Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Самодельные автомобили в СССР: как и почему их появилось так много?
22.03.2019 | 62345 просмотров

Самодельные автомобили в СССР: как и почему их появилось так много?

Текст: Валерий Чусов
Источник: Дром

В Советском Союзе и социалистических странах люди строили автомобили своими руками. Удивительно, но не только слесари и инженеры, но даже музыканты и космонавты, врачи и учителя были способны это сделать. Сейчас это выглядит странно, но в семидесятые и восьмидесятые годы XX века это явление было достаточно масштабным и общеизвестным и привлекало внимание не только автопредприятий и министра автомобильной промышленности, но и самого генсека ЦК КПСС. Почему люди строили автомобили сами и к чему это иной раз приводило?

Почему нельзя просто взять и купить «Жигули»?

Самодеятельное автомобилестроение — для краткости используем принятый в те годы термин «самавто», — было результатом особенностей социалистической плановой экономики и условий, созданных в период расцвета СССР, который обычно называют «эпохой застоя». К семидесятым годам постоянный рост зарплаты сделал людей в среднем достаточно обеспеченными, чтобы решить основные бытовые проблемы. Стали появляться новые потребности, человек стремился повысить качество своей жизни. И свобода передвижения стала одной из потребностей.

Благодаря запуску ВАЗа поставки легковых автомобилей на рынок заметно выросли, и из роскоши для избранных, которой был автомобиль в пятидесятые годы, собственная машина стала превращаться во вполне достижимую мечту. Однако доходы и, соответственно, платежеспособный спрос заметно опережали производство — тем более что ВАЗ и другие автозаводы были важными поставщиками экспортной продукции: автомобили приносили СССР довольно много валюты и на внутренний рынок поставлялись по остаточному принципу.

Судя по плакату «Автоэкспорта», за границу уходили и дефицитные модификации отечественных легковушек

Поэтому они были дефицитным товаром, хотя цены на них превышали себестоимость в несколько раз. Это была очень прибыльная для страны отрасль промышленности.

В таких условиях государство не было заинтересовано в разнообразии типов выпускаемых автомобилей или в частой смене моделей. Ведь и так покупатели разбирали почти все, что было в магазинах. За престижную «Волгу» готовы были переплатить в два-три раза!

В семидесятые годы типичной продукцией отечественных заводов были седаны. Универсалы встречались реже, но тоже были привычными. А у желающих приобрести что-то другое просто не было иного выхода, кроме как построить себе машину самостоятельно.

Седаны — самые массовые отечественные легковушки — устраивали далеко не всех, но выбора, по большому счету, не было

При капитализме вопрос решался проще: всегда находились люди, готовые удовлетворить спрос на редкие или даже уникальные типы автомобилей. Да и крупные автопроизводители постоянно ищут, что бы такого нового предложить покупателям — то придумают хэтчбек, то минивэн, то кроссовер… В СССР с его плановой системой и полной загрузкой предприятий это было невозможно. Организовать частный бизнес было практически нереально, а сами автозаводы, чтобы запустить какой-то оригинальный автомобиль, сначала должны были добиться одобрения и, главное, финансирования от соответствующего министерства. Иной раз процесс согласования занимал больше времени, чем проектирование и запуск в производство.

Итак, автозаводы не могли оперативно реагировать на запросы рынка, частного бизнеса не было. Но строить машину для личного пользования не запрещалось. Это позволило сотням людей воплотить в жизнь свою мечту — и десятки миллионов им завидовали.

Для передвижения и самовыражения

Первые самоделки появились еще в пятидесятые годы, когда автомобиль вообще был редкостью. В 1957 году журнал «Техника — молодежи», которым руководил большой энтузиаст технического творчества Василий Дмитриевич Захарченко, совместно с ГАИ сформулировал технические условия для конструирования самодельных автомобилей. В 1965 году были утверждены официальные «Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовляемым в индивидуальном порядке». Они, с одной стороны, вводили такие конструкции в легальное поле, а с другой — ограничивали их со всех сторон: двигатель объемом не более 900 куб. см, длина не более четырех метров, скорость не выше 75 км/ч.

«Ленинград», 1956 г., Аркадий Бабич, Ленинград. Двухместный кабриолет с двигателем от ЗИМа. В начале 1990-х машину (неясно — остатки оригинала или копию) продавали за $6000

Константин Громадзкий, главный дизайнер АЗЛК с 1987 по 1996 гг., вспоминает, что в 1962 году его отец построил небольшой автомобиль с мотором от мотоцикла М-72 (0,75 л/22 л.с.) и алюминиевым кузовом: «Это был кабриолет, напоминающий Opel Kapitän». Так выглядел типичный самодельный автомобиль того времени. Такую самоделку вряд ли можно было считать заменой обычного серийного автомобиля или просто желанием решить свою транспортную проблему. Главной движущей силой для «самавто» было все-таки стремление к творчеству.

Небольшой алюминиевый кузов и мотоциклетный двигатель — типичный пример самодельного автомобиля начала шестидесятых

Автомобиль «Минимакс» Петра Зака (1974 г.) представлял собой машину вагонной компоновки с оригинальным кузовом — внешний каркас, сдвижные двери, плоские панели. Идеальная адаптация под скромные возможности самодельщика! Двигатель от мотоцикла «Иж-Планета-3», правда, оказался слабоват, и его пришлось поменять на силовой агрегат «Запорожца». Благо новые правила это уже позволяли. После публикации в журнале «Моделист-конструктор» машина привлекла внимание и ее создателя завалили письмами с просьбой прислать чертежи. А в то время уж «Запорожец»-то можно было купить без особых проблем, да и вторичный рынок был достаточно заполнен.

«Минимакс», 1975 г., Петр Зак, Москва

Самостоятельная постройка машины предполагала серьезные затраты денег и времени. В среднем это требовало нескольких лет, а по расходам часто обходилось дороже, чем покупка готового автомобиля. Кроме того, для этого требуется мастерская или просто гараж — несмотря на небольшое количество автомобилей, гараж тоже не так-то просто было построить или купить.

Купе с поднимающимися дверьми «Орор» («Чайка» по-армянски) Генрик Матевосян построил в квартире — полусобранный автомобиль пришлось извлекать краном! А затем устанавливать внешние панели кузова в сарае недалеко от дома. Машина получилась эффектной.

И еще нужны были узлы от серийных автомобилей и мотоциклов — хотя иногда самодельщики делали сами и узлы трансмиссии, и даже двигатели. А главное — нужны были материалы для шасси и кузова, которые были далеко не общедоступными. Эпоксидка, стеклоткань, листовая сталь и алюминиевые трубы не продавались в магазине «Все для самодельщика», все надо было где-то доставать. Но это не останавливало — разнообразных конструкций были сотни. Большинство из них представляли собой оригинальные разработки, аналогов которым промышленность не выпускала — и не только стильные купе, но и минивэны, кемперы, вездеходы и даже амфибии. Не все из них укладывались в требования нормативов, но благодаря участию объединений самодельщиков их удавалось зарегистрировать.

Любители и профессионалы

Некоторые самодельные автомобили создавались с участием профессионалов. Дизайнер Эдуард Молчанов принимал участие в проекте утилитарного микроавтомобиля «Муравей», который предлагалось строить всем желающим — и действительно, известны как минимум два варианта этой машины. Правда, выглядели они не так изящно, как на рисунках.

