Вспомним, что не так давно у «АвтоВАЗа», и особенно у акционеров из Renault–Nissan, были вопросы и претензии к окупаемости Весты. Дескать, импортных комплектующих более половины, себестоимость высока, завод на ней терпит убытки. Но совсем недавно компания заявила об успехе, в немалой степени поставив его в заслугу всему семейству Весты. Теперь французам впору горевать об ином — их Logan/Sandero за пару минувших лет только на двоих по популярности могли соперничать с отечественной моделью. А за нынешних полгода Lada почти сделала результат 2017-го. Однако что до того обывателю. Ему бы чтобы ездила и не ломалась. Не ломается?
Показательно, что Веста пока обходится исключительно отечественными моторами. На фоне современных импортных двигателей они выглядят сермяжно-надежно. Можно заправляться 92-м бензином и надеяться на то, что отходят не менее 200 тыс. км. По крайней мере, пробеги за «две сотки» при живой еще поршневой у мотора 1,6 л (ВАЗ-21129) имеются. 1,8-литровый ВАЗ-21179 на данный момент молод, но на ряде машин накрутил более 100 тысяч. Нет никаких оснований полагать, что он не сможет удвоить этот показатель.
Опять же ременный привод ГРМ будет поресурснее многих зарубежных цепных. «АвтоВАЗ» отмеряет ему 105 тыс. км до замены. Правда, дилеры в этом вопросе менее оптимистичны — советуют проверять, а лучше сразу менять ремень на 70 тысячах.
Межсервисный интервал — 15 тыс. км. Однако в наших условиях полезным будет сократить периодичность замены масла (вязкость 5W-30 или 5W-40, до последнего момента заливали «Роснефть», сейчас идет в канистрах с брендом Lada; судя по форме последних — от «Лукойл») вдвое.
Как минимум «спасибо скажет фазовращатель и гидрокомпенсаторы. Они, кстати, бывает, постукивают на холодную. Производитель неисправностью это не считает. На самом деле «гидрики» в состоянии выдюжить весь срок службы двигателя. Еще один момент касательно масла — расход на угар имеет место быть. Не зря завод закладывает 700 г/1000 км, таким образом страхуясь. Дилеры рассказывают о примерах расхода в 200–300 г/1000 км. А вот вам «голосовалка» на одном из профильных форумов.
Как видим, масляного аппетита может и не быть вовсе. Чем объяснить такую разницу в потреблении? Очевидно, оборотами, до которых крутят моторы и, не исключено, плавающим качеством производства.
Это, увы, есть. Скажем, до марта 2017 года в 1,8-литровом двигателе могли попадаться впускные и выпускные клапаны с царапинами на стержнях и отслоением хромового покрытия, что, естественно, влияло на угар масла. «АвтоВАЗ» клапаны менял. Вообще постоянная работа над усовершенствованием вазовской продукции коснулась и Весты (впрочем, будем честны, это нынче в общих мировых тенденциях). На машинах, выпущенных до апреля 2017-го, под модернизацию попадал сепаратор системы вентиляции картера. Меняли болты на правой подушке двигателя, которые обламывались. В мае нынешнего года доработали гофру выхлопного тракта, дребезжавшую под нагрузкой и иногда прогоравшую. Модернизировали топливную рампу. Но с постукивающим, особенно в жару, клапаном адсорбера придется смириться — конструктивное. Благо моторы теперь практически не «сопливят» маслом.
АМТ, то есть «робот» — может. Через сальники приводов и по стыкам частей корпуса. Попадались коробки, плохо промазанные герметиком. Либо же владельцы, уповая на большой клиренс, садились «на мель», отчего трансмиссия теряла герметичность. Французская «механика» в этом плане безупречна и в целом по сумме качеств выглядит привлекательнее «робота».
Парадокс, но именно ее вопреки более удобной в таких условиях АМТ показано приобретать для эксплуатации в крупных городах. Поскольку у «робота» в пробках перегревается сцепление (о чем сообщает мигающая в комбинации приборов «шестеренка»). Дело доходит до того, что при росте температуры блок управления отказывает диску в «единении» с маховиком. Иными словами, встали, включили «аварийку» и остужаемся!
