Сейчас нет такой отрасли или отдельно взятого производства, которая бы не пострадала или вовсе не остановилась из-за пандемии COVID-2019. В автомобильной сфере настали черные дни — все в буквальном смысле катится под откос. Даже если в ближайшие месяцы удастся возобновить полноценный выпуск продукции, как это уже сделал Китай, кто будет покупать все эти автомобили на волне тотального снижения спроса в мире и покупательной способности — в России?
Почти все автомобильные компании вынуждены идти на «заморозку» своих производств. Сотни тысяч (если не миллионы) людей отправляют на вынужденные «каникулы». Причин несколько: собственно пандемия COVID-19 и вызванные ею возможности заражения или передачи вируса, разрывы промышленных связей и проблемы с комплектующими, а также неизбежное падение спроса на автомобили и риски перепроизводства в ближайшее время. Ниже — хроника закрытых производств за последние две-три недели. Весьма печальное зрелище…
Общая тенденция такова — почти все в Европе и Америке закрыто: тотальный производственный коллапс. Согласно статистике Global Data, до 27 апреля Европа потеряет миллион непроизведенных автомобилей. Некоторые предприятия в Индии, Бразилии, Китае, Турции и России продолжают работать, но, скорее всего, и их со временем ждет та же судьба. Основной тренд — почти повсеместное продление заводского карантина, который вначале хотели прекратить уже в начале апреля. Прогноз — еще большее количество остановок производств, связанных с общим падением спроса на машины. Именно поэтому озвученные в последние дни идеи о возобновлении выпуска автомобилей в России выглядят странно: кто будет их покупать?
Ну и начнем мы, конечно же, с нашей страны, где остановлены заводы Volkswagen и PSA под Калугой и в Нижнем Новгороде, предприятия Nissan, Toyota и Hyundai под Питером, завод Mercedes-Benz в Подмосковье, новый завод Haval под Тулой, почти все отделения «Группы ГАЗ» (кроме ярославских), грузовое производство Volvo, а также АвтоВАЗ, который лишь частично сейчас пытается запустить работу некоторых подразделений, и КАМАЗ (частично возобновил производство после 6 апреля). УАЗ, коммерческий Ford (Sollers), калининградский «Автотор» тоже не исключают такой возможности. Московский завод Renault остановлен и, видимо, уже никогда не заработает (переедет в Тольятти). В любом случае абсолютно всех производителей ждут перебои с комплектующими (как это случилось со Skoda Rapid, для которой не осталось задних фонарей), нехватка спроса, а еще и проблемы с доставкой и таможней при фактически закрытых пока границах. Все эти сложности, помноженные на неизбежное падение спроса и закрытые дилерские центры, однозначно приведут к обязательным сокращениям объемов выпуска. И эти утверждения верны не только для России.
Ну а теперь, как говорили советские дикторы, «о ситуации в мире».
Nissan закрыл заводы во Вьетнаме, Индии, а с середины марта до конца апреля и крупнейшее производство в Британии — по причине срыва поставок и падения спроса. Количество машин, выпускаемых на трех японских предприятиях, будет значительно сокращено, а американские предприятия точно не откроются до конца апреля. BMW приостановила работу на заводах в Южной Африке и Европе, а также в британском Гудвуде (Rolls-Royce). Закрылся и еще один «британец» — компания Aston Martin. Volkswagen из-за кризиса с коронавирусом приостановил в Европе производство еще 19-20 марта. Пока — на две недели. Это касается не только сборочных предприятий в Вольфсбурге, Эмдене, Дрездене, Оснабрюке, Цвиккау, Братиславе (Словакия), Памплоне (Испания) и Палмеле (Португалия), но и фабрик комплектующих в Брансуике, Хемнице, Ганновере, Касселе, Зальцгиттере и Ситече. С этой же даты остановлены сначала «на несколько недель», а теперь точно до начала мая заводы корпорации Ford в США, Канаде и Мексике, а также крупнейшее за пределами США производство в Испании (7000 человек, 400 тысяч машин ежегодно) прекращено из-за обнаружения нескольких случаев заражения. Через неделю были остановлены фабрики в Бразилии и Аргентине, а также в Таиланде, Южной Африке, Индии и Вьетнаме. General Motors и FCA (Fiat/Chrysler) присоединились к Ford и закрыли заводы в Северной Америке первоначально до 20 марта, но в итоге продлили этот срок.
