Предыдущие посты блога «перекупа» читайте здесь
Заначка, отложенная на покупку автомобиля для перепродажи, потихоньку заканчивается. Затарился продуктами на неделю вперед, сгонял в аптеку, оплатил счета за интернет и связь, и вот пачка банкнот усохла на четверть. Впрочем, сейчас уже не помышляю о приобретении новых «колес», распродать бы те, что есть, пусть даже по заниженным ценам, чтобы не остаться без средств к существованию. Однако продать машину в условиях пандемии не так-то просто, потому что рынок вторички, получив удар под дых, рухнул на пол в глубоком нокауте.
Карантин — страшное дело. Возможно, даже пострашнее самого коронавируса. Россиян заперли по домам, лишив работы, досуга и привычного образа жизни. Экономика страны в целом и каждого гражданина в отдельности валится вниз в крутом пике, оставляя шлейф тревоги и безысходности. И пусть тотальная самоизоляция населения — вынужденная мера во спасение, каждый из нас задается вопросом: что будет дальше?!
Не стану утверждать, что, оказавшись под гнетом пандемии, продавцы автомобилей, и «перекупы» том числе, первыми приняли на себя удар заразной стихии. Но они определенно на передовой экономической линии фронта. Когда человек теряет уверенность в завтрашнем дне, покупка автомобиля волнует в последнюю очередь. Но даже если и волнует, как осуществить задуманное в условиях ограничений и запретов?
Собаковод Иисус с Патриарших прудов, задержанный патрулем за нарушение самоизоляции, стал первой московской ласточкой, попавшей под антивирусные санкции властей. С тех пор контроль за перемещениями граждан ужесточился настолько, что штраф, а то и путешествие в полицейский участок (где вас опять же оштрафуют), можно схлопотать, сидя на скамейке возле собственного подъезда. Надо ли говорить, что вероятность заразиться у одиноко гуляющего по улице человека повышается именно тогда, когда он вынужден общаться с полицией, априори входящей в группу риска, и увеличивается десятикратно, после того как его отконвоируют в участок. Это ж Россия, брат Иисус, здесь даже благие дела делаются через одно место.
После введения ограничений на перемещение автотранспорта поиск и покупка б/у техники осложнились настолько, что стали напоминать логистический квест. К неизменным определяющим удачного приобретения факторам — цене и состоянию автомобиля — добавилась не менее важная составляющая: поближе к дому. Если раньше основную кассу «перекупам» делали приезжие из соседних областей, то теперь решиться на покупку автомобиля из соседнего региона могут лишь самые отчаянные нарушители режима самоизоляции.
И все же рынок вторички не умер окончательно. Скукожился, усох, окоченел, но все еще дышит. В основном за счет того, что многие продавцы автомобилей начали снижать цены. Почуяв неладное, «перекупы» и частники скидывают машины за бесценок в надежде запастись деньжатами в условиях полной неопределенности. Редкие смельчаки, чихая на запреты и коронавирус, пытаются этим воспользоваться.
— Недавно из-под носа увели четкий Passat 2005 года, за который просили всего 150 тысяч, — сетует один из знакомых «перекупов». Другой облизывается на «восьмой» Mitsubishi Galant, подешевевший за две недели аж на 50 тысяч. — И вроде бы деньги имеются, но если куплю его, потом жрать будет не на что. Такая вот одноклеточная арифметика.
Но те перекупщики, с которыми мне удается поддерживать более-менее тесный контакт, за две прошедшие недели не сумели продать ни одного автомобиля. Ни одного! Даже несмотря на то, что сами опустились практически в себестоимость. К примеру, черная Honda Accord, выставленная за 125 тысяч, маринуется в продаже более десяти дней, и уже сейчас ее готовы уступить за «сотню». Звонил тут один, из Ульяновска, обещал приехать, но потом пропал…
Пропали и покупатели эффектной «двухдверки» 2002 года, выставленной на продажу за 150 тысяч без торга. Я присутствовал при том осмотре, видел, как двое молодых парней уже было склонились к покупке, однако «перекупщик» отказался подвинуться в цене на пять тысяч рублей. На мой взгляд, не та сумма, из-за которой стоило упираться рогом. Возможно, стоя на своем, «перекуп» еще не до конца осознал сложность нынешней ситуации. Желающих приобрести автомобиль в кризис (а это именно кризис) заметно поубавилось, и, неровен час, скоро мы будем встречать редких покупателей с задорными песнями, приплясывая у гаражей в кокошниках.
Впрочем, не исключено, что как раз этот перекупщик «сечет» в ситуации чуть лучше моего, отлично понимая, что его молодежная купешка найдет нового хозяина даже в условиях жесткой самоизоляции. К слову, тоже подметил, что карантинная аудитория покупателей как-то помолодела. Возможно, от недостатка у молодых особей чувства самосохранения. А может, потому что те, кто не видел рамок в былой жизни, не соблюдает их и сейчас. Это лишь предположение, но мне кажется, что нынче продать такое вот потрепанное, но яркое купе, проще, чем ухоженный семейный универсал или минивэн.
