Альянс автомобильных и технологических компаний — свершившийся факт. В условиях, когда автомобиль стремительно переводится на беспилотные рельсы, похоже, автопроизводители начинают уступать какие-то производственные сегменты. Как и компании, выпускающие различные автокомплектующие, включая электронику. И вот уже Intel сотрудничает с BMW и КАМАЗом. Nvidia выпускает процессоры для систем автопилотирования, которые используют десятки автомобильных компаний и фирм-производителей автокомпонентов. Ну а полная разработка автомобилей гигантами компьютерного бизнеса — это, видимо, следующий логичный этап. Причем наряду с лидерами IT-рынка на первых ролях здесь могут быть компании, лишь недавно пришедшие в эту сферу.
Поисковик Baidu, который называют не иначе как китайским Google (имеет свой браузер, антивирус, мессенджеры, аналог Википедии, картографический сервис), разработку беспилотной платформы Apollo начал несколько лет назад — первое упоминание об этой работе относится к 2014 году. За это время компания сотрудничала с Ford, BMW, VW, PSA, Honda, Hyundai, Volvo, Daimler, китайскими производителями. Но ключевым партнером нужно, по всей видимости, считать компанию Nvidia, предоставляющую этой интернет-корпорации процессоры, с помощью которых реализовывается искусственный интеллект. Сам Baidu, похоже, занимается общеорганизационными функциями и финансированием. Так, год назад власти Пекина выделили порядка 30 городских маршрутов для испытания систем автопилотирования. До этого такое же разрешение китайцы получили в Калифорнии, где к тому же открыли еще один центр разработки. В Baidu замахнулись на пятый — верхний — уровень автоматизации, когда человек никак не вмешивается в процесс управления. По замыслу и в соавторстве с еще одним партнером — крупным китайским каршеринговым оператором — беспилотный электромобиль будет самостоятельно реагировать на заявку клиента: приезжать, строить дальнейший маршрут и доставлять пассажиров к месту назначения.
Что же до «мулов» — автомобильных платформ, использующихся для отработки технологии — то Baidu использовала множество «тележек». В частности, Haval H4, Chery QQ, BYD Qin, Lifan Smily, Lincoln MKZ.
Серийное появление беспилотников компания анонсировала в 2020-2021 гг. Однако если это состоится, вероятно, речь будет все же идти не о полной автоматизации — о частичном управлении водителем.
Американский Google занимается разработкой беспилотников с 2009 года и за эти десять лет принципиально изменил свой взгляд на то, что должно получиться в итоге. Речь не о совершенствовании технологии, что естественно — а об отношении к ее агрегатоносителю. Ведь в самом начале Google поступал так же, как многие до него и после. То есть взял за основу имеющийся серийный автомобиль. Сначала это был Prius.
Использовались в качестве платформы также гибридный Lexus и Audi TT. Но в 2014 году вдруг стало известно, что компания готова развиваться по собственному, отличному от других, пути. Был представлен забавный двухдверный и двухместный автомобильчик под названием Firefly — «Светлячок».
Подробностей разработчик не раскрывал, больше акцентируя внимание на сопутствующей информации. В виртуале и реале откатали столько-то миллионов, а потом и миллиардов миль. Проект выведен в самостоятельное подразделение Waymo. Технология совершенствуется, и вот уже система способна распознавать сигналы «поворотников». И все же кое-какой принципиальной информацией Google делился. Например, стало известно, что на одной зарядке при максимальной скорости в 40 км/ч Firefly способен проехать 150 км. При этом все органы управления сводятся к салонной электрике и отображению маршрута. Руля нет, а педали и джойстик, замеченные на некоторых экземплярах, требовались только на определенных этапах настройки. В будущем предполагался именно пятый (топовый) уровень автономности. Иными словами, по-пелевински — без водителя из точки А в точку Б…
Однако в конце 2016 года Google и Waymo отказались не только от проекта собственного автомобиля, но и от настройки системы на «Светлячке». Интернет-гигант заключил договор с концерном Fiat-Chrysler на постройку нескольких сотен беспилотников на базе гибридного минивэна Pacifica — с привычными органами управления.
А в 2018 году стало известно, что сотрудничать с Waymo будет Jaguar. Систему адаптируют к «электричке» I-Pace, которую в варианте с автопилотом выпустят внушительным тиражом в 20 тысяч машин. Причем предполагается, что как минимум часть из них будет работать в беспилотном такси. То есть, опять же, самостоятельно забирать и отвозить пассажиров.
А вот Xiaomi — известный уже далеко за пределами Китая производитель смартфонов — идет по своему (альтернативному) пути. Беспилотники ему пока не интересны — создаем собственный автомобиль! Впрочем, говорить о разработке полностью новой модели, конечно же, наивно. Несомненно лишь то, что у концерна появились лишние средства и на волне роста экономики Поднебесной их решили вложить в автоиндустрию. Заявлялось, что автомобильчик будет A-класса, и он уложится в розничную цену $6400. Представили название — Misla — и даже показали облик, копирующий, по сути, экстерьер Toyota Aygo текущего поколения.
На этом все — никаких технических подробностей и развития проекта. Разве что пару лет назад в Xiaomi поделились планами постройки автозавода в Индии. Тем не менее интерес к автобизнесу в концерне, похоже, не утратили. В начале этого года у FAW под брендом Bestune (бывший Besturn) появился 4,5-метровый кроссовер T77, оснащенный 1,2-литровым 143-сильным турбомотором. Так вот с названием Redmi — кстати, бренд смартфонов того же Xiaomi — он продается под этой маркой.
Похоже, больше всех туману на свои проекты напускает Apple. То в компании собирались производить якобы лишь электромобиль — безо всякого беспилотного наполнения. То решили его все же разработать. На начальном этапе (в 2008 году, еще в виде идей) проект назывался iCar. Спустя какое-то время он обрел новое имя — Titan. Позже — физическую оболочку. В Сети появлялись разные варианты дизайна. Фантазии на тему того, как будет выглядеть автомобиль Apple.
Затем все-таки обнаружились шпионские снимки.
И одновременно пришла информация о том, что переговоры о сотрудничестве с BMW и Daimler не увенчались успехом. О каких финансовых и инженерных вложениях шла речь, неизвестно. Однако ясно, что Apple отказался от производства беспилотника лишь собственными силами. После этого соответствующее подразделение компании, по некоторым данным, сократили в десять раз — с 1000 до 100 сотрудников. По последним сведениям, Apple все же удалось договориться с автопроизводителем, на сей раз с Volkswagen. Но что станет предметом партнерства — оригинальная разработка либо адаптация беспилотной системы под уже имеющуюся модель — пока неизвестно. На снимке ниже всего лишь очередная компьютерная вариация того, что может получиться.
В Китае есть и более амбициозные проекты, чем у Baidu и Xiaomi. Три из них связаны с именем Цзя Ютиня — владельца компаний LeEco и Lish, работающих в области телевидения и других информационных технологий. В первую очередь говорим о фирме Faraday Future, кстати, зарегистрированной в США. В начале 2016 года под этим брендом показали электрический суперкар FFZero 1.
Спустя год — кроссовер FF91.
Если первый являлся лишь концептом, демонстрирующим потенциальный внешний вид, то второй, по заявлениям представителей компании, — уже ходовой прототип. Назывались его технические параметры, весьма и весьма похожие на таковые у Tesla. С помощью батареи емкостью 130 кВт·ч автомобиль якобы может преодолеть 600–700 км без подзарядки. Электромоторы общей мощностью 1050 л.с. разгоняют FF91 до 60 миль/ч менее чем за 2,5 секунды. Есть автопилот и богатый электронный опцион.
Тогда же Цзя Ютинь представил еще один автобренд — LeSee.
Правда, на сей раз технические нюансы не разглашались. Лишь стало известно, что ходовой прототип был построен на основе платформы, разработанной для Faraday Future.
Но и этого китайскому телемагнату показалось мало. Он финансировал появление бренда Lucid Air и постройку под ним крупного седана с техническим оснащением, очень похожим на таковое у кроссовера FF91.
Громадье планов усиливалось тем, что под каждый из проектов предполагалось построить свой собственный завод, и как минимум пару из них — в США. А потом начались финансовые неурядицы в материнских компаниях: арест имущества, распродажа акций, долги перед подрядчикам. В результате дальше концептов дело не пошло, даже заводы не построены. А все это выглядит либо аферой по привлечению сторонних средств, либо большой и дорогой промоакцией по продвижению основного IT-бизнеса.
В общем, рано говорить о том, что все сразу забудут про потребительские и ходовые качества, пускай даже на беспилотных автомобилях такси. Да и не хватает, как мы убедились, у IT-компаний ни компетенций, ни, возможно, финансов для создания собственного транспортного средства. Поэтому с точки зрения разработки/выпуска проще и дешевле системы автопилотирования адаптировать под уже имеющиеся модели. Но, похоже, и автопроизводители не прочь принимать помощь от этих специализированных структур — «железом» или программным обеспечением. Тоже ради минимизации расходов, быстроты и качества продукта. Ну а беспилотники «без вкуса, без цвета, без запаха» оставим пока писателям-фантастам. Приближения такого будущего, по правде говоря, не хочется.