Компания Renault временно приостановила выпуск на своем заводе Revoz в Ново-Место (Словения), а с 19 марта в Танжере и Касабланке (Марокко), Mioveni в Румынии и Cacia в Португалии. Из-за пандемии Daimler свернул основную часть производств Mercedes-Benz в Европе, а также прекратил работы многих административных отделов. Хонда начала остановку производств четырех североамериканских заводов 23 марта, а также предприятия в Мексике из-за снижения спроса.
Фабрики Skoda в Млада-Болеславе и Квасинах закрыты, но заводы в России и Индии пока работают. Volvo остановила производство легковых автомобилей в Европе и Америке, под Калугой закрыт завод по производству грузовиков. По причине постоянного ослабления спроса Toyota и Honda объявили о приостановке работы предприятий в США, Канаде и Мексике еще в марте, в апреле Honda прекратила производство и в Индии. Toyota также закрыла четыре европейских завода, с 3 апреля — семь производственных линий на пяти предприятиях в Японии из-за тотального падения спроса, а позже и в Индии.
Hyundai Motor прекратила функционирование огромного количества производств в Корее, США и Европе. Например, фабрика в Алабаме была закрыта из-за одного инфицированного сотрудника. Как следствие, закрылся завод KIA в штате Джорджия, которому не хватило алабамских двигателей. И это далеко не единственный завод Kia, прекративший работу в Америке. Производства Hyundai–Kia в Чехии также закрыты, как и предприятия в Индии, но завод в Турции все еще работает.
Функционируют и фабрики JLR в Бразилии и Индии, но производство в Британии свернуто. Renault полностью закрыла 12 заводов во Франции, а также предприятия в Марокко, Португалии, Испании, Словении и Румынии — у французов закрыто все, кроме Южной Кореи и открывшегося вновь Китая. Заводы Mazda в Японии проработают всего восемь дней в апреле, предприятия в Мексике и Таиланде также пока закрыты.
В Европе с продажами автомобилей в последние месяцы — настоящая катастрофа. Впервые после шести лет непрерывного роста количество реализованных единиц техники уменьшится, причем значительно. Точных цифр пока не скажет никто, но все прогнозы весьма неутешительны. Большинство производств остановлено, а люди в огромном количестве стран попросту сидят дома уже больше месяца и, соответственно, машины уж точно не покупают. Абсолютно все компании Старого Света, кроме Tesla, демонстрируют двузначное падение спроса на автомобили. Стоит, однако, упомянуть, что даже этот сильнейший кризис и снижение цен на топливо не повлияли на тенденцию увеличения продаж plug-in гибридов (+ 62%) и электромобилей (+ 56%). Чтобы проиллюстрировать ситуацию, мы приготовили небольшую таблицу, которая наглядно показывает рухнувшие продажи на крупнейших европейских рынках в марте 2020 года:
Падение продаж автомобилей в Европе за март 2020 года
Германия: –38%
Великобритания: –44%
Греция: –50%
Португалия: –57%
Испания: –69%
Франция: –72%
Италия: –85%
Вся Европа: –39%
Не так хорошо знакомый нам китайский рынок за этот же период и вовсе упал почти на 80%. Ситуация в Америке не намного лучше: именно из-за падения спроса здесь закрывается большинство предприятий, а за март — в минусе на 38% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Мы подготовили для вас статистику 15 самых худших автомобильных компаний из Америки на начало 2020 года:
Падение продаж автомобилей в США за март 2020 года
Fiat: – 49,0%
Mini: – 41,2%
Lamborghini: –38,4%
Buick: –34,7%
Nissan: –30,0%
Infiniti: –25,5%
Acura: –21,6%
Porsche: –20,2%
Dodge: –20,0%
Honda: –18,9%
Subaru: –16,7%
Cadillac: –15,8%
Lexus: –15,6%
Mitsubishi: –15,5%
BMW: –15,3%
Тем не менее цены на автомобили во всем мире пока находятся на том же уровне, что и до пандемии. Да, спрос упал многократно, но особых причин для снижения стоимости нет, и тем более — кто знает, когда к дилерам приедут новые, «послепандемические» машины. Ни для кого, наверное, не секрет, что одни из самых выгодных и низких цен сейчас именно в России — из-за падения курса рубля. Так что если есть деньги и давно планировалась покупка нового автомобиля, сейчас самое время это сделать. Закрыты дилеры? Почему бы не попробовать совершить покупку в онлайн-режиме? Видимо, многие это понимают, о чем свидетельствует рост продаж в России в марте аж на 23%! Но понятно и другое: таких оптимистичных цифр мы не увидим еще очень долго.
