В средней полосе России -15 на термометре — уже неприятность и оранжевый уровень опасности. У сибиряков эта грань сдвинута где-то до -30. Однако есть на карте нашей Родины места, где пресловутый «тридцатник» считается комфортной температурой, а снег может лежать до июня. А есть места (например, Курилы), где главная проблема не климат, а само крайне удаленное местоположение. Попасть в эти чудные края не так-то просто, связь с Большой землей зависит от погоды и времени года. Там нет официальных дилеров и заправок с Wi-Fi, а тюнинг машины — это не красивые диски, а второе лобовое стекло. Посмотрим, как живут автолюбители на краю российской географии: на чем ездят, как тюнингуют свои машины, чтобы они переносили экстремальные морозы, сколько платят за бензин и т. д.
Норильск — один из наиболее холодных и ветреных городов мира. Тут вам гарантированы восемь месяцев зимы и 130 дней с метелями. При этом там проживает почти 180 тысяч человек. Норильск очень компактный, почти весь закатан в асфальт. Местные называют свой город «Нора». Состояние дорог приличное, в последнее время идет постоянный ремонт. За пределами города ездить особо некуда — поблизости несколько населенных пунктов, а вокруг горы и тундра. Есть в норильской автомобильной жизни маленький плюс: сюда массово еще не добрались камеры видеофиксации. Поэтому «головные» боли сотен российских городов и перспективы изменения нештрафуемого превышения скорости не сильно беспокоят местных автолюбителей.
Машины попадают в Норильск только водным путем из краевого центра (Красноярска) по Енисею, а также морем из Архангельска или Мурманска. Отдельные граждане могут себе позволить и авиадоставку. Тариф на доставку из Красноярска — 15 000–40 000 рублей, морским путем — до 100 000 рублей.
«Живут» автомобили обычно во дворах, реже — в гаражах. Изоляция от рынка накладывает свой отпечаток на выбор покупателя. Запросто сгонять в соседнюю область за интересным вариантом, как это принято на материке, тут не получится. Поэтому если захотелось срочно приобрести транспорт, то придется выбирать из небогатого ассортимента местных экземпляров. Зато известны случаи, когда семья отправляется в долгий отпуск на Большую землю и везет с собой любимое авто. А после путешествия по стране возвращает обратно.
Если взять статистику объявлений на Drom.ru, то можно выявить интересную закономерность. Из 130 продаваемых машин треть составляют модели Тойоты. Поневоле вспомнишь миф о легендарном тойотовском качестве (который, видимо, вовсе не миф, а факт, раз на севере предпочитают именно эту марку). «Жигулей» совсем мало — всего четыре экземпляра. Еще одна интересная особенность местных объявлений — некоторые указывают, сколько машина находится в Норильске. То есть помимо пробега по РФ имеет значение еще и пробег по НПР (Норильскому промышленному району), который не лучшим образом сказывается на состоянии авто. Наконец, каждое второе объявление содержит подробную информацию о наличии подогрева, автозапуска, работе печки или состоянии охлаждающей системы. Эти опции за полярным кругом будут важнее красивого литья или дурацкого сабвуфера.
Как уже было сказано, Норильск — город с сильными ветрами и метелями. Несколько раз за зиму тут устанавливается так называемый режим «черной пурги», когда метет так, что сбивает с ног и видимость нулевая. Пешеходы в такие дни иногда ходят «по веревочке», колонной, буквально держась за длинный трос, чтобы никто не сбился с пути. Автолюбители в эти периоды стараются не выезжать вообще.
Вот везде — движение транспорта, а в Норильске — движение к транспорту! Сначала надо дойти до парковки и найти своего «коня», занесенного по крышу снегом, слегка откопать, а потом уже задуматься, а стоит ли вообще ехать? В этом году осень здесь была необычайно теплой, в октябре побит абсолютный рекорд (потеплело до +16!), но в конце ноября пришли настоящие морозы и метели, так что сейчас город живет в своей привычной стихии.
