Сам по себе плагиат — умышленное использование охраняемых результатов чужого творчества в своих целях — вне закона. При этом факт плагиата нелегко доказать. Плагиатор обязательно будет ссылаться на небольшое заимствование идей, которые, как и все гениальное, так и витают в воздухе. Примеров масса. Вот десять наиболее интересных.
Страсть китайцев к плагиату поистине не знает границ. Они копировали Range Rover Evoque, Porsche Macan и наконец добрались до суперкроссовера от Lamborghini. На это решился бренд Hyosow (или Huansu), который входит в концерн BAIC. Их C60 — уменьшенная копия Urus со стартовой ценой около $16 000. Об итальянском внедорожнике напоминает не только абрис кузова, но и некоторые детали вроде воздухозаборников или светодиодных фар.
Технически это соплатформенник Bisu T6, который тоже эксплуатирует стилистику купе кроссоверов а-ля BMW X6. Hyosow C60 оснащен бензиновым турбомотором (184 л.с., 285 Нм) в сочетании с 6-ступенчатой «механикой» либо 8-диапазонным «автоматом». Lamborghini и материнский концерн Volkswagen факт копирования предпочли не замечать.
В 2018 году Land Rover сделал заявку на выпуск самого дорогого английского вседорожника. На Женевском автосалоне состоялась презентация трехдверного Range Rover SV Coupe с 565-сильным V8 и перенастроенной на более спортивный лад пневмоподвеской. Несмотря на сходство со стандартным Рейнджем, «трехдверка» взяла от него только капот и дверь багажника. У SV Coupe были оригинальная внешность, заниженная крыша, переделанные дверные проемы, безрамочные двери и строго четырехместный салон. Начальная цена SV Coupe планировалась на уровне 240 000 фунтов стерлингов. Для сравнения, ценник на Bentley Bentayga с 550-сильным V8 в то время начинался с 136 200 фунтов. Но проект по выпуску 999 экземпляров самого дорогого Range Rover силами подразделения SVO был закрыт.
Зато отвергнутую производителем идею удачно сплагиатили тюнингеры. Проект по созданию «трехдверки» по имени Adventum Coupe анонсировало лондонское ателье Niels van Roij Design. Тюнинговый Range Rover получает новый алюминиевый кузов, изготовленный вручную, и шикарный салон с отделкой тиком и кожей наппа. Ценят свою работу Niels van Roij Design на порядок дороже, чем SVO. Цены на Adventum Coupe начинаются с €270 000, без учета стоимости исходного Рейнджа. Предоплата — €50 000. Процесс постройки займет не менее шести месяцев.
Презентованный в 2003 году флагман Kia — из той эпохи, когда корейцы старались максимально подражать немецким грандам. Или английским? Кому-то во внешности Opirus (Amanti для рынка Северной Америки) почудится Mercedes E-class (W210), отразившийся в кривом зеркале. Другие примут его за пародию на Jaguar S-Type. Ошибиться тем более просто, потому что на ряде рынков Opirus продавался без каких-либо опознавательных знаков спереди. Сзади обошлось без плагиата. И салон свой собственный — спокойный дизайн, дорогие материалы, богатая комплектация под стать представительским моделям — разве что электрорегулировки кресел слизаны с Мерседеса.
Под капотом переднеприводного родственника Hyundai Grandeur XG были только V6, сначала 3,5 л (200 л.с.), затем 3,8 л (263). Kia долго не решалась отправить Opirus в отставку — седан пережил два рестайлинга и был снят с производства только в 2010 году. Официальных обвинений в плагиате от Mercedes или Jaguar в адрес Kia не было.
Как и у каждой легенды, у оригинального Hummer полно копий (например, китайский Dongfeng Crazy Soldier) и подражателей, есть даже кит-кары для сборки могучего проходимца. В число последователей можно записать и Mega Cruiser — самый большой внедорожник, когда-либо созданный Toyota. Два полноприводных гиганта роднит не только дизайн, точнее, его отсутствие, их создатели явно думали не о красоте, а о функциональности.
История происхождения тоже схожа. Mega Cruiser, как и Hummer, изначально разрабатывался для военных нужд, но успел поработать в полиции и пожарно-спасательных службах. Внедорожник с постоянным полным приводом, блокировками всех дифференциалов, системой изменения давления в шинах и тяговитым турбодизелем (155–170 л.с.) пришелся к месту. Ограниченное количество Mega Cruiser, оснащенных кондиционером, музыкой и другими элементами комфорта, продали частным лицам через магазины Toyota Store. Производили Мега «Крузак» с 1995 по 2002 год.
Появление первого Ford Mustang стало событием, и конкуренты не задержались с ответом. Chevrolet запустила Camaro, а Toyota бросила в бой против «американской лошадки» первое поколение Celica, созданное на базе седана Carina. Это был небольшой спорткар с задним приводом и четырехцилиндровыми рядными двигателями объемом от 1,4 до 2,2 литра. Коробка передач могла быть механической или трехступенчатой автоматической.
Первоначально Celica была доступна только с кузовом купе, но в 1973 году (в 1974-м на экспортных рынках) появился лифтбек. Последний за свой дизайн снискал изрядную порцию критики. Его экстерьер был всем хорош, но задняя часть, особенно вертикальная форма задних фонарей, уж очень напоминала оригинальный пони-кар. Неудивительно, что лифтбек часто называли «Японским Мустангом» или «Mustang Celica».
