В начале марта впервые за 73 года не состоялся Женевский автосалон. Намеченный на апрель Пекинский автосалон вычеркнули из планов еще раньше. Казалось, что влияние коронавируса на автомобильную сферу ограничится переносом премьер новинок и затруднениями на производствах, а наши сограждане, может, даже его и не заметят. Но тут внезапно ситуация коснулась и тех, кто и не думал ехать в Швейцарию или КНР, а планировал сидеть дома и, например, смотреть телетрансляции Формулы 1. Намеченный на минувшие выходные первый этап гоночного сезона-2020, который должен был состояться в Австралии, отменили в последний момент. И это оказалось лишь началом. Потом было объявлено, что следующие три гонки — в Бахрейне, Вьетнаме и Китае — отложены.
До последнего времени автопроизводители старались сохранить хорошую мину при плохой игре: пусть массовые мероприятия отменяются, но хотя бы журналистские тест-драйвы новинок намечались на эту весну и лето — как всегда. И тут посыпалась череда отмен. Даже премьеры, до которых еще больше двух месяцев, теперь запланированы в «виртуальном формате».
Уже понятно, что это — наименьшее из зол, с которыми мы столкнулись.
В понедельник, 16 марта, премьер-министр Михаил Мишустин объявил, что Россия закрывает границу с Белоруссией для передвижения людей. Еще на прошлой неделе те или иные ограничения стали действовать на границах с Грузией, Латвией, Литвой, Казахстаном, Китаем, Монголией, Норвегией, Польшей, Северной Кореей, Украиной и Эстонией.
Также с начала недели закрылась Чехия, и фактически автомобильное сообщение с Европой парализовано. Меры по ограничению пересечения границы не распространяются на дальнобойщиков и жителей приграничных территорий (до 50 км вглубь Чехии). Последние могут даже работать в соседних странах.
«Конечно, это не "железный занавес", как можно себе представить, но движение сильно ограничено, на всех дорогах дежурят медики и полиция, которые проверяют всех въезжающих на возможные симптомы коронавируса, — говорит наш коллега Тимофей Исаев, живущий в Чехии. — Кому закрыли въезд? В первую очередь — туристам. То есть об автопутешествиях с 16 марта можно забыть. Конечно, тех путешественников, кто уже в Чехии, выпустят через границу, но новых не пустят. Причем если изначально все страны разделили на группы риска, в которых Россия считалась безопасной страной, то теперь не будут пускать абсолютно всех».
Туристу нет особого смысла сейчас рваться в страны, в которых, как в Чехии, введено чрезвычайное положение: власти Праги приняли решение полностью закрыть бары и рестораны (до этого они работали до 20 ч.) и ограничить работу непродовольственных магазинов.
«В воскресенье был в центре, народу никого, все закрыто, — продолжает Тимофей. — Для выходного дня — немыслимая ситуация. Честно говоря, выглядит все печально. Посмотрим, как все будет развиваться. Кстати, рестораны слегка переквалифицировались. По закону разрешено продавать еду через окно, такой фастфуд не закрыли. Ну вот некоторые и стали так продавать, со входа и с собой. Но далеко не все, конечно. Ездит полиция и разгоняет тех, кто собирает тусовки. То есть "больше трех не собираться" — это реальность, по крайней мере на улице».
В ЕС обсуждают внедрение новых мер контроля на границах всего Шенгена. В Германии уже введены беспрецедентные меры:
«Народ напрягается. В ближайшие четыре–шесть недель ехать не советую. У нас тут теща с тестем. Возможно, застрянут», — сообщил корреспонденту Дрома товарищ, живущий в ФРГ.
Пока принимаемые меры касаются перемещения граждан и вроде бы не должны массово затронуть импорт товаров. Однако о серьезности ситуации можно судить по тому, что в понедельник премьер-министр Мишустин поручил создать на таможне «зеленый коридор» для импорта товаров первой необходимости.
Автомобили, запчасти и комплектующие для российских автозаводов навряд ли относятся к этой категории.
В связи со сложившейся ситуацией наши сограждане бросились запасаться не только гречкой и туалетной бумагой, но и автомобилями. Россия в этом плане сейчас находится в особенном положении. Зарубежные авторынки уже в полной мере ощутили на себе влияние пандемии. Больше всего — в Китае: падение продаж минус 80% по сравнению с февралем прошлого года, в среднем по миру зафиксировано 20-процентное падение, и ситуация будет только ухудшаться. У нас же, напротив, начался рост продаж, который, правда, будет кратковременным. Тем не менее сейчас удачный момент для покупки автомобиля.