При эксплуатации в подобных условиях наблюдается повышенный и неравномерный износ сцепления, что выражается в вибрациях при добавлении газа. Бывало, что «сцепу» меняли уже на 10 тыс. км. И в то же время при использовании на «межгороде» сцепление может продержаться до 100 тысяч и более. Примеры есть. С октября 2016-го на 1.6 устанавливается новый диск. Аналогичная процедура была проведена и в отношении ВАЗ-21179. Помогло? Отчасти. Представители «АвтоВАЗа» советуют в пробках и в принципе в городе переходить на ручной режим. Сами владельцы порой вместо диска Valeo, который входит в конвейерную комплектацию, ставят деталь от Sachs. Считается, что она лучше «переваривает» дерганую езду.
Кроме того, были нарекания на то, что в автоматическом режиме коробка не переходит с первой передачи на вторую. Дилеры в этом случае рекомендуют внимательно изучать пособие по эксплуатации. Там четко прописано, что не переключится (вплоть до 4000 об/мин), когда Веста заезжает в крутую горку или когда у нее сильно вывернуты колеса.
На первых партиях у «робота» меняли актуаторы включения сцепления и передач — из-за шумности работы. По последним были единичные случаи замены в силу другой причины — оплавлялись разъемы. Помимо этого зимой происходило так, что «робот» «сваливался» в «аварию» (вставал на третью без вариантов передачу) либо двигатель отказывался заводиться. Виновна была влага в трансмиссионном масле, кристаллизующаяся непосредственно в актуаторах. В общем, АМТ «механики», само собой, удобнее, но ой как хлопотнее!
По подвеске и шасси в целом также работают над устранением досадных огрехов разработки и производства. К примеру, с начала 2016 года ликвидировали стук в задней подвеске, который издавали опоры амортизаторов, бившиеся о кузов. До того, чтобы устранить этот контакт, на опоры подкладывали шайбы.
Затягивают хомутами тросики стояночного тормоза, при креплении которых на заводе ошиблись с диаметром отверстия в кронштейне.
Посадочные места под направляющие в тормозных суппортах набивают смазкой, иначе «направляшки» бренчат. В 2016 же году дорабатывали не отличавшиеся ресурсом стойки стабилизатора. Правда, особо это не помогло. А втулки стабилизатора скрипят до сих пор. Наконец, с 2017 года к рулевой рейке родом из Малайзии отдельно появились наконечники.
Все эти операции, к сожалению, привели к ожидаемому результату лишь отчасти. Шасси стало потише, однако передняя подвеска по-прежнему глухо стучит на неровностях. Представители дилеров объясняют подобное тем, что подрамник (он есть, и по сравнению «восьмерками»-Грантами это уже достижение) прикручен к кузову напрямую, а не через резиновые подушки. Тем более состоит из двух частей, и болтовое соединение между ними не имеет трубок-ограничителей.
Нервы могут потрепать и чисто бытовые вещи, иной раз достающие массово, иногда — бессистемно, единично. В блоге мы писали, что у машины может дрожать руль. При мойке или в дождь вода пробивается в салон в районе зеркал. Облазит краска с букв, вываливается личинка замка багажника и т. д.
На что еще жалуются владельцы и устраняют дилеры? Подмерзает концевик капота, отчего на неровностях может загораться плафон в салоне (когда, естественно, поставлен в положение door). В «поворотники» в корпусах зеркал заднего вида попадает вода, какое-то время назад целиком меняли зеркала, сейчас только светотехнику. По экрану магнитолы порой начинала ползти абракадабра, что устранялось прошивкой. Сейчас не читает отдельные флешки и способна вырубить камеру заднего хода, если через bluetooth подключен iPhone (другие смартфоны коннектятся без проблем). На первых партиях Вест прошивали также комбинацию приборов, которая некорректно показывала остаток топлива и у которой зависала стрелка спидометра. Приходилось менять подрулевой рычажок, отвечающий за включение света, что он не делал и к тому же не возвращался в среднее положение после поворота. По электрике были проблемы посерьезней, но провоцировали их сами владельцы. Блок управления кузовной электроникой отказывался видеть диодные лампы. Точнее, даже не отказывался — принимал это за замыкание и после пяти включений впадал в ступор. Поначалу их меняли, потом научились «шить». Кроме того, металл капота при его закрытии легко мнется от давления рук, а после покупки надо обращать внимание на зазоры вокруг крышки багажника седана. При необходимости — регулировать, иначе будет контактировать с бампером.
