Рынок новых автомобилей в России сейчас в состоянии паралича: дилерские центры закрыты, продаж нет, обслуживание не ведется. Ситуация еще хуже, чем на вторичном рынке. Нет никакого понимания: что будет с ценами, поставками, продажами, в целом — когда можно будет работать.
Коронавирус начал влиять на российский авторынок в конце января: впервые появились опасения нехватки комплектующих. Но тогда большинство автопроизводителей, заводы которых только-только запустились после новогодних каникул, бодро отчитались о достаточных запасах автокомпонентов. По крайней мере, на ближайший месяц — февраль. Самые прагматичные высказали сомнения, что запасов хватит до марта, но ведь скоро все восстановится, правда?
«”Моментальных угроз” российскому автопрому нет. Ситуация с вирусом разрешится быстрее, чем концерны найдут альтернативных поставщиков». Глава комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрей Коссов («Автостат», 05.02.2020 г.).
Одним из первых отреагировал КАМАЗ, сообщивший о возможных корректировках производственного плана. Далее о возможной нехватке комплектующих сообщили Nissan (из-за сбоя в поставках из Китая также был остановлен основной завод в Японии) и «Автотор». Вопрос в том, что в автомобильной промышленности не только России, но и всего мира, присутствует множество автокомпонентов, которые производятся в Китае. Ситуацию осложняет то, что даже местные поставщики комплектующих некоторые детали закупают в том же Китае — под угрозой оказались и локализованные производства.
Между тем Росстат зафиксировал за январь–февраль сокращение производства легковых автомобилей в России на 14,1% по сравнению с тем же периодом 2019 года. По данным Федеральной таможенной службы, импорт легковых автомобилей в Россию по итогам января 2020 года снизился на 25%, до 9900 машин.
«Нарушение товарно-производственных и логистических цепочек с Китаем на фоне эпидемии коронавируса пока не привело к драматическим последствиям для российской промышленности, но власти продолжают следить за ситуацией». Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров (Interfax, 27.02.2020 г.).
Большинство экспертов в конце февраля не ожидали серьезных потрясений для российского автопрома. Эпидемия в Китае уже заканчивалась, и многие заводы возобновляли производство. Затраты, которые могли бы пойти на замену поставщиков компонентов, по расчетам должны были превысить несколько дней ожидания поставок из Поднебесной. Поэтому никакими особыми поисками (большинство российских автозаводов перманентно подбирают новых производителей компонентов) никто не занимался. При этом на складах в среднем сохранялся месячный запас комплектующих.
Пока Россия отмечала Международный женский день, страны-участники ОПЕК+ не договорились о сокращении добычи нефти, и РФ вышла из сделки, что спровоцировало падение цен на «черное золото», потянувшее за собой падения рубля. Курс подпрыгнул почти на пять рублей в первый же рабочий день — 10 марта. Но еще до этого некоторые автосалоны отметили повышенный спрос на новые машины. Множество кризисов научило россиян вкладывать деньги в значимые ценности, в том числе и автомобили. Волна повышенного спроса была небольшая и в основном пришлась на сегмент бизнес- и премиальных моделей. Именно у покупателей таких машин больше свободных средств.
Представительства автопроизводителей на этот скачок валюты отреагировали сдержанно — цены оставались стабильными. И прогнозы были крайне осторожны. Все ожидали развития ситуации — как с изменением курса рубля, так и с поведением конкурентов.
Второго скачка курса валют, произошедшего 18 марта вслед за очередным падением цен на нефть, автомобильный мир вообще практически не заметил. К этому времени уже были закрыты все заводы в Европе, а также большинство предприятий в Америке (как в Северной, так и в Южной).
Но в марте цены все-таки выросли. Хотя случилось это не только из-за роста курса рубля, но и в плановом порядке — из-за увеличения НДС и утилизационного сбора. По данным сайта «Цена Авто», на российском рынке с середины марта начались первые подорожания. Volkswagen поднял цены на свои бестселлеры — седан Polo (+ 17 000 руб.), кроссовер Tiguan (+ 40 000 руб.) и внедорожник Touareg (+ 90 000 руб.). У Toyota седан Camry, пикап Hilux, внедорожники Fortuner, LC 200 и LC Prado в большинстве своих комплектаций подорожали от 26 000 до 101 000 рублей. 15 моделей Lexus в различных комплектациях прибавили в цене от 53 000 до 184 000 рублей, при этом седан ES200 и кроссовер UX200 — стали доступнее на 216 000 и 391 000 рублей соответственно. BMW подняла цены на 20 моделей от 10 000 до 390 000 рублей и позже выпустила меморандум о сохранении стоимости уже выпущенных автомобилей и машинокомплектов. Все Suzuki подорожали на 20 000–50 000 рублей. Подняли цены сразу на все свои модели Peugeot (до 15,8%), Citroen (+ 3,9–7,3%) и Opel (+ 1,9–8,3%). Автомобили Nissan подорожали на 1,1–8,7%. На большинство моделей подняли цены Skoda (+ 0,9–5,5%), Kia (+ 0,9–2,6%) и Renault (+ 0,7–2,3%). После новогоднего подорожания Lada добавила еще от 5000 до 10 000 рублей к стоимости разных моделей.
