В этом году местом старта ралли-рейда «Шелковый путь» впервые оказалась Сибирь, а конкретнее — Иркутск. В преддверии гонки, которая началась в минувшие выходные, регион накрыло стихийное бедствие: реки вышли из берегов, смыло или затопило тысячи домов, основная, по сути — единственная трасса, была заблокирована. Корреспондент Drom.ru наблюдал за предстартовой подготовкой и началом гонки непосредственно на месте событий.
Командам в любом случае пришлось заложить много времени на путь до отправной точки ралли-рейда. Французы, например, выдвинулись аж 21 июня. Да что там, белорусы и те удивлялись: едем-едем, уже несколько дней, а упереться все не можем! И все же «упереться» пришлось. Сюжет закручивался, как в фильме, но на фоне реальной катастрофы. Случилось страшное наводнение, город Тулун почти смыло с лица земли, из-за чего в 400 км от Иркутска была перекрыта федеральная трасса Р-255 «Сибирь», по которой должны прибывать участники. Пробки растянулись на полстраны.
Других «цивилизованных» автодорог с запада на восток у России здесь просто нет, разве что в объезд через БАМ. Этот путь, долгий и «дикий», увеличивает расстояние примерно на 600 км, а частью своей идет по «медвежьим тропам» абсолютно безлюдной тайги. Но именно этот маршрут для нескольких «техничек» из состава участников «Шелкового пути» стал выходом из блокады и превратился в некий внеплановый «пролог» всей гонки. Остальные, благодаря усилиям ликвидаторов последствий затопления, продолжили движение по основной магистрали.
Впервые жителям и властям Иркутской области пришлось столкнуться сразу с двумя вызовами. Мероприятия такого масштаба и уровня, как «Шелковый путь», сюда еще не приходили, а тут и природа повела себя крайне агрессивно. Но срыва плана не случилось, и уже 4 июля основной контингент предстоящего ралли-рейда по-своему ярко и шумно наводнил иркутские улицы. Для базирования отвели сравнительно компактный периметр, по сути, в административном и историческом центре Иркутска. Рядом с Ангарой, в окружении старинных храмов разместился сервисный парк. Так что грохот железа, выстрелы цилиндров, звон инструмента и прочую необходимую суету время от времени сверху накрывал мелодичный перезвон колоколов.
Почему в этот раз «Шелковый путь» начинался именно здесь? По информации дирекции проекта, этому способствовали два основных фактора: уже давно Монголия желала провести эту гонку на своей территории, а у спонсоров зрела идея включить в маршрут ралли-рейда локацию в окрестностях Байкала. Все это сыграло в пользу именно такого маршрута с неординарными условиями старта. Отсюда и специфичное название первого этапа (Иркутск — Байкальск) — «Подарки сибирской тайги».
Отдельная история — как выбирался первый скоростной участок, где спортсмены «разминаются» и пробуют силы.
Сетью дорог лесной регион не так богат, но варианты прокладки трассы были. Например, по так называемому старому Московскому тракту (который еще помнит лязг кандалов следовавших по нему каторжан). Это как раз подходящая для раллистов грунтовая дорога в пойменной долине Ангары с живописными видами на ее правый берег. Было бы зрелищно во всех отношениях, а также доступно для массового зрителя. Но из экологических соображений и в целях безопасности такие участки не подходили. А выбран был трек в малодоступном, затерянном в лесном массиве и совсем не характерном для ралли-рейдов районе. Когда-то его часть активно использовалась для вывоза древесины, его знают грибники-рыболовы-ягодники, сюда заезжают джиперы-трофисты, но все же основная часть жителей региона даже не догадывалась, что здесь имеются дороги. А сами организаторы ралли-рейда этот маршрут буквально «нагуглили».
Владимир Чагин, директор ралли-рейда «Шелковый путь-2019»: Не так много проселочных дорог в тайге, где можно проехать. Ширина очень важна для обгонов. Не слишком плотным должен быть лес, обязательно с полянами, чтобы мог сесть вертолет для оказания экстренной помощи. Нужно чтобы не слишком много было камней, иначе последуют пробои шин, остановки участников, и это вызовет большие неудобства. Важно не создать пробки. То есть существует масса таких нюансов и параметров. Осенью прошлого года мы выбрали именно этот маршрут с нашими специалистами, сначала прорабатывали на компьютере, потом группа выезжала на бездорожье, смотреть вживую, насколько он правильный и проезжий. Мне тоже довелось по нему прокатиться накануне гонки, очень понравилось, перепады высот, меняющаяся ширина, быстрая дорога, медленная, есть участки с преодолением большого бездорожья, есть глубокие, как броды, лужи. Поэтому хоть 50 км и не много, но участок достаточно разнообразный по профилю и интересный с точки зрения рулежки. И красивый лес, ведь чаще гонка проходит по пустынным ландшафтам.
Так и была открыта миру стартовая точка первого спецучастка — в 70 км от Иркутска вблизи небольшого сибирского села Новоодинск. Его жители никогда не мечтали, что попадут в историю. Впрочем, не все здесь этому были рады. Старожилы ворчали: «Нафиг оно нам надо? К нам детишки на каникулы приехали, а эти тут будут гонять, что ли? Ну нет, мы горой встанем, не пустим!». Или вот еще: «Приезжали тут одни, инструкции давали, мол, такого-то числа скот и животных не выпускать на улицы. Они о животных подумали, а о нас, жителях?!». Но на деле гоночные мероприятия почти не затронули жизнь села: стартовая площадка была разбита в полях в паре километров от жилых домов. Ну а финиш сделали около поселка Пионерск, до которого полсотни километров.