Что касается именно второстепенных вещей, то, несмотря на все недостатки, Веста может выглядеть привлекательно даже на фоне куда более крупных и дорогих автомобилей. Неприятно, когда что-то подтекает или отваливается, но в Тольятти над этим работают, и прогресс очевиден. Есть он и в отношении основных систем/агрегатов. По-настоящему вопросы вызывают лишь «робот» и шумная подвеска. С последней кто-то сможет смириться. АМТ же надо беречь. Зато двигатели, ставшие со временем значительно надежнее, позволяют надеяться на то, что владельцы теперь не столкнутся с бывшими «жигулевскими» проблемами. Ну, или с теми, что тревожат владельцев современных импортных моделей.
Кто бы как ни относился к работе Стива Маттина, у Весты — самобытный, запоминающийся облик. Свое лицо! Причем, на мой взгляд, универсал симпатичнее седана. А приподнятый SW Cross с черным матовым пластиком по нижнему периметру — еще привлекательнее. У нас на тесте именно такой — с 1,8-литровым мотором и обновленным «роботом», с которым автомобиль трогается как на «автомате».
Зрительно, да и с чисто практической точки зрения у «вагона» только один недостаток — короткий задний свес. Слегка удлиненный улучшил бы и хозяйственные возможности, и облик. Но, как мы знаем, технологически осуществить это было сложно.
Интерьер и ходовые качества Весты, в том числе Cross-версии, исследованы вдоль и поперек. Поэтому пройдемся лишь по некоторым принципиальным позициям. Например, сидеть удобно и с эргономикой почти все в порядке, однако почему бокс между передними сиденьями выступает неприступным редутом на пути обеспечения водительской безопасности? Даже дамская ручка с трудом протискивается между ним и сиденьем для того, чтобы воткнуть ремень в замок.
Щетки «дворников» по окончании работы опускаются в крайнее нижнее положение и потом вдруг немного поднимаются вверх. Назад через салонное зеркало смотришь, словно через амбразуру ДОТа. Наконец, на гравийке гремит передняя панель и поскрипывает обшивка правой пассажирской двери. На одометре 3700 км…
Передняя подвеска бубнит на любом покрытии, кроме разве что идеально ровного. Вдвойне обидно, поскольку, несмотря на изменившийся колесный размер (у обычной Весты 185/65 R15 либо 195/55 R16, у «Кросса» 205/50 R17), приподнятый SW едет лишь чуть жестче на мелких неровностях и столь же энергоемок на крупных. Да что там, гравийка по-прежнему его стихия. На ней можно не церемониться и активно давить на педаль газа — все проглотит.
«Робот» ожидаемо тупит, но, показалось, что с нынешней прошивкой чуть меньше, чем прежде. Ощутимо мешает только задержка при переключении с первой на вторую. Кроме того, при вызове режима kick down коробка долго держит пониженную, решая, что она вам какое-то время нужна. В общем-то, жить можно. Тем более с «ползучим» режимом, когда при отпущенной педали газа Vesta, будто с гидротрансформатором, без газа подается вперед. С ним, безусловно, удобней.
1,8-литровый мотор, несмотря на многие жалобы на провалы в тяге, ничего подобного не продемонстрировал. Может, дело в том, что «наш» Cross выпущен в апреле этого года? Скорее всего. И в этой итерации, видимо, с топливной системой и ПО все нормально. Так или иначе, именно такой 1.8 гораздо лучше базового 1.6. Тот, помню, «сдыхал» уже после 120 км/ч. Этот готов разгоняться после 140. Мой выбор!
«База» у Vesta — это оснащение Classic. Уже есть две подушки, ABS, ESC, система помощи при трогании в гору, иммобилайзер, сигнализация, бортовой компьютер, регулируемый в двух плоскостях руль, центральный замок, электростеклоподъемники и подогрев сидений спереди, аудиоподготовка и зеркала с приводами и обогревом. Все это за 594 900 руб. Комплектация Classic Start богаче на кондиционер и оценена в 619 900. Начиная с нее Весту можно приобрести с «роботом» — 644 900.
