Каждый автопроизводитель переживает пандемию по-разному. Вот корейцам все нипочем: Kia и Hyundai c начала года презентовали уже пять новинок на двоих. А другие в нокауте — и не факт, что поднимутся. По каким брендам коронавирус ударил (да еще и добавит) сильнее всего?
Коррупционные скандалы, отставки топ-менеджеров, суды и побег Карлоса Гона — Nissan и без пандемии переживает непростые времена. Общемировые продажи падают второй год подряд. В 2019-м просели Европа, Китай, США и даже родная Япония. По данным Automotive News, в компании грядет масштабная реструктуризация, которая повлечет «закрытие еще трех-четырех сборочных заводов и сокращение тысяч рабочих мест в дополнение к уже объявленным планам по сокращению на 10%». Недавно Nissan запросил у кредиторов $4,6 млрд для того, чтобы смягчить последствия пандемии. В опасности не только Nissan, чьи российские продажи за прошлый год снизились на 20%, но и подотчетные ему бренды.
Возрождение из небытия бренда Datsun — идея опального ныне Карлоса Гона. Он лично запускал бюджетный бренд в Индии, Индонезии, Южной Африке и России. Но Datsun не пошел, его модели больше оттягивали покупателей у материнского Ниссана, чем боролись с конкурентами. Продажи на большинстве рынков не оправдали ожиданий. В лучшем случае на Datsun приходится лишь один процент от глобального объема продаж Ниссана.
В итоге Nissan начал сворачивать проект. В марте 2020 года Datsun заявил, что уходит с рынка Индонезии. Закрыт местный завод, где выпускались GO, GO+ и Cross. На индийском предприятии Nissan в Ченнаи Датсуны пока еще собирают. Но прямых наследников у них не будет. Вероятнее всего, на местном рынке марку закроют после завершения жизненного цикла нынешних моделей, то есть в 2022 году. Что будет с поставками в ЮАР, пока непонятно.
Непонятно и как сложится судьба Datsun в России. Бренд станет жертвой ниссановской политики сокращения расходов, особенно актуальной во время пандемии, или за перелицованные Лады вступится АвтоВАЗ? Информации об остановке производства пока нет. Зато есть рост продаж по итогам 2019 года (плюс 9%) и двух первых месяцев 2020-го (плюс 7%). В январе был представлен обновленный седан on-DO, а в Роспатенте Nissan зарегистрировал новое имя — Datsun Magnite. Ждем компактный кроссовер?
Серьезные опасения внушает судьба Infiniti. 2019 год был богат для марки на события: празднование 30-летия, отставка Карима Хабиба, два года бывшего главным стилистом бренда, и уход сразу с двух рынков. Сначала из Европы — кооперация с Daimler не дала желаемых результатов. А потом и из Австралии, куда Infiniti пришла в 2012 году, но за все время местным дилерам удалось продать лишь около 4000 машин.
Спасением мог бы стать ключевой для марки рынок Северной Америки и Китай. Но продажи Infiniti в США по итогам 2019 года упали на 21%. А в первом квартале 2020 года, в связи с пандемией, сразу на 54%. Просели все модели, за исключением флагмана QX80. В Китае марка только набирает обороты. Продажи Infiniti еще не достигли даже 30-тысячной отметки, и вряд ли скоро до нее доберутся. В России, где когда-то были популярны кроссоверы FX и седаны G, дела не лучше. Продажи стабильно сокращаются с 2018 года. За первые месяцы 2020-го продано лишь 515 автомобилей.
Напрашивается полное обновление модельного ряда, запуск выпуска электромобилей. Все это есть в плане по масштабному обновлению бренда, который подразумевает запуск пяти новых моделей в ближайшие три года. В нынешних условиях реализовывать его будет новый председатель Infiniti Motor Майк Коллеран, заступивший на должность в начале апреля 2020 года.
