Предыдущие посты блога «перекупа» читайте здесь
Даже не знаю, грустить или радоваться. С одной стороны, история с покупкой и восстановлением «Волги», с последующим ее обменом на мотоцикл «Урал», растянулась на несколько месяцев. С другой — авто-мото-вело-фото-многоходовка позволила полностью окупить расходы и выйти из затруднительного положения в хорошем плюсе. Внимания заслуживает и то, что мотоцикл был продан зимой — вне сезона. Для этого пришлось тщательно изучить моторынок, понять психологию покупателей и прибегнуть к маленьким хитростям. Но давайте по порядку.
Напомню, ГАЗ-3110, выпущенный в 2000 году, был приобретен за 27 тысяч рублей в состоянии не на ходу, и доставлен на эвакуаторе из подмосковного Зеленограда. Вложив в белый седан силы, здоровье и около 30 тысяч, выставил его на продажу за 97 тысяч. Один владелец, родная краска, сервисная книжка, два ключа… как в сказке! При этом моя отлично выглядящая «Я — Волга» заняла удобную позицию между более дорогими экземплярами хорошей сохранности, за которые просили от 130 тысяч, и слегка поношенными «Волжанками» за 60–80 «штук». Казалось бы — золотая середина, покупатель обязательно найдется.
Однако мои расчеты с треском разбились о железобетонную действительность: советский флагман, полностью растеряв былой авторитет, оказался никому не нужен. «Волга» — 100% неликвид! Почти за три недели, пока объявление было в продаже, мне позвонили… да никто мне не позвонил. Звонков не было вообще.
Было/стало
Но автомобильные боги сжалились, послав короткое сообщение в чат: предлагаю обмен на мотоцикл «Урал» с доплатой. Сказать по правде, поначалу дал отрицательный ответ: у меня и прав-то на вождение моцика нет, к тому же на улице зима — не сезон. Но, покумекав, понял, что иного выхода, по сути, нет. Как ни крути, а «Урал» с коляской все-таки более востребован, чем обесценившаяся «Волга». Добро, давайте меняться.
Прихватив прошаренного друга по кличке Мамед, отправились на другой край Подмосковья на эвакуаторе. К приобретению мотоцикла подошли предельно тщательно: осмотрели, завели, прокатились, проверили документы, сверив номера на раме и двигателе. Этот «Урал» прошел реставрацию — с полной разборкой до рамы, заменой мелких деталей и покраской. Бензобак, переднее крыло, спидометр, проводка, весь крепеж, аккумулятор, тормоза, шины, оба карбюратора фирмы «Пекар» — новые. Но в сам двигатель, по словам владельца, не лазили, он был в полном порядке. Что ж, неплохо.
И все же работа мотора мне показалась жестковатой, хотя тот же Мамед, съевший на мотоциклах не одну собаку, заверил, что все в норме. Хозяин «Урала» сказал, что дело в ненастроенных карбюраторах. Однако позже я выяснил, что проблема вовсе не в них, а в родных поршнях, рассчитанных под низкооктановое топливо АИ-76. Где его взять-то?! Если заливать в бак 92-й бензин, то движок начинает работать с небольшой детонацией, которая в скором времени прикончит поршневую группу. Поэтому знающие люди сразу меняют поршни на новые, увеличивая степень сжатия в цилиндрах. Те, кто присматриваются к покупке «Урала» или «Днепра», примите к сведению.
Говорят, что проблему можно решить иным способом: установкой электронного зажигания взамен кулачкового. Кто уже осуществил такую рокировку, нахваливают характеристики мотора на все лады: работает мягче, повышается эластичность, тяговитость и отзывчивость, легко заводится в любых условиях, свечи бензином не заливает. В общем, сплошные плюсы, но проверить их не довелось.
Это сейчас я стал куда подкованней в мотоциклетных делах, а тогда, в момент обмена, не понимал многих тонкостей. К примеру — коробка передач. Она на «Урале» хоть и новая, но не родная — от «Днепра», с задней передачей. Думаю: ну и зашибись, не на себе же его в обратку таскать? Оказалось, что днепровская трансмиссия считается менее надежной. Потом — колеса: их, судя по всему, загрунтовали и покрасили по обходным технологиям. Была еще пара мелких косячков, но больше всего смутили вмятины на коляске. Ее, судя по всему, восстанавливали в спешке.
