими «виртуальными» дивидендами? Ведь Duster в свое время модернизировали, заменив часть агрегатов. И они же достались новому кроссоверу.
Как известно, Kaptur — это не Captur. То есть европейская модель, чье название начинается с буквы C, создавалась на базе хэтчбека Clio и фактически осталась городским «двухобъемником». Российский Kaptur, даром что выглядит почти так же (отличия в мелочах — бамперах, фонарях, решетке радиатора, капоте), благодаря постройке на основе Duster длиннее и выше. Имеет больший дорожный просвет, колесную базу и задний свес. Словом, полноценный кроссовер!
Что интересно, именно под названием Captur наша модель выпускается и продается в Бразилии и Индии. Там она имеет в том числе 1,5-литровый бензиновый мотор и такого же объема дизель. Это помимо двигателей 1,6 л и 2,0 л. В России ассортимент агрегатов ограничен только двумя последними.
2,0-литровый мотор — старый знакомый, известный по Duster и другим моделям F4R разработки Renault из начала 80-х. Чугунный блок, ременный привод ГРМ (менять через 90 тыс. км), 16 клапанов, фазовращатель на впускном вале и в последней модификации 143 л.с. Не бог весть что, зато максимально надежно и предельно неприхотливо. По мелочам и редко F4R может беспокоить. Например, потеющей клапанной крышкой, поддоном и заглушкой в районе фазовращателя. Или воющим роликом натяжителя ремня ГРМ. Но это, собственно, все «механические» проблемы. Масло (вязкость 0W30 или 0W40) на угар двигатель не потребляет, готов отходить минимум 300–400 тыс. км, ремонтируется. Единственный по-настоящему досадный момент, с ним связанный — нежелание пускаться в морозы ниже минус 25. Что странно — на Duster этот мотор заводился и ниже минус 30. В Renault проблему признали и в конце зимы 2018-го обновили ПО. Ждем холодов и результатов!
Увы, прежний 1,6-литровый K4M, созданный Renault, отправился у Duster на пенсию еще в 2015 году. А Kaptur его не получал вовсе. Вместо него под капотами «паркетников» прописался мотор H4M. Так у французов называется ниссановский HR16DE. Если вкратце, то алюминиевый, «одноразовый», цепной. Цепь рассчитана на 150-200 тыс. км, во всяком случае, на «французах» ее пока не меняли. Можем предположить, что ресурс самого двигателя порядка 250 тысяч. По крайней мере, у его старших братьев (QR, MR) он именно такой. При этом уже на пробегах в несколько десятков тысяч иные владельцы жалуются на расход масла в 200 мл/1000 км. А дилеры отмечают, что были случаи, когда HR16 потреблял больше заложенных производителем (кстати, для обоих моторов) 500 мл/1000 км. Так что сокращение интервалов замены масла вдвое (вместо 15 000 км 7500) в отношении ниссановского агрегата особенно актуально.
При замене свечей зажигания следует быть осторожным. У тех же «родственников» от превышения момента затяжки лопается «головка», и нет никаких оснований полагать, что на HR это не так. Многие обращают внимание на топливный фильтр под капотом — дескать, без содержимого, муляж. На самом деле это не фильтр — при отсутствии обратки емкость для компенсации пульсации топлива в магистрали. Сам фильтр находится в баке и совмещен с насосом. Причем он неразборный, весь узел меняется целиком (под 20 тыс. руб.). Таким же с 2015 года его сделали и на F4R.
С 1,6 л агрегатируется 5-ступенчатая «механика», с 2,0 л — «шестиступка». Коробки французские и, в общем-то, надежные. Из негатива только редкие выходы из строя механизма смены передач, который меняется по гарантии. Был еще один дефект — вылетающая под нагрузкой задняя передача. Но касался он определенной партии машин, большинство из которых не дошли до клиентов. В октябре 2017-го Renault провел сервисную кампанию, проблему устранили.
