Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Владельцы отечественных машин традиционно уверены, что Ладу починят за копейки в самом медвежьем углу нашей необъятной, а любые запчасти на нее продаются везде по смешным ценам. Это не всегда верно, но в массовом сознании Лада отпечаталась именно так. Многие воспринимают Ладу, как в старом пародийном шоу: «Наши призы: Лада Калина, Лада Приора и, наконец, — главный приз, Автомобиль!». Большинство моих клиентов после покупки новой Лады на всякий случай проходят у дилера только одно-два первых ТО, чтобы не терять гарантию. Вообще-то добиться ремонта по гарантии можно и без этого, но почти все предпочитают подстраховаться. А дальше, если в целом с автомобилем все хорошо (в основном сейчас так и бывает), клиенты приезжают ко мне. Вот один из них, он обслуживается у меня больше 15 лет.
Этот клиент пригоняет ко мне машину в пятницу вечером после работы, чтобы забрать ее в субботу днем (да, по субботам я всегда в мастерской). Он периодически покупает новую Ладу, а на пробеге 150 000–200 000 км меняет ее на подобную. Обычно он проходит у дилера только первое ТО — на случай, если в машине что-то изначально было неисправным.
Несколько лет назад, когда он ездил на Калине с 8-клапанным мотором, у него был любопытный опыт обращения к местному дилеру уже после окончания гарантии. При пробеге 60 000 км он поменял у меня ремень ГРМ, который купил вместе с роликом в уважаемом автомагазине. Но через несколько сотен километров новый ролик ремня ГРМ стал издавать настораживающий шелест. Магазин его безропотно поменял на другой, нормально отработавший до следующей плановой замены. Ремень ГРМ и ролик на таких моторах я меняю за 800 рублей, а за дополнительную замену ролика взял еще 300. Когда пробег машины подошел к 120 000 км и кроме ремня надо было поменять и помпу, хозяин вспомнил про эти внеплановые 300 рублей, задумался о гарантии и сделал пробный звонок дилеру. Разговор его обрадовал: гарантия будет обязательно, а озвученная стоимость замены ремня и помпы казалась вполне разумной. Вот только в конце его поджидали две неожиданности: общий счет за работу и запчасти превысил 10 000 рублей, а гарантию ему дали лишь на два месяца. За эту работу я взял бы с него 1300, запчасти даже по дилерским ценам ну никак не тянули на 8000–9000 рублей, так что переплата у клиента вышла куда больше, чем он получил «гарантии». В итоге он вернулся к привычному порядку обслуживания своих машин, ну а я с тех пор взял за правило предлагать всем клиентам со «втыковыми» моторами покупать запчасти у дилера.
Интересно, что однажды владелец 16-клапанной Калины, отправленный к дилеру за очередным ремнем ГРМ, сообщил, что тамошний продавец ему неожиданно сказал: «Возьмите лучше где-нибудь еще, у нас сейчас один “китай”».
Из-за подобных случаев и вот этот таксист, чья Гранта с пробегом около 250 000 км не раз встречалась в моих рассказах, прошел у дилера только первое ТО.
Так делает большинство моих клиентов, купивших новую Ладу. Насколько оправдан такой подход? Так сразу и не скажешь… Например, хозяин этой Калины, которого я знаю уже лет 20, после покупки тоже прошел только первое дилерское ТО. Но на пробеге около 40 000 км он обратил внимание на увеличившийся ход педали тормоза.
Может, менее щепетильный водитель и не заметил бы эту разницу, но он приехал ко мне, ну а я «приговорил» вакуумный усилитель. Приговор был вынесен с большими сомнениями — усилитель был вполне работоспособен, разве что разница в ходе педали тормоза на заглушенном моторе и на работающем была несколько больше, чем обычно. Вроде бы мелочь, я бы сам с такими тормозами спокойно ездил, но хозяину не нравилось. Что ж, как говорится, любой каприз клиента за его деньги, вот только денег потребовалось неожиданно много. На этой Калине оказался немецкий усилитель TRW, поставляющийся в запчасти только в сборе с главным тормозным цилиндром. Мало того что цена такого набора стартовала от 8000–9000 рублей, так его еще не было в наличии не только в местных автомагазинах, но и у дилеров. Усилитель пришлось заказывать, а я взял за замену 1500 рублей.