И все же от обмена отказываться не стал. Мне этот «Урал» очень понравился, вот прям аж до дрожи в коленях. Уже тогда понимал, что вместо беспонтовой «Волги» приобретаю настоящий хардкорный байк с советской историей. Да еще и с доплатой в мою сторону. Супер!
Мы с Мамедом потратили на осмотр мотоцикла около сорока минут. А знаете, как прошла приемка «Волги»? Мужичок глянул на нее вскользь, на минуточку сунул голову под капот и, открыв ржавые ворота своего участка, махнул рукой — загоняй. Я даже расстроился. В процессе восстановления машины каждую мелочь до ума доводил, болтики да гаечки литолом смазывал, эмблемки менял, за колесными колпаками к черту на кулички ездил… И вот тебе благодарность — загоняй!
После узнал, что «Волгу» приобрели под свап — установку чайковского мотора V8 с автоматической коробкой передач. Выбор же на мою машину пал лишь по причине живого, без ржавчины кузова и 402-го мотора мощностью менее 100 л.с. Автомобиль сначала поставят на учет (уже поставили) и затем заменят силовой агрегат, сэкономив на дорожном налоге. То ли молодцы, то ли хитрецы?
Но, возможно, обмен состоялся по причине того, что при публикации объявления об «Урале» человек не снял защиту от спама. Сейчас объясню: на многих сайтах по продаже техники действует бесплатная услуга «защита номера от спама», когда вместо реального телефона продавца на странице появляется абракадабра из случайных цифр, чтобы «не светить» личные данные. Казалось бы — дело благое, но иногда система дает сбой и до продавца невозможно дозвониться.
Подобные вещи я подмечал уже не раз, вот и с хозяином «Урала» по номеру, указанному в объявлении, связаться не удалось — не абонент. То есть человек, разместив объявление на платной основе, стал жертвой системного глюка, блокирующего звонки покупателей. Что, судя по всему, и вынудило его пойти на обмен. Это не более чем предположение, но я сам уже давно проверяю и перепроверяю деактивацию данной опции — снимаю галочку в нужной графе и после пробую дозвониться себе же с другого номера. Успокаиваюсь лишь после того, как убеждаюсь, что покупатели меня «видят». К слову, то же самое проделал и при продаже «Волги», так что полное отсутствие звонков — не системный сбой.
Уже дома, осмотрев «Урал» внимательно, понял, что тому для полной комплектации не хватает некоторых деталей. А именно: ручки-поручня на пассажирском сиденье-«лягушке», «брызговика» на крыле коляски и резиновой накладки на лапке кик-стартера. Еще не помешало бы вернуть на бензобак родную наклейку, без нее мотоцикл выглядит каким-то недоделанным. Все это, конечно, мелочи, но за каждой пришлось съездить по отдельности. Супермаркета, где все лежит на прилавке в одном месте, не нашел.
Наклейки на бак купил у частника по 200 рублей за штуку. Резинка на лапку обошлась в сотню. Блин, да я на дорогу туда-обратно больше потратил! С «брызговиком» вышла проблемка: на сам мотоцикл сколько угодно, а на люльку — шиш. Пришлось адаптировать «брызговик» от заднего крыла. Но больше всего заморочек вышло с поручнем. Отдельно от седла такая деталька не продается, а вместе с ним стоит от 2500 рубчиков. И то если повезет. Говорю продавцам на развалах запчастей: продайте рукоятку за тысячу, сиденье оставьте себе. А они мне: «треха» за «лягушку» в сборе. И смотрят косо, будто я у них что-то украл. Да ну вас… В общем, «Урал» остался без поручня.
Коротая время в общественном транспорте, вдруг понял, как нужно продавать подобную технику. Тридцатилетний «Урал» — это ведь не товар первой необходимости. Не автомобиль, без которого в суматошном мире ни туда ни сюда. Он для души. Что-то вроде игрушки для взрослых мужчин. Раз так, то и преподнести его покупателю нужно по-особенному. Побольше вкусных фотографий с правильных ракурсов и подробной детализацией. Захватывающее описание. Чтобы байкер увидел «Урал», прочитал историю и потерял сон — хочу!
Конечно, общие правила интернет-торговли едины и для мотоцикла, и для стиральной машины. Продавцу нужно понимать, что фото и текст в объявлении — это по сути презентация, на основе которой покупатель формирует мнение о товаре. Если описание и иллюстрации произвели должный эффект — набирает ваш номер. В противном случае закрывает страницу. Поэтому в который раз советую читателям относиться к составлению объявлений о продаже с особым вниманием. Фотографии должны быть качественными, такими, чтобы вам самим захотелось купить то, что вы продаете. Описание — подробным и желательно нестандартным, чтобы оно выделялось на фоне прочих. Так больше шансов зацепить покупателя.
И все же мотоцикл — не «стиралка», тут все сложнее. Я четко представлял, какими должны быть фотографии, но поначалу не мог добиться желаемого. Во-первых, подвела слякотная погода. Не под дождем же снимать «Урал», отражающийся в грязной луже. Пришлось ждать, пока подморозит.
Во-вторых… выяснилось, что не умею снимать мототехнику. Не вижу нужного ракурса, лажаю с крупностью и выдержкой своего зеркального «Кэнона». Даже сомневался: а такой ли он зеркальный? После нескольких неудачных фотосессий все же добился приемлемого результата и наконец-то выставил «Урал» на продажу за 97 тысяч, дополнив иллюстрации оригинальным текстом.
Игрушка! Для тех, кто отказывается взрослеть. Для кого звук оппозитника милее любого рока. Кому опостылели тупые начальники, Киркоров с Басковым и новости по НТВ. Для тех, кому нужна отдушина. Кто понимает, что «Урал» с коляской — это железная валюта, которая при должном уходе уже никогда не опустится в цене. Для тех, кто умеет играть... Звони в любое время.
Почти 100 тысяч за тридцатилетний мотоцикл: много это или мало? Сразу стоит сказать, что «Урал» — техника крепкая, живучая, так что в продаже их немало. Пошарпанную «одиночку» можно купить тысяч за 25 (те, что дешевле, скорее всего, не встанут на учет). Экземпляры в нормальном состоянии стоят от 50 тысяч, а за 70–80 уже можно взять хорошо сохранившийся или отреставрированный байк. Кстати, прежний владелец просил за «Урал» 75 тысяч.
Любопытно, но, изучая рынок, особой разницы между мотоциклами за 70 и 100 «штук» я не заметил. Поэтому и выставил свой «Урал» по верхнему срезу. В принципе, и те, что продаются за 120, отличаются не сильно: в хорошем состоянии, но не идеальные. За безупречный экземпляр придется заплатить не менее 150 тысяч, но есть варианты за полмиллиона и выше.
Больше всего опасался, что «Урал» закиснет в продаже, как это произошло с «Волгой». Но нет, пошли звонки от покупателей! В среднем по два-три в день, еще столько же сообщений приходило в чат. Сказать по-честному, ко всем этим перепискам отношусь с прохладцей, считаю, что по-настоящему заинтересованный покупатель сразу же берется за телефон, а пишут в основном те, кто в пассивном поиске. Либо желающие поболтать — на дворе зима, байкерам скучно.
Как-то раз написали из Польши. Братьям-славянам отвечал через Google Translate, но на деле это выглядело так, будто, проглотив таблетку NZT 48 из фильма «Области тьмы», я выучил польский за час. Но все равно отдельные послания иностранца ставили меня в тупик: «Извините, у меня нет друзей в России. Я должен был прийти лично и забрать его. Я должен сделать тиски…». Какие тиски?!
Еще писали особо наивные граждане, уверяющие, что цена на мотоцикл сильно завышена: готовы забрать за 50. Получив отрицательный ответ, начинали грубить: ты его не продашь, у тебя коробка от «Днепра». Отвечать не стал, просто удалил переписку с блокировкой аккаунта. Кроме того, было несколько якобы «железных» покупателей, гарантирующих оплату мотоцикла в ближайшие дни. Но объявленные ими же сроки проходят, а человек не приезжает. В который раз убеждаюсь, что покупателям следует верить лишь после того, как те оставляют предоплату. Без этого их слово ничего не стоит.
Между переписками и созвонами было два осмотра. Люди приезжали, снимали видео «Урала» на телефоны и уезжали, обещав подумать. Пожалуй, основным камнем преткновения в продаже мотоцикла стало то, что он прошел реставрацию. С одной стороны, я их понимаю: заводское состояние всегда лучше восстановленного. Но и покупатель должен осознавать, что за 100 тысяч «Урал», на котором муха не сидела, не купить. Это совсем иной порядок цен. Отдельные экземпляры сохранились лишь на удалении от крупных городов. Их нужно искать, за ними надо ехать и транспортировать. Лишь настоящим, целеустремленным охотникам светит успех в этом деле.