Якутия славится своими экстремальными морозами и огромными расстояниями. Регион размером в пять Украин заселен очень мало. Однако, в отличие от других краев географии, до большинства якутских улусов может добраться в принципе любой водитель. Через республику проходит федеральная трасса «Колыма», а 14-й регион — не редкий гость «на материке». Исключение составляют совсем уж отдаленные поселки (Чокурдах, Депутатский, Оленек). Летом тут все безобидно, обычная погода, однако с ноября по март неподготовленный автолюбитель завоет волком.
Якутские круглосуточные 40-градусные морозы порой не оставляют шансов на решение проблем путем прикуривания и запросто могут заставить отложить следующую поездку до весны. Движение в таких условиях — это медленное перемещение из точки А в точку Б. Разогнаться не дает плохая видимость, зимой постоянно висит морозная дымка. Зато малая скорость щадит силовые агрегаты и ходовую часть. Но многие автомобили не выдерживают сверхнизких температур — лопается металл, дубеют шланги, крошится резина. Рассказы о том, что колесо может в буквальном смысле рассыпаться, если утром резко тронуться — вполне реальны. Поэтому любая машина должна быть подготовлена к таким условиям. Перечислим основные апгрейды обычного легкового автомобиля, которому выпала судьба «жить» в подобных краях.
Салон и стекла. Знакомый всем принцип стеклопакета в виде двойного стекла. Это помогает избежать образования наледи и справиться с утечками тепла из салона. Первым делом ставим второе лобовое стекло. Делается это с помощью нанотехнологичных средств типа пластилина или скотча. Некоторые не останавливаются на лобовом и монтируют еще и боковые. По салону делают теплоизоляцию пола и дверных карт, а также надежно утепляют заднее сиденье, через которое тянет из багажника.
Защита кузова. Классическая картонка — это только начало. Нужна надежная защита подкапотного пространства со всех сторон. Снизу крепят брезентовую ткань, сверху — «автоодеяло» или негорючий войлок, щели стараются тщательно заделать. Получается такая «рубашка», которая позволяет дольше держать драгоценное тепло в моторном отсеке и трансмиссии. Некоторые заботятся и об амортизаторах, обтягивая пружины брезентом или тканью.
Начинка. Про аккумулятор даже не говорим, перейдем к более тонким материям. Вопрос «какое масло лить» на северах носит не праздный характер: от этого зависит, не встанет ли машина колом в самый неподходящий момент. В агрегаты льют только масла с низкой вязкостью. Также особенно важно заливать качественный продукт в КПП и следить за интервалами замены. Дело в том, что машины на севере не глушатся часами, а то и сутками. Двигатель при этом разогрет до рабочей температуры, а коробка остывает. Если резко начать движение после длительного простоя, то трансмиссия может выйти из строя.
Дизельным двигателям — особое внимание. В первую очередь стараются заправляться только качественной зимней соляркой (для северных районов производят специальное «арктическое» дизельное топливо, выдерживающее температуры до -55, в то время как обычная зимняя солярка рассчитана на температуры до -35, впрочем, в российских реалиях эти показатели не всегда достигаются). Система подогрева топливной магистрали. Вторая печка в салон. И паяльная лампа на случай форс-мажора.
Ходят легенды, что местные поголовно ездят на УАЗах и «Буханках», не признавая другие виды транспорта. Отчасти это верно, но для сельской местности. В самом Якутске мы видим вполне привычный дальневосточный набор из «праворулек», слегка разбавленный «европейками» и отечественными машинами. Одно время тут очень ценили Краун в 140-м кузове. Вообще Тойота особо котируется в этих краях: считается, что это наиболее приспособленная к суровым условиям марка. В краевом центре нет никаких проблем с автосервисом или запчастями, а вот если поломка случится где-нибудь в глубинке, то пиши пропало.
Несмотря на свою удаленность от цивилизации, Камчатка находится в лидерах по количеству автомобилей на душу населения среди российских регионов. Особенность края создает свой автомобильный колорит. Рядовой автовладелец тут очень специфичен: он вряд ли ездил на «Жигулях» или «европейцах», зато с пеленок уже оседлал какой-нибудь «вэдовый» субарь (то есть полноприводный — прим. ред.). Камчатский рельеф и климат делают идеальным автомобилем, конечно же, высоченный внедорожник. В Петропавловске-Камчатском зимой очень сложно без полного привода. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в последние годы дороги в городе стали заметно лучше. Вместо реагентов дороги тут посыпают морским песком, поэтому они имеют черный цвет.