Одна из знаменитых самоделок — «КД Спорт 900» — вошла в историю благодаря своей красоте и тому, что машина была сделана сразу серией. Причина красоты очень простая — автомобиль проектировали сотрудники НАМИ. Стилем занимались Феликс Хадуков, Владимир Елтышев и Эдуард Молчанов, и при проектировании кузова использовалась обычная для автопрома технология — его поверхности рисовали на плазе (это такой большой чертеж в масштабе 1:1, на котором выстраиваются кривые, образующие поверхность). Затем на основе этого чертежа создавали выкройки деталей. Конструировали автомобиль Игорь и Леонид Дурновы, а также Антолий Сывороткин. Кузова изготовили и собрали на Московском заводе автомобильных кузовов, который возглавлял Кузьма Дурнов — именно его инициалы и зашифрованы в аббревиатуре КД.

Конструкция была типичной для самоделок: рама из стальных труб, для монтажа панелей кузова — пространственный каркас, также из труб, но меньшего сечения. Сами панели кузова из стеклопластика. Агрегаты — от ЗАЗ-965 (двигатель МеМЗ-966, 887 куб. см/27–30 л.с.), но благодаря хорошей аэродинамике автомобили развивали скорость до 125 км/ч. Проект был начат в 1963 году, а на публике машины появились в 1969-м — как видите, профессиональная проработка конструкции требует и времени не меньше, чем тратят на разработку заводы. КД изначально была задумана как серия автомобилей, чтобы такие трудозатраты на проект окупались. Достоверно известно, что сначала построили четыре одинаковых автомобиля красного цвета. Встречалась информация, что позже на сохранившихся матрицах был сделан еще один, а может быть, и два.

Братья Александр и Владимир Щербинины, художники по профессии, создали собственный автомобиль «Гран Туризмо», известный как ГТЩ, в 1969 году, и затем предлагали воспроизвести этот проект всем желающим. Ведь матрицы для стеклопластиковых панелей можно использовать несколько раз. Вероятно, другие самодельщики могли приобрести панели у Щербининых за деньги, но об этом, конечно, в то время не писали — темы себестоимости и добывания материалов для «самавто» вообще в СМИ не обсуждали.

Купе ГТЩ со стеклопластиковыми панелями получило двигатель и другие агрегаты от ГАЗ-21

Затем к проекту подключились братья Алгебраистовы, Юрий и Вячеслав. Они предложили сделать небольшую серию автомобилей — сварили сразу несколько рам, одну из них Щербинины подняли в свою квартиру на седьмом этаже и прямо на ней начали делать пластилиновый макет кузова. К слову, модельный пластилин, гораздо более твердый, чем школьный, тоже не так-то просто было достать. После этого по макету сделали матрицы для выклейки кузова. Частично собранную машину пришлось извлекать из квартиры краном.

Алгебраистовы сначала планировали сделать купе по проекту Щербининых, но получилась другая машина, хотя тоже класса Гран туризмо (двухдверное четырехместное купе). Машину назвали «Юна»

В итоге по проекту Щербининых было сделано два или три автомобиля, и как минимум один из них еще стоит во дворе дома Щербининых. Фактически они стали профессиональными автодизайнерами.

В зените славы

Уже в шестидесятые годы в Москве прошли первые выставки самодельных автомобилей, а в семидесятые, и особенно в восьмидесятые, все это приобрело всесоюзный размах — пробеги, передвижные выставки, постоянное освещение в профильных журналах типа «Моделист-конструктор» и «Техника — молодежи». И, конечно, телепрограмма «Это вы можете» («ЭВМ»).

Задуманная как рассказ об изобретателях, передача «ЭВМ» в конце семидесятых едва ли не половину сюжетов посвящала самоделкам. Я был на съемках двух или трех программ — работал в СКБ МАМИ и выпускал стенгазету «Вестник СНТО», и вот по какой-то из этих линий нас туда позвали. Правда, уже не помню, что там обсуждали. Зато мы попали в телевизор, что произвело фурор среди родственников.

Съемки были утомительными — ради получасового сюжета тратили целый день, причем, как и сегодня, в подобных «ток-шоу» было много бессмысленной болтовни: говорили люди из массовки преимущественно какие-то глупости, настоящий «глас народа». Профессиональные герои считали себя обязанными сообщить свою точку зрения по любому вопросу, даже если они ее придумали прямо тут… В обсуждении было что-то умное, но это могли заболтать. К счастью, это все вырезали при монтаже и получалось достаточно четко и внятно.

От скуки мы обменивались записками и после особенно впечатляющей реплики студент МАМИ Виктор Фомин (будущий главный редактор «Автомира» и еще пары автомобильных изданий) написал «Маразм крепчал!» и передал нам порадоваться. Ну а кто-то из нас (кажется, Юрий Нутрихин, он сейчас в НТЦ «АвтоВАЗа» работает) решил, что записка —  для «жюри», и она отправилась к ведущему — Владимиру Соловьеву… Тот прочитал с некоторым недоумением, но больше никак не отреагировал. Видимо, и он понимал, что ставка на общественное обсуждение профессиональных вопросов — это немного перебор. По крайней мере, в конце 80-х.

Известность самодельщиков, попавших на телеэкраны, позволила некоторым из них реализовать свою мечту. Автор «Ухты» и «Панголины» Александр Кулыгин был приглашен на АЗЛК. Вместе с ним туда пришел и его соавтор по проекту «Панголина» Константин Громадзкий, ставший впоследствии главным дизайнером завода.

«Панголина», 1980 г., Александр Кулыгин, г. Ухта

«Панголина» — возможно, самая главная «самоделка» СССР. Очень стильная и оригинальная. Конечно, проект совершенно не соответствовал нормам безопасности (при опрокидывании люди будут заперты). Это была вторая разработка Александра Кулыгина, до этого он сделал шестиколесный вездеход «Ухта».

Вездеход «Ухта» и его создатель Александр Кулыгин

На АЗЛК Кулыгина и Громадзкого пригласил в 1982 году директор завода Лев Борисович Васильев. А когда они устраивались, то принимал их уже Валентин Петрович Коломников, новый директор. Парадоксально, но знаменитость союзного масштаба Кулыгин был принят на должность макетчика — у него не было диплома о высшем образовании. Но именно ему поручили предварительную разработку стилистических и компоновочных решений универсала повышенной вместимости (минивэна), позже получившего название «Круиз». В нем было много оригинальных решений, и дело зашло достаточно далеко — были сделаны не только макет в масштабе 1:4, но и полноразмерные макеты. Позже опыт создания минивэна был реализован в АЗЛК-2139 «Арбат» — уже без Кулыгина. Помимо «Круиза» Александру довелось поработать и с седаном 2142.

Александр Кулыгин считал, что его недооценивают: его проекты не были приоритетными, а отсутствие диплома закрывало карьеру. Коллеги же считали, что для человека «с улицы» он получил слишком много и слишком быстро. Как говорится, не вписался в коллектив.

В 1986 году Александр ушел с АЗЛК, потом уехал в США и там в 2004 году погиб в ДТП на мотоцикле. Константин Громадзкий остался на заводе — у него образование было подходящее. И дорос до должности главы ХКБ (художественно-конструкторского бюро), то есть главного дизайнера.