Альтернатива «механике» — также с аналогичным разделением по моторам. В паре с реношным работает «автомат», момент от ниссановской «четверки» передает вариатор.
Первый — это хорошо известный DP2 в варианте с полным приводом (на Kaptur с 2,0-литровым двигателем только 4WD), обозначаемый DP8.
«Автомат» лишился некоторых недостатков своего предшественника DP0. Но поскольку это фактически та же коробка, лишь модернизированная, ее тоже надо беречь от перегрева или, напротив, от работы с непрогретой ATF. И конечно, по состоянию менять масло (в регламенте замена не значится ни в одном агрегате трансмиссии). Последствия несоблюдения этих правил будут глобальными — сгорит все! Хотя еще раз признаем — DP0 могла погибнуть до 100 тыс. км, DP8 способна прожить вдвое дольше. Но полный ремонт будет стоить как у современного «автомата» — порядка 100 тыс. руб.
Вариатор от Jatco модели JF015E, у Renault обозначается DK0.
Также знакомая коробка, устанавливающаяся на многие Nissan, Mitsubishi, Suzuki, однако у Kaptur предлагаемая только в переднеприводном варианте. При исключении off-road`а живее будет! Впрочем, надо помнить и о других правилах. Смена жидкости обязательна. Длительная езда на минимальных и высоких скоростях снижает ресурс ремня. А резкая остановка вращения колес (например, о препятствие или зацеп после пробуксовки) может привести к тому, что ремень поцарапает конусы. Не стоит часто увлекаться интенсивными ускорениями, которые приговорят подшипник входного вала. Вообще нужно слушать CVT — как в любой подобной трансмиссии тяжелыми конусами излишне нагружены подшипники валов. Если вариатор завыл, лучше превентивно обратиться в сервис и поменять детали. Комплексный же ребилд вряд ли обойдется дешевле, чем восстановление DP8. Скорее, наоборот.
До недавнего времени владелец Kaptur, во всяком случае с 2,0-литровым двигателем, из трансмиссии мог услышать еще один звук — писк. Его издавал пыльник на внутренней гранате. Устранялось подрезанием буртика. Сейчас ставят другую «резинку», которая не пищит.
Муфта подключения задних колес у Kaptur, естественно, та же, что и на Duster, а тому досталась от Murano. Надежный, выносливый агрегат, имеющий функцию принудительной блокировки.
Шасси с отличиями. Нет, спереди безальтернативный McPherson. Однако сзади у переднеприводных автомобилей скручивающаяся балочка. У полноприводных — независимая подвеска.
Ресурсно все! Амортизаторы, пружины, сайлентблоки, включая те, что связывают балку с кузовом, и шаровые опоры, у которых при замене можно высверлить клепки и поменять их отдельно от рычагов. Даже используя все это хозяйство по прямому назначению, то есть штурмуя российские направления, до которых не добрались наши дорожники, можно рассчитывать на то, что оно прослужит более 100 тыс. км.
Ну и нельзя не сказать, что даже переднеприводный кроссовер с точки зрения геометрии хорошо приспособлен под наши условия. Под днищем никаких выпирающих элементов. Запаска и глушитель в свесе не висят якорями. Плюс штатная металлическая защита моторного отсека (даже для 2WD) и наличие среди фирменных аксессуаров аналогичной (металл либо пластмасса) для пластикового топливного бака и муфты.
Огорчаться в ходовой можно разве что «вздохам» гидроусилителя при вращении руля на месте на Kaptur 2,0 л (ни к чему не приводит и не признано неисправностью; с HR16 трудится электрогидроусилитель). Скрипам резинок крепления стабилизаторов к кузову. И звукам от контакта пружин с задними подкрылками, которые к тому же могли перетирать тормозные шланги. Это былое — вовремя спохватились и форму подкрылков изменили.
Чем может досаждать Kaptur по кузову, салону, электрике? От простого, как электрочайник, автомобиля не ждешь каких-то подвохов. Тем не менее о некоторых нюансах знать надо. Если привыкли использовать пространство под передними сиденьями как багажное, будьте готовы к обрыву проводков, питающих подогрев кресел. Когда замкнут, пропадут ходовые огни и возможность автозапуска. При бесконтактной мойке надо смотреть, чтобы в упор не «расстреливались» стыки левой передней двери. Под панелью рядом с ней смонтирован салонный блок управления. В него может попасть водяная взвесь. На это укажет гирлянда лампочек, зажегшаяся в комбинации приборов, несрабатывающие стеклоподъемники, невозможность заглушить двигатель. Основной ЭБУ вовсе расположен под капотом — мойка под давлением запрещена категорически. Бывает, что в одном положении застревает «барашек», отвечающий за скорость вентилятора. Кто-то жалуется на неотключающийся «автосвет». Другие — на то, что задний «дворник» включается вместе с реверсом (эта функция аннулируется через сканер). Общепризнанная недоработка — отсутствие уплотнителя спереди и по бокам моторного отсека. Клеят сами.
Есть единичные претензии к шумности вентилятора печки; к герметичности ниши, где находится домкрат; к стирающейся под внешними ручками дверей краске и к вспучивающемуся хрому. Последнее, конечно, очень актуально — с учетом того, что сейчас, наверное, нет автомобиля, который бы не страдал лакокрасочным покрытием. Что же до других недостатков и в принципе общей надежности Kaptur, то в очередной раз скажем — по современным (и по всем остальным тоже) меркам у Renault вышел кроссовер на зависть всем конкурентам. Да почему только им? Кондовой невзыскательности российского «француза» могут позавидовать владельцы кроссоверов куда более крупных, с иным социальным статусом, в общем, дорогих. Еще бы оставили старый 1,6-литровый двигатель…
В сравнении с Duster, брутальным и простецким, Kaptur — будто метросексуал: какие формы, какая внешность! Но этот «городской стайл» обманчив. Несмотря на то, что объективно углы въезда и съезда у «Пыльника» больше, нашего героя тоже можно смело парковать у высоких бордюров и не бояться ползать на нем по пересеченке. Дорожный просвет на считанные миллиметры меньше, и, кроме того, он одинаков для полно- и переднеприводной версии — 204 мм.
Чувствуется подобный клиренс и из салона. Сидишь в Kaptur выше, чем во многих других кроссоверах, схожих по габаритам, но не по стоимости. Правда, «меблировка» интерьера все же из IKEA, а не из дорогого салона. Дизайн панели, разумеется, симпатичнее, чем у Дастера, пластик по фактуре приятнее, но он все равно жесткий. Благо не слышно жалоб о том, что со временем начинает греметь. «АвтоВАЗ» с Вестой — бери пример!
Двери, кстати, закрываются без грохота, на что указывают некоторые обладатели Kaptur. И на них, наконец, появилось традиционное сочетание подлокотника, ручки и блока стеклоподъемников и регулировки зеркал. Сиденья лучше фиксируют тело, посадка удобнее, панель приборов — стильная вещица. Причем цифровой спидометр в ней выглядит вполне уместным. А вот экономайзер (зеленая полоска внизу), меняющий цвет сообразно оборотам, вещь абсолютно бесполезная. Его бы «пододвинуть» и обрести вместо контрольной лампы полноценный прибор, показывающий температуру охлаждающей жидкости.
Диван уже не «лавочка» — имеет пусть и маловыраженный, но рельеф. Багажник в переднеприводной модификации, к сожалению, лишен подполья (у 4WD там «запаска»-докатка), зато правильной формы. Несколько меньше, чем у Дастера, и в ровное «лежбище» превращается только при постановке вертикально подушки сиденья.