В плюсе у Comfort (647 900 руб. — МТ и 672 900 руб. — АМТ) бокс с подлокотником, водительское сиденье с регулировкой по высоте и поясничным подпором, парктроник, круиз-контроль, мультифункциональный руль, аудиосистема. Снаружи такую Весту можно отличить по окрашенным в цвет кузова зеркалам и дверным ручкам. И именно с «Комфорта» «начинается» 1.8 (682 900 руб. — только «механика»).
У Comfort существует два «подуровня» — Image (задние электростеклоподъемники, обогрев лобового стекла и 16-е легкосплавные диски) и Multimedia (минус все это, но с камерой заднего вида и дисплеем аудиосистемы с навигацией). Разброс цен от 675 900 руб. за 1,6 л с МКП до 730 900 руб. за 1,8 л с «роботом» (Image; Comfort Multimedia в конфигурации со «старшим» мотором не предлагается).
Комплектация Luxe — это, по сути, объединение двух предыдущих с дополнением в виде боковых подушек, «туманок», датчика света/дождя и диодной подсветки салона (710 900 руб. — МТ). Однако без сенсорного экрана, который опять же предложен в «допоснащении», с 1.6 есть еще Luxe Prestige (756 900 руб. — тоже только «механика»), отличающийся комфортом для задних пассажиров (подлокотник, подогрев дивана, тонировка).
1,8-литровая Vesta в указанных оснащениях будет стоит в пределах 745 900–816 900 руб. Кроме того, для нее предусмотрен топовый уровень Exclusive (отделка руля кожей, накладки на педали, спойлер, насадка на выхлопную трубу) — 824 400 и 849 400 руб. в зависимости от трансмиссии.
Универсал лишен «базы» и «максималки». В итоге вилка цен на него — 679 900–848 900 руб.
Vesta Cross и Vesta SW Cross по оснащениям урезаны еще пуще. Фактически остался только Luxe со всеми его «допами». При этом 1,6-литровый двигатель доступен только с «механикой». Седан стоит от 773 900 до 869 900 руб., «вагон» — 805 900–901 900.
Наконец, Vesta CNG — это мотор 1,6 л, МКП, четыре комплектации и 674 900–793 900 руб.
Технические характеристики и комплектации Lada Vesta 2180 (седан, 09.2015 - н. в.)
Технические характеристики и комплектации Lada Vesta 2181 (универсал, 06.2017 - н. в.)
Технические характеристики и комплектации Lada Vesta Cross 2181 (универсал, 06.2017 - н. в.)
Технические характеристики и комплектации Lada Vesta Cross 2180 (седан, 04.2018 - н. в.)
Типичные цены на подержанные Lada Vesta в сравнении с конкурентами (тыс. руб.):
Автомобиль/год выпуска | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Lada Vesta | 350–570 | 360–640 | 420–750 | 515–750 |
Kia Rio | 390–750 | 390–850 | 500–950 | 630–1000 |
Hyundai Solaris | 335–810 | 380–800 | 550–1050 | 670–1100 |
Volkswagen Polo | 400–750 | 400–810 | 490–950 | 570–1000 |
Lifan Solano | 225–400 | 380–550 | 450–675 | 650–760 |
Выбор Весты на вторичном рынке разнообразен — по годам выпуска; по трансмиссии (машин с «роботом» предостаточно); по моторам, правда, с условием, что 1,8-литровых все же намного меньше, чем с 1,6 л. Главное же — по комплектациям. Многообразие оснащений рождает и «плюрализм цен». Посмотрите, насколько велик их разброс, который трудно объяснить лишь состоянием экземпляров. Есть совсем «деревянные» Весты, имеются максимально упакованные. А между ними — прорва «подуровней» вроде описанных Start и Multimedia. Реально найти машину не только по стоимости/цвету/сохранности — по опциону салона. Немного пока разве что универсалов, в том числе в версии Cross.