Отчасти мы это уже проходили во время кризисов 2008–2009 и 2014–2015 годов, когда падение рубля неизбежно приводило к росту цен, поскольку валютная составляющая в стоимости автомобилей на нашем рынке составляет 40–90%. Но цены на автотехнику быстро не меняют: машины дорожают с заметным опозданием относительно роста курсов валют, так что имеет смысл покупать их до того, как волна подорожаний накроет дилеров.
Сейчас ситуация аналогичная, но после того как нынешние запасы автомобилей будут распроданы (в течение двух-трех месяцев), нас ждет не только рост цен, но и дефицит. В российских представительствах зарубежных марок с большой неохотой говорят о возможных сбоях поставок, но «не под запись» подтверждают, что будет нехватка отдельных моделей и модификаций. У российских автозаводов начались перебои с комплектующими, а поставки машин с зарубежных предприятий теперь непредсказуемы. Весь мировой автопром сейчас пересматривает свои производственные планы.
У местных сборочных предприятий запас комплектующих более или менее уверенно покрывает потребности марта и, возможно, апреля. С такими заявлениями в начале месяца выступили АвтоВАЗ, УАЗ и «Рено Россия». КАМАЗ сообщал, что планы уже корректируются.
«Сбои поставок однозначно будут. Логистические цепочки порвутся. На российских сборочных площадках создаются антикризисные штабы. Есть затруднение с комплектующими из Китая, которым надо будет найти замену. Сейчас мы не знаем, с чем проснемся через неделю. Ситуация меняется очень динамично. Потенциально нас ждет остановка производств», — прокомментировал Дрому ситуацию директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
На зарубежных заводах остановки производства уже происходят по всему миру. В понедельник компания Fiat Chrysler Automobiles (FCA) объявила о приостановке на две недели работы большинства заводов в Европе, чтобы снизить вероятность распространения коронавируса и приспособиться к снижению спроса на автомобили. В феврале на несколько дней были остановлены производственные линии части предприятий Kia Motors в Корее, но после перераспределения цепи поставок сборка возобновилась в прежнем объеме.
На российском рынке это не отразилось, так как весь модельный ряд Kia, представленный у нас, собирается в России на производственных мощностях «ХММР» под Питером и «Автотора» в Калининграде. «В настоящий момент нет ограничений в их деятельности, — сообщил Дрому Максим Полозков из Kia Motors. — Также не наблюдается недостатка запасных частей или перебоя в поставках. Период остановки производственных линий был не таким значительным, чтобы заметно повлиять на спрос».
Похожим образом ситуацию комментируют в Ниссане. «Завод Nissan в Санкт-Петербурге работает в штатном режиме, остановки производства на данный момент не планируются, мы внимательно следим за развитием ситуации. Заводы в Китае возобновляют работу», — говорит Анна Капитонова из Ниссана, подтверждая, что дефицита машин и запчастей сейчас не ожидают.
Самый сильный удар пришелся по китайским маркам, не имеющим местной сборки. Например, Lifan, еще в 2018 году лишившийся сборочной площадки, в числе серьезно пострадавших. Haval, напротив, открыл в прошлом году завод под Тулой, и эта марка сейчас смотрит на ситуацию без особой тревоги. Пусть на экземпляры местной сборки в прошлом году пришлась лишь четверть продаж, главное — пока ситуация с коронавирусом не повлияла на работу российского завода.
Точнее — повлияла, но потребителей это пока не коснулось. Внутренняя кухня же сильно поменялась: на заводе ежедневно проводятся измерения температуры у всего персонала — местного и китайского. «Учитывая обстоятельства, бренд Haval кардинально пересмотрел планы командировок в Россию для большинства китайских сотрудников, и после Нового года в страну въехало менее двух десятков сотрудников, — рассказали Дрому в пресс-службе китайской марки. — В данный момент все они находятся в карантинной зоне, в специализированных общежитиях, где будут пребывать не менее 14 дней для комплексного наблюдения. Функционал китайского персонала в данный момент заключается в основном в информационной поддержке и решении чрезвычайных ситуаций. Так что завод может полноценно функционировать без посещения его китайскими специалистами».
