Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Кстати, термин «сколхозить» вполне можно назвать международным. В США такой стиль ремонта называют redneck style (стиль «красношеих», то есть фермеров из глубинки).
А вот и первый пример на ВАЗ-2105 одного из моих клиентов, поначалу несколько шокирующий :)
При всей несуразности это простейшее решение имеет в данном случае вполне рациональное объяснение. Хозяин машины, квалифицированный отделочник, катается на приличном кроссовере, у супруги — вполне бодрый иноземный седан. А эта заслуженная «пятерка» была куплена за копейки (что-то около одной-двух российских «минималок»), чтобы возить цемент, краску и прочий ротбанд (штукатурка — прим. ред.). Ее владельцу абсолютно все равно, как выглядит его «грузовичок», лишь бы работал.
В общем, одна из тех ситуаций, о которых я уже не так давно говорил, — многих моих клиентов жизнь заставила беречь купленные до кризиса хорошие машины, и они вспомнили о добрых старых «Жигулях». Зачастую не очень добрых, но зато очень старых :) И надо сказать, что со сломанными крышками «бардачка» (ой, извините, перчаточного ящика) на так называемых «рабочих» машинах народ вообще не церемонится.
Но в древних ВАЗах можно увидеть и примеры куда более изящных доморощенных технических решений, безо всякого сарказма. Вот одно из них: на такой же старой «пятерке» хозяин-пенсионер поставил на панель приборов механический манометр для измерения давления масла, проложив от него трубку в мотор, которую через переходник подсоединил туда, где устанавливается штатный датчик, дающий сигнал на контрольную лампу давления масла. Эту лампу он тоже сохранил на всякий случай. На мой взгляд, получилось неплохо.
Между прочим, долгое время именно таким образом подключались датчики давления масла на Мерседесах. Когда я впервые это увидел, то не поверил своим глазам, ведь даже на антикварных «Москвичах»-412, не говоря уже о ВАЗ-2101, датчик давления масла был электрический. А тут прославленный Мерседес, настоящее полированное дерево в салоне, и при снятии приборного щитка надо отсоединить маслонапорную трубочку в моторном отсеке! Когда я рассказал этому пенсионеру, что он все сделал, как на Мерседесах, то он был очень польщен :)
Другой пенсионер, в прошлом музыкант-меломан-радиолюбитель, до сих пор промышляющий ремонтом антикварной музыкальной техники, ездит на старой, но ухоженной «шестерке».
Для нее он собрал нестандартное тиристорное зажигание. Эх, учили меня когда-то этим тиристорам, а сейчас даже не вспомню, что это… Интересно, что на его машине при необходимости можно очень быстро вернуться к обычному контактному зажиганию, поскольку распределитель зажигания остался старый, с контактами.
На «Жигулях» моих клиентов можно увидеть еще одно специфическое техническое решение, которое люди вынуждены использовать, несмотря на его грубость и примитивизм. Вот оно на еще одной «шестерке»:
Тот, кто на «Жигулях» не ездил, не сразу сообразит, зачем это. Все дело в том, что когда машины массово переместились из гаражей во дворы, обнаружилось, что у классических ВАЗов запросто можно снаружи открыть капот и умыкнуть аккумулятор. У хозяина этой «шестерки» их украли уже два, вот и заплел он проволокой решетку в капоте, находящуюся прямо над его замком. Жаль, не сохранилось фото огромной цепи с висячим замком, которой у другого хозяина похожего ВАЗа аккумулятор был намертво пристегнут к площадке…
Может создаться впечатление, что подобный техностёб — это только лишь удел несчастных «тазоводов», но нет! Пытливый народный ум и с иномарками может так разобраться, что мама не горюй :) Вот, к примеру, как своеобразно была решена проблема увеличения жесткости подвески на этом Шевроле Лачетти.
Когда-то ко мне попала старая Ауди А4, у которой система охлаждения была частично собрана не на шлангах, а на водопроводных пластиковых трубах. Один из хозяев явно работал сантехником :)
А вот так, очень просто и надежно, владелец Опеля Астры последней серии решил проблему крепления трубки подогрева дросселя на своем «экотековском» моторе.
И я снова абсолютно серьезно говорю — молодец! Ведь несмотря на встречающиеся в интернете уверения о надежности этого двигателя, он спроектирован так, чтобы начиная с определенного возраста и пробега непременно доставлять различные проблемы своему хозяину. Я про «экотеки» могу долго и эмоционально рассказывать, только по цензурным соображениям выложить такой рассказ на сайте не получится :) Вот и с этой трубкой — мало того, что она сделана из самопроизвольно разлагающегося тонюсенького пластика, так еще и крепится не хомутами или фланцем на болтах, а убогой пластиковой скобочкой, по сравнению с которой канцелярская скрепка — эталон технического дизайна и надежности. Так что хозяин правильно сделал, что решил подстраховаться.