Кстати, транспортировка — еще одна проблема. Купить мотоцикл зимой и сразу же уехать на нем не получится. Нужен грузовик или, как в моем случае, — эвакуатор, а это дополнительные расходы. Многие просто ждут весны, добавляя интересующие варианты в «избранное». К слову, мой «Урал» отложили на потом около сотни человек.
Тем временем почти за месяц торгов интерес к «Уралу» резко снизился, до пары звонков в неделю. Зато теперь приходилось общаться с действительно заинтересованными покупателями. Наконец приходит смс от Феликса из Ставрополя: готов купить «Урал». Завтра к вам приедет мой друг. Если состояние мотоцикла устроит, сразу оставит залог.
Слова подкрепились делом: друг приехал, по видеотрансляции связался со Ставрополем, и начался конструктивный диалог. Я предупредил, что «Уралу» потребуется апгрейд в виде электронного зажигания или замены поршней. Но в остальном — считай, новый мотоцикл. С учетом расходов договорились по цене, которая устроила обе стороны — 85 тысяч. За мотоцикл оставили залог.
Через день у ворот моего гаража припарковался Ford Transit. Но не бортовой грузовичок, а фургон. «Урал» с коляской в его кузов помещается, но не проходит в распашные двери. Пришлось поиграть в мототетрис: отсоединить коляску от мотоцикла, закатить по отдельности внутрь и собрать в обратном порядке. Только так можно избежать повреждений при транспортировке. С разборкой и погрузкой проблем не возникло, а вот навесить на мотоцикл тяжелую коляску в ограниченном пространстве и в полутьме оказалось очень непростым делом. Особенно для тех, кто занимается этим впервые и не знает нужной последовательности действий. Подсвечивая фонариками телефонов, чертыхаясь и матюкаясь, провозились два часа: с десяти вечера до полуночи. Захлопывая заднюю дверцу фургона, шепнул «Уралу» на прощанье: удачи, брат!
Итак, покупка и восстановление «Волги» обошлись мне в 57 тысяч, включая услуги эвакуатора. При стартовом ценнике в 97 тысяч был готов расстаться с ней не менее чем за 80 тысяч. Но не срослось, даже повода поторговаться не представилось. Расклад по «Уралу» тот же: 97 на старте и не менее 80-ти на выходе. Но в итоге получилось даже чуть больше. Прибавим к этому 20-тысячную доплату при обмене… Выходит, что за никому не нужную «Волгу» в итоге многоходовки мне удалось выручить аж 105 тысяч. Больше, чем мог рассчитывать, хотя сам процесс растянулся во времени. Так радоваться или грустить?
Было/стало
Смешанные чувства: часть меня довольна, что выпутался из сложной ситуации, да еще и с наваром. Другая половина жалеет об упущенной возможности что-то поменять в своей жизни. Пересев с четырех колес на два (в моем случае — на три), я мог бы выпить море, я мог бы стать другим. Вечно молодым, вечно пьяным…
Поездка на культовом советском мотоцикле — по-настоящему пьянящее ощущение, которое трудно описать словами. Это гордость, счастье и экстаз в одном флаконе. Ну как-то так… Я ведь в прошлом — байкер. До армии гонял на своем ИЖ-56 так, что аж вспомнить страшно. В аварии попадал, в больничке лежал — все, как положено. Но после подостыл, пересел за руль автомобиля. Поумнел. Ох, поумнел ли?
Из всех звонивших по «Уралу» мне отчетливо запомнился пожилой мужчина после недавнего инсульта: вы знаете, Алексей, сердце ноет и ноет, но заводишь двигатель мотоцикла, жмешь ручку газа — и все боли как рукой снимает. Медицине такое не по силам… Вот я сижу и думаю: может, «Урал» и продавался так долго, потому что половинка меня была против этого. Хотела оставить его себе. Мне ведь тоже не мешало бы подлечиться.
Однако перекупская сущность на этот раз победила. А еще долбаный прагматизм взял верх над эмоциями: эй, парень, у тебя непогашенный кредит в банке и документы на дом в суде — тебе нужны деньги. Да, нужны. А кому они не нужны?! Но я чувствую, что инфицирован. Продолжение следует…
Еще один типа-сборник, на этот раз из отечественных рок-композиций. Навеяло, продажей «Урала».