«Когда автосалоны откроются, к ним выстроятся очереди и они продадут много автомобилей. А дальше мы получим длинный, мощный период тяжелейшего падения авторынка. Покупательская способность снизится еще больше, а из-за изменившегося валютного курса автомобили сильно подорожают. Скидок не будет совершенно. У людей еще есть деньги, они пойдут “утилизировать” рубли. Дилеры сначала будут выдавливать из нестабильного рынка деньги, а потом положат зубы на полку».
Логично, что в сложившейся ситуации, когда закрываются не только автомобильные производства, но и целые административные, дизайнерские и конструкторские подразделения, невозможно выдерживать заявленный в конце прошлого года график премьер новых моделей и даже обновлений. Целый ряд автокомпаний уже отменил запланированные модернизации, а выходы новых моделей зачастую переносятся на неопределенное время, как и мировые автосалоны, на которых их должны были представлять.
Вот что значит цивилизованное и ответственное гражданское общество — всем тяжело, но почти каждый производитель организованно вносит свой посильный вклад в борьбу с пандемией. Огромное количество автомобильных компаний в Европе, США и Азии постарались в кратчайшие сроки либо наладить у себя производство дорогостоящего оборудования (в частности, аппаратов ИВЛ), либо каким-то другим способом помочь в борьбе с пандемией, охватившей весь мир. Вот лишь несколько примеров:
— Великобритания обратилась к производителям автомобилей Ford и Honda, а также к строительной компании JCB, с просьбой изготовить медицинское оборудование, включая ИВЛ, чтобы справиться со вспышкой коронавируса.
— Поставщик электромеханических деталей MTA пожертвовал 200 000 евро нескольким итальянским больницам после смерти председателя правления Умберто Фальчетти. Штаб-квартира MTA находится в центре пандемии — в городе Кодоньо, недалеко от Милана.
— General Motors сотрудничает с компанией Ventec Life Systems и организацией StopTheSpread.org, а также с национальным Советом по COVID-19, с целью увеличения производства изделий для защиты органов дыхания. В частности, Ventec будет использовать опыт GM в области логистики, закупок и производства большего количества ИВЛ.
— Основатель SpaceX и генеральный директор компании Tesla Илон Маск купил в Китае 1255 аппаратов ИВЛ — кстати, произведенных его компанией! — и все их подарил штату Калифорния. Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом подтвердил, что оборудование уже доставлено в Лос-Анджелес.
— Российское представительство Тойоты — ООО «Тойота Мотор» — передает медицинским учреждениям 45 автомобилей марок Toyota и Lexus, включая кроссоверы и внедорожники для доставки медиков в труднодоступные районы.
— Автомобили из своих парков предоставили для борьбы с коронавирусом российские представительства компаний Jaguar Land Rover и Haval.
— Fiat Chrysler Automobiles производит и жертвует более одного миллиона защитных масок для медицинских работников в месяц. Распространять маски будут в США, Канаде и Мексике.
— VW Group заявила о том, что создает прототипы ИВЛ с моторчиком от… стеклоочистителя на своем заводе в испанском городе Марторелле, в настоящее время они проходят испытания в рамках процесса одобрения.
— Lear Corporation — поставщик сидений и различных электронных систем, сообщила, что увеличила мощность на своем объекте AccuMED, специализирующемся на производстве медицинских изделий, и будет выпускать больше масок.
— Компания Ford в сотрудничестве с GE Healthcare начала в Мичигане производство новой модели аппарата ИВЛ. За 100 дней будет изготовлено 50 000 этих жизненно важных устройств, и еще по 30 000 каждый месяц в случае необходимости. В изготовлении ИВЛ к Ford присоединился также концерн General Motors.
— Группа GAC подписала соглашение о партнерстве с Институтом здоровья органов дыхания Гуанчжоу по разработке технологий и продуктов для профилактики и борьбы с респираторными заболеваниями. Два партнера договорились о создании совместного инженерно-технологического центра и производственного предприятия для выпуска различного оборудования, которое может помочь в борьбе с COVID-19.
— Компания Renault предоставила 1300 автомобилей медицинским работникам Франции для успешного сражения с пандемией.
— Фирма Ford на своих заводах в Бразилии и Аргентине произвела 50 000 специальных масок и пожертвовала их медицинским работникам.
— Итальянцы из Lamborghini перепрофилировали свои рабочие мощности для выпуска медицинских масок. Этим на заводе занимаются сотрудники, которые в обычное время «обшивают» интерьеры суперкаров. В день они изготавливают 1000 масок.
Но не везде и не во всех странах мира все уже так плохо. В первую очередь обстановка в автомобильной индустрии начинает нормализоваться в тех регионах, которые первыми столкнулись с коронавирусом и в результате правильных и своевременных действий смогли остановить пандемию. Речь, конечно же, идет о Китае, а также отчасти о Южной Корее, где большинство производств самых различных компаний, в том числе и тех, кто изготавливает комплектующие для европейских, американских или российских заводов, снова заработало уже в начале марта, а то и в конце февраля, и сейчас 97% мощностей снова в деле. Пожалуй, тут нет смысла в перечислении названий — действительно функционирует уже почти все. А вот в каком объеме будут выпускаться автомобили (напомним, что спрос в Китае снижался и без коронавируса) — покажет время. Уже сейчас китайцы, естественно, столкнулись с проблемой низкого спроса (в феврале рынок рухнул на 82%!), что впоследствии все равно вынудит многих снизить производительность, ведь для возвращения к позициям 2019 года, по мнению многих экспертов, понадобится точно не менее полугода. Точных же прогнозов на данный момент не даст никто.
«Тот факт, что некоторые автозаводы возвращаются к нормальной работе, не означает, что многие пойдут покупать машины — уровень покупательской способности сейчас снизился очень серьезно. Люди не понимают, чего им ждать дальше, поэтому будут откладывать покупку автомобиля на более поздний срок. Кроме того, часть уже потратила свои сбережения в марте, когда начало лихорадить курсы валют и все традиционно ринулись конвертировать свои сбережения в товары — у кого на что хватило денег. Можно ждать жесткого снижения объемов продаж».
Что касается России, то, безусловно, «разморозка» Китая— это хорошо в плане возобновления производства многочисленных деталей и комплектующих для наших производств. Но возникает вполне резонный вопрос с частично закрытыми границами и, как следствие, с доставкой необходимых запчастей. Как только все российские заводы возобновят работу в полную силу и станет ясно, сколько теперь нужно китайских комплектующих для обеспечения необходимого тиража, тогда мы и увидим, насколько успешно заработают вновь производственные цепочки. Впрочем, как мы уже говорили, запуск производств отнюдь не означает, что на выпущенную продукцию в современных экономических реалиях найдется спрос. Скорее всего, нас ждет затяжное и неутешительное падение.
В предыдущем материале, посвященном коронавирусу, мы уже говорили о том, что все автомобильные выставки, намеченные на этот год, перенесены или вовсе отменены. Тем не менее многие производители были нацелены продемонстрировать на этих автосалонах свои новинки. Ну а раз такой возможности пока нет, и неизвестно, когда она в следующий раз представится, некоторые решили показать новые модели… виртуально, в виде онлайн-премьер!
Кто из ведущих автомобильных производителей отметился в этом революционном деле продвижения новинок? Приведем некоторые примеры. Началось все еще во время внезапно отмененного Женевского автосалона, когда в формате онлайн-премьер сработали почти все автопроизводители, которые привезли обновки в Швейцарию. Позже состоялось еще несколько онлайн-премьер от корейских марок. Люксовый бренд Hyundai — Genesis — показал новое поколение своего бизнес-седана G80, а также была продемонстрирована новая Elantra. Мировая премьера нового поколения Kia Sorento транслировалась на Facebook. Наверняка практика онлайн-презентаций будет еще более популярна — ведь до сих пор неизвестно, какой автосалон и когда состоится. Возможно, что сложившаяся сейчас ситуация приведет к тому, что теряющие в последнее время популярность автомобильные выставки и вовсе перейдут к «цифровому» формату.
В зарубежной практике это давно уже довольно популярный инструмент. Лидер направления — Соединенные Штаты, где, например, компания Carvana продает 2% подержанных машин от всего рынка за год (более 100 000) без визита покупателя к продавцу. Онлайн-автодилеры — давно уже желанный инвестиционный объект. Так, в стартапы Vroom и Shift вкладывают свои деньги такие гиганты, как BMW и Goldman Sachs. Да и в Европе этому маркетинговому инструменту уделяется большое внимание. Так, например, концерн PSA планировал уже в этом году продать более 100 000 машин онлайн, а Daimler к 2025 году собирается перевести в digital аж четверть всех продаж. Но нам, наверное, нет смысла здесь говорить о далекой для нас зарубежной практике — нам интереснее то, что происходит именно в России.
«Сейчас онлайн-продажи — единственный способ реализовать автомобили. В существующей ситуации это не изменение тренда продажи автомобиля через интернет, а единственная возможность, которая существует на сегодняшний день, купить машины по старым ценам».
Когда по указу президента закрыты дилерские центры, нет ничего более разумного для дилера, как постараться перевести продажи в онлайн-формат, а для покупателя — купить автомобиль по ценам фактически еще 2019 года. В digital сейчас стараются уйти все, хотя продавцы прекрасно понимают, что это всего лишь маркетинговый ход, и продажи (а это на самом деле не что иное, как дистанционная реализация), осуществленные подобным способом, будут ничтожны (собственно, об этом мы недавно писали). Ниже мы приводим актуальный на момент выхода статьи перечень известных нам участников автомобильного онлайн-рынка в России (дилеры, марки, модели):
Ситуация в автомобильном мире сейчас меняется с огромной скоростью. Тогда как Китай полностью запустил производства, заводы в Европе и Америке почти полностью остановлены. Понятно, что со временем, когда пандемия сойдет на нет, все автопроизводители постараются вновь запустить работу на полную мощность. Но в нынешней экономической ситуации и при повальном падении спроса на автомобили вряд ли нужны будут прежние объемы выпуска. А это означает частичную остановку конвейеров, увольнение рабочих, замедление процесса выхода премьер и новинок, а также наверняка и рост цен. Последнее, конечно же, особенно касается России, живущей сейчас в условиях беспрецедентно низких цен на нефть и пикирующего курса рубля. Даже по самым оптимистичным прогнозам экспертов, мировому автопрому понадобится не менее полугода, чтобы оправиться. Пессимисты же растягивают период восстановления аж на 1,5–2 года. Такие уж нынче времена…