Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь
Начну с главного — с подъемника. Он не только позволяет работать быстрее и качественнее, он еще и сохраняет мое здоровье. Очень многие механики-«гаражники» работают на яме или домкратах, в результате неизбежно сталкиваются с серьезнейшими заболеваниями спины и суставов. Тьфу-тьфу-тьфу, но это пока мне малознакомо, и именно благодаря работе на подъемнике. Что же он собой представляет?
Он не молод, изготовлен больше 20 лет назад в тогда еще братской Польше. В те годы эти подъемники были довольно распространены в нашем городе, в частности подобные использовались в местном СТО «АвтоВАЗа», единственном у нас в ту пору. Его главное достоинство — экономия места, что для гаражных условий важно, ну и очень доступная цена. Недостатков гораздо больше — он очень медленный, шумный, а грузоподъемность всего 1500 кг. Кроме того, на нем можно поднимать машины только с жестким и достаточно длинным прямым порогом, причем ширина машины строго ограничена — максимум как Шевроле Круз или Мазда3. Но его хватает для большинства машин моих постоянных клиентов, и это для меня главное.
Силовая гайка сделана из бронзы, под ней стоит страховочная стальная. «Родная» гайка прослужила лет десять, а вот сделанные по ее образцу на заказ — в лучшем случае три-четыре года. Причем меньше всего проработала гайка, которую изготовили в местном ракетном КБ, где когда-то работал и я. Вот интересно, почему ракеты иногда падают… Впрочем, это к делу не относится. Кстати, изготовление одной гайки обходится в 4000–5000 рублей вместе с металлом.
Безопасность этого подъемника… Мне как-то раз в другой мастерской пришлось увидеть, как во время подъема машины срезало одну из гаек на двухстоечном подъемнике. Работавший на подъемнике механик не уловил, что несущая гайка давно уже износилась и подъем машин происходил только за счет страховочной гайки. И когда износилась и она, одна половина подъемника с грохотом опустилась, как только колеса поднимаемой машины оторвались от пола. Но вторая-то стойка подъемника осталась держать авто, и машину сильно перекосило. Хорошо хоть, что ни техника, ни люди не пострадали.
На одностоечном подъемнике при износе несущей силовой гайки вся рама резко оседает на страховочную, при этом машина остается висеть ровно, как и была, а мне надо лишь опустить подъемник. Конечно, этот подъемник не вечен, и при серьезной поломке его придется менять, но пока он работает. А подпорка под ним — ну это так, на всякий случай.
Вместе с подъемником часто используется раздвижная стойка — поджать подвеску при затяжке сайлентблоков, подпереть мотор при снятии КПП.
Ну а теперь о ключах. Их в мастерской не просто много, а очень-очень много :) Что-то покупалось, что-то дарили, что-то досталось по случаю. Брендовых нет, в основном «Дело Техники», «King Tony», «Jonnesway» и тому подобные. Вот обычные накидные-рожковые…
С трещотками (приятное баловство, но недолговечное)…
Изогнутые накидные и с ними за компанию нестандартных размеров…
И еще резервный комплект разных….
И отдельно для гаек на трубках…
Зачем так много ключей? Ну, по паре всех ходовых размеров надо иметь, ведь не всегда на болт с гайкой головками и воротками подлезешь. Изогнутые накидные — тоже хотя бы по одному на размер, мало ли что. Плюс не самые стандартные размеры — на 16, 18, 21, без них сейчас тоже нельзя. Вспоминается, как товарищ в начале 90-х разбирал редуктор на Вольво 340 и ругался, что понадобились ключи и головки на 15, а где ж их тогда взять. А как я пытался откручивать привода Ауди 80 в далеком 1993-м самодельными «звездочками»… Как молоды мы были… ну да ладно :)
Да, насчет тех самых «звездочек». За пару десятилетий этих наборов было использовано несколько, в итоге все уцелевшие насадки-вставки сведены в одну коробку. Они гармонично дополняются соответствующими головками.
