Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Часто истории о совершенно неожиданных событиях начинаются с фразы «ничего не предвещало». Вот и этот день начинался точно так же — ничего не предвещало никаких неожиданностей. Сначала на ремонт заехал ВАЗ-2112, хозяин которого жаловался на перегрев, и почти сразу же в бокс затолкали потрепанный ВАЗ-2115 с лопнувшим ремнем ГРМ. Обычнейшая рутина, ну какие тут могут быть неожиданности?
Хозяину ВАЗ-2115 автомобиль будет нужен только завтра, а вот владелец «двенадцатой» переживает из-за срывающегося дачного выезда, поэтому я начинаю с его машины. Оказалось, что несмотря на немалый возраст пробежала она всего лишь 80 000 км. Но проехал их в основном не сам хозяин, а его племянник, которому он просто отдал машину поездить с условием выполнения всех необходимых ТО. Вчера племянник вернул дяде машину, да вот только первая же поездка на дачу не задалась — машина перегрелась еще в городе. Хозяин сам поменял термостат, но это не помогло. После этого он «перебежками» с паузами для остывания мотора добрался до мастерской.
Убедившись, что пробка расширительного бачка держит давление, я затем ощупываю радиатор. Он оказался ожидаемо холодным, а установленный на машине новый термостат — так же ожидаемо неоригинальным. Дело в том, что заводской термостат на эти моторы идет в сборе с корпусом и стоит под 1000 рублей, а крышечку со вставленным туда термостатом можно купить раза в три дешевле, да и поменять ее куда проще.
Выбор покупателя очевиден, тем более что такой аналог часто вполне работоспособен. Но, видимо, не в этот раз — холодный радиатор на полностью прогретом моторе явно указывает на закрытый термостат. К тому же потеки антифриза вокруг подсказывают, что хозяин впопыхах не поставил уплотнительное кольцо при монтаже.
Что ж, я отправляю клиента в проверенный магазин. Вот только замена термостата ничего не изменила: мотор все еще перегревался, а радиатор оставался холодным. Поскольку вся прежняя история эксплуатации машины была покрыта мраком, причины перегрева вырисовывались самые разные, начиная с забитых напрочь внутренностей радиатора в результате использования какого-нибудь герметика системы охлаждения. Раздраженный звонок от дяди племяннику ничего не прояснил — мол, машина ездила, все было в порядке, никаких герметиков он не наливал и не насыпал. Я все-таки чуть было не затеял промывку радиатора, но вовремя одумался и проверил, идет ли горячий воздух из печки. Оказалось, что вентилятор печки гонит холодный воздух на вот-вот готовом вскипеть моторе! Если уровень антифриза в норме, то так бывает или при повреждениях внутри мотора (прогоревшая прокладка головки блока, внутренние трещины ГБЦ или блока), когда газы, попадающие в систему охлаждения, создают пузыри, мешающие нормальному току жидкости, ну или если помпа почему-то не прокачивает антифриз. Я снимаю кожух ремня ГРМ и вижу, что племяш машину действительно обслуживал — ремень, ролики и помпа менялись не так и давно. Но уж если впереди перспектива разбирать мотор, то я начинаю с помпы.
И «вскрытие» показывает совершенно неожиданную картину!
Тут у внимательного читателя должно возникнуть ощущение дежавю — ведь нечто подобное уже было. Да, полгода назад вот с этой Калиной была похожая ситуация, только дефект помпы там был немного другой.
Молодым и горячим автомобилистам, особенно только начавшим свою автодорогу, непременно захочется воскликнуть: «Да что ж ты, старый … (термин можно вставить по желанию)… сразу-то не понял?». Но все дело в том, что тогда это был только второй такой случай, причем не только в моей жизни, но и во всех жизнях окрестных мастеровых людей. Кое-кто из соседей провел в авторемонте по 35–40 лет и ни разу с подобным не сталкивался. Народ ко мне уже стал ходить глазеть на эти помпы, как в музей 😊 Забегая вперед, скажу, что именно сейчас в наших краях этот несуразный дефект помпы стал массовым, и когда через пару месяцев ко мне попал ВАЗ-2114, который продолжал перегреваться после того, как хозяин заменил термостат и пробку расширительного бачка, я уже привычно извлек помпу, чтобы на этот раз увидеть еще одну разновидность поломки крыльчатки.