«Лаура», 1985 г., Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов, Ленинград. Характерные особенности проекта: передний привод (ВАЗ-2108 только-только появился), эффектная внешность и мелкая серия — машин было две

 «Лаура» — еще один пример перехода из «самавто» в настоящий автопром: создатели этих автомобилей, ленинградцы Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов, получили целую лабораторию в составе НАМИ, но размещенную в Ленинграде. Туда их устроил министр автомобильной промышленности Владимир Поляков. В НАМИ они создали концепт минивэна «Охта». Сам генсек Горбачев пожелал им сделать из СССР законодателя мировой автомобильной моды. Они придумали новую версию «Лауры» (серия из десяти машин не была закончена), а также прототип «ЛуАЗа», который так и назвали — «Прото». В 1991 году лабораторию в Ленинграде закрыли.

«Лаура-2», «Охта» и «Прото»

Парфенов и Хаинов жаловались на бюрократию и обилие бумажной работы. А их коллеги были совсем не рады появлению внутренних конкурентов: установка для 3D-моделирования и другое ценное оборудование, которое НАМИ выпрашивал годами, как только появились, тут же отправились в Ленинград. Ведь именно там должны были создаваться автомобили, которые станут «законодателями мировой автомобильной моды»…

Позже они разошлись, Парфенов создал компанию «Лаура», которая стала дилером GM и выпускала броневики. Сам Парфенов организовал «Центр Стиль», который построил несколько оригинальных броневиков.

Самый нашумевший автомобиль от Парфенова — Combat T-98

Лаборатория Хаинова занималась оригинальными проектами. Внедорожник «Астеро» на шасси УАЗ, родстер повышенной проходимости Jump! Потом — гоночными прототипами для трофи-рейдов (с 2004 г.).

Проекты «Астеро» и Jump! Геннадия Хаинова

Противостояние?

В какой-то момент, примерно в середине восьмидесятых, стал назревать некоторый подспудный конфликт. «Самавто» благодаря передаче «ЭВМ» и поддержке других СМИ стали как-то противопоставлять автопрому. Дескать, сотни инженеров годами работают и не могут сделать, а тут один человек своими руками…

Я учился в МАМИ, это был единственный специализированный вуз страны, ориентированный именно на автомобильную промышленность, если не считать завода-ВТУЗа при ЗИЛе. В общем, мамисты, особенно студенты автотракторного факультета и двигателисты, чувствовали себя будущей элитой автопрома. Их в какой-то момент стали доставать пробивающиеся в статьях о самодельных автомобилях и выпусках «ЭВМ» настроения типа «вот кто настоящие герои, а эти-то на заводах о людях не думают и сделать ничего не могут и не хотят». Вознесенные на вершину популярности благодаря ТВ слесари и музыканты стали искренне верить, что они лучше разбираются в технике, чем профессиональные инженеры. Нам, студентам, было непонятно: зачем тогда мы-то учимся годами? А оказывается, можно вот так вот, что ли? То есть мы знали ответ — потому что все не так просто, как кажется. Вот вариатор на автомобиле «Весна» был просто огромный, примитивный и неэффективный по сравнению с вариатором DAF, с которого он был срисован.

Самоделки не всегда отличались изяществом. Но давали то, что не предлагала промышленность

Хотя сам факт, что человек потратил такие огромные усилия, чтобы реализовать свою идею, — тоже о многом говорит, иногда это важнее знаний и опыта. Сейчас они все — самодельщики из СССР — могли бы стать предпринимателями, конечно. Да они и тогда, по сути, ими и были.

Но качество машин все равно было, прямо скажем, сомнительным за редким исключением. Генрик Матевосян не так давно писал, что его «Орор» прошел два миллиона километров. Но это в руках чуткого владельца и производителя в одном лице. К тому же самодеятельные конструкторы вынуждены были закладывать огромные запасы прочности — они просто не умели рассчитать конструкцию достаточно точно. Или соответствие нормам безопасности. Какие могут быть деформируемые зоны в кузове, изготовленном в одном экземпляре? Их же никто не проверял никогда. А если проверять, то надо строить несколько машин, и по итогам испытаний, возможно, в них надо будет что-то менять. Когда речь о серийной модели, эти расходы на конструирование и испытания (НИОКР) раскладываются на тысячи и сотни тысяч выпускаемых машин. А когда она у вас одна или даже десять? Вот поэтому самоделки никогда не будут так хороши, как серийные модели. Примерно до пятидесятых годов, когда многие известные марки делали машины штучно, «ручная работа» — это было круто. Но Роллс-Ройсы или Ламборгини создавали руки профессионалов с огромным опытом, а не конструктора-дизайнера-слесаря в одном лице.

В одном из выпусков «ЭВМ» Геннадий Хаинов представлял созданный уже в лаборатории НАМИ вместе с Дмитрием Парфеновым автомобиль «Охта». И в ходе обсуждения проекта вдруг сказал, что самодельщик никогда не сможет сделать хорошую машину, этим должны заниматься профессионалы, и он теперь это знает точно, побывав в роли и того и другого. Разумеется, соратники (бывшие теперь уже) были возмущены — некоторые из них давно стали профессиональными не только изобретателями, но и шоуменами (как сказали бы сегодня). А эта ужасная «ересь» из уст самодельщиков, перешедших в автопром, фактически означала то, что у самодеятельного автомобилестроения нет будущего.

Это было примерно в 1988 году. Захарченко уже уволили из «Техники — молодежи». Совместно с Ильей Туревским (кажется, он работал в «За рулем») он выпустил книгу «Я строю автомобиль», которую проиллюстрировал Кулыгин. Организовывали пробеги…

А потом в 1990-м внезапно умер Владимир Соловьев, телепрограмма «Это вы можете» остановилась. Да и интерес к теме пропал по объективным причинам.

В 90-е голод на оригинальные автомобили стали удовлетворять другим способом. Хотя многие из самодельщиков нашли себя и в новом времени.

И все же самодельные автомобили продолжают появляться! Да, большинство таких машин — это глубокое «переосмысление» серийных конструкций (тюнинг). Но есть и уникальные экземпляры — в том числе и представленные на наших МоторШоу

Комментарии

роман
Владивосток
Круто!
153
15
Ответить
  
Омск
Сообщений: 15037
Пока на Западе и в Японии автопром шел вперед, на 1/6 суши кулибины-самоделкины развивались как могли. Спасибо партии и правительству.
Вернулся из бана
513
120
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 14949
Единственное по-настоящему интересное - Юна. Создано при советизме, при минимальных возможностях и достаточно эстетично. Даже через 30 лет дизайн машинки актуален. Кроме того, машина участвовала в пробегах и до сих пор на ходу и постоянно модернизируется.
87
23
Ответить
   
Томск
Сообщений: 899
"Астеро" - первые Санг-Йонги напомнил:)
Мой отзыв: Toyota Sprinter 1998
97
4
Ответить
     
Сообщений: 3682
Раньше хоть у машин дизаин у каждой свой был,а сейчас шильдик с логотипом убери,не поймешь что это за машина
Toyota Highlander 2012
Ford Taurus 1993
210
23
Ответить
grinder
Хабаровск
Книга "Я строю автомобиль" была в детстве. Красивая такая, цветная :)
118
2
Ответить
13095703
Откуда они такие красивые диски и колеса добывали в совке?
238
18
Ответить
  
Резиновая Столица Деревень
Сообщений: 9644
в начале 80-х в Ленинграде видел одну самоделку, так себе изделие
сейчас, если хочется резать и варить железяки, единственный вариант - строить каракаты
11
26
Ответить
  
