Сегодня Дром расскажет о персоналиях или целых семьях, которые сколотили многомиллиардные состояния, по сути, на том, что у людей есть одна огромная потребность и даже страсть — передвижение на автомобиле. Зачастую все это легендарные династии, которые десятилетиями усиливали свое влияние на мировой арене, нередко передавая его по наследству. Но есть в нашей подборке и относительно молодые «бизнесы», которые сумели добиться потрясающих финансовых результатов за гораздо менее короткие сроки. Всего мы выбрали 11 миллиардеров с состоянием от 7 до 53 млрд долларов по данным на 2018-2019 год. И, кстати, не все они оказались владельцами компаний по производству именно автомобилей. Есть здесь и не столь известные имена, которые делают деньги на сопутствующих автомобильной отраслях. Добро пожаловать в интернациональный мир автомобильных магнатов и олигархов!
Состояние — около $53 млрд
Самые богатые люди в автомобильном мире — семьи Пиех и Порше, состояние которых в прошлом году оценивалось в колоссальные 53 млрд долларов! История великого восхождения — настоящая немецкая «санта-барбара». Конечно, все вы слышали о великом Фердинанде Порше, который еще до Второй мировой войны создал немецкий народный автомобиль — Volkswagen Beetle. После войны его сын Ферри основал независимую компанию Porsche, а дочь Луиза вышла замуж за адвоката Антона Пиеха, который возглавлял огромный автомобильный концерн в Вольфсбурге — марку Volkswagen. С тех самых пор две влиятельнейшие компании — Porsche и Volkswagen — связаны неразрывно не только семейными узами, но и впоследствии общими проектами, платформами и… акционированием. На данный момент семьи Пиех и Порше владеют 30,8% крупнейшего в мире автопроизводителя — группы VAG, и стоимость этих активов составляет более 28 млрд долларов. Неудивительно, что именно в этом концерне (с продажами около 11 млн и доходом 268 млрд долларов США в 2019 году) засияла в 1963 году звезда лучшего автомобильного менеджера ХХ века — Фердинанда Пиеха. Именно он родился в семье Антона и Луизы в 1937 году, став наследником двух великих семей. Мы не будем здесь вспоминать все заслуги великого мэтра, упомянем лишь, что с 1993 по 2002 год он являлся председателем правления всего концерна VW, но и после имел огромное влияние в качестве главы наблюдательного совета. В 2015 году после конфликта с Мартином Винтеркорном он оставил все должности в VW. В прошлом году — 27 августа — Фердинанд Пиех скончался в возрасте 82 лет.
Состояние — около $38 млрд
Другое богатое семейство из Германии — Стефан Квандт и его сестра Сюзанна Клаттен. Если история Пиехов навсегда связана с Volkswagen, то Квандты после окончания Первой мировой войны владели большими «пакетами» в BMW и Daimler-Benz, а также в химической компании Varta. Глава семейства Герберт Квандт даже чуть было не объединил эти две вечно соперничающие автомобильные компании, но не срослось, и в начале 70-х годов долю Даймлер все-таки окончательно продали, но полный контроль над BMW был сохранен. В 1982 году после смерти Герберта его жена Йоханна стала одной из самых богатых женщин Европы с капиталом около 14 млрд долларов. В 2015 году после кончины Йоханны все, включая 43% акций BMW и другие удачные инвестиции, досталось двум ее детям — Стефану Квандту и Сюзанне Клаттен. Помимо этого, Стефан является заместителем председателя правления баварского концерна и имеет свои интересы в областях цифровой безопасности, возобновляемых источников энергии и логистики. Сестра владеет контрольным пакетом акций компании Altana — наследницы Varta. Bloomberg оценивал состояние этой парочки в прошлом году в 38 млрд долларов.
Состояние — около $21 млрд
Перемещаемся через океан — в США. Третьим в нашем списке автомобильных миллиардеров оказался тот, чье имя сейчас, пожалуй, более всего на слуху, как говорится, звучит из каждого «утюга» — великий и ужасный Илон Маск, больше всего известный как соучредитель компании по производству массовых электромобилей Tesla Motors, основанной в 2003 году, а в 2008-м выпустившей свой первый EV — Tesla Roadster. Сейчас уже мало кто вспомнит, что начинал Маск в 1999 году как соучредитель фирмы X.com, ставшей впоследствии настоящим гигантом в области платежей PayPal. Мало кому известно и то, что увлечение Илона космосом началось даже раньше Теслы — в 2002 году была создана компания SpaceX, цель которой — полететь на Марс. Если перспективы SpaceX для многих остаются туманными, то электромобили Tesla за эти годы установили планку на столь высокий уровень, что всем остальным приходится выступать в роли догоняющих. Можно по-разному относится к постоянным займам Маска и его неоднозначной экономической политике, но факт остается фактом: ему принадлежит 19% акций Tesla, а только эта доля стоит около 10 млрд долларов, при этом акции Теслы перманентно растут. Вместе с другими инвестициями Forbes оценил состояние магната в 2019 году в 21 млрд долларов.