Теперь головки. Их также много, как и рожково-накидных ключей. Логика здесь такая же — должно быть по две головки любого используемого размера. Трещотки, воротки, коловороты — само собой.
При этом желательно, чтобы в одном размере были головки как с шестигранником, так и со «звездочкой».
Также имеются силовые головки, большой вороток и специнструмент в виде головок, приваренных к лому :)
Отдельно лежат удлиненные головки.
Некоторые инструменты можно назвать историческими артефактами, а то и раритетами :) Вот на этих трубчатых ключах (удобнейшая вещь!) можно разглядеть цены — 1 руб. 20 коп. и 80 коп.
Да, было время, когда за один рубль можно было что-то купить, и при этом цены были настолько стабильными, что их можно было выгравировать прямо на изделии. Расскажи нынешним молодым такое сейчас — не поверят.
До сих пор с удовольствием пользуюсь набором головок, изготовленных во времена СССР в украинском Чернигове. Интересно, завод еще работает?
И вот этот ключ тоже был когда-то сделан в давно уже не существующей стране…
Из трех моментных ключей два — тоже из тех давних времен.
Ну а мы вернемся к настоящему и пройдемся по малой механизации и электрификации. Вот один из основных помощников в работе. Ножи-топоры точить — это само собой, но не только.
Во-первых, я не люблю стандартные внутренние фаски на головках и обязательно все головки и накидные ключи торцую, чтобы они надежнее цеплялись за болты-гайки. Во-вторых, иногда некоторые головки приходится наскоро обтачивать и снаружи. Ну и рожковые ключи тоже, бывает, нуждаются в доработке. Вот это ключ на «32» давным-давно был заточен под ролик натяжителя ремня ГРМ самых первых «восьмерок».
А вот этот на «24» обработан для удержания «опелевских» распредвалов на моторах «Экотек».
Иногда на головке приходится делать фаски под мощный рожковый ключ, чтобы использовать головку при разборке стойки подвески или работать в узких местах, когда накидной ключ срывается.
А если немного сточить кромку старого поршневого пальца от «Жигулей», то получится отличная выколотка для чашек крестовин.
Ну, тут можно без комментариев.
Хотя работаю на подъемнике, но в хозяйстве есть несколько механических домкратов. На мой взгляд, они надежнее гидравлических, хотя, возможно, это только привычка.
Теперь специнструмент. Его вроде бы тоже много, но всегда недостаточно. Вот зенкеры и развертки для ремонта головок блоков. Ну почему все называют их «шарошками»???
Раз уж зашла речь о ремонте ГБЦ, то как быть без щупов, съемников сальников клапанов, рассухаривателей и тому подобных вещей.
Рассухариватели переделаны под разные размеры клапанных тарелок.
Раз уж делаю моторы, то нельзя обойтись без компрессометров и измерителя давления масла с переходниками под разные моторы.
Незаменимая вещь при ремонте моторов — компрессор. Выдуть остатки стружки после токарных работ, продуть грязные свечные колодцы перед заменой свечей и т. п. Достался при списывании старого оборудования в стоматологической поликлинике, сделан в Израиле.
Не менее полезная вещь для моториста — вот этот поддон. Купил его у сознательного алкоголика, который шел мимо мастерских и всем его предлагал, поскольку просто сдать в цветмет ему было жалко, вещь-то полезная.
Вмятина на боку поддона появилась, когда он спас мою ногу от неожиданно наехавшего на меня автомобиля клиента. Стоявший вертикально вплотную к стене поддон мужественно принял основной удар на себя. Но это совсем другая история…
В нем очень удобно отмывать детали, при необходимости его можно подсунуть под любую машину, чтобы слить антифриз. И он очень легко моется.
Имеются оправки для центрирования дисков сцепления разных размеров, но тем не менее приходится часто использовать универсальную в виде болта с намотанной изолентой :)
А это — оправка для фиксации шестерен-сателлитов при снятии КПП переднеприводных ВАЗов. Да, можно и свернутой в рулон газетой, но не обязательно :)
Этот старый вазовский диск сцепления с приваренной мощной гайкой я использую для фиксации первичного вала при разборке КПП.
А вот этот инструмент современный водитель… да что там водитель, механик не каждый опознает :)
Это приспособление для затачивания кромок вот этих цилиндрических трубок. Для чего же они?
Все вместе — это набор для пробивания отверстий разного диаметра в самодельных прокладках, дошедший до наших дней со времен всеобщего дефицита. Хранил его как технический курьез, но, как ни странно, иногда он таки используется.
А вот еще один представитель прошлого. Это запрессовыватель сайлентблоков для «Москвича»-412. Два соседа до сих пор на таких ездят, поэтому не выбрасываю.
Вообще подобных приспособлений у меня несколько, но они почти не используются уже много лет.
Есть и более ходовые вещи. Вот приспособления для запрессовки подшипников ступиц, сделаны на заказ на местном авиазаводе. Материал неплохой, изготовленные в ракетном КБ оказались куда хуже. Но вот точность хромает, особенно по сравнению с тем, как когда-то то же самое делали на Воронежском механическом…
Есть несколько универсальных съемников шаровых. Любимый — вильчатый ударный, если шаровая опора или наконечник на выброс.
Есть ключи для рулевых реек.
Различные приспособления для захватывания чего-нибудь мелкого в глубине, скажем, вытаскивания обломков успокоителя цепи в «Жигулях».
Какие-то инструменты универсальны.
А какие-то — узкоспециализированные, вот как эта оправка для установки сальников приводов на переднеприводных ВАЗах.
Наборы стяжек пружин разной формы и длины, подобранные для пружин подвески разных типов, хранятся вместе с приспособлениями для откручивания гаек стоек. Лучшие те, что сделаны на заказ.
Кое-что из инструмента выглядит очень своеобразно. Вот что это?
Эти непонятные штуковины я использую для удержания шкива коленвала разных авто при откручивании его гайки в случаях, когда иначе — никак.
А вот не менее странная железяка.
Это — фиксатор распредвалов моторов Опеля Астры, Вектры, Зафиры, а также Шевроле Круз, Орландо, Авео опелеподобного типа. Так получилось, что у моих клиентов таких машин оказалось много, пришлось вникать.
С этими и подобными им моторами часто используются такие неавтомобильные вещи, как маркеры и обычный канцелярский «Штрих» — ими удобно наносить метки на шестерни ГРМ, цепь или ремень.
С «Жигулями», конечно, все проще. Вот несколько ключей для гайки шкива коленвала. Самодельный мощный — для откручивания этой гайки стартером.
Ну и съемники масляных фильтров. Чашечный — на Логан.
Недавнее приобретение — набор для утапливания поршней задних дисковых тормозов. Полезен для тех машин, где рабочий и стояночный тормоз используют одни и те же колодки, раньше для этого использовал пассатижи или ключ от «болгарки».
Кстати, о пассатижах и прочих бокорезах с круглогубцами.
Конечно, это еще не все. Много мелочевки, без которой нельзя. Она занимает все укромные углы мастерской — шприцы, воронки, рожковые ключи размеров от 5,5 до 41, сверла-плашки-метчики…
Много разного не нового, но годного крепежа.
В часы досуга это все сортируется, но хорошо бы, чтобы досуга у меня на работе было поменьше. А сортировка пускай еще подождет…
Чуть не забыл еще об одном важном устройстве.
Не шучу! Этот древний китайский вентилятор уже лет 15 исправно охлаждает моторы перед регулировкой клапанов или заменой антифриза, а также выручает в разгар летней жары.
Ну и, наконец, самые главные инструменты в работе механика: «жидкий ключ» и изолента.
Как использовать? «Жидким ключом» поливаем все, что должно свободно перемещаться, ну а изолентой надежно фиксируем то, что перемещаться не должно :)