Барнаул
Сообщений: 12360
13095703
Откуда они такие красивые диски и колеса добывали в совке?
Через моряков дальнего плавания. Или водил СовТрансАвто ( или как там его )
В Прибалтике легко достать было. Там иномарок было море даже в конце 70-х
НЕ БЫВАЕТ ПЛОХИХ МАШИН, БЫВАЮТ УПЁРТЫЕ ФАНАТИКИ
Мой отзыв: Kia Rio 2016
93
6
Ответить
Имярек
Посьет
Даааааа уж..Сколько самородков в России..Сколько идей пропало зря...Хорошо что авторов не посадили за космополитизм..))
110
10
Ответить
Добряк Альцгеймер
Да потому, что машину было не купить! Очередь была на несколько лет... Вот и клепали самоделки. Кроме того, в СССР было огромное количество технически грамотных, образованных людей. У власти, как и всегда в России были моральные уроды и наглухо зашоренные идиоты, но общий уровень образования был в стране высок и практически равный на всей территории страны.
337
19
Ответить
864367
Кемерово
в квартире строить автомобиль, это что то...😳
110
10
Ответить
     
Улан-Удэ
Сообщений: 73
Jump чертами напоминает Японский Isuzu VehiCross
Toyota Hilux Pick Up 1990
Не стоит ездить быстрее,чем летает твой ангел хранитель.
Мой отзыв: Toyota Hilux 1990
113
3
Ответить
  
Барнаул
Сообщений: 12360
M@zil@
Jump чертами напоминает Японский Isuzu VehiCross
ВехиКросс от Исузу - лютый огонь. Одна из самых недооцененных машин. По сути гражданский Багги в виде классического авто. Шикардос
НЕ БЫВАЕТ ПЛОХИХ МАШИН, БЫВАЮТ УПЁРТЫЕ ФАНАТИКИ
125
6
Ответить
Savik
Отец становился в очередь на 21063 в 86-м году , и так до развала СССР он и не дошла )
86
3
Ответить
 
Красноярский
Сообщений: 152
Смарт
Пока на Западе и в Японии автопром шел вперед, на 1/6 суши кулибины-самоделкины развивались как могли. Спасибо партии и правительству.
Зато сейчас выросло поколение руко....пов, не умеющее даже гайку закрутить или колесо поменять!
266
14
Ответить
    
Красноярск
Сообщений: 63279
Панголину красили лаком для ногтей.
32
8
Ответить
Savik
А в Европе кто хотел собрать машину своими руками , покупали вот такой комплект "Катерхэм"
104
7
Ответить
9274478
Кемерово
В социалистическом государстве человек не озадачен выживанием (зарабатыванием денег), поэтому и идёт развитие... творчество.... поэтому и в космос полетели... а что нам даёт капитализм... низменные потребности и деградацию...
344
71
Ответить
 
Сообщений: 4400
Летом 1983 года самодельные автомобили совершали автопробег Москва-Мурманск. Заезжали во многие города. Людей посмотреть на диковинные автомобили собиралось больше чем на первомайскую демонстрацию.
Интересная статья и много фоток здесь https://runaruna.ru/articles/1...
44
2
Ответить
Savik
SmartInfo
Зато сейчас выросло поколение руко....пов, не умеющее даже гайку закрутить или колесо поменять!
В теперешний , напичканный электроникой авто сам не полезешь ( если ты не враг своему авто )
43
57
Ответить
drive_33
Новосибирск
Лаура-2 прям очень напоминает Альфу ГТВ) и фары и боковины и хвост...
23
4
Ответить
Москва
"иногда самодельщики делали сами и узлы трансмиссии, и даже двигатели"(с).
-----
и ДВИГАТЕЛИ??? Но как, Холмс???
респект, конечно, за волю к жизни и творчеству, памятник им поставить за то, что из НИЧЕГО, из гаражного мусора, в условиях тотального дефицита всего...
но чудес не бывает - без спец/профильного образования мужики из гаражей не могли сделать то, что могут дипломированные дизайнеры и механики в хороших условиях. Вот и получались на выходе (если честно сказать) УШЛЁПИЩА страшные. Еще раз - медаль и почет, за то, что БЕЗ всяких условий такое создали, в квартирах и гараже, НО - в сравнении с мировым автопромом это ушлепища. И дико, когда тупой Горбачев звонит на завод и туда по блату принимают гаражного Васю без образования в дизайн-бюро. "Обгоним мировой автопром", хе, Горби действительно дурак, клинический идиот, а не просто предатель. Соответственно и результат. И умер АЗЛК под такими правителями - гнида Лужков с армянами добили и разворовали.
116
37
Ответить
 
Сообщений: 4400
Про Астеро помню читал тест в Авторевю и неоднократно видел вживую. Рама УАЗ, двиг от ГАЗ 53, кузов оригинальный. Но это конечно гораздо более поздний проект конца 90-х-начала 2000-х.
14
 
Ответить
 
Сообщений: 4400
864367
в квартире строить автомобиль, это что то...😳
идея не нова
196
 
Ответить
 
Сообщений: 4400
Savik
Отец становился в очередь на 21063 в 86-м году , и так до развала СССР он и не дошла )
У моего бати в 80-е за 10 лет машину получил только один мужик. Но он работал в как это сейчас назвали бы бюджетной организации. В леспромхозе по рассказам машину можно было получить года за 2-3.
42
1
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 25996
Злой совковый корч турбовый!
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
27
5
Ответить
     
Нижний Новгород
Сообщений: 2638
Панголина - наш ответ Ламборгини Контач!
41
1
Ответить
   
Большая страна
Сообщений: 25871
864367
в квартире строить автомобиль, это что то...😳
Я лодку "окунь" Зимина в квартире стоил)))
30
 
Ответить
  
Сообщений: 8407
Неплохой обзорчик
32
1
Ответить
10885158
9274478
В социалистическом государстве человек не озадачен выживанием (зарабатыванием денег), поэтому и идёт развитие... творчество.... поэтому и в космос полетели... а что нам даёт капитализм... низменные потребности и деградацию...
Он не озадачен зарабатыванию денег, потому что на социалистические деньги в социалистическойьэкономике попросту нечего купить.
Кругом нужен блат и связи, или складывай эту нарезанную бумагу на сберкнижку.
93
76
Ответить
Саша
Москва
В фильме операция с новым годом у киллеров тоже неплохой вездеход был
14
5
Ответить
    
2:5090/24
Сообщений: 58408
Крутые были гонки для тех времен!
17
6
Ответить
Вадим
Екатеринбург
Нашёл в Ютубе амфибию "Ихтиандр-2" в выпуске программы "Это Вы Можете". Забавно посмотреть.
14
1
Ответить
     
Корея, Сеул
Сообщений: 2988
SmartInfo
Зато сейчас выросло поколение руко....пов, не умеющее даже гайку закрутить или колесо поменять!
Это уже не говоря о предыдущем поколении таких же руко....пов, не умеющее даже запрячь лошадь или подковы набить...
Каждому поколению свои умения.
Иностранный Агент
111
22
Ответить
111
Тында
У панголины перед на ламборгини контач похоже
9
2
Ответить
АМК
Какая же вонь была на нижних этажах МАМИ. Как во дворе МАДИ.
10
5
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7798
SmartInfo
Зато сейчас выросло поколение руко....пов, не умеющее даже гайку закрутить или колесо поменять!
Я бы ещё добавил, вечно всем недовольных руко...ов.
54
6
Ответить
     
Ачинск
Сообщений: 3305
Дефицит и много свободного времени у "мозгов" на привязи.
21
2
Ответить
    
Сообщений: 36455
Добряк Альцгеймер
Да потому, что машину было не купить! Очередь была на несколько лет... Вот и клепали самоделки. Кроме того, в СССР было огромное количество технически грамотных, образованных людей. У власти, как и всегда...
вот бы кто объяснил откуда очередь образовалась если зарплата была как вещают была 120..