Состояние — около $19 млрд
Возвращаемся в Европу к еще одной старинной автомобильной династии, на сей раз из Италии — Аньелли. История клана давняя и начинается еще на рубеже XIX-ХХ веков, ведь именно в 1899 году Джованни Аньелли основал в Турине компанию FIAT. В 1945 году он умер, но «Фиат» начал стремительно развиваться в послевоенные годы. Джанни, внук Джованни, возглавил FIAT в 1966 году и стал, как говорят, некоронованным королем Италии. Компания процветала, несмотря на политические неурядицы, а Джанни занялся в том числе и диверсификацией семейных денег в различные отрасли, например, в сельскохозяйственную технику CNH Global. В 1988 году «Фиат» приобрел легендарную марку Ferrari, а после неудачного союза с GM в начале 2000-х годов и выплаты американским концерном «отступных» в размере 2 млрд долларов итальянский FIAT вновь начал свое восхождение с новым генеральным директором Серджио Маркионе. А в 2008 году вступил в очередной альянс с компанией Chrysler (FCA — Fiat Chrysler Automobiles), приобретя ее за бесценок. С 2011 года во главе клана Аньелли стоит внук Джанни — Джон Элканн. Личность весьма спорная и неоднозначная, больше известная как владелец футбольного клуба «Ювентус». Тем не менее Элканн успешно трансформировал инвестиционный бизнес семьи в компании Exor, приумножив состояние с 12 до 19 млрд долларов.
Состояние — около $19 млрд
А теперь мы «едем» в Китай, где в 1986 году господин Ли Шуфу, будучи всего лишь в 23-летнем возрасте, основал компанию Geely, которая, кстати, первоначально занималась выпуском… холодильников для внутреннего рынка. Первый же автомобиль встал на конвейер в 1998 году, им стал Geely HQ. Ли, что называется, оказался в нужное время в нужном месте. Geely активно поддержала лавинообразно растущий спрос на автомобили в стремительно развивающейся экономике Китая. И вот всего через каких-то 12 лет «Джили» уже приобретает легковое подразделение Volvo у концерна Ford за 1,8 млрд долларов! На наш взгляд, сотрудничество Geely и Volvo носит обоюдовыгодный характер, что позволяет изрядно прогрессировать как тем, так и другим. После 2010 года Geely купила также фирмы Lotus и Proton, а также весомую долю в Volvo Trucks. Нельзя обойти вниманием и создание нового электрического бренда Lynk & Co. Ли Шуфу на данный момент является крупнейшим акционером компании с состоянием около 19 млрд долларов.
Состояние — около $16 млрд
Имя немца Георга Шеффлера, пожалуй, не столь широко известно общественности, как фамилии Пиех или Аньелли. Причина, возможно, в том, что Schaeffler Group не производит автомобили. Но в то же время это одна из успешнейших компаний Германии, основанная сразу после Второй мировой войны в 1946 году. Если вы не слышали о «Шеффлер Групп», то уж наверняка знакомы с такими именами, как LUK, FAG (Fischer's Automatische Gussstahlkugelfabrik — крупнейший производитель подшипников) и Continental. Шинную фирму Шеффлеры купили в 2008 году (на данный момент владеют 46% акций). Георгу Ф. В. Шеффлеру — сыну основателя компании, немецкому бизнесмену, принадлежит 80% огромного холдинга INA Holding Schaeffler GmbH & Co. KG, которым он управляет вместе с матерью Марией-Элизабет. Помимо этого является главой наблюдательного совета Schaeffler Group и членом наблюдательного совета Continental AG. Forbes оценил состояние Шеффлеров в 2017 году в 16 млрд долларов.
Состояние — около $15 млрд
Следующая в нашем списке — блистательная история развития бизнеса родом из Кореи — компания Hyundai, основанная Чон Чжу Ёном еще в 1947 году. Правда, стартовала «Хендэ» как строительная компания, автомобили начали производить двадцатью годами позже, а в 1973 году освоили судостроение. Кстати, обязательно найдите и прочитайте историю жизни этого, без сомнения, талантливейшего создателя одного из крупнейших в мире финансово-промышленных конгломератов, который вырос из обычного крестьянина в богатейшего человека в Южной Корее, объединив под крылом Hyundai не только автомобильный бизнес, но и ряд других компаний: судостроительную Hyundai Heavy Industry, сталелитейную Kyung-il Industrial, станкостроительную Hyundai WIA, по производству электрооборудования (совместно с Siemens) Hyundai Electric Engineering и автозапчастей Hyundai Mobis, лесную Hyundai Wood Industries и другие. Но нам больше всего интересна, конечно же, автомобильная сторона вопроса, а в частности, приобретение в 1998 году компании KIA, у которой теперь с Hyundai общие агрегаты и платформы. В 2001 году после смерти отца-основателя «Хендэ» компанию возглавил его сын Чон Монгу, состояние которого в 2018 году оценивалось в 15 млрд долларов, а общий объем продаж только Hyundai Motor — 87 млрд долларов.