Отдельная тема для домашнего творчества — самодеятельные ремонты. Ведь интернет знает все, в том числе и то, как выполнить любой ремонт любой машины. Ага… Вот типичная ситуация — заезжает Гранта на регулировку клапанов.
Мотор стучит, как дизель, и я расспрашиваю хозяина, как же совсем свежая машина дошла до жизни такой. Оказалось, что владелец с товарищем решили поменять ремень ГРМ и ошиблись при установке ролика-натяжителя. На этой Гранте стоит еще дорестайлинговый мотор с облегченной поршневой, у которого поршни с клапанами встречаются. Это печальное событие здесь и произошло, когда ослабленный ремень перескочил по шестерням. Что ж, парни сами заменили погнутые клапаны, но вот обезопасить себя от подобных происшествий в будущем, поставив попутно новые поршни с увеличенными выемками, уже поленились. После ремонта головки блока получающиеся в итоге клапанные зазоры совершенно непредсказуемы, более того, при неудачных раскладах их может вообще не оказаться. Я при сборке ГБЦ все это проверяю, пока головка еще лежит на верстаке, иначе, если совсем уж не повезет, можно согнуть новые клапаны просто в процессе невнимательной сборки двигателя. Но парням повезло, обошлось регулировкой и мотор зашептал. Вот только следующая регулировка их ждет не через привычные 30-40 тыс. км, а всего лишь через 3-4, после того как новые клапаны окончательно «сядут» в седла, заводская обработка которых была нарушена недавней притиркой. Две регулировки по 1000 рублей каждая плюс внеплановые расходы на запчасти, плюс потерянное время такой быстротечной нашей жизни… Парням явно было бы полезнее и куда дешевле просто заехать сразу ко мне на замену ремня ГРМ за 900 рублей!
На переднеприводных ВАЗах, попадающих ко мне в ремонт, я часто вижу еще одну ошибку — неправильно установленные пыльники ШРУСов. Ну вот как на этой машине — пыльник внутреннего ШРУСа поставили на наружный, и наоборот.
А вот на этой «десятке» при замене сцепления обнаружилась странная вещь: на маховике отсутствовали штифты, центрующие нажимной диск сцепления («корзину»). Видимо, когда-то маховик решили прошлифовать и заодно смахнули, не задумываясь, эти штифты подчистую.
Иномарки, особенно «обрусевшие», тоже часто подвергаются домашнему ремонту, и тем чаще, чем меньше у их обладателей в карманах свободных денег. Вот, казалось бы, что может быть проще, чем замена тормозных колодок на самом что ни на есть народном автомобиле — Логане и всех его производных. Но хитрые румыны в разных местах своей Дачии расположили разнообразные мелкие пакости для усложнения жизни автовладельца по мере старения машины. В наши дни это очень распространенный прием, кстати, массово применяющийся на самых ходовых иномарках. Что же касается задних тормозных колодок семейства Логана (для барабанных тормозов), то с их заменой справится не каждый автолюбитель. Часто после «домашних» вмешательств ручной тормоз работает неправильно. Причина — в чрезмерно усложненной конструкции разжимной планки, которую по неопытности можно запросто повредить или неправильно установить.
Время от времени я собираю заново задние колодки на этих машинах у своих соседей по гаражу — после того, как они под пиво с друзьями сами решают «починить тормоза».
Но самые курьезные последствия самодеятельных ремонтов я наблюдаю, конечно же, на классических «Жигулях». И это понятно — машины изучены уже несколькими поколениями автомобилистов, информации по ним бесконечно много, да и конструкция кажется такой простой, что даже без инструкции и интернета само собой все починится. Оно-то чинится, но с разным результатом. Вот, например, после не очень аккуратной замены штанг задней подвески иногда хозяина удивляет резкий металлический стук справа сзади, которого не было до ремонта. А причина очень проста (фото не получилось, но суть ясна):
Да, дело всего-навсего вот в этом болте, который стал с лязганьем цеплять опорную чашку пружины после того, как его вставили не с той стороны. Ведь снаружи это делать куда удобнее и проще, чем изнутри! Но надо непременно вставлять изнутри...
А вот еще один типичный доморощенный ремонт — поменяли передние тормозные шланги, подумаешь, делов-то.
Вот только не поставили контровочные пластины, которые не только фиксируют шланг, но и направляют его в нужное положение.