по теме.
самая запоминающаяся в то время была на мой взгляд Панголина.
19
22
Ответить
   
Киров
Сообщений: 780
Этот неловкий момент, когда гаражные самодельщики могли лучше и интереснее, чем огромные автозаводы. Стыдно.
43
36
Ответить
    
Сообщений: 36455
Savik
А в Европе кто хотел собрать машину своими руками , покупали вот такой комплект "Катерхэм"
ну не только Катерхем, но и Себринг, и даже Кобру...да и вообще много чего..
хотя как то подобное видел на Черноморском побережье. Но то скорей всего самоделка была.
кстати почему то никто не возит сейчас подобное.
завозишь как запчасти ,а регистрируешь как самоделку..
есть желание таким макаром Вилис привезти. реплику.
24
1
Ответить
    
Сообщений: 36455
Т Д
"иногда самодельщики делали сами и узлы трансмиссии, и даже двигатели"(с). ----- и ДВИГАТЕЛИ??? Но как, Холмс??? респект, конечно, за волю к жизни и творчеству, памятник им поставить за то,...
мотор с нуля в гараже?
да бул шит чистейший.
это литейку с кузнечным цехом там организовать надо.
вот интересно КАК. пусть бы написали.
37
7
Ответить
    
Сообщений: 36455
10885158
Он не озадачен зарабатыванию денег, потому что на социалистические деньги в социалистическойьэкономике попросту нечего купить.
Кругом нужен блат и связи, или складывай эту нарезанную бумагу на сберкнижку.
да ладно сказки рассказывать.
квартира к примеру кооперативная стоила 2-4 тысячи руб. в зависимости от региона. причём не однокомнатная.
машину купить так же без проблем.
вот сегодня захотел, а в воскресенье купил.
проблема была , как эти бабки заработать.
23
71
Ответить
    
Сообщений: 36455
а вот
«Ленинград», 1956 г., Аркадий Бабич, Ленинград.
вижу впервые.
для 56 года чума..
что то подобное делали для спорта из 21 волги, но уже позже.
25
1
Ответить
  
Санкт-Петербург
Сообщений: 450
С одной стороны очереди на автомобиль, на квартиру. Правда были ЖСК и предпрития строили жилье для своих работников, родители так и получили, это как-то решало проблему.
С другой у людей было время и возможности для творчества и самореализации, они не были заняты постоянными заботами по оплате кредитного автомобиля и ипотечного жилья.
Они это же делали не потому что им кровь из носу был нужен автомобиль, а потому что им было это интересно.
Кто-то картины рисует, а кто-то машину делает.
89
8
Ответить
  
Санкт-Петербург
Сообщений: 450
fareast
вот бы кто объяснил откуда очередь образовалась если зарплата была как вещают была 120..

по теме.
самая запоминающаяся в то время была на мой взгляд Панголина.
Зарплата 120 была у молодого специалиста, после института. То есть из него еще нужно было сделать профессионала. Дальше и служебный рост, и доплата за стаж и прочее.
И люди рабочих профессий в СССР поболее зарабатывали. Для хорошего водителя например 120 р. в месяц вообще не зарплата была. 250-300 р. зарабатывали, дальнобои и больше, при этом не как сейчас, не гоняли сутками бе сна и отдыха.
90
6
Ответить
    
Сообщений: 36455
Ёжж_bB
Зарплата 120 была у молодого специалиста, после института. То есть из него еще нужно было сделать профессионала. Дальше и служебный рост, и доплата за стаж и прочее. И люди рабочих профессий в СССР поболее...
хе хе..
уже интресней. оказывается 120 получал молодой специалист.
а если копнуть глубже то окажется и не 120 а по более..
дальнобои по 250-300?
да не смеши мои тапки .
200 водитель городского автобуса получал
13
55
Ответить
14592114
Иркутск
поддержу предыдущее высказывание,,, раньше людей не ограничивали в творчестве (если оно не крамольное и тогда не было желающих прибивать свои яйца гвоздями к мостовой))) а сейчас правительство готово чуть ли не казнить за тюнинг или самоделки,,. и когда этим можно заниматься если реально нужно думать как выжить и накормить детей... всё идёт к тому что бы электорат не мог думать и мечтать, он должен больше работать и быстро умирать...до наступления пенсионного возраста и начала пользования каких либо льгот..
97
10
Ответить
9274478
Кемерово
10885158
Он не озадачен зарабатыванию денег, потому что на социалистические деньги в социалистическойьэкономике попросту нечего купить.
Кругом нужен блат и связи, или складывай эту нарезанную бумагу на сберкнижку.
Дефицит товаров сделали искуственно, горбачев и ельцин марионетки запада, что бы подвести народ к смене социалистического строя.... потом народу дали путина и нефть по 120 баксов... и началось порабощение народа...
70
39
Ответить
Erhan
Покровск
Неистовый вожак
Панголину красили лаком для ногтей.
Другую машину красили. Не "Панголину"...
6
1
Ответить
Erhan
Покровск
Т Д
"иногда самодельщики делали сами и узлы трансмиссии, и даже двигатели"(с). ----- и ДВИГАТЕЛИ??? Но как, Холмс??? респект, конечно, за волю к жизни и творчеству, памятник им поставить за то,...
Двигатели делали! Погугли, с ходу сказать не могу кто. Но было!...
13
5
Ответить
Erhan
Покровск
fareast
мотор с нуля в гараже?
да бул шит чистейший.
это литейку с кузнечным цехом там организовать надо.
вот интересно КАК. пусть бы написали.
Гугл в помощь, было!
7
6
Ответить
    
Сообщений: 1489
Смарт
Пока на Западе и в Японии автопром шел вперед, на 1/6 суши кулибины-самоделкины развивались как могли. Спасибо партии и правительству.
Очередной выс..ер от эксперда с праворулием головного мозга. Ты хоть когда чушь пишешь читаешь ее потом? Или ты не читаешь что пишешь?
27
39
Ответить
 
Томск
Сообщений: 5644
Вот на этом канале https://www.youtube.com/user/X... сын Парфёнова с друганом пробуют восстановить некоторые самоделки
Мой отзыв: Москвич 410 1960
6
1
Ответить
 
Томск
Сообщений: 5644
Тренер Шумахера
Вот на этом канале https://www.youtube.com/user/X... сын Парфёнова с друганом пробуют восстановить некоторые самоделки
конкретно здесь https://www.youtube.com/playli...
1
1
Ответить
 