Другой примечательный факт — разница цен с основными конкурентами в секторе second hand больше, чем с теми же одноклассниками, но в дилерском предложении. В некоторых случаях может доходить до 200 и даже 250–300 тысяч, если сравнивать с «корейцами» или, скажем, Polo и брать абсолютный максимум в стоимости. Адекватную ценовую конкуренцию Ладе составляют лишь «китайцы». Они немного подешевле, однако с позиции как минимум ходовых качеств Веста куда более законченный продукт.
На что обращать внимание при покупке подержанных Lada Vesta:
• Менялись ли клапаны на 1,8 л; ремень ГРМ на обоих моторах;
• Менялась ли топливная рампа на 1,8 л;
• Сухость корпуса «робота», не подтекает ли через сальники приводов;
• Состояние сцепления. Нет ли вибраций при нажатии на педаль газа, которые сообщат о неравномерном износе диска;
• Стуки в подвеске; состояние амортизаторов, поскольку Веста позволяет активно передвигаться по плохим дорогам, и многие могут этим пользоваться;
• Работоспособность всех второстепенных органов управления и бортовой электрики.
Техническое обслуживание в дилерских центрах:
Операция | Стоимость*, руб. |
ТО-1 | 5400 |
ТО-2 | 7500 |
ТО-3 | 5400 |
ТО-4 | 7500 |
ТО-5 | 5400 |
ТО-6 | 14 600 |
Замена масла | 2400 |
* Стоимость указана для обоих двигателей с объемом заправки масла менее четырех литров. Для тех же моторов, но с объемом картера более четырех литров, стоимость ТО будет выше на цену литровой канистры масла (примерно 400–450 руб.).
Весту дважды проводили через краш-тест. Спустя несколько месяцев после начала производства издание «Авторевю» било седан. В начале нынешнего года те же журналисты «утилизировали» универсал Cross. Оба теста проходили по методике EuroNCAP.
Седан продемонстрировал отличную стойкость к разрушению, а если и делал это, то грамотно — сберегая «водителя» и «пассажира». Так, клетка салона «сократилась» всего на 4 мм, руль ушел вверх на 46 мм, педали тормоза и сцепления — на 36 и 27 мм соответственно. Все это существенно меньше опасных значений. А педаль газа и вовсе «правильно» сломалась. В итоге голени, бедра и головы седоков по травмобезопасности попали в «зеленую зону». И лишь нагрузка на грудные клетки от ремней оказалась выше. Правда, и она сумела уложиться в европейский «желтый» норматив, что соответствует «достаточной» защите. Таким образом, седан получил четыре звезды, или 14,1 балла. Больше среди «бюджетников» набрали только VW Polo и Hyundai Solaris текущего поколения (14,3 и 16 баллов).
Универсал Cross по части нагрузок на пассажиров «от бедра и выше» оказался аналогичен седану. Однако порог в районе водительской двери подломился в нескольких местах и металл пола в ногах водителя разорвался. Отчасти это связано с 17-дюймовыми литыми дисками, которые жестче штамповок. Впрочем, как позже выяснили сотрудники «Авторевю» и вазовские специалисты, больше на целостность днища повлиял закрепленный по методике EuroNCAP в ногах задних пассажиров балласт, помноженный на увеличенную, по сравнению с седаном, почти на 150 кг массу. После этого Cross били в Тольятти — как с балластом, так и без него. В последнем случае машина набрала 14,9 балла из возможных 16.
Рекомендованные отзывы владельцев:
Lada Vesta (седан, 2016 г., 1,6 л., РКП)
Lada Vesta (седан, 2016 г., 1,6 л., РКП)
Lada Vesta (седан, 2017 г., 1,8 л., РКП)
Lada Vesta (седан, 2016 г., 1,6 л., РКП)
Lada Vesta (седан, 2017 г., 1,6 л., МКП)
Lada Vesta (седан, 2017 г., 1,6 л., РКП)
Lada Vesta (седан, 2016 г., 1,6 л., МКП)
Lada Vesta (седан, 2016 г., 1,6 л., МКП)
Lada Vesta Cross (универсал, 2017 г., 1,8 л., МКП)
Lada Vesta Cross (универсал, 2018 г., 1,8 л., РКП)
Фотобонус