Конечно, сервисный парк сразу стал местом притяжения для горожан. Правда, наблюдать за происходящим здесь им приходилось на некотором расстоянии, за ограждениями, перебраться через которые было маловероятно — посты охраны выставлены очень плотно. В сущности, здесь протекала рутинная деятельность: подготовка машин, последние штрихи, проверка и прохождение технической комиссии. Ведь у гоночных аппаратов — свой обязательный техосмотр, и «отмазаться» от требований строгих комиссаров ни у кого не получится. Если что не так — устраняй замечания, а то можно и прав лишиться на участие в рейде.
Звездных персонажей из числа пилотов зрителям наблюдать было не просто, пообщаться с ними — и вовсе маловероятно. Зато можно было поближе познакомиться с техникой: не только с машинами претендентов на победу, но и с теми «аппаратами», которым обычно не достается внимания СМИ во время трансляций гонок. Сюда прибывали и разгружались разномастные трейлеры со всеми боевыми единицами — от мотоциклов до тяжелых грузовиков (хотя некоторые пришли своим ходом), да и обслуживающий команды транспорт вызывал немалый интерес.
Тут по соседству расположились именитые камазовцы, победно настроенные мазовцы, амбициозные газовцы, а также сосредоточенные на своем новом капотнике японцы из Hino Team Sugawara. Ну и вся прочая колесная братия помельче, среди которой особенно выделялись прогрессирующие китайские команды. А в некоторых коллективах в предстартовом плане даже был «деловой» выезд в город с наглядной демонстрацией сил и возможностей.
Понятно, что далеко не все выступают в топ-классах на самых мощных машинах, но ведь не зря в ралли-рейдовом спорте существуют поговорки «Можно быстро ехать не туда» или «Побеждает не тот, кто едет быстро, а кто финиширует первым». То есть у каждого свои цели и задачи, а главное — это правильный настрой и вера в победу.
Сергей Шалыгин: Наш экипаж участвует с самого начала «Шелкового пути». Едем за рулем по очереди, бережем друг друга. На этот раз мы в категории Open, машина уже не проходит в категорию Т2 по омологации, старая стала. По весу тоже, все сами везем с собой, «техничек» нет, машина в два раза тяжелее других. Эти вот багги едут, даже следа не оставляют на песке, мы же оставляем за собой борозду. А цель традиционная — собираемся и едем, хотим попасть на финиш, увидеть, как проходит гонка, увидеть всю красоту нового маршрута, динамику, которая перед нами будет разворачиваться, пейзажи, скорости. А вообще приятно видеть здесь друзей, число которых с каждым годом все прибывает.
Вячеслав Субботин, спортивный директор команды GAZ Raid Sport: Наша команда сегодня — это очень слаженный и опытный экипаж. С быстрыми автомобилями. Мы далеко не последние. Здесь мы выставляем четыре машины: две ГАЗели Некст, которые едут в зачете полноприводных легковых автомобилей, и два грузовика «Садко»-Некст. Все построены на новой платформе с использованием серийных агрегатов, в этом наше преимущество и уникальность. В других категориях есть более быстрые и мощные модели, но они не имеют ничего общего с серийными. А наши ГАЗели и ГАЗоны — это серийные отечественные машины. В прошлом году на «Шелковом пути» мы приехали в десятке абсолюта, в нынешнем мы должны финишировать еще на позицию выше, то есть будем биться за призовые места.
Долгожданное открытие категогории «Мото», состоявшееся в этом году, придало соревнованию дополнительный вес в глазах зрителей и участников, и нельзя сказать, что это лишь формальность — собрался весьма серьезный двухколесный авангард. Кроме того, в Иркутске для байкеров организовали тренировочную сессию в условиях, максимально приближенных к боевым, причем полигон находился не очень далеко от места дислокации команд. И это тоже стало своеобразной особенностью девятого по счету Silk Way Rally.
И был вечер 6 июля, и была церемония открытия ралли-рейда, а наутро 93 участника (и неизвестно точно, сколько сопровождающих, но это сотни человек) выдвинулись на спецучасток.
Район проведения гонки был оцеплен не хуже, чем какой-нибудь саммит, так, что ни один суслик не мог проскочить. Хотя при большом желании знающие лесные лазейки местные жители вполне могли пробраться к трассе. Довольно быстро проскочив короткий 51-километровый пролог — например, победитель в зачете внедорожников Нассер Аль-Аттия на прототипе Toyota Hilux сделал это за полчаса (точнее, 29 минут 24 секунды), — спортсмены поочередно отправляются на конечную точку этапа в место расположения бивуака.
Едут уже по дорогам общего пользования на допустимых скоростях, причем в границах населенных пунктов неимоверно «тошнят» — эффектных «гоночных» кадров зрители уже не сделают, зато могут немного подольше рассмотреть «пришельцев».
Поскольку накануне первого спецучастка пролил дождь, и трассу, что называется, развезло, машины ехали грязные, а некоторые и с первыми «боевыми ранениями». Ну, с повреждениями разберутся механики, а вот грязь с собой спортсмены в бивуак не повезут. Для этого при выезде на асфальт организуется мероприятие, которое обычно скрыто от глаз широкой публики.
Устраивается настоящая баня с применением спецтехники. Еще не остывшие от гонки машины моют прямо на краю дороги, вода мощными потоками стекает в кювет, после территория промывается и под ярким солнцем здесь все быстро возвращается в исходный порядок. Вот так буквально и пролетели насыщенные стартовые мероприятия ралли-рейда, теперь будем следить за оставшимися этапами гонки.