Признал бы дилер этот случай гарантийным и поменял бы бесплатно? Кто знает, ведь формально усилитель работал, но, может, и был шанс. Ну а я сказал клиенту, что он сам виноват, не ту комплектацию выбрал. Взял бы в «минималке», был бы отечественный вакуумник — и дешевле, и почти наверняка надежнее. Шутка, конечно, но в ней только доля шутки.
Ну а как быть владельцу Лады, променявшему дилерский кофе на простецкий гараж, в случае по-настоящему больших проблем, движок, там, заклинит или коробка? Надо сказать, что с постепенным возвратом ВАЗа к поршням с увеличенными выемками (не на всех моторах!) преждевременная кончина двигателей Лады маловероятна. Что же касается периодически встречающегося «масложора» на моторах 1,8 литра, то… Я полагаю, что никакую новую машину любого бренда, а ВАЗ особенно, нельзя покупать в самом начале ее производства. Учитывая одноразовость нынешнего автоширпотреба, можно столкнуться с «детскими болезнями» у любого производителя, и пресловутые рыжие точки на двери Креты — еще не самая серьезная из них. Ну а приобретение совершенно новой модели ВАЗа, на мой взгляд — удел редакций автоизданий и самых отчаянных энтузиастов марки. Выбирая машину, надо бы учесть… Впрочем, это совсем другая история 😊
А вот еще один давний хороший знакомый на своем гарантийном ХRAY перед тем, как отправиться к дилеру на ТО, заехал ко мне проверить машину.
По гарантии, кстати, он поменял только датчик положения распредвала. Причем даже этой копеечной детали у дилера не оказалось, пришлось ждать несколько дней.
Забавно, что когда в семье моих родственников появился ХRAY с ниссановским мотором, то первое ТО они тоже прошли у дилера, несмотря на абсолютно несуразную стоимость в 9000 рублей, что гораздо больше данных калькулятора ТО на официальном сайте. Работники техцентра заявили, что наценка была сделана из-за использования более дорогого высококачественного моторного масла. Тут бы подошел скептически прищурившийся смайлик…
К дилеру обращаются и некоторые владельцы популярных в моей округе Шеви-«Нив».
На одной из них ездит сосед по гаражу, пожилой пенсионер. Почти каждое посещение дилера вызывает у него недоумение. Порой в ответ на свои жалобы о каких-то раздражающих «мелочах» типа плохо закрывающейся двери он слышит: «А что вы хотите, это же отечественная машина!». Не улучшила впечатление от официалов и пропажа кое-какого мелкого инструмента, припасенного им в багажнике.
Бывают с местными дилерами и совсем непонятные истории. Внимательные читатели наверняка вспомнят вот этот Ниссан Вингроад:
На нем ездит очень хороший электрик-сигнализаторщик. В основном обслуживание этого Ниссана сводится к замене масла и профилактическому осмотру, единственный серьезный ремонт за 170 000 км пробега — замена передних стоек. Его хозяин несколько лет работал у дилера ВАЗа, был там авторитетнейшим «спецом» по электрике. Вот только с некоторых пор он стал замечать, что его зарплата не всегда верно соотносится с суммами в нарядах на выполненные им работы. Сложить не такие уж и большие цифры в течение месяца — дело нехитрое, и результат его удивил. Поговорил с коллегами, и оказалось, что он такой не один. У всех, кто стал точно подсчитывать свой заработок, обнаружилась некая «погрешность». Скажем, при выполненных работах на 25 000–35 000 рублей рабочим выплачивали тысяч на пять-семь меньше. Разговор с начальством ситуацию исправил ненадолго, и через пару месяцев все начало повторяться. После того как ежемесячная разница в заработанном и выплаченном у моего клиента достигла 9000 рублей при среднем заработке тысяч в 30, а руководство заявило «Не нравится — уходи!», он воспользовался этим советом и стал работать частным образом.