Производители всех этих псевдозапчастей оказались мне совершенно неизвестны, поскольку окрестные автомагазины такие не продают. Оно и понятно — приобретаемая у них продукция обычно устанавливается сразу же и неподалеку, в ближайших гаражных кооперативах и соседних мастерских, так что при завозе партии неудачного товара ругани хватит.
Все хорошо, что хорошо кончается, а история с перегревающейся «двенадцатой» закончилась хорошо. Хозяин был очень доволен, что загадка перегрева найдена, и с удовольствием заплатил 1800 рублей за замену помпы. Что же касается замены термостата, то у нас с владельцем машины установился молчаливый компромисс — я не взял деньги за его замену, а он не стал упоминать, что, возможно, и старый мог быть рабочим. Если бы он не забыл при сборке поставить уплотнительное кольцо, разумеется.
«Двенадцатая» уезжает, и я перехожу к подъемнику, на котором установлен ВАЗ-2115. При замене ремня ГРМ на машинах с механической КПП я обычно включаю пятую передачу и прокручиваю мотор за вывешенное колесо, так же делаю и на этот раз.
Я хочу выставить метку на маховике и берусь за правое переднее колесо, чуть налегаю…. И оно не сдвигается! Мысленно ругнулся: «…, старею, что ли, ослабел уж совсем!». Налег посильнее — и колесо прокрутилось, провернув коленвал, вот и метка установлена. Затем приходит очередь метки на шестерне распредвала. Обычно усилие при его поворачивании совсем небольшое, и я беру ключ «на 17», чтобы крутануть распредвал за болт шестерни, но он не поддается. Меняю ключ на головку с воротком — не помогает! Как последний аргумент в ход идут инструменты посерьезнее. Обычно я их использую при фиксации шкивов коленвала, а на этот раз цепляюсь за отверстия внутри шестерни распредвала. Но и они оказываются не в силах сдвинуть распредвал.
И ведь коленвал не сразу пошел… Одновременно заклинившие коленвал и распредвал? Ну, может, так и бывает, но обычно заклинивает только один из валов. Пытаясь прояснить ситуацию, звоню хозяину и расспрашиваю, что вообще-то было с машиной. Хозяин говорит, что вчера ездил, все было нормально, но вот утром при попытке завести мотор ремень ГРМ сразу же лопнул. Кое-что начинает проясняться… Уточняю, давно ли хозяин менял масло и какое использовал. Оказывается, что поменял совсем недавно, причем приобрел масло известного российского бренда, рекламу которого чуть ли не каждый день можно увидеть по телевизору. Правда, уточняет, что купил его, как в старой песенке — «…где-то за городом, очень недорого…». Что ж, я обрисовываю хозяину ситуацию: распредвал заклинило полностью, с коленвалом тоже возможны проблемы, хотя он и провернулся. Вариантов, скорее всего, два: или высококачественное свежее масло смыло всю старую грязь так, что она законопатила масляные каналы и валы заклинили от работы без смазки, или наоборот — новое масло оказалось подделкой, ну а дальше произошло то же самое. Чтобы понять состояние мотора, надо по крайней мере для начала снять клапанную крышку и затем — крышки распредвала. Хозяину остается только дать на это добро и согласиться доплатить 500 рублей. Кто-то там все еще полагает, что любая дополнительная работа — это типичный развод от автосервиса, а озвученная изначально стоимость ремонта при всех обстоятельствах всегда должна оставаться неизменной? Ну-ну…
«Вскрытие» демонстрирует неожиданную картину: головка блока и распредвал относительно чистые.
Налет от масла, конечно, присутствует, но внешне он совсем не страшный, с таким обычно ездят многие десятки и сотни тысяч километров. Опыт некоторых моих не самых аккуратных клиентов показывает, что благополучно работают и куда более грязные моторы.
