Почему каждый стремится купить авто в родной краске, думаю, понятно всем. Тут и разбираться-то особо не в чем. Если автомобиль не перекрашивался — это автоматическая гарантия того, что он не был в ДТП. Его кузов или отдельные части не подвергались ремонту, а значит, под лаком и краской нет кустарщины и прочей «фанеры». Раз нет перекрашенных деталей — нет и сомнений. Зато есть уверенность в приобретении нормального авто в состоянии, близком к заводскому. У вас именно такой? Поздравляю!
Однако такая удача сопутствует далеко не всем. В большинстве случаев автомобили имеют следы ремонта, и это повод задуматься: каковы его причины? Качественно ли тот был сделан? Не полезут ли из-под свежей краски неприятные сюрпризы? В общем — сомнения. Вот с ними-то мы и будем разбираться. Кстати, бывает, что сомнения гложут не только покупателей б/у техники, но и тех, кто выложил кругленькую сумму за новый автомобиль.
Покупка нового авто у официального дилера — вовсе не гарантия того, что автомобиль, включая все кузовные детали, будет окрашен промышленным способом — на конвейере. Брак, повреждения случаются еще в процессе сборки. На каждом предприятии есть посты контроля качества, на которых специально обученные сотрудники наметанным глазом и маркерами отсеивают бракованную продукцию, отправляя ее в цех по устранению недостатков. По разным данным, такие автомобили могут составлять от 3 до 10% от общего объема выпуска.
Небольшая вмятина, царапина или даже едва заметный скол краски означает одно — перекраска детали (деталей) целиком. Ведь новый автомобиль должен выглядеть новым без всяких но. Однако такой ремонт делается не автоматическим способом, в специальной камере с роботами, а по, так сказать, обходной технологии — вручную, из обычных краскопультов. Достичь таким способом эталонного распыления краски невозможно, отсюда и расхождения показаний при «прослушивании» нового авто толщиномером. И, соответственно, первые вопросы — крашена?!
Далее автомобили отправляются к дилерам. Те, кто часто путешествует по России, наверняка видели подбитые в ДТП автовозы. Как-то возвращаясь из Санкт-Петербурга в Москву, автор этого материала стал свидетелем того, как автовоз с новенькими Ниссанами был протаранен другим грузовиком. Если легковушки и кроссоверы, стоящие на верхнем ярусе, отделались «осколочными ранениями», то весь нижний пандус получил более серьезные повреждения, подразумевающие замену кузовных деталей и стекол. Однако в 99 случаях из 100 все эти автомобили после кузовного ремонта будут проданы через официальную сеть производителя — без каких либо уценок.
Что делать, если выяснилось, что ваш новый автомобиль подвергался кузовному ремонту — тема для отдельного материала. Вскользь отмечу, что официальные дилеры (равно как и представительства автокомпаний) криминала в отдельно перекрашиваемых деталях не видят, и переубедить их в обратном очень сложно. В тех же ситуациях, когда у нового автомобиля выявляются более серьезные повреждения, в дело вступают подкованные юристы. Добиться компенсации или даже замены автомобиля — реально, но, как правило, требуются судебные разбирательства со всеми вытекающими последствиями: потерей времени, денег, нервов.
Как видим, аварийным (восстановленным) может быть автомобиль и с нулевым пробегом. Что уж говорить про экземпляры, успевшие накатать по дорогам тысячи километров и сменить нескольких владельцев. Не удивительно, что машин с идеальными параметрами на всех не хватает. Большинство — с теми или иными недостатками. Так какими последствиями грозит покупка частично или полностью перекрашенного автомобиля? Для более детального анализа мы разделили проблему на несколько пунктов.
Теперь разберем каждый пункт в отдельности и попутно дадим советы.
Итак, вы купили автомобиль, который, как выяснилось, по тем или иным причинам перекрашивался полностью или частично. Вы считаете себя обманутым. Кого винить? Ответ прост — себя и никого другого. Есть множество способов при осмотре автомобиля получить больше информации о его состоянии. Самый простой — прихватить на осмотр толкового приятеля. Действительно разбирающегося в технике, а не выдающего себя за такового. Либо пригласить платного специалиста. Как правило, это бывшие работники автосервисов, которые в прошлом, если можно так выразиться, стояли по ту сторону баррикад. Они знают, куда смотреть и под каким углом.