Сейчас у меня в обороте три автомобиля: Proton, трехдверная Таврия и Opel Corsa, переданная на восстановление и реализацию читателем блога. Таврия уже несколько дней в продаже, но пока позвонил лишь один человек. Автомобильчик в неплохой сохранности, но и цена не так чтобы бросовая — 55 тысяч. Опуститься ниже полтинника не могу, так как кроме меня в этом деле завязано еще два «перекупа»: один нашел и купил, другой вложился в ремонт мотора, я же восстановив краску и салон, придал машинке товарный вид. Перекупский подряд!
С Опелем еще сложнее. На хэтчбеке живого места нет, так что первоначально его планировалось восстанавливать с полной покраской, заменой неисправных деталей и изношенных шин. Неотложные дела на основной работе не позволили мне взяться за ремонт машины в конце зимы, да и напарнику Сашке, с которым мы решили восстанавливать «Опелек» сообща, было не до него. Отложили работы до начала апреля… кто бы мог подумать, что случится такая катавасия. Что делать с Корсой, пока не знаю. Возможно, самое разумное: не делать ничего — подождать.
Proton в заключительной стадии ремонта, после его завершения скорее всего выставлю автомобиль на продажу по минимально возможной цене. Не только из-за того, что это общая тенденция на рынке б/у, но и потому, что на данный момент не в состоянии приобрести некоторые запасные части. Дело не в деньгах или редкости модели, все гораздо банальнее — закрыты магазины автозапчастей.
До недавнего времени у нас в округе функционировал один-единственный захудалый магазинчик по продаже автомобильных товаров. На днях сунулся — на дверях табличка «Закрыто до 30 апреля». Еще был крупный супермаркет, работающий по предварительным заказам: утром позвонил, озвучил список позиций — вечером забрал заказ. Однако 15 апреля прикрыли и эту лавочку. Кое-чем я, конечно, успел затариться, что-то использую из старых запасов. Но расходники быстро заканчиваются. Доходит до смешного: кончился малярный скотч, и купить пару так нужных мне рулончиков негде. Хотя если задуматься — ни фига это не смешно.
Что будет дальше? С учетом того, что страна еще не преодолела пик заболеваемости, апрельскую самоизоляцию скорее всего продлят до середины или даже до конца мая. Счета граждан опустеют, что приведет к попыткам продажи личной собственности — и автомобилей в первую очередь. Уже сейчас цены на них пошли вниз и к лету могут опуститься еще ниже. Это обеспечит рынку вторички некую циркуляцию, но надо понимать, что ее объемы будут прямо зависеть от платежеспособности населения и «перекупов» в частности. Что-то подсказывает, что резервов надолго не хватит, так как чтобы купить что-нибудь ненужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное.
Стоит ожидать и резкого ухудшения состояния продаваемых автомобилей. Китай — поставщик львиной доли недорогих запчастей, а его лихорадит от пандемии сильнее нашего. Закупки приостановлены, магазины автозапчастей и автосервисы закрыты. При невозможности ремонта самое простое — опуститься в цене. Смотри абзац выше.
Но что если несмотря на жесткие карантинные меры снизить динамику заболеваемости не удастся? Самоизоляцию продлят еще на месяц? До осени или конца года? Мне уже начинает казаться, что утопическая, на первый взгляд, шведская система по борьбе с коронавирусом не такая уж безнадежная. Экономика страны остается более-менее стабильной, скандинавы ходят на работу, так или иначе развлекаются, но главное — не паникуют, поглядывая в будущее с расчетливым оптимизмом. При этом рост заражаемости в Швеции не выше, чем, скажем, в схожей по численности населения карантинной Швейцарии. Так, может, путь к здоровой жизни не в закрытии заводов и торговых центров, а в сознательности и осторожности граждан?
К сожалению, для непослушной России подобный сценарий неприемлем. У нас иной социальный строй, с перегрузками общественного транспорта в часы пик и массовыми скоплениями сотрудников в офисах. Мы не сидим на месте подобно хладнокровным шведам, и ежедневно выходим на охоту за мясом и шкурами. Мы привыкли добывать пропитание, не полагаясь на чью-то помощь. Точнее, нас к этому приучили.
Самоизоляция пока что — единственная изобретенная человечеством вакцина от коронавируса. Но предполагаю, что карательные меры за нарушение карантина в какой-то момент перестанут быть сдерживающим фактором, потому что без введения в стране режима ЧС банки будут требовать погашения кредитов на прежних условиях. Но и тем, кто не обременен долгами, придется как-то зарабатывать на пропитание. Заначки ведь не резиновые. Правительство обещало помочь… дистанционно.