В 2017 году китайцы докатились до того, что стали копировать АвтоВАЗ. Фронтальная часть кроссовера Landwind Е36 — один в один наша гордость Lada XRAY. Причем в продажу «китаец» поступил под именем Х2, тем самым передав привет уже BMW (другие модели компании тогда носили имена X5, X7 и X8). Landwind — известные плагиаторы, прославившиеся в свое время клоном RR Evoque.
Технически Landwind X2 был близнецом Changan CS35, который официально продавался на нашем рынке. Безальтернативный передний привод, «атмосферник» 1,6 л и турбомотор 1,5 л (150 сил), оба разработки Mitsubishi в комплекте с 8-ступенчатым «автоматом». АвтоВАЗ судиться с китайцами не стал, а отнесся к этой ситуации с юмором: «Если дизайн Стива Маттина копируют, это хороший знак. Значит, стилистическая концепция выбрана верно».
Красивый миф и почти детективная история. Могла ли Honda украсть дизайн АвтоВАЗа? Разобраться, где слух, а где правда, кто вор и была ли вообще кража, уже не представляется возможным, но факты интересные.
В конце 80-х — начале 90-х Honda и АвтоВАЗ вели переговоры о совместной работе. Зачем — версии разнятся. То ли Honda, прознав, что русские хотят выпустить второе поколение легендарной Нивы, решила присоединиться к проекту. А возможно, АвтоВАЗу потребовалась помощь японцев, слывших специалистами по компактным полноприводным моделям. Факт в том, что японские делегации бывали в тот период в Тольятти, и не раз.
Союз Хонды и АвтоВАЗа в итоге не состоялся, каждый пошел своей дорогой. Вторая Нива превратилась в Шеви Ниву. А японцы выпустили кроссовер Honda HR-V, который вышел уж больно похожим на один из макетов второго поколения Нивы, работы дизайнера А. Белякова, который не пошел в серию. Могли японцы видеть этот макет во время своих визитов в Тольятти? Могли. Насчет воровали, немного позаимствовали или совсем не виноваты — вопрос открытый. Honda говорит, что HR-V полностью оригинальная разработка и речь всего лишь об общих на тот момент тенденциях в дизайне. В свою очередь вазовские дизайнеры Семушкин и Иванов, которые тоже работали над этим проектом, вполне допускают некоторое заимствование.
Лицензионные и не очень копии ранних Jeep насчитывают не одно десятилетие. Индийская Mahindra получила у американцев лицензию на выпуск Виллисов еще в 40-х годах. С тех пор компания продолжает развивать идею простых неубиваемых вездеходов. Исходя из этой концепции в 2018 году представили модель Roxor. Это хардкорный рамник без окон, крыши и дверей, не допущенный на дороги общего пользования. Максималка, на которую способен 63-сильный внедорожник, — 72 км/ч. Идеальный транспорт для фермеров, охотников и фанатов офф-роуда, который начали продавать в США по цене от $15 499.
Такой ход решительно не понравился FCA, владеющей брендом Jeep. Они подали жалобу в комиссию по международной торговле США, обвинив индийцев в плагиате. Якобы те не только скопировали знаковый дизайн Jeep, но и устраивают демпинг, нанося ущерб их бизнесу. И это несмотря на то, что непосредственно с FCA (и брендом Jeep) Mahindra сотрудничает более 25 лет. Чиновники встали на сторону FCA, но окончательное решение еще не принято. А Mahindra решила подстраховаться. Roxor 2020 модельного года получил новую радиаторную решетку без вертикальных прорезей а-ля Jeep CJ.
Американский пикап уже давно не только рабочая лошадка, но и средство самовыражения владельца, мнящего себя крутым Уокером. Отсюда и толпы плагиаторов. Не остались в стороне и китайцы. Huanghai Plutus, благодаря двухэтажной оптике и решетке радиатора с характерной пластиковой полосой, почти не отличить от Chevrolet Colorado. Внешне копия получилась настолько удачной, что ею заинтересовались в российской компании Derways. В 2007 году Plutus стали выпускать в Черкесске.
Рамный пикап с двойной кабиной, полным приводом типа Part-time, комплектовался 2,4-литровым двигателем Mitsubishi мощностью 126 л.с. в паре с механической коробкой. Несмотря на богатую комплектацию с «кожаным» салоном, климат-контролем, электропакетом, а также цену от полумиллиона рублей, спрос на пикап был низкий — уже в 2008 году производство свернули.
В России Toyota Land Cruiser — это больше, чем просто автомобиль. В Китае — тоже, иначе умельцы из Hengtian Automobile не стали бы так усердно копировать «японца». Причем двух — в экстерьере «китайца» видится не только «двухсотка», но и Prado. При этом L4600 во многом даже круче «двухсотки». «Китаец» длиннее, у него больше колесная база и крупнее экран мультимедийной системы. Салон отделан согласно китайским представлениям о роскоши — двухцветная кожа и обилие фальшивого дерева.
За двигатель не стыдно. Рамный полноразмерный внедорожник приводит в движение 4,6-литровый мотор мощностью 286 лошадиных сил, закупаемый у японской фирмы Futai Power Co. Коробка, естественно, автоматическая. Hengtian L4600 будет доступен в пяти- и семиместном варианте по предварительной цене около 250 000 юаней (2,6 миллиона рублей). Это почти в 3,5 раза дешевле, чем стоит в Китае базовый Land Cruiser 200. Ждем реакции от Toyota?