Сообщений: 4400
9274478
Дефицит товаров сделали искуственно, горбачев и ельцин марионетки запада, что бы подвести народ к смене социалистического строя.... потом народу дали путина и нефть по 120 баксов... и началось порабощение народа...
дефицит возник задолго до Горбачева. А при Ельцине в дефиците стали только деньги у людей, все остальное появилось очень быстро.
44
12
Ответить
Николай
Чита
G_Kar
"Астеро" - первые Санг-Йонги напомнил:)
В Чите эту радость помнят ) Их одно время собирали в соседнем Агинске, а потом переправляли в райцентр. На территории мотеля, принадлежащего владельцу сборочного цеха, можно было увидеть несколько ярких машинок - синий и жёлтый точно помню...
10
 
Ответить
  
Санкт-Петербург
Сообщений: 450
fareast
хе хе..
уже интресней. оказывается 120 получал молодой специалист.
а если копнуть глубже то окажется и не 120 а по более..
дальнобои по 250-300?
да не смеши мои тапки .
200 водитель городского автобуса получал
Читайте внимательно, я написал, что дальнобои зарабатывали больше этой суммы.. Дальнобои зарабатывали и по 800 р., но это уже Совтрансавто.
У меня отец работал водителем, зарабатывал в вилке 200 - 300 р. при сдельной оплате, рейсы по области.
Мама работала овощеводом, зарплата была как раз 180 р.
Плюс такая отсталая традиция, как 13я зарплата, мат. помощь к отпуску, премии за сдачу плана.
На 1986й год средняя зарплата по стране была 195 р. Оклад генерального секретаря был 800 рублей.
79
2
Ответить
3641922
Ольга
13095703
Откуда они такие красивые диски и колеса добывали в совке?
На самом деле, довольно часто, их не привозили из-за границы (как тут пишут), а изготавливали в единичных экземплярах на различных производствах (в которых тогда не было недостатка)...
36
1
Ответить
  
Сообщений: 8989
Savik
А в Европе кто хотел собрать машину своими руками , покупали вот такой комплект "Катерхэм"
я бы пособирал...
8
1
Ответить
роман
Круто!
Чем плох социализм: ни хрена нет. А создать частную лавочку, чтобы что-то производить/продавать - нельзя- "хапуга", "кооператор" - короче- враг народа.
41
22
Ответить
  
Сообщений: 8989
9274478
В социалистическом государстве человек не озадачен выживанием (зарабатыванием денег), поэтому и идёт развитие... творчество.... поэтому и в космос полетели... а что нам даёт капитализм... низменные потребности и деградацию...
капитализм это нормально. только вот во власти как и в жизни должна быть конкуренция, борьба за голоса и реальные дела. а не кучка пустословов с танками и полицаями в качестве защиты
66
13
Ответить
  
Сообщений: 8989
Kyojima
Это уже не говоря о предыдущем поколении таких же руко....пов, не умеющее даже запрячь лошадь или подковы набить...
Каждому поколению свои умения.
50+ телефон сенсорный аля смартфон осваивают годами...
у меня сыну 1.8 включает сам мультики на мобиле. а вот скажу я его деду, моему отцу включить мультики на мобиле, залипнет надолго...
так что ты прав. у каждого поколения свои интересы, эпохи и навыки...
35
13
Ответить
   
Orenburg
Сообщений: 723
Было кино в 82 году, "Путешествие будет приятным". Там в одном эпизоде был парад самоделок, и действие происходит в основном с участием самодельной амфибии.
2
1
Ответить
 
Санкт-Петербург
Сообщений: 231
Есть клип с участием Панголины!
https://youtu.be/QCreETIEWWM
1
 
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 123
Блин, отдельные концепты просто чертовски крутые. В угловатости 70-80-х есть неповторимый шарм.
15
1
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 5461
Над бардачком что - аудиокассеты?
27
 
Ответить
Добряк Альцгеймер
Ёжж_bB
Читайте внимательно, я написал, что дальнобои зарабатывали больше этой суммы.. Дальнобои зарабатывали и по 800 р., но это уже Совтрансавто. У меня отец работал водителем, зарабатывал в вилке 200 - 300...
Кое-что из личных воспоминаний:
1987 год. папа, заместитель командира полка получал 380 руб. Мама, учительница математики, рублей 180-200... Я тогда в технаре учился и на производственной практике два месяца работал в СДРСУ-2 в г. Астрахань машинистом катка 4-гог разряда. Получал 240 рублей. Первые мои заработанные деньги, если не считать ежегодные поездки на лето в колхозы на уборку урожая помидоров и ли арбузов. Было мне 17 лет. "Москвич" 2140 был у нас уже много лет, а через год папа купил ВАЗ 2108... Долго ждал машину в очереди, даже вот модельновая вышла.
36
6
Ответить
    
Новокузнецк
Сообщений: 44350
Smidsy
капитализм это нормально. только вот во власти как и в жизни должна быть конкуренция, борьба за голоса и реальные дела. а не кучка пустословов с танками и полицаями в качестве защиты
товарищу майору понравится
10
5
Ответить
Илья Каплан
Скоро начнется то же самое, что было в СССР. Мировые автопроизводители из РФ кк-то бочком-бочком уходят, оставляя только бюджетные седаны и бюджетные же кроссоверы... К тому же, достать детали и материалы сейчас проще - нет дефицита, а вот целый автомобиль стоит космических денег... Всё движется по спирали...
22
17
Ответить
    
Сообщений: 36455
Erhan
Гугл в помощь, было!
ещё один умник.
нах мне гугл.
ты может ювелирку или зстоматологию с автопромом попутал? ну так там муфельной печи хватит.

я в то время жил, а ты видать нет.
ты бы сам погуглил бы ,что надо для выработки к примеру чугуна.
когда узнаешь, вообрази как это всё это где то надо взять, при том, что в магазинах это не продавалось, потом затащить всё это в гараж. желательно так, что бы об этом никто не знал.
энергию ты откуда брать будешь, с ветряка на крыше?
когда энергосети увидели бы расход пришли бы на следующий день , причём не одни, а с людьми с конторы.
что такое КОНТОРА в СССР надеюсь знаешь?
и уверяю тебя , что чувак надолго бы поменял род занятий..
в лучшем случае бы лесорубом стал.
а так ТЕОРЕТИЧЕСКИ наверное можно..
в Китае в одно время чуть ли не каждом дворе доменная печь стояла...
только чугун был как пуля из одной субстанции..
это я ещё тему не развиваю про кузнечный пресс
19
15
Ответить
10885158
fareast
да ладно сказки рассказывать.
квартира к примеру кооперативная стоила 2-4 тысячи руб. в зависимости от региона. причём не однокомнатная.
машину купить так же без проблем.
вот сегодня захотел, а в воскресенье купил.
проблема была , как эти бабки заработать.
Да ну? Любой гражданин с мешком денег мог вступить в кооператив?
Машину купить без проблем?

Может, и путевки в Таиланд продавались?