После «китайцев» вторые кандидаты «на выход» — нишевые, а также люксовые марки. При дальнейшем падении рубля им будет невыгодно удерживать цены на более-менее разумном уровне — проще урезать модельную линейку до минимума. С массовыми брендами этого, конечно, не произойдет.
Короткий ответ: никто не знает. Накануне Нового года автомобильные марки с гордостью рассказывали нам о свежих моделях, которые получат россияне в 2020 году, но не прошло и трех месяцев, как оказалось, что «Топ новинок российского рынка 2020 года», который мы публиковали в декабре, во многом устарел.
Все уже убеждены, что этот год на автомобильном рынке будет совершенно не такой, как планировалось, хотя говорить о конкретных сроках выхода той или иной новинки представители марок теперь избегают. В официальных заявлениях пока звучит сдержанный оптимизм.
«Бизнес Тойота в России функционирует без изменений», — сообщила Дрому руководитель пресс-службы «Тойота Мотор» Наталья Астафьева. «Все наши планы в силе», — подтвердила Анна Капитонова из представительства Nissan. И примерно так же нам отвечали во всех представительствах, с которыми мы общались в ходе подготовки этого материала.
Тем не менее в Ниссане признают: «сегодня делать долгосрочные прогнозы очень сложно. Мы внимательно следим за ситуацией на рынке, мониторим поведение конкурентов и готовы к адекватной реакции».
Если очень хочется найти что-то позитивное в происходящем, то, возможно, это лежит в плоскости наших транспортных привычек. Многие фирмы осознали, что вполне допустимо разрешить сотрудникам работать из дома — XXI век как-никак. Закрытие учебных заведений на карантин и введение свободного посещения, отмена публичных мероприятий и общий настрой, заставляющий граждан реже покидать свои дома, — все это тоже снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру.
Но можно посмотреть на ситуацию иначе. Если в прежние годы власти всех крупных городов активно стремились пересаживать автомобилистов на общественный транспорт, то сейчас логично было бы, напротив, стимулировать использование личных машин. Например, отменить плату за парковку там, где она сейчас есть. Конечно, это не уменьшит пробки, а как раз наоборот, зато в личной машине риск заразиться определенно меньше.
Впрочем, пока никто никаких льгот автомобилистам не обещает. Послабление сделали только для грузового транспорта, обеспечивающего города продуктами. С 17 марта сняты ограничения для движения транспорта торговых сетей в городах.
«В конце марта и в апреле на российском авторынке будет всплеск продаж, а впоследствии нас ждет рост цен и, возможно, уход с рынка отдельных моделей и целых марок, а также перебои с поставками запчастей (в основном из Китая)», — говорит Сергей Целиков из «Автостата». Хотя в первую очередь эти неприятности коснутся лишь наиболее привередливых покупателей, нацеленных на определенную модель и модификацию. Под заказ придется ждать долго, если фирма вовсе не свернет поставки. Покупателям, готовым рассматривать альтернативы, опасаться нечего. Предположим, нас покинут марки Peugeot и Citroen, у которых еще в прошлом году с продажами было совсем плохо. На рынке останется еще полсотни марок. Выбор моделей у нас сейчас не менее широк, чем в Европе, по крайней мере в массовом сегменте.
«В общем, если вы планировали покупку автомобиля — сейчас самое время. Только не в кредит!», — рекомендует Сергей.
Опасно влезать в долги, когда будущие заработки, да и само наличие работы, оказываются непредсказуемыми. Нынешнее падение рубля, возможно, будет усугублено полномасштабным мировым кризисом. Тревожные сигналы появляются каждый день. В понедельник, 16 марта, стало известно, что власти США решились на экстренные меры по поддержке своей экономики: ключевую ставку снизили почти до нуля. В предыдущий раз подобное делалось в 2008 году. Надо сказать, что российский автомобильный рынок еще не до конца отошел от того кризиса, как и от тяжелого удара по экономике пятилетней давности. По пессимистичным прогнозам, и автомобильная отрасль, и в целом российская экономика могут пострадать от нынешней ситуации сильнее, чем при прежних кризисах.
P. S. Держим руку на пульсе. Не исключено, что уже через неделю надо будет вновь значительно пересмотреть все оценки и прогнозы.