Вот уже который год бренд Subaru не вылезает из проблем. В 2018 году разразился топливный скандал, связанный с искажением данных о расходе топлива и выбросах вредных веществ. Как итог — досрочная отставка генерального директора и президента корпорации Ясуюки Ёсинага. Его наследник Томоми Накамура начал масштабную реорганизацию компании, закрывая одни отделы, соединяя другие, меняя ответственных. В начале 2019-го почти на две недели был остановлен конвейер на основном заводе в Японии. Обнаружили дефект, из-за которого внезапно отключался усилитель руля на моделях Forester, Impreza и XV. Позже случился крупнейший отзыв в истории Subaru (если не считать акции из-за подушек фирмы Takata), связанный с незагорающимися стоп-сигналами на моделях Forester, Impreza и Crosstrek. Проблема затронула порядка 2,3 млн автомобилей. Из них 1,3 млн пришлось на США, еще 300 000 единиц на Японию. И все это на фоне целой волны других отзывов в США, на ключевом рынке марки, неудовлетворительных показателей продаж и падения прибыли до худшего за шесть лет уровня.
Нашествие коронавируса усугубило ситуацию. 23 марта завод в Америке закрыли. Первоначально производство поставили на паузу до 7 апреля, однако теперь возможный срок возобновления работы перенесен на 20 апреля. До 1 мая прекращена работа всех предприятий по производству автомобилей и комплектующих в Японии.
Subaru явно придется пересмотреть свои планы. Ожидалось, что во второй половине 2020 года в Россию привезут новые версии Forester, рестайлинговый кроссовер XV и седан Legacy. Когда ожидать новый Outback и появится ли он у нас, вообще непонятно. А российским дилерам марки просто необходимы новые модели. В 2019 году продажи снизились на 4%. В первом квартале этого года на фоне короновирусного ажиотажа наметился небольшой рост (+6%). При этом весь российский рынок подрос на 16,3%.
Сделанная несколько лет назад ставка французов на китайский рынок себя не оправдала. В стремлении угодить запросам местных покупателей PSA перекроила лифтбек Peugeot 508 в длиннобазный седан 508L, растянула кроссовер Citroen C3 Aircross, превратив его в C4 Aircross, и так далее. Но продажи обоих брендов на рынке КНР неуклонно падают начиная с 2015 года. По итогам 2019-го они сократились на 55% (до 117 084 экз.). Рост выручки в целом по миру в прошлом году — на 1,0% в сравнении с 2018-м, да, это хорошо. Только эти цифры получены на фоне общего 10-процентного сокращения продаж.
Покидать ключевой для себя рынок КНР французы не намерены и принимают все меры, чтобы остаться. Затраты урезаны, закрыты два завода. Но китайский рынок на спаде, а в Европе из-за пандемии прекратили работу 15 заводов. Условия сделки по слиянию концернов FCA и PSA придется пересматривать. Предыдущие выкладки уже неактуальны, настолько сильно изменилась картина мира.
В России продажи «французов» тоже падают. В 2019 году компания Peugeot просела почти на 15%, а Citroen — на 12%. Из-за пандемии завод PSA в Калуге планирует не работать до 30 апреля. Возобновление производства зависит также от поставок комплектующих из Европы. Когда ждать на нашем рынке Peugeot 2008, 508 и преемника Citroen C4 Cactus, теперь неясно.
Угроза исчезновения нависла над корейским брендом. Материнский концерн Mahindra & Mahindra (M&M), владеющий 74,65% акций производителя, отказал SsangYong в финансировании. Компании требовалось $412 млн, чтобы, по расчетам аналитиков, стать прибыльной к 2022 году. Еще в феврале M&M планировала выделить SsangYong эти средства. Но из-за пандемии это решение пересмотрено. Продажи самой M&M в марте рухнули аж на 88%. Корейский бренд просел не так сильно — на 31%. Это при том, что по итогам прошлого года продажи внедорожников и кроссоверов и без того снизились на 8% по сравнению с 2018 годом.
Нам, с одной стороны, от этого ни тепло ни холодно. Последние автомобили SsangYong реализовал в РФ весной 2019 года и тихо ушел с российского рынка. С другой стороны, в былое время Россия являлась крупнейшим экспортным рынком SsangYong во всем мире. Планы вернуться у компании были. Но M&M обещали выделить корейцам только $33 млн, которых должно хватить на три месяца, и предоставить бесплатный доступ к платформам Махиндры. Остальные средства предложено искать с помощью альтернативных источников финансирования. В условиях паралича мировой экономики вообще и сектора финансовых услуг в частности — стратегия, прямо скажем, убийственная. А значит, под угрозой не только планы по рестайлингу флагманского Rexton и созданию электрической версии кроссовера Korando, но и само существование бренда. В тонущей лодке вместе с корейцами оказались также принадлежащая Махиндре Automobili Pininfarina и выкупленное у PSA подразделение Peugeot Motocycles.