Проблема нехватки комплектующих, причем уже не столько из Китая, сколько из Европы, не то чтобы отпала сама собой, но отошла на второй план, когда в стране 23 марта был введен режим самоизоляции. Автопроизводители остановили конвейеры на неделю. Некоторые использовали простой для оптимизации производства, ремонта оборудования и т. п., а некоторые просто занялись глобальной дезинфекцией помещений в ожидании возвращения рабочих.
К этому уже мало кто оказался готов. В пятницу большинство опрошенных представительств только сухо ссылались на приказ и не давали никаких прогнозов:
«Для компании Тойота безопасность сотрудников, партнеров и клиентов является ключевым приоритетом. С 28 марта по 30 апреля работа на заводе Тойота в Санкт-Петербурге приостановлена в соответствии с Указами Президента РФ. Срок может быть пересмотрен вследствие указаний федеральных и региональных органов власти и исходя из требований по обеспечению безопасности персонала, партнеров, клиентов и всех вовлеченных сторон».
«В соответствии с Указом Президента Российской Федерации и осуществлением мер по обеспечению здоровья сотрудников, завод Nissan в Санкт-Петербурге продлевает приостановку производства в апреле. Московское представительство Nissan также прекращает свою деятельность в это время. Центром обслуживания клиентов он работает по правилам выходных и праздничных дней. Вся информация о работе дилеров в стране доступна на www.nissan.ru».
«В соответствии с Указом Президента Российской Федерации московский завод Renault приостановил производство автомобилей с 30 марта 2020 года. Это нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Завод возобновит свою работу в зависимости от дальнейших решений правительства».
Многие ждали двух решений правительства, которые могли бы вернуть производство в нормальное состояние. Первое — определение особо пострадавших отраслей, которые могут рассчитывать на уменьшение платежей по кредитам до 30 сентября 2020 года и на другую поддержку от государства. Но к ним отнесли только транспортные направления: «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта» и «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам». Второе решение правительства об утверждении перечня системообразующих организаций было принято 20 марта. Среди включенных в него 636 предприятий оказались АО «АвтоВАЗ», ЗАО «Рено Россия», ООО «Фольксваген Груп Рус», ПАО «Соллерс», АО «Урал», ПАО «ГАЗ», ПАО «КАМАЗ», ПАО «НЕФАЗ», ПАО «Автодизель» (ЯМЗ). Они могут рассчитывать на поддержку государства, но пока о вливании денег речь не идет, только о мониторинге ситуации. Но гораздо важнее то, что эти заводы скорее всего смогут возобновить работу раньше, чем остальные.
6 апреля возобновил свою работу КАМАЗ, обосновав это «необходимостью обеспечения транспортной безопасности страны и бесперебойного функционирования социально значимых служб, в том числе правоохранительных органов, подразделений МЧС, скорой медицинской помощи и коммерческих перевозок». И поскольку завод является градообразующим предприятием, то его простой негативно сказывается на экономической и социальной ситуации в регионе. На работу выходят около 60% сотрудников, среди которых нет пенсионеров. С 1 апреля на предприятии работает цех по выпуску защитных костюмов и масок.
Также с понедельника начал выпуск автомобилей завод Mazda Sollers во Владивостоке, который не испытывал проблем с поставками комплектующих и до карантина. Разрешение выдало правительство Приморского края. Руководство предприятия заверило, что понимает всю ответственность и будет заботиться о безопасности сотрудников. Как только будут получены разрешения в других регионах, УАЗ и Ford Sollers возобновят работу в первую очередь с производства автомобилей скорой медицинской помощи.
Правительство Самарской области разрешило АвтоВАЗу продолжить работу. Непосредственно на заводе возобновили деятельность подразделений, связанных с разработкой новых проектов, учетом и отчетностью, охраной труда и безопасностью. Последние готовят производство к работе в условиях пандемии, в том числе их задача разнести рабочие места на 1,5 метра друг от друга или максимально изолировать. Напомним, что на АвтоВАЗе были выявлены два сотрудника, заболевших коронавирусом.
В «Группе ГАЗ» запущены Ярославский моторный завод, Ярославский завод дизельной аппаратуры, отдельные производства Ликинского автобусного завода и заготовительное производство Горьковского автозавода.
Можно предположить, что после решения проблем с комплектующими Volkswagen договорится с калужским правительством и возобновит работу. Так же поступят и другие производители.
Можно ожидать, что региональные власти разрешат работать практически всем автопроизводителям. Ведь тот, кто не начнет работать, понесет колоссальные расходы. В российском автопроизводстве занято почти 400 000 человек. Это, конечно, не 14 млн, как в Европе, но с учетом производителей компонентов тоже немало. Если им выплатить среднюю зарплату в 30 000 рублей, то на нее уйдет 1,2 трлн, и людям будет на что жить и чем погасить кредиты. Если не выплатить, то пострадают не только сотрудники предприятий и их семьи, но и регионы, где они расположены, которые недополучат сборы от налоговых платежей. И это только верхушка айсберга.