Загородные дороги на Камчатке — настоящий рай для джиперов. Край богат на природные красоты и препятствия на любой вкус. Источники, речки, ключи, гейзеры и вулканы — мечта для тех, кто хочет вырваться из цивилизации в заповедные края. Поэтому внедорожник с лебедкой и блокировкой здесь просто необходим!
Несмотря на материковое расположение, Камчатка полностью изолирована от Большой земли, поэтому переправа автомобиля возможна только морем. Машины попадают сюда преимущественно из Приморского края. Заказ осуществляют всеми способами. Стоимость доставки машины начинается от 30 000 рублей и зависит от ее габаритов. Напоследок немного о грустном — народ бежит на материк толпами, это факт. Но собираясь туда на ПМЖ, многие хозяева не хотят расставаться со своими автомобилями и забирают их с собой.
Несколько слов об автомобильной жизни на крохотных островках Южных Курил. На самом деле здесь вполне пригодный для существования климат, годовая амплитуда температур — небольшая. Морозов нет, разве что осадков прилично, однако острова находятся в сейсмоопасной зоне. Уникальность автомобильной жизни на Курилах состоит в том, что ты передвигаешься по маленькому клочку суши посреди океана и вся инфраструктура (дороги, АЗС, сервисы) сосредоточена очень компактно. Этакая Камчатка в миниатюре.
Возьмем Южно-Курильск. Живет тут 8 тысяч человек (кстати, редкий случай: население-то растет). Машины привозят не только из Приморья, но и из разных уголков страны. Например, есть пара автомобилей с 55-м регионом. Автопарк представлен в основном внедорожниками типа Toyota Land Cruiser, Toyota Surf, Suzuki Jimny. Советский автопром практически отсутствует: встречаются лишь УАЗики, да пара «Жигулей». Дороги неплохие, идет асфальтирование. Раньше в этом плане тут все было гораздо печальнее. На островах существует специфическая проблема — брошенные машины. Дело в том, что утилизировать старый автомобиль тут фактически невозможно, пунктов приема металла нет, вот местные жители и выкидывают свои пепелацы.
Изолированность от большого мира накладывает свой отпечаток на местную автомобильную жизнь. Все друг друга знают. Если кто-то хочет продать машину, просто пишет в местную группу в WhattsApp. К слову, на Дроме выставлено всего четыре машины с курильской пропиской. На острове есть и полиция, которая обязательно приедет, если случится авария. Кто-то спросит, откуда там ДТП при таких крошечных масштабах? Они есть, и причиной в основном является традиционная русская беда — пьянство.
Главной проблемой курильского автолюбителя является топливо. В любой момент бензиновый ручеек с материка может пересохнуть, и машину заправлять будет нечем. Последний топливный кризис разразился в октябре. Тогда на заправках люди слышали до боли знакомую фразу «бензин разобрали, а теплохода нет». С соляркой дела обстояли совсем плохо, хотя на острове очень много «дизелей». Причина перебоев с поставками порой не плохая погода, а обычное российское разгильдяйство. Летом из-за бюрократических проблем привезенное топливо не смогли законно разгрузить в порту и на острове вынуждены были экономить горючее. А в прошлом году во время подобного кризиса цена АИ-92 доходила до 100 рублей за литр!
Жизнь на краю российской географии — не сахар. В некоторых особо суровых местах без своего транспорта вообще не обойтись. А если посчитать стоимость владения автомобилем, включая более дорогие, чем на Большой земле, запчасти, то получается, что автомобиль там — дорогое удовольствие. Даже с учетом того, что в вышеперечисленных регионах и зарплаты гораздо выше, чем в российской провинции. Ко всем прочим трудностям добавляется и то, что наше государство имеет свойство «забывать» про своих автолюбителей, живущих на далеком острове или где-нибудь за полярным кругом. Наши чиновники любят поговорить о красивых прожектах типа трассы на Анадырь или тоннеля на Сахалин, но они не могут наладить бесперебойные поставки топлива или разобраться с качеством зимней солярки. Поэтому если заглохнете где-нибудь на якутской трассе в декабре, не надейтесь на кнопку ГЛОНАСС, а быстрее доставайте паяльную лампу.