Предыдущие два года для британцев были непростыми. Покупатели отвернулись от любимых дизельных двигателей, вступили в силу новые эконормы WLTP, курс фунта начал колебаться под угрозой грядущего Brexit, начались торговые войны США и Китая. В итоге — падение продаж и, как следствие, увольнения сотрудников и сокращение расходов, в том числе на участие в выставках и имиджевых проектах (прощай, трехдверный Range Rover SV Coupe). До закрытия заводов дело не дошло, но из-за падения спроса на пару недель был остановлен конвейер в Солихалле, а завод в Касл Бромвиче в декабре 2018 года перешел на трехдневную рабочую неделю. Не помогло — по итогам 2019 года продажи снизились еще на 6%.
Что будет после окончания пандемии, неясно. Land Rover в конце февраля возобновил производство в Китае, продолжают работать заводы в Бразилии и Индии. Но основные заводы в Великобритании закрыты как минимум до 20 апреля, а продажи на европейском и американском рынке ушли в пике. Выход новинок, среди которых был давно ожидаемый Range Rover, затянется. В прошлом году Land Rover успел выпустить только новый Discovery Sport и наконец-то Defender. Последний должен был доехать до России во второй половине 2020 года. Новый срок не берется прогнозировать никто. А продажи падают. В 2019 году в России продано 8663 Land Rover — на 12% меньше, чем годом ранее.
Естественно, сложно будет и Jaguar. Премьеру электрифицированного флагмана XJ, похоже, придется отложить. Несмотря на незначительный рост продаж в США, в Китае по итогам 2019 года британский бренд просел сразу на 29%. На европейском рынке, даже в родной Великобритании, дела тоже идут неважно. В России — спад на 31,5%. С большинством проблем, свалившихся на Jaguar, в Land Rover придется разбираться уже новому гендиректору — возглавлявший компанию с 2010 года Ральф Шпет уходит в отставку в сентябре 2020-го.
Итальянцы умеют делать красивые и быстрые машины с отличной управляемостью, но бизнес уже который год идет ни шатко ни валко. Продажи падают год от года и в Европе, и на экспортных рынках. Экономия расходов уже вынудила итальянцев поставить крест на ряде проектов вроде нового поколения суперкара 8С, купе GTV и заряженного кроссовера Stelvio GTA. Судьба Alfa Romeo во многом зависит и от итогов слияния концернов FCA и PSA.
С Россией у итальянской марки сложные отношения. Продажи никогда не были высокими, но Alfa Romeo все равно то приходит в РФ, то уходит. Последний раз итальянцы продержались четыре года, пришли в 2013 году и тихо покинули российский рынок в 2017-м. Обещали вернуться, привезти Giulia и Stelvio, но теперь главное, чтобы просто остались живы.
Конечно, это далеко не полный список возможных жертв нынешнего апокалипсиса. Тучи сгущаются над DS, Chrysler и Maserati. Количество электромобильных стартапов, которые в последнее время росли как грибы после дождя, изрядно уменьшится. Есть опасения насчет Aston Martin. В прошлом году, пытаясь поднять падающие продажи, англичане сократили производство. Большая ставка сделана на кроссовер DBХ. Начнутся ли его продажи в 2020 году, как планировалось? Во Франции начали ходить слухи о возможной национализации Renault. Жан-Доминик Сенар, председатель совета директоров Groupe Renault, опроверг эту информацию. Тем не менее отношения с партнерами из Nissan у французов сейчас неважные. В 2017–2018 годах продажи в Европе планомерно снижались, а на фоне пандемии спрос на некоторые модели упал на 90%.
Одна из главных интриг — что будет с Volkswagen? Немцы до сих пор расхлебывают последствия дизельгейта. К тому же Volkswagen является наиболее зависимым от Китая западным автопроизводителем, а китайский авторынок пока только мечтает о прежних объемах продаж.