Школьники, не -вставшие социализм по возрасту, убивают своими комментариями.
44
12
Ответить
10885158
9274478
Дефицит товаров сделали искуственно, горбачев и ельцин марионетки запада, что бы подвести народ к смене социалистического строя.... потом народу дали путина и нефть по 120 баксов... и началось порабощение народа...
Ты что-то путаешь - как раз при Ельцине уже никакого дефицита не было, всё продавалось свободно.
А сам дефицит был на всём протяжении истории СССР, кроме разве что НЭПа.
24
15
Ответить
    
Сообщений: 36455
Ёжж_bB
Читайте внимательно, я написал, что дальнобои зарабатывали больше этой суммы.. Дальнобои зарабатывали и по 800 р., но это уже Совтрансавто. У меня отец работал водителем, зарабатывал в вилке 200 - 300...
ну вот видишь как всё просто.
ты оказывается в ТЕМЕ.скажу , что ты первый кто вспомнил про 13 зарплату, но забыл упомянуть про квартальные премии, которые у ИТР доходили до обычной зарплаты.
сколько в совтрансавто платили , не в курсах, номой папенька всю жизнь отработал на колымской трассе водителем.
приезжая в отпуск беседуя со своими коллегами за рюмкой чай узнавал сколько им платили, и сколько получал сам.
так вот многие, узнавая его зарплату там и условия труда говорили, что им это НАХ не нужно.
имеют в тепле рублей 500-600 + на леваке зарабатывают. а некоторые водители в некоторых регионах могли и за зарплатой не ходить. Отдадут завгару раз в месяц какую то копейку и все довольны.
это к чему я всё пишу.
да к тому , что один человек тут написал, что купить было не на что и нечего.
было на что и было чего. были ли бы бабосы.
Исходя из того, что в очереди на авто стояли годами, а на балке новый жигулятор стоил минимум на 50% дороже, то можно сделать вывод что народ не так уж плохо и жил.
35
6
Ответить
    
Сообщений: 1382
При СССР отечественные авто гнали за рубеж, там они были востребованы и приносили громадную прибыль, сравнимую с экспортом сырья. В современной России отечественные авто нахрен никому не нужны там. За редким исключением. Получается, плановая социалистическая экономика была эффективнее нынешней капиталистической рыночной?
На балке:
- Моня, ты шо мне продал? Она ж дымит!
- Сеня, на этих тачках не ездят, а зарабатывают!
61
14
Ответить
    
Сообщений: 36455
Smidsy
капитализм это нормально. только вот во власти как и в жизни должна быть конкуренция, борьба за голоса и реальные дела. а не кучка пустословов с танками и полицаями в качестве защиты
ну если капитализм нормально, то какого ты х..ра тогда ноешь в каждой ветке как тебе тяжело живётся?
30
12
Ответить
10885158
Ёжж_bB
Читайте внимательно, я написал, что дальнобои зарабатывали больше этой суммы.. Дальнобои зарабатывали и по 800 р., но это уже Совтрансавто. У меня отец работал водителем, зарабатывал в вилке 200 - 300...
На эти деньги всё равно было нечего купить без связей и блата.
12
18
Ответить
10885158
не хочу подписываться
При СССР отечественные авто гнали за рубеж, там они были востребованы и приносили громадную прибыль, сравнимую с экспортом сырья. В современной России отечественные авто нахрен никому не нужны там. За...
Эффективнее в чём? В пустых прилавках магазинов?

А машины гнали на экспорт в соцлагерь, и чаще всего за бесплатно всяким неграм, кубинцам и прочим голодранцам под красным знаменем.
29
26
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 10677
Смарт
Пока на Западе и в Японии автопром шел вперед, на 1/6 суши кулибины-самоделкины развивались как могли. Спасибо партии и правительству.
Потому что выжигалось все предпринимательство, кулаков расстреляли почти всех. Если ты не на государство работаешь, считали врагом.
22
15
Ответить
  
Сообщений: 400
10885158
На эти деньги всё равно было нечего купить без связей и блата.
На рынке все было , бери не хочу.
Мой отзыв: BMW X5 2004
25
10
Ответить
  
Аг
Сообщений: 276
Астеро потом сделали небольшую партию в моём поселке. Странное время было, где Ленинград и где Агинское. Последний бампер из стеклопластика из остатков запчастей Астеро так и лежит где-то во дворе местной гостиницы.
6
 
Ответить
  
Аг
Сообщений: 276
Николай
В Чите эту радость помнят ) Их одно время собирали в соседнем Агинске, а потом переправляли в райцентр. На территории мотеля, принадлежащего владельцу сборочного цеха, можно было увидеть несколько ярких машинок - синий и жёлтый точно помню...
бампер от желтой там лежал до недавнего времени, пока мотель китайцам не продали. может и сейчас лежит )))
4
 
Ответить
Ruslan Bektemirov
Erhan
Гугл в помощь, было!
Была у меня эта книга (я строю автомобиль)там пожилой человек с бородой повествует что даже поршни сам изготавливал но ресурс моторов крайне низкий 5,7,12 тысяч км(если не ошибаюсь) речь шла о трёх моторах
11
 
Ответить
  
Санкт-Петербург
Сообщений: 450
10885158
На эти деньги всё равно было нечего купить без связей и блата.
Покупали и без связей и без блата. Дефицит безусловно был, например импортную аудиотехнику или мебель купить было сложно и блат тут очень помогал, собственно любой импорт был дефицитен, были очереди и хватало не всегда. Но в магазине "Телевизоры" реально стояли телевизоры, в магазине "Мебель" реально мебель. Даи с продуктами беды не было. Другое дело что разнообразие с нынешним было не сравнить, но и качество тоже. Но ведь хотелось чтобы не как у всех. Тут и вступали в дело связи и блат.
Действительно пустые полки начались году в 1989, когда машина перестройки набрала ход, тогда же появились и талоны. У нас тогда почему-то в магазинах одна "Морская капуста с кукумарией" стояла, красивыми пирамиками из банок.
43
10
Ответить
 
Новороссийск!
Сообщений: 7997
Жаль, Что так много хороших авто так и остались на уровне самоделок
SH5 - познакомил
BPE - эксплуатируем
Tempora labuntur tacitisque senescimus annis
7
1
Ответить
    
Сообщений: 36455
10885158
Да ну? Любой гражданин с мешком денег мог вступить в кооператив?
Машину купить без проблем?

Может, и путевки в Таиланд продавались?

Школьники, не -вставшие социализм по возрасту, убивают своими комментариями.
ХЕ ХЕ.
ЛЮБОЙ гражданин с мешком денег мог вступить в кооператив. а что какие то проблемы с этим были?
ну если только в Москве,Ленинграде да закрытых городах.
проблема была только в том. что любому гражданину с мешком денег кооператив был уже НЕ ИНТЕРЕСЕН.
ну так с мешком денег можно дом купить. или с этим тоже проблемы были? первый раз слышу.
А зачем ты сейчас Тай сюда приплёл?
у нас все граждане в Тай ездят? вроде нет. Гугель пишет всего у 28 % есть загран паспорт.
из этих 28 % отдыхать за границу ездят всего 5% ..как тут модно говорить 5% карл...всего ПЯТЬ.. причём эти 5 % ездят и в те страны , в которые в СССР они ездили БЕЗ ЗАГРАН ПСПОРТА
причём всего 10% моугт позволить себе поехать отдыхать .......барабаннная дробь...В ДРУГОЙ ГОРОД РОССИИ.