Установленный без них шланг может попасть между витками пружины или постепенно перетереться покрышкой.
А вот на этой машине не только забыли поставить злополучные пластины, но еще и умудрились прикрутить шланг «вверх ногами». Судя по трещинам на шланге, хозяину машины очень повезло — несуразно собранная конструкция прослужила не один год.
То, что на этой машине и пружины, прижимающие передние колодки к направляющим, поставили не с той стороны, уже не удивляет :)
Бывает, что при снятии передних тормозных суппортов при замене подшипников или тормозных дисков забывают законтрить крепеж, загнув края стопорных пластин на головки болтов.
В общем, чего только на «Жигулях» не увидишь! Самым необычным зрелищем оказались уже как-то упоминавшиеся задние амортизаторы, установленные «вверх ногами», и рулевые тяги, собранные с наконечниками таким образом, что стали цеплять подвеску. Как так получилось? Да перепутали при сборке сначала внутренние наконечники и наружные, а потом еще и детали с левой и правой стороны.
У въедливого читателя вполне может возникнуть вопрос: а ты сам никогда не «колхозил»? Признаюсь честно: да «колхозил» конечно! И еще придется — ну как я могу обойтись без этого, в гаражном-то авторемонте :)
Типичная ситуация: приезжает давнишняя клиентка на старой БМВ-520. Эту машину я упоминал уже не раз.
Однажды хозяйка пожаловалась на сильный стук сзади при трогании и переключении передач. Беглый осмотр показал: лопнули подушки заднего подрамника, через которые он крепится к кузову. Конструкция там такова, что на машинах той поры он не может оторваться совсем, но начинает ощутимо болтаться вместе с крепящимися к нему редуктором и задними рычагами, поскольку между подрамником и кузовом появляется огромный зазор.
Да, по-хорошему надо бы эти подушки заменить, но есть одно «но»… и даже не одно. Во-первых, понятное дело, что в наличии их не будет, а можно ли заказать качественные — сложный вопрос. Во-вторых, замена этих подушек на машине 1985 года с отсоединением того, что никто не разбирал со времени выпуска, то есть больше 30 лет, мягко говоря, процедура непростая. А мое «непросто» для клиентов означает — недешево. Учитывая остаточную стоимость этой БМВ и возможные, скажем так, нюансы, которые могут выявиться при правильном ремонте, я предлагаю «колхоз» — закрепить подрамник через большие резиновые шайбы.
Да, ремонт из серии «дешево и сердито», но эту кустарщину я применил на трех подобных машинах, и никто на результат не жаловался.
С этой же БМВ-520 связан еще один мой «колхоз». Когда у хозяйки перестал работать омыватель (естественно, в дождь), то выяснилось, что причина в закисших от возраста клапанах, стоявших в «родных» трубках, которые соединяют сопла омывателя с насосом.
Все детали там настолько задубели от времени — не то что ремонту, разборке уже не подлежали. Да, можно было отправить хозяйку заказывать то, что, наверное, никто в нашем городе никогда не заказывал, а пока заказ придет, порекомендовать в дождь пользоваться тряпкой. Но в итоге отслужившие свое детали отправились в помойку, а их место заняли трубки от ВАЗа.
Причем омыватель прекрасно стал работать и без «лишних» клапанов, а сам ремонт занял считаные минуты.
Можно еще вспомнить, что в коробке этой БМВ уже лет 15 надежно трудится мой самодельный фиксатор вилки переключения первой-второй передач, органично дополнивший родной баварский.
Но «колхоз» порой нужен и в более современных машинах. Типичный пример — замена радиатора печки Калины и Гранты. Я его могу поменять или за 6000 рублей по заводской инструкции со снятием панели приборов и полной разборкой отопителя, или за 3000 рублей, вырезав «технологическое окно» в боковой части отопителя. Как поменять — решение принимает клиент, и почему-то еще никто не выбрал первый вариант :)
Ну а установка укороченного «болгаркой» шарнира кулисы КПП от Калины на все прежние модели переднеприводных ВАЗов — просто классика жанра. В итоге в салоне значительно уменьшается люфт рычага КПП, поскольку штатный шарнир «докалиновской» эпохи по странному замыслу конструкторов изначально изготавливался с огромными зазорами.
К полезным «колхозам» можно отнести и замену капризного гидронатяжителя цепи мотора «Шеви-Нивы» на более надежный автоматический механический.
Так что «колхозинг» жил, жив и будет жить. И если опять посмотреть за океан, то там для таких вот ремонтов в фермерском стиле redneck style есть хорошая поговорка: «Если это выглядит тупо, но работает, то это не тупо» :)