Кстати, вот в ваших интернетах пишут про стабильные зарплаты в цехах дилерских центров по 100 000 рублей и более. Ну, видимо не в тех цехах, не у тех дилеров и не в том городе. А может, и не в этой жизни.
В общем, местные дилеры Лады у моих клиентов большого доверия не вызывают, и до конца гарантийного срока за них держатся немногие, в основном — дамы. Но тем не менее бывает, что я сам отправляю даже своих постоянных клиентов к ближайшему дилеру АвтоВАЗа, и не только за запчастями. Дело в том, что там еще с 1990-х годов трудится лучший специалист по КПП, редукторам и раздаткам в нашем районе.
Проработав в этой системе всю жизнь, он прекрасно к ней адаптировался, и при любых выходках руководства его карман не пустует. И хотя я сам ремонтирую коробки передач, клиентов со сложными случаями я направляю только к нему, поскольку его квалификация в этой области несравнимо выше моей. Правда, наличие одного уникального мастера общую репутацию местных дилеров ВАЗа не спасает.
Что же касается иномарок, то тут у моих клиентов ситуации бывают разные. Например, мой давний школьный знакомый когда-то на совершенно новой «девятке» столкнулся с недотянутыми крышками коренных подшипников. Тогда все обошлось, но впечатление осталось настолько сильным, что когда он купил новый Логан, то все ТО проходил у дилера. Замена рулевых наконечников при пробеге под 100 000 км оказалась единственным гарантийным ремонтом. По окончании гарантии он аккуратно подсчитал свои затраты на ТО и затем вычел стоимость расходников. Разница была так ощутима, что купив после Логана новый Сандеро Степвей, он не ездил к дилеру вообще. И надо ж было такому случиться, что сначала при пробеге 20 000 км у него заклинил генератор, а на 40 000 лопнул приводной вал. Кстати, примерно тогда же вот на этом Сандеро на таком же пробеге тоже заклинил генератор.
Но машина была на гарантии, и хозяин решил продолжить поездку. В результате у него вдобавок лопнул приводной ремень навесных агрегатов. Дилер Рено не только выполнил бесплатный ремонт, но еще и оплатил услуги эвакуатора. Так что в некоторых случаях надо крепко подумать, рисковать гарантией или нет.
Но эти поломки, скорее всего, исключения. У большинства моих клиентов-«иномарочников» все происходит по-другому. Почти все они скрупулезно придерживаются дилерского ТО, но основные проблемы с машинами начинаются только после окончания гарантийного срока.
Вот популярнейшие Рио и Солярисы. У самого аккуратного хозяина первый ремонт — замена передних тормозных колодок на пробеге 90 000 км. А может, в этом случае надо взять слово «ремонт» в кавычки?
По окончании гарантии траты на запчасти начинают расти.
Из неожиданных поломок — замена потекшего переднего тормозного цилиндра на Солярисе с пробегом 130 000 км.
А на этой Киа Рио тормозные колодки разрушились на пробеге всего лишь 25 000 км! Ну хоть в этом случае гарантия помогла, дилерские ТО окупились? Вовсе нет — машина уже не гарантийная, ей шесть лет. Но она почти не ездит, и ржавые колодки прилипли к дискам.
У представителя скоропостижно покинувшего нас Шевроле все гарантийное обслуживание прошло у дилера, но при этом значительные поломки начались уже после окончания гарантии, когда пробег перевалил за 120 000 км.
Шкоды и примкнувший к ним Фольксваген гарантию тоже «отмотали» без особых проблем, оплатив ее по полной дилерской программе.
И с безвременно ушедшим Фордом точно так же.
Вот первый серьезный ремонт Лансера. Пробег — 170 000 км, гарантия давно кончилась.
Но вот еще одно исключение из правил: на этой Мазде по гарантии ремонтировали заднюю подвеску.
Хозяйка перед дилерским ТО обычно заезжала ко мне для диагностики ходовой. Хотел бы я видеть лицо механика техцентра Мазды, которому молодая девушка уверенно говорит, какой конкретно сайлент-блок в «многорычажке» заскрипел!
Владельцы этих Ниссанов Ноут, когда машины были новыми, тоже прошли все ТО у дилера. При этом и у них серьезных поломок в гарантийный период не было.
А вот после гарантийного срока — совсем другое дело.
Для десятилетних машин с пробегами от 150 000 км это вполне естественно. Но 19 000 докризисных рублей, уплаченных дилеру за замену свечей, масла и фильтров, на мой взгляд, — уже нет. Именно такой антирекорд был поставлен когда-то соседкой, поленившейся самой купить расходники для своего Ноута.
У владелицы этого Опеля Корса в течение гарантийного срока тоже не было особых проблем, лишь обычная рутина дилерских ТО.
Но когда гарантия закончилась, а пробег едва перевалил за 110 000 км, мне пришлось разбирать мотор для замены прокладки головки блока и цепи.
А хозяин Шевроле Лачетти на излете гарантийного срока решил у дилера поменять ремень ГРМ с роликами. Запчасти — оригинальные, приобретенные у этого же дилера. Следующую замену ему порекомендовали сделать через 60 000 км, но через 55 000 км один из дилерских роликов рассыпался, ремень соскочил, и поршни встретились с клапанами. Мотор отремонтировал уже я.
Понравилось, как задуманы сальники клапанов — они не могут соскочить с направляющих, потому что всегда прижаты клапанными пружинами.
Мой давний товарищ после прохождения первого ТО у дилера на новеньком Опеле Инсигния, получая машину, вынул масляный щуп и с удивлением обнаружил на нем темное масло. Тамошние «спецы» ему уверенно заявили, что так и должно быть, это новое масло такое. Товарищу ничего не оставалось, как уехать, но перед этим на всякий случай он там же, у дилера, купил такое же масло с фильтром и поменял его у меня. После замены масло на щупе оказалось ожидаемо прозрачно-чистым, еле видимым. Загадка? Вовсе нет. Однажды из соседнего частного автосервиса уволился молодой ученик механика. Вскоре он устроился на работу к местному дилеру известного азиатского бренда. Вскоре этот парень стал в нашей округе недорого продавать масло в оригинальной дилерской упаковке. Нетрудно понять, как при желании можно «сэкономить» на клиентском масле...
Но радикальнее всех поступил хозяин крупнейшего в моих краях официального дилера Volkswagen. Он просто перестал платить сотрудникам зарплату, одновременно активно собирая с потенциальных покупателей предоплату со сроком поставки машины в несколько месяцев, ну а потом оказался банкротом. В итоге разбирательства идут с прошлого года, пострадавших считают десятками, причиненный сотрудникам и клиентам суммарный ущерб — многими миллионами рублей. Интересно, насколько качественно механики без зарплаты проводили тогда ТО?
Но справедливости ради должен сказать — бывает, я сам отправляю своих старых постоянных клиентов на ремонт к дилеру. Так, например, иногда получается с Фиатом Албеа. Обслуживаются у меня такие машины, очень не новые, с пробегами 140 000–180 000 км.
Одна из проблем у них — течь шлангов и соединительных патрубков отопителя.