была ли возможность в СССР поехать в Тайланд?
думаю, что нет. Но. но к примеру на Кубу , это те же тропики , БЕЗ ПРОБЛЕМ.
если интересовал именно тот регин то скорей всего только морем да и то без захода в порты.
помню был такой круиз "Из зимы в лето" на пароходе на экватор.
были ли возможность поехать отдыхать за границу в СССР. да была. не столь широкая как сейчас ,и с нюансами , но была. Страны самые разные. от соц стран, до кап стран. Опыт был. сам ездил.
ещё раз. Были бы БАБОСЫ. причём данное утверждение действительно ДЛЯ ВСЕХ ВРЕМЁН, НАРОДОВ и РЕЖИМОВ.
35
16
Ответить
 
Новокузнецк
Сообщений: 174
...кто заинтересовался темой, много интересной и БОЛЕЕ точной информации тут: http://auto-junior.info/istori...
1
 
Ответить
10885158
Влад77711
На рынке все было , бери не хочу.
На каком рынке можно было купить квартиру?
14
17
Ответить
10885158
fareast
ХЕ ХЕ. ЛЮБОЙ гражданин с мешком денег мог вступить в кооператив. а что какие то проблемы с этим были? ну если только в Москве,Ленинграде да закрытых городах. проблема была только в том. что любому гражданину...
Я же говорю - школьники, не заставшие СССР по возрасту, умиляют своими комментариями.

На Кубу у них советский гражданин мог поехать «без проблем»... б-г-г… ага, и в космос слетать… пишите ещё.
43
15
Ответить
Москва
fareast
вот бы кто объяснил откуда очередь образовалась если зарплата была как вещают была 120..

по теме.
самая запоминающаяся в то время была на мой взгляд Панголина.
есть мнение, что слухи о "нищете" советских граждан сильно преувеличены. Продавцы получали 120 руб, но директор магазина - 300, а начальник управления - 400. Серая мышка рядовая в госбанке 120, но директор городского управления банка 450. А еще были шакие штуки как премии. Директор автобазы 400, с премиями-700 руб. Шахтеры 800 руб. (за тяжелую и опасную работу). Завод: начинающий инженер 120, старый инженер 300, директор завода 450, токарь простой 230-300, токарь на ЧПУ - 350, токарь самый крутой - носили на руках, квартиру вне очереди, зп 800 руб.
Студенты в стройотрядах - 500-600 в месяц, за лето домой тыщу-полторы привозили. На БАМ молодежь ездила не только за кострами, песнями и любовью, а и за деньгами. Актер Соколов говорит, что в 22 года поехал на БАМ и заработал на кооп кв в Москве (это около 4 тыс руб) и на новое Жигули-копьё (5500 руб). Вот жесть, 3-комн квартира в Москве в кооперативном доме (были кирпичные, с лоджиями, лучше хрущеб) стоили дешевле Жигулей!
АВИАбилет Москва-Владивосток в ссср стоил 132 рубля. Хлеб 18-22 коп. , кино 20 коп, слоёнка с повидлом (наивкуснейшая во Вселенной вещь - 7 коп, пирожное 22 коп). Литр бензина копеек 20-30. Велосипед 40 руб, мопед 220, мотоциклы 500-700-1000.
В общем, если прикинуть зарплаты - жили даже не хуже, чем сегодня многие! И вышеперечисленные зп - у большинства, а были люди намного больше получавшие, композиторы вообще гребли, первый офиц миллионер - Юрий Антонов. Пенсионный возраст не рос, на работе по 12 часов не заставляли. Санатории, курорты, образование, медицина, профилактории - все бесплатно
77
7
Ответить
Добряк Альцгеймер
fareast
ну вот видишь как всё просто. ты оказывается в ТЕМЕ.скажу , что ты первый кто вспомнил про 13 зарплату, но забыл упомянуть про квартальные премии, которые у ИТР доходили до обычной зарплаты. сколько...
Шахтеры в те времена получали рублей 400-600... Мы в конце 80-х переехали в г. Шахты Ростовской области. В 90-х я видел все ужасы кризиса, когда почти все мужское население этого городка было выброшено на улицу, т.к. все шахты закрылись одна за другой. И люди, привыкшие считать себя рабочей элитой уже не в первом поколении вдруг оказались не у дел. Гонору много, а навыков кроме как рубать уголь никаких... Тяжелое было время! Вслед за ставшими ненужными шахтами закрылись и все сопутствующие предприятия, завод шахтного оборудования, автобазы, некоторые специализированные медицинские учреждения...
37
 
Ответить
Москва
fareast
мотор с нуля в гараже?
да бул шит чистейший.
это литейку с кузнечным цехом там организовать надо.
вот интересно КАК. пусть бы написали.
журналюги-они гуманитарии, далеки от механики. Я как инженер и изумился, это НЕВОЗМОЖНО действительно - опоки ,литьё, фрезерные станки, кузнечка, высокоторная токарка… да бред. Ну воровали с заводов, втихушку точили на заводских станках после смены или в перерыве детали, таким образом приворовывая, выносили в штанах отдельные изделия. Но сделать ДВИГАТЕЛЬ - с картером, шатунами-поршнями - несерьезно. Максимум - заводские немножко видоизменяли, может растачивали, посадочную плиту по месту делали, переходники.
15
3
Ответить
333
Иркутск
Волк тоже в духе времени
 
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 9549
вот это материал! Зачет!
Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
Мой отзыв: Nissan Skyline GT-R 2006
16
 
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 2667
fareast
вот бы кто объяснил откуда очередь образовалась если зарплата была как вещают была 120..

по теме.
самая запоминающаяся в то время была на мой взгляд Панголина.
Да как - соседи лет 5 или 6 сидели жрали капусту, картошку и селедку. Накопили на 6-ку и как-то с очередью порешали. ******. Это начало 80 годов. А сейчас - ну на дошике 5 лет посидишь, по 10 в месяц копить, За 6 лет 720 тыщ накопишь. Как-раз на Весту. Короче - ***** не поменялось. :-) Но хоть сейчас есть выбор б/у купить за 400-500 рублей нормальную
16
6
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 2667
alexiv79
Да как - соседи лет 5 или 6 сидели жрали капусту, картошку и селедку. Накопили на 6-ку и как-то с очередью порешали. ******. Это начало 80 годов. А сейчас - ну на дошике 5 лет посидишь, по 10 в месяц копить,...
За сколько вщяли не помню - но что-то п овоспиминаниям тогда тыщ 5-6 руцблей жига 6-ка стоила
3
3
Ответить
     
Барнаул
Сообщений: 2667
Ёжж_bB
Покупали и без связей и без блата. Дефицит безусловно был, например импортную аудиотехнику или мебель купить было сложно и блат тут очень помогал, собственно любой импорт был дефицитен, были очереди и...
Как щас помню банки с морской капустой и нах никому не ныжные бычки в томате. Еще хлеб ьыл и мыло по-моему - все. В остальном универсами на полках шаром покати. Это где-то 89 год
15
1
Ответить
dyzer2010
Иркутск
13095703
Откуда они такие красивые диски и колеса добывали в совке?
Для Юны их на Иркутском авиазаводе делали ( сам создатель машины в интервью говорил )
12
 
Ответить
    
Светлогорск (Калининград)
Сообщений: 1145
10885158
Он не озадачен зарабатыванию денег, потому что на социалистические деньги в социалистическойьэкономике попросту нечего купить.
Кругом нужен блат и связи, или складывай эту нарезанную бумагу на сберкнижку.
Чё это не купить-то было? У меня дед при социализме 3 квартиры кооперативные купил и две машины (ЛуАЗ и Волгу 24-10) и ещё постоянно путевки выходного дня дочкам брал ( моей маме и тете - они близнян)) их с иголочки одевал и сам одевался отлично)))
Audi A4 2.0 TDI S-TRONIC S-line 2018 г.
Лада Х-рей 1.8 AМТ Comfort 2019 г. - машина жены
Мои отзывы: ЛуАЗ ЛуАЗ 1979, Audi 80 1991
20
10
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром