Подбор шин на холодное время года в любом случае сложнее, чем для чистого, максимум мокрого асфальта. А уж в нашей стране… Погода шалит там, где от нее этого не ждешь, валюта скачет. Выбор, опять же, богат, хотя по многим позициям и недоступен большинству населения. Зато у нас предлагаются шины так называемой «второй линии» — от именитых компаний, но с использованием старых форм и/или сырья попроще. Плюс наши производители тоже разбили свою продукцию на линейки, несколько дифференцированные по стоимости. Есть от чего ломать голову, сравнивая цены и потребительские качества. Мы традиционно проштудировали шинные тесты, проведенные зарубежными и отечественными организациями/изданиями, изучили новинки нынешнего сезона и сопоставили предложение.
Этот год богат на зимние дебюты. Сразу под несколькими топовыми брендами вышли новые модели. Если же учесть то, что некоторые из них баловали нас и в прошлом сезоне, даже среди новичков рынка получается широкий выбор. Так, в сегменте фрикционных (нешипованных) шин у Continental появилась VikingContact 7.
А под суббрендом Barum этого концерна — Polaris 5.
Michelin представил Alpin 6.
Bridgestone отныне предлагает в России модель Blizzak Ice — по сути, Blizzak VRX2, какое-то время уже известную на внутреннем рынке Японии.
Имеется своя новинка и у земляков-конкурентов. У Toyo — Observe GSi-6 HP.
У Yokohama — знакомая еще по прошлому сезону iceGuard iG60.
Среди азиатских стоит отметить еще три свежих модели: от Hankook (прошлого сезона) — Winter i*cept iZ2.
От Kumho — WinterCraft WS71 и WinterCraft WP72
Одна из громких премьер среди «липучек» — Nokian Hakkapeliitta R3 и R3 SUV, пришедшие на смену R2.
В разряде шипованных шин в этом году также есть свой «алмаз» — Michelin X-Ice North 4.
Еще одна премьера от шинников Европы — Goodyear UltraGrip 600. Но, в отличие от предыдущих новинок — и шипованных и нешипованных, по стоимости эта шина тяготеет ко «второму эшелону». То есть подешевле флагманов.
Кажется, больше работы перед грядущим сезоном провели компании из Кореи и Японии. Скажем, Hankook продолжила развивать свою линейку Winter i*Pike: появилась версия Winter i*Pike RS2.
Toyo наряду с фрикционными обновила и шипованный ряд — встречайте Observe Ice-Freezer.
Так же поступили в Yokohama — в пару к фрикционным у японцев появились шипованные покрышки iceGuard iG65.
Bridgestone, подобно Goodyear, сыграл на «вторую линию» — в этом году представлены шины Ice Cruiser 7000S. Но их протектор копирует модель суббренда Firestone — Ice Cruiser 7. А те в прошлом году были «срисованы» с Bridgestone Ice Cruiser 7000, тоже, кстати, относительно недорогих. Такая вот генеалогия.
В конце концов, что бывает нечасто, показали продолжение известной модели отечественные шинники. Cordiant вывел на рынок Snow Cross 2.
Разумеется, есть новинки и от китайских производителей. Но мы соваться в этот омут не будем. Во-первых, потому, что шинное изобилие из Поднебесной вряд ли в обозримом будущем будет поддаваться какой-то классификации с точки зрения потребительских качеств (до последнего времени в дополнение к «старым» продолжали регулярно появляться новые бренды). Во-вторых, будучи не намного дешевле (на 1,5–3 тысячи в популярных типоразмерах) шин «второго эшелона», те редкие представители китайской индустрии, что попадают на тесты, стабильно в аутсайдерах.
Увы, выбирая премьеры текущего года (или даже прошедшего), о качествах далеко не каждой можно судить по тестам. Несмотря на то, что в Европе есть крытые ледовые полигоны (скажем, финский Test World и немецкий Contidrom), наши и зарубежные специалисты физически не успевают охватить все новинки, часть из которых появляется непосредственно к сезону.
Другая особенность тестов, на сей раз исключительно зарубежных — предпочтение моделей для мягких европейских зим. То есть для эксплуатации при небольших морозах и преимущественно на асфальте. А у нас даже на юге, не говоря уже о центральной части страны, бывают снег и порой почти сибирские холода. Тем не менее по итогам тестов этого года мы можем сделать вывод о семи новых моделях, рассчитанных именно на наши условия. Три из них прошли через испытания специалистов указанного полигона Test World. Шесть — российского издания «Авторевю» (АР). Одна тестировалась командой украинского портала «Автоцентр». Итак:
Первое место по результатам Test World. В «номинациях», касающихся поведения на льду и снегу, новая шина Michelin занимала первые места, максимум опускаясь на второе. Неплохо — середнячком — показала себя на сухом асфальте. И лишь на мокром проигрывала более ориентированным на мягкие зимние условия конкурентам. В итоге обошла Continental IceContact 2 и лидера многих других тестов Nokian Hakkapeliitta 9.
- Названы лучшими шинами по сцеплению на льду за всю историю Test World | - Результаты на мокром асфальте |
Hankook Winter i*Pike RS2
Эта модель разделила у финнов третье место с Nokian Hakkapeliitta 9 и уступила только Michelin X-Ice North 4 и Continental IceContact 2. В АР также третье место (X-Ice North 4 там не тестировали), однако указанная «Хакка» оказалась на сей раз впереди. Что ж, такое бывает. Это не умаляет прогресса корейских шинников, которые уже дышат в спину своим европейским коллегам, создающим модели для тяжелой ледовой эксплуатации.
- Сцепные свойства на льду и снегу | - Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте - Уровень шума |
Восьмое место в испытаниях Test World (из 12 участников) и седьмое место при таком же количестве конкурентов в тесте АР. Вроде бы схожий результат, но оценки в конкретных дисциплинах разнятся. Финны, например, отметили управляемость на льду. Российские журналисты, напротив, были от нее не в восторге. Такой же диссонанс — во мнениях о характеристиках на асфальте. Приведем то, что совпало.
- Неплохая разгонная динамика на льду - Хорошие тормозные качества на мокром асфальте |
- Управляемость на снегу - Сравнительно длинный тормозной путь на льду |
Toyo Observe Ice-Freezer
Пока эта модель тестировалась только «Авторевю». Десятая позиция в испытании.
- Качества на асфальте - Для шипованных шин сравнительно тихие |
- Качества на льду и снегу |
Пятое место из девяти в тестах украинского «Автоцентра» и восьмое из девяти — в «Авторевю». В выводах также есть противоречия. Одно точно — звезд с неба этот фрикционный Hankook, в отличие от шипованного родственника, не хватает. При том, что он не самый дешевый.
- Неплохо ведет себя на снегу | - Посредственно — на льду и асфальте |
Continental VikingContact 7
Отечественные журналисты были первыми, кто сравнивал качества новых германских шин с конкурентами. Среди девяти фрикционных моделей эти заняли первое место, что говорит само за себя.
- Сцепные качества и управляемость на снегу и асфальте - Мягкие и тихие |
- Несколько проигрывают конкурентам в разгонной и тормозной динамике на льду |
Эта модель также испытывалась «Авторевю» и заняла четвертое место. Журналисты отметили, что по балансу качеств новая финская «липучка» больше подходит для нечищеных загородных направлений.
- Поведение на льду | - Поведение на асфальте |
О шинах, наиболее подходящих для российских условий, хотя и недешевых (X-Ice North 3, Hakkapeliitta 9, UltraGrip Ice Arctic и т. д.), мы уже рассказывали тут и тут. А как же бюджетные модели, на которые в России приходится наибольший объем продаж? То есть тот самый «второй эшелон», выпускающийся преимущественно у нас, чьи представители позволяют сэкономить, однако по качествам нередко оказываются в шаге от моделей-лидеров. Для европейцев такие шины неактуальны, поэтому в тестах СМИ Старого Света их обычно не найти. Здесь отдуваются наши издания (опять же «Авторевю» или «За рулем» (ЗР)) либо, например, белорусские порталы (Auto.tut.by и Abw.by). Приятное исключение — шведский журнал Teknikens Varld, на его испытаниях в прошлом году все-таки побывали некоторые недорогие модели.
Шины Nordman неизменно занимают места сразу за моделями «первой линии» — теми же Hakkapeliitta 9, IceContact 2, UltraGrip Ice Arctic. Возможно, уступают последним. Но это не принципиально с учетом их цены и в свете того, что, по сути, эта модель копирует снятую с производства Hakkapeliitta 7.
- Управляемость, тормозная и разгонная динамика на льду и снегу | - Управляемость, тормозная и разгонная динамика на асфальте - Шумные |
Эта японская модель сильно уступает шинам из Германии и Финляндии. Иногда в тестах по сумме баллов оказывается позади такой «беспородной» резины, как Toyo или Viatti. Шведское издание Teknikens Varld поставило ее на последнюю, 18-ю позицию среди шипованных и фрикционных шин.
- Неплохо ведет себя на заснеженных дорогах | - Слабые результаты на льду и асфальте |
Bridgestone Ice Cruiser 7000/7000S и Firestone Ice Cruiser 7
В сегменте second hand (разумеется, в восточной части страны) «Бриджи» неизменно пользуются популярностью как самые мягкие, тихие и цепкие. В профессиональных же сравнениях не блещут. Типичные результаты — в середине таблицы.
Firestone — новинка прошлого сезона, «срисованная» с устаревших Bridgestone Ice Cruiser 7000, в тесте АР заняла предпоследнее место. Вряд ли 7000S, копирующие ее по протектору и наверняка по смеси резины, будут лучше.
- Сравнительно неплохие свойства на асфальте | - Поведение на льду и снегу |
Не первой свежести «бюджетник» от Pirelli. Пару лет назад «Формула» могла на равных конкурировать с близкими по цене одноклассниками от других производителей и даже подпирала в итогах именитые модели. Но то были представители предыдущих поколений шин. А на фоне нынешних российская «итальянка» выглядит бледно — морально устарела.
- Поведение на снегу и асфальте | - Поведение на льду - Плавность хода |
Как и предыдущая модель (без индекса WH62) этого корейского производителя, аутсайдер всех тестов, на которые попадала. Конечно, плюсы, если постараться, найти можно. Но только с учетом стоимости.
- Относительно неплохо ведут себя на асфальте - Не шумят |
- Сцепные свойства и управляемость на льду и снегу |
В тестах АР и ЗР отечественная «шиповка», на удивление, показала достойные результаты. Обошла по сумме качеств такого законодателя жанра, как Michelin X-Ice North 3. Не говоря уже о всяких Toyo и Nitto. Правда, баланса качеств нет — отлично себя ведет Snow Cross лишь там, куда не добрались отвалы снегоуборщиков.
- Управляемость, сцепные свойства на льду и снегу | - Не для асфальта - Шумные |
Достойный «партнер» шипованных Nordman 7. Несколько уступает по характеристикам «липучкам» «первой линии» Hakkapeliitta R2 и R3, а также другим премиальным брендам. Но это с лихвой компенсируется стоимостью. В тестах белорусов RS2 среди себе подобных и вовсе заняли первое место.
- Хороший зацеп и управляемость на льду и снегу | - Сцепные качества на асфальте |
Немолодая уже модель еще пару лет назад могла почти на равных конкурировать с европейскими аналогами. Однако новые поколения не оставили ей шансов. Если раньше ее «ледовые» качества оценивались как вполне достаточные, то теперь в сравнении с появившимися конкурентами VRX можно рекомендовать для условий, в которых очищенные дороги преобладают над заснеженными и, в первую очередь, обледенелыми.
- Поведение на асфальте - Сносно ведет себя на снегу |
- Поведение на льду |
«Второй эшелон» от концерна Continental, выкупившего шведскую компанию. Новинка позапрошлого года. В тестах белорусов и украинцев уступала только дорогим моделям «первой линии». В АР спустилась ниже Blizzak VRX. Тем не менее и там признали неплохой баланс качеств.
- Характеристики на снегу и асфальте | - По сцепным качествам и управляемости на льду уступает дорогим моделям и иногда одноклассникам |
Несмотря на бренд, эти фрикционные шины не в топе. Впереди — Nokian, Continental, Goodyear (порой даже не «первой линии»). И все же сбрасывать со счетов X-Ice 3 не стоит. Баланс имеется! Правда, сдвинут он в сторону загородных заснеженных направлений.
- Поведение на снегу - Не шумят |
- Аквапланирование - Свойства на мокром и сухом асфальте |
Размер/модель | 185/65 R15 | 195/65 R15 | 205/55 R16 | 215/65 R16 |
Bridgestone Blizzak Ice | 4900 | 4400 | 6300 | 6200 |
Bridgestone Ice Cruiser 7000S | 3200 | 3200 | 4600 | 5100 |
Bridgestone Blizzak VRX | 3600 | 3820 | 5700 | 4800 |
Continental VikingContact 7 | 4400 | 4700 | 6300 | 6000 |
Cordiant Snow Cross | 2600 | 2500 | 3600 | 3800 |
Firestone Ice Cruiser 7 | 2800 | 2800 | 4100 | 4500 |
Formula Ice | 2900 | 2800 | 4100 | 4400 |
Gislaved Soft*Frost 200 | 3300 | 3200 | 4300 | 4700 |
Goodyear UltraGrip 600 | 2900 | 2900 | 4300 | 4400 |
Hankook Winter i*cept iZ2 | 3200 | 3200 | 4000 | 4900 |
Hankook Winter i*Pike RS2 | 3200 | 3300 | 4500 | 4800 |
Michelin Alpin 6 | — | 4000 | 5600 | — |
Michelin X-Ice North 4 | 3800 | 4100 | 5500 | 5500 |
Michelin X-Ice 3 | 3600 | 3700 | 6600 | 5300 |
Nexen WinGuard WinSpike WH62 | 2700 | 2600 | 3800 | 4100 |
Nokian Hakkapeliitta R3 | 4200 | 4600 | 7000 | 6800 |
Nokian Nordman 7 | 3400 | 3300 | 4900 | 5400 |
Nokian Nordman RS2 | 3100 | 3100 | 4600 | 5200 |
Toyo Observe Ice-Freezer | 3000 | 3100 | 4400 | 5000 |
Yokohama iceGuard iG60 | 3400 | 3400 | 5000 | 5100 |
Yokohama iceGuard iG65 | — | — | 4900 | 4900 |
Yokohama iceGuard iG55 | 3200 | 3100 | 4700 | 4700 |
* приведены те модели (и типоразмеры), которые на момент подготовки статьи имелись в продаже
Говоря о бюджетной «резине», нельзя обойти вниманием «бэушную». На рынке она актуальна. Предложение, к сожалению, ограничено. Дело не в том, что какое-то время назад обязали ввозить ее исключительно на дисках. Везли и на «литье». И без дисков, нарушая все правила транспортировки (засовывая одну покрышку в другую). И «штамповка» от берега японского до нашего и обратно курсировала будто многоразовая «упаковка». Все эти схемы в той или иной степени продолжают быть актуальными. Но вот ввоз именно на алюминиевых колесах — под большим вопросом. Большинство легкосплавных дисков в Японии китайского происхождения. А они в этом году фактически под запретом — не важно, под каким контролем качества (и с ним ли вообще) выпущены. Бывает, что проскользнет партия. За взятку или по недосмотру. В конце концов, вот такой хитростью пользуются — затирают на дисках маркировку made in China (хотя в таможенных правилах вроде бы прописано, что порча ее — синоним запрета на ввоз).
Тем не менее контейнеры на таможне зависают, иной раз уходя обратно на свою родину. С другой стороны, кто-то из продавцов, заказывающих шины непосредственно «оттуда», делится радостью — дескать, помотается туда-сюда через море, да и проскользнет через таможню. В общем, ждем развития ситуации. А пока вот вам средние цены на second hand:
185/65 R15 — 9500 руб.
195/65 R15 — 10 000 руб.
205/55 R16 — 12 000 руб.
215/65 R16 — 12 000 руб.