Это были, конечно, моторы курильщиков, а моторы здорового человека выглядят как легкие некурящего 😊
Ну а на этой «пятнадцатой» я начинаю постепенно ослаблять гайки крепления крышек распредвала. Почти сразу же раздается резкий щелчок и вал начинает свободно вращаться. Я распыляю под крышками «жидкий ключ» из баллончика, затягиваю так и не открученные до конца гайки, и происходит чудо — распредвал продолжает вращаться совершенно свободно без всяких заеданий! Коленвал — тоже, и хотя картина произошедшего пока не ясна, я звоню хозяину «пятнашки» с предложением поставить ремень и рискнуть завести машину. Если коленвал и вкладыши повреждены, то я это услышу. Альтернатива — дальнейшая разборка двигателя за совсем другие деньги. Ну или он может в любой момент забрать машину, если считает, что происходит какой-то «развод». Но хотя клиент попал ко мне в первый раз, меня ему хорошо отрекомендовали и он в моих действиях не сомневается. Мне б его уверенность…
Я ставлю ремень ГРМ, завожу машину и вслушиваюсь в работу мотора на разных оборотах. Вроде бы пока все идет хорошо, звуки работающего двигателя совершенно стандартные, нет никаких характерных стуков, которые обычно издают получившие задиры валы и вкладыши. Да, выходит, что не все масла «одинаково полезны», и на этот раз в моторе оказалась очень специфическая подделка. «Левое» масло дало тонкую пленку, склеившую распредвал с постелью, а коленвал — с вкладышами. При этом хозяину повезло, что приклеившиеся к коленвалу вкладыши не провернулись. Ведь если проворачиваются шатунные вкладыши, то обычно меняется и поврежденный шатун, а проворот коренных вкладышей в тяжелых случаях может повлечь замену самого блока цилиндров.
Тем временем мотор работает, я на всякий случай заглядываю под капот и тут же глушу двигатель — из-под масляного фильтра бьет струйка масла! И это неудивительно, если учесть, во что превратился сам фильтр.
Причина очевидна — фильтр раздуло повышенным давлением масла. Видимо, из-за поддельного масла подвижный элемент редукционного клапана масляного насоса приклеился к его корпусу. Поскольку насос рассчитан на давление, значительно превышающее необходимое для работы мотора, обычно редукционный клапан его принудительно ограничивает. Если он правильно работает, конечно же.
Мы с клиентом обсуждаем ситуацию. С первым из двух извечных русских вопросов — «кто виноват?», мы уже определились. Но сейчас гораздо важнее ответ на второй вопрос — «что делать?» Мой глаз — не рентген, «просветить» мотор насквозь и оценить все возможные последствия такой неудачной замены масла я, конечно, не могу. Но по опыту моих прежних ремонтов предлагаю не пытаться промывать редукционный клапан, а сразу поменять масляный насос с маслоприемником. Хотя заглушка клапана доступна снаружи, для полноценной промывки насос желательно все-таки демонтировать. С учетом того, что его сборка-разборка-промывка тоже не бесплатны, замена обойдется не намного дороже. И самое главное — а если клапан опять заклинит в самый неподходящий момент? Один мой клиент, купивший ВАЗ-2114 с подобным дефектом масляного насоса, попал на капремонт двигателя, когда на трассе все масло улетело из мотора через неожиданно деформировавшийся масляный фильтр. Контрольная лампа давления масла, увы, не всегда загорается вовремя.
Ну а на этом ВАЗ-2115 надо будет еще заменить масло и фильтр, причем с промежуточным прогоном мотора на промывочном масле. После установки нового масляного насоса я предлагаю залить в мотор недорогое масло и, если внешне все будет в порядке, после 3000–4000 км заменить его уже на более качественное. Ну а затем останется только перекреститься и ездить, надеясь на то, что все следы подделки к тому времени будут полностью из мотора удалены.
