Если рядом с домом не продаются готовые гаражи, то основной вариант обзавестись собственным строением для хранения машины — построить его самостоятельно. Заполучить место для гаража — занятие не из простых. В столице это сделать практически нереально, а в других городах — вполне возможно. В этой статье мы не будем касаться строительных и инженерных аспектов, а рассмотрим юридическую сторону вопроса.
Как оформить машино-место мы уже писали, теперь разберемся, можно ли поставить и официально зарегистрировать индивидуальный отдельно стоящий гараж там, где это будет удобно автовладельцу. Начать надо с поиска подходящего места для строительства. Главное требование к участку — отсутствие на нем, под ним и рядом инженерных сетей. Если под землей проложены водопроводные, канализационные, газовые трубы, силовые кабели и другие подобные коммуникации, то над ними и в нескольких метрах рядом нельзя возводить никаких построек (размеры полосы отвода зависят от типа сетей). Если понравившийся участок находится на придомовой территории, то гараж нельзя ставить на газоне, спортивной или детской площадке, вблизи котельной, трансформаторной будки и т. п.
Для того, чтобы узнать, есть ли на выбранном участке инженерные коммуникации, нужно запросить в местной администрации техническую документацию (она может быть в управлении жилищно-коммунальным хозяйством, отделе главного архитектора или отделе капитального строительства). Если коммуникаций нет, то можно приступать к поиску собственника земли.
У участка могут быть три варианта собственников. Самый распространенный случай — земля принадлежит муниципальному образованию, которым управляет местная администрация. Нужно обращаться в департамент/отдел имущества/земли/землепользования или сразу к главе администрации с просьбой предоставить в аренду участок для возведения на нем гаража с целью личного некоммерческого использования.
Максимальный срок аренды земли в России составляет 49 лет, но чаще участки предоставляют на более короткий срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), а в договоре прописывают условия пролонгации. Короткий срок нужен администрации для того, чтобы при необходимости было проще обязать арендатора убрать с земли свою постройку. Также нужно иметь в виду, что договоры аренды продолжительностью более года подлежат обязательной регистрации в Росреестре.
Если участок расположен на придомовой территории, которая находится в общей собственности жильцов, то разрешение на постройку гаража нужно спрашивать у соседей персонально или на общем собрании. Согласиться должны все, а если кто-то не захочет видеть у себя под окнами чей-то гараж, то его и не будет.
И третий вариант — участок находится в частной собственности. Например, это может быть земля предприятия, фермерского хозяйства или обычного гражданина. Тогда нужно с хозяином договариваться о том, можно ли поставить там гараж и на каких условиях.
Для получения разрешения на строительство нужно создать проект гаража. Это техническая документация, описывающая будущую постройку (габариты, материал изготовления, конструкцию, способ открывания ворот и т. п.) и ее положение на участке.
Лучше такой проект заказывать в организациях, рекомендованных муниципальными властями. Они знают большинство подводных камней. Если обращаться в случайную контору, выше риск, что проект будет отклонен.
Готовый проект нужно согласовать с главным архитектором территории или должностным лицом, выполняющим подобные обязанности. После одобрения выдается разрешение на строительство.
Получив одобрение администрации, можно приступать к строительству гаража. Не важно, кто его осуществляет — профессиональная компания или сам автовладелец, — главное, чтобы результат соответствовал проекту и не нарушал никаких градостроительных нормативов.
По завершении строительства гаража его следует ввести в эксплуатацию, пройдя приемную комиссию и оформив соответствующий акт в местной администрации.
Большая часть этих действий необходима для постройки капитального сооружения — гаража, который будет считаться полноценным объектом недвижимости. Главный признак такой постройки — наличие фундамента. Такой гараж нужно регистрировать в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), предоставив все правоустанавливающие документы на землю, сооружение и кадастровый план объекта.
Легкие металлические конструкции типа «ракушек» не считаются объектом недвижимости, поскольку не связаны с землей и их можно двигать, сохраняя потребительские свойства. Для их установки достаточно ровного участка асфальта или бетонной плиты, хотя некоторые обходятся кирпичами, вкопанными в землю по углам гаража. Разрешение от властей на установку такого гаража не нужно. Но нужно оформить землю под ним — получить согласие на установку у владельца, оформить аренду или приобрести участок в собственность. Поэтому без пункта «Определение собственника земли» здесь не обойтись.
Крайне высокая вероятность, что незарегистрированный самострой снесут (ст. 222 Гражданского кодекса РФ). Вернее, того, кто его возвел, обяжут снести или оплатить снос. После принятия решения местная администрация направляет владельцу самовольной постройки требование о ее сносе в определенный период (он не может быть дольше 12 месяцев). Если личность владельца неизвестна властям, то в местной прессе и на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления публикуют объявление о планируемом сносе самовольной постройки. Дальше либо хозяин объявится и получит требование о сносе, либо через два месяца постройку снесут за счет бюджета.
Причем угроза сноса касается даже тех построек, которые были возведены на земельном участке, находящемся в собственности владельца гаража, если он не получил разрешения на возведение капитального сооружения или нарушил нормы строительства.
Закон оставляет возможность оформления незаконной постройки, если владелец имеет право строительства на этом земельном участке (то есть земля в его собственности или взята им в аренду), при ее возведении не были допущены существенные нарушения градостроительных норм и она не создает угрозу жизни и здоровью граждан (это устанавливает экспертиза), а также не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Тогда сооружение можно легализовать через суд.
Все перечисленные шаги кажутся очень простыми в теории, но их крайне сложно осуществить на практике. Причем трудности возрастают прямо пропорционально числу жителей населенного пункта. В столице частный гараж — это невероятная редкость, появление новых построек невозможно. В небольших городах ситуация с хранением автотранспорта зависит от политики администрации, которой иногда выгоднее сдать пустующую землю в аренду на окраине и запретить постройку ближе к центру.
Основные нормы, применяемые при строительстве гаражей:
• СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей» (актуализированная редакция СНиП 21-02-99).
• ГОСТ 30403-96 «Конструкции строительные. Метод определения пожарной опасности».
• СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (с изменениями № 1, 2).
• СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89).
• СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (с изменениями № 1, 2, 3).