Когда это произошло в первый раз, я загнал Фиат в бокс, снял эти шланги и дал их хозяину как образец для покупки или заказа. Не найдя подходящие, он заказал их в привычном автомагазине. Но то ли продавец не в тот каталог посмотрел, то ли звезды сошлись не в том знаке, но несколько раз привозимые на заказ детали никак не подходили. В итоге машина с копеечной работой провела на яме три недели и уехала лишь потому, что мне удалось очередным комплектом неподходящих шлангов хоть как-то подключить отопитель. Хорошо, что это был «полумертвый» февраль, и я вполне обходился одним подъемником. Но когда этим летом история повторилась уже с другим Фиатом, я сразу порекомендовал хозяйке, пожилой даме, обратиться к дилеру. Она последовала моему совету и оказалась очень довольна — официалы все сделали быстро, а сумма за ремонт показалась ей очень незначительной, 2000 или 3000 рублей.
Еще один владелец такого же Фиата с удовольствием меняет у дилера ремни и ролики. Дело в том, что внешне простой мотор этой машины имеет некоторые особенности, из-за которых на форуме владельцев темы о замене ремня ГРМ и возможных при этом проблемах развернулись на сотни страниц. А ведь внешне все так просто!
Я беру за замену ремня ГРМ на этом Фиате 3000 рублей, основное спецприспособление — канцелярский штрих.
Но неожиданно оказалось, что у местного дилера эта работа стоит лишь немногим дороже, чем у меня. В этой ситуации гаражник, конечно, дилеру не конкурент.
А как обстоят дела с обслуживанием в автосервисах, не являющихся официальными дилерами каких-либо автобрендов? С одной стороны, если клиенты дилера «привязаны» к нему гарантией (так и хочется взять это слово в кавычки!), то независимые автосервисы вынуждены за своего клиента бороться. Но там тоже могут быть завышенные цены или некомпетентный персонал. Вот заглянул ко мне для проверки ходовой Ниссан Альмера из корпоративного парка солидной организации, таких там больше двадцати.
Даже после окончания гарантийного срока все эти машины сложные ТО проходят только у дилера. Причина — три заклиненных мотора после замены ремня ГРМ у «неофициалов».
Поэтому полезно выбирать автосервис, специализирующийся именно на вашей машине или на определенном агрегатном ремонте. Ну и хорошо бы еще учесть человеческий фактор и ехать не просто в некий безликий техцентр, а к своему конкретному мастеру. Ведь именно от него будет зависеть исправность автомобиля, а не от приемщика, администратора или хозяина автосервиса. Так я и советую своим давнишним клиентам, когда у них в хозяйстве появляются машины, в которых я могу разве что масло поменять.
Какой напрашивается вывод? Опыт моих клиентов показывает, что обычно основные поломки начинаются уже после окончания гарантийного срока. У большинства автопроизводителей «гарантия» придумана так, чтобы возможные затраты дилера на гарантийные ремонты заведомо перекрывались суммарной стоимостью плановых ТО. Цель гарантии — не удобства покупателей, а получение дополнительной прибыли. К тому же зачастую гарантийный срок на множество важных и недешевых узлов гораздо меньше заявленной гарантии на автомобиль, вот только мало кто в это вникает при покупке машины. Поэтому главный критерий выбора автосервиса — качественно выполненная работа, а не статус СТО.
А как же быть с гарантией, вдруг машина окажется такой проблемной, что на ремонте разоришься? Выход прост — не покупайте проблемные машины 😊 Полагаю, что единственная ситуация, когда обслуживание у дилера предпочтительно, — это когда затраты на ТО не важны, а приобретенная машина настолько потенциально «ломучая», что рисковать гарантией немыслимо.
P.S. Да, а как поступаю я? Новые машины покупал в 2010 и 2014 годах, ни на одно ТО к дилеру не ездил, обслуживаю сам, причем чаще, чем надо по графику. Расходники — оригинал или лучше. Внеплановые затраты — перегоревшие лампы в габаритах, трещины в лобовиках и порванные покрышки, но подозреваю, что это не гарантийные случаи 😊 Подчеркну: это лишь мой выбор, и я вовсе не призываю поступать точно так же.