Взять, к примеру, завод «Автотор», на котором собирают BMW, Kia, Hyundai, Genesis и легкий коммерческий транспорт. По странным обстоятельствам он не включен в перечень системообразующих организаций, хотя на его долю приходится более 50% всей товарной продукции региона, более половины всех налогов, собираемых на его территории, более 70% загрузки портовых мощностей и свыше 50% вагонооборота железной дороги в Калининграде. Среди поставщиков «Автотора» около 250 малых и средних предприятий, которые после остановки основного потребителя никому не будут нужны. То есть закрытие завода потянет на дно добрую половину экономики Калининградской области.
У питерских Hyundai, Nissan и Toyota, калужского PSA, Mercedes в Московской области и Haval в Тульской области влияние на местные бюджеты и вовлеченность поставщиков меньше, чем у российских автогигантов. Но их простой также подкосит местную экономику. Не говоря уж об угрозе банкротства самих компаний. В последние годы в России выпускалось в среднем 100 000 автомобилей в месяц, значит, пять недель весеннего простоя лишит всех почти десятой доли продукции. И что делать тем, кто ее должен продавать? А это еще более 300 000 человек.
С одной стороны, во исполнение Указа Президента № 206 от 25.03.2020, а также нормативных актов субъектов РФ, дилерские центры по продаже и сервисному обслуживанию автотранспортных средств должны быть закрыты в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Если это выполнить, то в итоге можно предположить, что половина автосалонов уже не откроется. Подробнее о ситуации с работой дилерских центров мы рассказали ранее.
С другой стороны, глава Минпромторга Денис Мантуров направил руководителям регионов РФ указания, касающиеся работы торговли на время действия ограничений из-за COVID-19, которые обязывают местные власти обеспечить работу всех организаций и объектов, создающих условия для функционирования товаропроводящей сети, в том числе предприятий, обеспечивающих ремонт и техобслуживание автотранспорта, прежде всего грузового.
Дилеры пытаются найти баланс между запретом и разрешением и придумывают различные способы сохранить функционирование.
Сейчас для того, чтобы выжить, они стучатся во все двери. Так, представительствам автопроизводителей было отправлено письмо от членов Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», в котором они просят изменить системы выплат бонусов, увеличить период отсрочки платежей за автомобили и отложить требования об обновлении интерьера и экстерьера дилерских центров. Смогут ли представительства себе это позволить — покажет время, а пока многие из них заверяют, что приложат максимум усилий для смягчения нагрузки на своих продавцов. Это вполне логично — они плывут в одной лодке.
Другое письмо с просьбой внести дилерские предприятия в перечень пострадавших отраслей было отправлено премьер-министру Мишустину. Правда, решения пока нет. Зато Минпромторг и региональные власти откликнулись на просьбу разрешить официальными сервисным станциям производить ремонтные работы и продажу автозапчастей. Замминистра Морозов рекомендовал включить автозапчасти (в т. ч. смазочные материалы, шины, покрышки, камеры) в перечень непродовольственных товаров первой необходимости. А в Башкортостане, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Белгородской, Липецкой, Московской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской областях и в Санкт-Петербурге разрешены техническое обслуживание или продажа запасных частей, или то и другое вместе (список по состоянию на 7 апреля 2020 года).
Рейтинговое агентство Moody’s выдало прогноз о снижении мировых продаж автомобилей в 2020 году на 14%, европейских — на 21%. В январе и феврале на пике эпидемии китайский авторынок упал на 79% относительно уровня прошлого года. Сейчас он крайне медленно восстанавливается — работает 94% автосалонов. Снижение продаж вынуждает производителей сокращать и даже закрывать производства. Сможем ли мы этого избежать? Вряд ли.
Еще в конце 2019 года глава Министерства экономического развития РФ Максим Орешкин говорил о слабом потребительском спросе — у людей и в стабильной ситуации не хватало денег на покупку новых автомобилей. А сейчас — при сокращенных зарплатах, потере работы, закрытии бизнеса и т. п. — положение только усугубилось. Государство заботится о здоровье населения, но при этом игнорирует законы экономики. Так, по подсчетам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, только за первую неделю апреля из-за закрытия большого числа дилеров не будет продано автомобилей на 54 млрд рублей (столько продается в последние годы в этот период). Соответственно, только из-за неуплаты НДС бюджет недополучит 10,8 млрд рублей. Значит, он не сможет обеспечить меры поддержки. Ну и так далее… Перспектива очень грустная.
Приходится надеяться лишь на то, что у россиян за последние 20 лет выработался иммунитет к кризисам. Остается только укрепить его для противодействия и коронавирусу. А машины у нас будут. Какие? Разберемся по мере прояснения ситуации.