Не секрет, что кому-то не хватает 2,0-литрового двигателя в связке с «автоматом». Как покажет себя ниссановский подарок — HR16+CVT? Знаете, очень неплохо! Безусловно, чудес от 114 сил ожидать не стоит. Однако моторчик бодренький, отзывчивый в любом диапазоне и подчеркнуто крутильный. В том, на что с ним способен кроссовер, конечно, частично заслуга сниженной на центнер (по сравнению с версией 4WD) «снаряженки». Тем не менее обязательно надо похвалить и вариатор. Точнее, настройку электронного дросселя и связь его с коробкой. Двигатель живо реагирует на нажатие педали газа, CVT оперативно «подтыкает пониженную». Можно писать без кавычек — у JF015E, когда рычаг в Drive, есть имитация восьми передач. Замечаешь их лишь по колебанию стрелки тахометра. И по отсутствию неприятных зависаний мотора на повышенных оборотах.
А в ручном режиме передач шесть, и коробка держит их до пяти с лишним тысяч. Правда, при переводе в manual вариатор выбирает неожиданно низкую передачу. Впрочем, ездовой релакс у Kaptur тоже предусмотрен. Нажимаем кнопку Eco и начинаем радоваться экономии топлива — на фоне ставшего ватным акселератора и коробки, предпочитающей разгоняться на высших передачах.
Подвеска — не убаюкает! «Представительской» плавности хода в ней нет, работает грубовато. Но именно в этом сермяжном отображении нашей дорожной действительности весь кайф. Швы и стыки чувствуются как нечто далекое, не проходящее в салон. При этом многие неровности, перед которыми на других кроссоверах (статусных, дорогих) нужно притормаживать, Kaptur не замечает. А полностью раскрывается на гравийке. Передний привод, гламурная внешность? Не обращайте внимания на эти легковые признаки. Газ в пол — и на штурм направлений! Renault вознаградит вас отсутствием раскачки и пробоев. На асфальте, между прочим, еще и хорошо настроенным электрогидроусилителем.
В базовом оснащении Life автомобиль готов предложить ESP, ABS, две подушки безопасности, кондиционер, электропакет из стеклоподъемников, центрального замка, приводов и обогрева зеркал, запуск двигателя с кнопки, 16-дюймовые легкосплавные диски, бортовой компьютер и аудиосистему с подрулевым джойстиком. За машину с мотором 1,6 л и «механикой» надо будет заплатить 934 000 руб. Kaptur с вариатором дороже на 50 990 руб.
Drive: плюс круиз-контроль, система дистанционного запуска и «свободные руки», складывающиеся электроприводом зеркала, боковые подушки безопасности, хромированная «бижутерия» снаружи и внутри, подогрев передних сидений, кожаная оплетка руля. Такой Kaptur 1,6 л и МКП стоит 999 990 руб. Наценка на CVT — 50 000. 2,0-литровый кроссовер (приобрести его можно начиная только с этого уровня оснащения) оценен в 1 129 990. Плюс «автомат» — те же 50 тысяч.
В комплектации Style Renault не может иметь связку 1,6-литрового мотора с «механикой» — только с вариатором (1 129 990 руб.). С «ручной» трансмиссией 2,0-литровый Kaptur предлагается за 1 209 990, «автоматный» — 1 259 990. Дополнительно у всех версий в Style 17-дюймовые диски, «противотуманки», тонированные задние стекла, климат-контроль, мультимедиа с навигацией, шесть динамиков, датчики дождя и света, обогрев лобового стекла, парктроник и камера заднего вида.
Верхнее оснащение Extreme отличается кожаной обивкой сидений, диодной головной светотехникой и цветовым оформлением интерьера. В тех же версиях по двигателю и коробке (кроме 1,6 л и МКП) подобный Kaptur стоит 1 194 990, 1 274 990 и 1 324 990 рублей соответственно.