Этот план действий хозяина устраивает. Для начала он приносит промывочное масло и новый масляный фильтр — у нас еще есть слабая надежда, что во время промывки редукционный клапан насоса все-таки заработает. Фильтр куплен самый дешевый, ведь его все равно сразу же выбрасывать. Я надеюсь, что прочности его корпуса хватит хотя бы на время промывки. Все-таки промывочное масло гораздо более жидкое, чем моторное, обороты будут не больше 1000, так что давление не должно быть очень большим. Промывка прошла благополучно, не считая того, что фильтр все-таки слегка раздуло — даже жидкое промывочное масло не освободило подвижный элемент редукционного клапана масляного насоса. Измерение давления масла на работающем двигателе это подтверждает — мой манометр зашкаливает. Что ж, приходит черед нового масляного насоса.
Но наступает вечер, и менять насос я буду завтра, чтобы отдать хозяину машину к обеду. Счет за уже выполненные работы получается такой: 800 рублей за замену ремня ГРМ + 500 рублей за внеплановое «вскрытие» + 300 рублей за замену масла и фильтра + 200 рублей за измерение давления масла. И к этим 1800 рублям завтра добавятся еще 1600 за замену масляного насоса. Если хозяину «пятнадцатой» повезет, то его мытарства на этом почти закончатся.
На следующий день я опять удивляюсь тому, что поддельное масло не дало явно видимых следов внутри мотора. Масляный насос на этой машине выглядит точно так же, как и на любом обычном рабочем моторе. Из чего же сделали подделку, создавшую на деталях двигателя тонкий слой клея???
После замены масляного насоса давление масла вернулось в норму, и машина наконец-то благополучно уезжает. С той поры прошло уже несколько месяцев, и этот ВАЗ-2115 ездит без проблем, так что хозяину еще повезло. Конечно, еще больше ему повезло бы, если бы он вообще не купил то злополучное «масло», но так уж сложилось.
Иногда разгадка каких-нибудь моторных странностей происходит случайно, попутно с выполнением других работ. Вот так получилось и с этим ВАЗ-2112, у которого прогорела прокладка головки блока.
За замену прокладки ГБЦ на отечественных 16-клапанниках я беру 5000 рублей. Эта работа проста и понятна, делается за день. Бывает, что иные автосервисы при этом настаивают на обязательной проверке ГБЦ на герметичность, непременной шлифовке привалочной плоскости и даже притирке клапанов с заменой сальников. На мой взгляд, такие дополнительные работы, поставленные на поток без особой необходимости, порой означают чистейший развод клиента на деньги. Но мой подход к диагностике и ремонту моторов слишком далеко выходит за рамки рассказа о загадках от Лады.
Что же касается этой «двенадцатой», то тут все было ясно. Вот открылся замытый охлаждающей жидкостью поршень, четко выделяющийся белизной на фоне своих рабочих собратьев. Ему соответствует совершенно мокрый канал выпускного коллектора, залитый антифризом, вылетавшим из этого цилиндра.
На прокладке ГБЦ явно видны повреждения.
Казалось бы, какие уж тут загадки? Но этот обычный ремонт попутно помог раскрыть старую проблему этой машины — периодический металлический визг при работе двигателя, причину которого так и не смогли найти ранее. В процессе разборки, сняв тыльную сторону кожуха ремня ГРМ, я заметил, что на обратной стороне нижней шестерни ремня ГРМ, пока что остававшейся на коленвале, как будто снята фаска на токарном станке. Зубцы шестерни были равномерно подпилены. Я на всякий случай снял шестерню и с удивлением обнаружил с ее обратной стороны ободранный болт М6.
Такими болтами крепится тыльная сторона кожуха ремня ГРМ. Видимо, когда в прошлой жизни этой машины меняли помпу, один из болтов кожуха не затянули как следует, от вибраций при работе двигателя он отвинтился и выпал. При этом застрял между шестерней коленвала и корпусом масляного насоса так, что сверху его совершенно не было видно. Корпус насоса в этом месте оказался ободран, а в его нижней части небольшой кусок выломан. Хорошо хоть, что не протерся насквозь.
Что ж, еще одной загадкой от Лады стало меньше. А сколько их было, да и еще будет… Ведь даже привычные классические «Жигули» (да-да, именно «Жигули», а не Лады!) способны задать столько неожиданных вопросов… Но это опять совсем другая история 😊