Состояние — около $10 млрд
Если фамилии Пиех или Маск, безусловно, находятся у всех на слуху, то имена Зенга Юкуна и Хуана Шиллина, скорее всего, вам вовсе неизвестны. Впрочем, те, кто активно пользуется электромобилями, в большинстве случаев обязаны в том числе и этим двум китайцам. Ведь именно они совсем недавно — в 2011 году — основали крупнейшую в мире компанию по производству литий-ионных аккумуляторных батарей для автомобилей Contemporary Amperex Technology (CATL). В частности, продукцию CATL используют такие марки, как BMW, Mini, Geely, Hyundai и Volkswagen. В настоящий момент в двух исследовательских центрах фирмы в Китае и Берлине работают более 10 000 человек, а в планах — открытие огромного производства в… Германии! После первичного размещения акций в 2018 году цена компании резко пошла вверх, и на 2019 год 26% акций Зенга Юкуна стоили 7 млрд долларов, а 12% Хуана Шиллина — еще 3,2 млрд долларов. Вот такой образец стремительного развития и чуть ли не мгновенного роста состояния от предпринимателей из Поднебесной.
Состояние — около 9,3 млрд $
Кеннеди — не последняя фамилия в Соединенных Штатах, не правда ли? К тем самым Кеннеди наш герой Джеймс не имеет никакого отношения, а вот к политике — вполне. Его дед — губернатор Огайо Джеймс М. Кокс — еще в 1998 году основал компанию Cox Enterprices, вложив в газетный бизнес всего 26 тысяч долларов. На данный момент этот огромный конгломерат включает в себя более 300 фирм в различных уголках планеты, главными из которых стали Cox Communications (кабельное телевидение, интернет, телефон), Cox Television, Cox Radio Inc., а также интересующие нас компании, работающие в автомобильной сфере. К таковым относятся аукционы Manheim, а также сервис продаж и публикаций Cox Auto Trader (Autotrader.com) и Kelley Blue Book. По оценкам Bloomberg, годовая выручка концерна Cox в 2018 году составила 21 млрд долларов, а состояние Джеймса Кеннеди — около 9,3 млрд долларов.
В последние десятилетия компания значительно расширила свою деятельность в области автомобильной промышленности благодаря технологическим операциям с дилерами, таким как diler.com, аукционам (Манхейм), а также веб-сайтам и сервисам для потребительской торговли AutoTrader.com и Kelley Blue Book.
Годовая выручка группы в целом составляла $21 млрд (в 2018 году), и ее бóльшая часть принадлежит семье основателей.
Состояние — около $9 млрд
Еще одна история успеха и стремительного роста из смежной с автомобильной отрасли — такси. Трудно представить, но один из самых успешных бизнесов современности — компания Uber — зародилась совсем недавно, в 2008 году, когда при обсуждении бизнес-идей друзья Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик придумали оригинальный стартап по онлайн-заказу такси. Сейчас Uber работает в 60 странах и 800 городах мира, перевозит 100 млн пользователей в месяц и имеет оборот в 11,3 млрд долларов. И это — спустя всего 10 лет после основания. После размещения акций на бирже стоимость Uber оценена в немыслимые 75 млрд долларов. Таким образом, личный капитал Гаррета Кэмпа, владеющего 5% акций «Убера», оценивается в 3,75 млрд долларов, а Трэвиса Каланика (7%) — в 5,25 млрд.
Состояние — около $6,8 млрд
Последний участник нашего сегодняшнего рейтинга богачей — Шахид Хан, родился в Пакистане в 1950 году и переехал в Соединенные Штаты в 1967-м, где ему суждено было стать… «королем бамперов»! Его история — настоящее воплощение американской мечты: от посудомойщика в хостеле до выпускника инженерного факультета университета Иллинойса, работника компании Flex-N-Gate и последующего ее приобретения в 1980 году. В результате «Флекс-н-Гейт» стала крупнейшим производителем бамперов для Большой американской тройки, а потом для Toyota, Nissan и BMW. В наше время фирма также производит педальные узлы и приборные панели. Годовой объем продаж в 2017 году составил более 7,5 млрд долларов, а состояние Шахида Хана оценивалось уже в 6,8 млрд. Если про Flex-N-Gate до этого вы не слышали, то наверняка читали о покупке Ханом в 2012 году команды NFL Jacksonville Jaguars, а в 2013 году клуба английской футбольной премьер-лиги Fulham FC. Что ж, этот пакистанец может себе такое позволить!