Только в Extreme Kaptur может быть окрашен в цвет «слоновая кость» с коричневой крышей (7990 руб.; автомобиль на снимках именно такой). Металлик для всех комплектаций также за доплату (15 990), как и двухцветная окраска (15 000). К Life можно дозаказать подогрев сидений (7990). Остальные опции собраны в пакеты: «Климат» за 22 900 («туманки», датчики дождя и света, климат-контроль, обогрев лобового); Orange за 13 990 (откидной подлокотник между передними сиденьями и окантовки консоли и воздуховодов соответствующего цвета); «Мультимедиа» за 28 990 (навигация, камера и радар, шесть динамиков). Помимо этого для Drive и Style предлагается внешний декор — стикеры на крышу, оригинальные 17-дюймовые диски, молдинги, накладки на зеркала, решетку радиатора, дверь багажника (8990–29 990). Для Style доступна еще и кожаная обивка (35 990).
Технические характеристики и комплектации Renault Kaptur (первое поколение, 04.2016 – н. в.)
Стоимость подержанных Renault Kaptur в сравнении с конкурентами, типичные цены в тыс. руб.:
Автомобиль/год выпуска | 2016 | 2017 | 2018 |
Renault Kaptur | 765–1100 | 750–1250 | 855–1230 |
Renault Duster | 550–1000 | 625–1200 | 980 |
Nissan Terrano | 710–1200 | 790–1150 | 1300 |
Hyundai Creta | 625–1300 | 800–1400 | 890–1400 |
Lifan X60 | 480–820 | 490–970 | – |
Предложение Kaptur на рынке б/у существует. Его не так много, как по одноклассникам, тем не менее выбрать нужный автомобиль при желании и терпении удастся. В наличии присутствуют как 1,6-, так и 2,0-литровые модификации. В том и другом случае с обоими вариантами по коробке передач и в разных комплектациях. Заявленные пробеги не более 50 тыс. км, в среднем 20–30. Как видим, стоимость этого «люксового бюджетника» Renault (тем более если брать усредненные цены) сопоставима с Hyundai Creta и еще одним плодом бейдж-инжиниринга, Nissan Terrano. Duster и «китайцы» дешевле. И выбор всех их в секторе second hand все-таки побогаче.
• Герметичность двигателя.
• Обновление программного обеспечения у F4R.
• Периодичность замены масла на обоих двигателях, но особенно на H4M (HR16DE).
• Расход масла на угар.
• Плавность переключения передач и отсутствие вибраций на «автомате».
• Гул из вариатора, проскальзывания ремня.
Стоимость технического обслуживания в дилерских центрах, руб.
Операция | Двигатель 1.6, руб. | Двигатель 2.0, руб. |
ТО-1 | 9600 | 9600 |
ТО-2 | 12 700 | 10 900 |
ТО-3 | 9600 | 9600 |
ТО-4 | 12 700 | 10 900 |
ТО-5 | 9600 | 9600 |
ТО-6 | 12 700 | 10 900 |
Замена ремней | 7100 (навесных агрегатов) | 20 400 (навесных агрегатов и ГРМ) |
Замена масла | 5000 | 5200 |
Рекомендованные отзывы владельцев:
Renault Kaptur (2016 г., 2,0 л., 4WD, АКПП)
Renault Kaptur (2016 г., 2,0 л., 4WD, АКПП)
Renault Kaptur (2017 г., 2,0 л., 4WD, АКПП)
Renault Kaptur (2016 г., 2,0 л., 4WD, АКПП)
Renault Kaptur (2016 г., 2,0 л., 4WD, АКПП)
Renault Kaptur (2016 г., 2,0 л., 4WD, АКПП)
Kaptur по стандартам EuroNCAP не испытывали. А отталкиваться от европейского Captur, поскольку построен он на базе Megane, можно достаточно условно. Вроде бы и схожая платформа, да только наш кроссовер выше. Впрочем, мы уже упоминали, что именно российская модель продается в Бразилии и в Индии. Латинское подразделение EuroNCAP проводило ее краш-тест.
Из-за худшей защиты грудной клетки водителя результаты лишь немногим хуже, чем у европейского хэтчбека. Достойно перенес латинский Captur боковой удар, а перегрузки водителя при фронтальном так и вовсе в «зеленой зоне».
Разве что имитация удара о столб не проводилась и нет информации о безопасности Captur для пешеходов. В общем, лайт-версия EuroNCAP.