Есть масса дорогих и не очень приборов, измеряющих толщину лакокрасочного покрытия (толщиномеры). Не все они корректно справляются со своей функцией, но определить существенную разницу по толщине краски могут, как правило, все. Остались сомнения? Надо было ехать в специализированный автосервис. Как правило, в каждом из них за небольшую плату (1-3 тыс. руб.) вам предоставят полный отчет о претенденте на покупку.
Конечно, можно попытаться вернуть некачественный автомобиль продавцу. Но если по тем или иным причинам вы не воспользовались при покупке автомобиля ни одной из вышеперечисленных опций, то и винить, кроме себя, некого. На ваши претензии тот всегда может ответить мощным контраргументом: я ничего не скрывал, надо было осматривать машину внимательнее.
Автомобиль, побывавший даже в небольшом ДТП, менее ликвиден, чем его аналог без следов кузовного ремонта. Проще говоря, цена восстановленного после аварии авто всегда ниже, чем такого же, но безаварийного. Насколько? Все зависит от характера повреждений, их объема и качества последующего ремонта. А также от года выпуска и пробега.
С 10 августа 2015 года действует Постановление Пленума Верховного суда РФ, в котором утеря товарной стоимости автомобиля (УТС) приравнивается к реальному ущербу. Это своего рода компенсация за то, что транспортное средство побывало в ДТП, вследствие чего потеряло часть своей стоимостной привлекательности. Кстати, при начислении выплат по каско и ОСАГО страховые компании, как правило, «забывают» об этом постановлении, стараясь сократить издержки. При обращении не лишним будет напомнить им об этом.
Однако это актуально лишь в тех случаях, когда в аварии пострадал ваш собственный автомобиль. Мы же говорим о покупке транспортного средства, причем такого, как в розовых мечтах — не битого и не крашеного. Если твердо намерены достичь этой цели, ищите и обязательно найдете. Однако часто бывает так, что измотанный долгими поисками покупатель готов к компромиссам. Следы ремонта после мелких ДТП, равно как и несколько перекрашенных деталей, уже не отпугивают. На недавно окрашенные бамперы и вовсе мало кто обращает внимание.
Но раз уж несмотря на выявленные недостатки автомобиль не потерял в ваших глазах привлекательности, смело сбивайте цену. Помните о потере товарного вида, причем, в отличие от страховщиков, вам важен не столько возраст машины, сколько ее общее состояние. И о том, что такой автомобиль по определению должен стоить дешевле безаварийного.
К сожалению, человеческий глаз не обладает рентгеновскими возможностями. Мы не способны увидеть, что скрыто под лакированной поверхностью перекрашенного капота, крыла или порога. Меж тем там может быть все что угодно: от сварных швов, скрытых сантиметровым слоем шпаклевки, до монтажной пены и прочих непрофильных материалов. Иной раз лучше отказаться от покупки автомобиля со следами ремонта, чем разгадывать такие вот кузовные ребусы. Есть даже неписаное правило: лучше подозревать худшее, чем надеяться на лучшее.
Справедливости ради стоит отметить, что ремонт ремонту рознь. Если он сделан без нарушений технологий, с применением качественных материалов, специалистами высокого класса, то и переживать, по сути, не о чем. Нередко бывает так, что отремонтированные детали сопротивляются коррозии лучше тех, что в заводской окраске. Никаких чудес в этом нет, просто они укрыты дополнительными лакокрасочными слоями.
Отметим, что стоимость кузовных работ напрямую зависит от их качества. Специализированное оборудование, материалы, услуги опытных мастеров — все это формирует цену на ремонт и покраску детали или автомобиля целиком. Бывают, конечно, исключения, но это скорее невезение (или невнимательность) заказчика в поиске исполнителя. К тому же, согласившись на дорогостоящий ремонт, вы вправе требовать от жестянщиков и маляров качества, соответствующего оплате. Если нашлись косяки (подтеки, шагрень, сколы, непопадание в цвет), мастерская обязана исправить их за свой счет. А вот тем, кто решил сэкономить на покраске, спросить с исполнителя будет сложнее. Ведь тот всегда может отмахнуться: какова оплата — таков и результат.
В гаражных сервисах тоже можно рассчитывать на качественный ремонт, но это скорее обратное исключение. Хорошо отремонтировать и покрасить автомобиль без надлежащих условий или с использованием более дешевого оборудования могут лишь опытные и добросовестные мастера. Но даже они при рихтовке и шпатлевке кузовных деталей волей-неволей нарушают целостность антикоррозийной оболочки металла: была «оцинковка», да вся стерлась. Вероятность того, что здесь появится коррозия, при таком ремонте очень высока.
Перекупщики в качественном кузовном ремонте и вовсе не заинтересованы. Для них главное — скрыть недостатки при меньших денежных потерях. В ход идут любые средства: вместо новых деталей используются бэушные, вместо сварных работ — шпатлевка или строительная пена. Материалы применяются самые недорогие. Сами понимаете, что при таком варварском подходе говорить о качестве ремонтных работ просто глупо. Помутнение и шелушение лака, отслоение шпатлевки и краски, ржавчина и сквозная коррозия… это лишь малый список возможных проблем.
Автомобилисты — народ суеверный. Кто-то считает, что нельзя ставить на свой автомобиль детали с битых машин. Другие — что попавший в аварию автомобиль несчастливый и следующее ДТП не за горами. И даже приводят личные примеры своих теорий. Интернет-форумы переполнены историями на тему автомобильных суеверий, и Drom.ru не исключение: вот ссылочка.
Где тут правда, а где самовнушение, разобраться сложно. Но начитаешься о том, как автолюбителю дважды разбивали машину на одном и том же перекрестке, и сам невольно начинаешь верить в подобную мистику. Меж тем ключевое дело — именно вера (как говорится, приметы срабатывают только у тех, кто в них верит — прим. ред.). Если верите, что автомобиль, побывавший в аварии, обязательно попадет в нее еще раз (много, много раз) — так тому и быть. Веруете, что карма у восстановленной после аварии машины испорчена, и подтверждения тому не заставят себя ждать.
Не склонные к самовнушению автолюбители читают о подобных вещах да посмеиваются. Не то чтобы они не суеверные или не видят знаков судьбы, просто привыкли верить в другие вещи. В исправную технику своего автомобиля, хорошие зимние шины, неизношенную тормозную систему. В соблюдение дистанции, скоростного режима и быструю реакцию. В общем — в себя.
И все же полностью исключать теорию «несчастливых автомобилей» тоже нельзя. Но это скорее технический аспект. У некачественно восстановленной после аварии машины вероятность повторного ДТП действительно выше. По той простой причине, что ее техническая начинка подвергалась высоким нагрузкам, а некоторые детали неоригинальные или б/у. Их качество и ресурс неизвестен. Надежность и ходовые свойства такого авто априори будут хуже, чем у такого же, но безаварийного. Чистая механика и никакой мистики.
Так почему же каждый стремится приобрести авто в заводской краске, а в идеале и без перекрашенных отдельных деталей? Ответ понятен: из-за возможных последствий, будь то поломки или ухудшение внешнего вида. Ну и немножечко из-за суеверий. По сути — тех же сомнений. Они рождаются не на пустом месте, а на основе собственного опыта, опыта друзей и знакомых, а также общей картины на рынке б/у техники. Каждый видит и понимает, что риск нарваться на последствия кустарного ремонта несоизмеримо выше, чем получить качественно восстановленный автомобиль. Вот и не хотят рисковать.
Другой вопрос, кто в этом виноват? По большей части недоверие к ремонтным машинам рождает засилье авторынка перекупщиками, которые в основном не устраняют недостатки, а лишь маскируют их. Речь не только об перекупщиках-одиночках, но и о сомнительных кузовных мастерских и даже настоящих картелях, специализирующихся на восстановлении битых машин с целью их дальнейшей перепродажи.
Добавляют негатива и собственники. Многие стараются сэкономить на восстановлении своих автомобилей. Для этого обращаются к знакомым или рекомендованным друзьями мастерам. Используют недорогие материалы. Если же авто получил повреждения средней тяжести, то, как правило, отремонтировав на скорую руку, его продают.
К примеру, владелец синего Mitsubishi — молодой человек по имени Никита, недоволен проступившей ржавчиной на кузове недавно купленного Лансера. Однако на вопрос — а как ты поступишь, когда будешь продавать этот автомобиль, — немного подумав, отвечает: да точно так же. Отремонтирую подешевле и продам.
Еще больше случаев, когда после ДТП владелец не восстанавливает авто, а продает его тем же перекупщикам по сходной цене. Помогая тем самым процветать теневому рынку битых машин и усиливая волну недоверия к ним. Так или иначе, каждый из нас вносит в это дело свои «двадцать копеек».
Благодарим Евгения Смирнова, Михаила Макеева и Никиту Кожемякина за помощь в подготовке материала.