Наверное, мне будет трудно убедить будущего покупателя моей машины в том, что ее средний годовой пробег действительно не превышает 3000 км с момента, когда она покинула завод. Но это правда. Причем продавать автомобиль я пока не планирую, меня полностью устраивает владеть машиной, а ездить лишь время от времени, пусть такой режим — нерациональный, но это именно то, что мне нужно. Какова годовая стоимость владения машиной в такой ситуации и во сколько обходится 1 километр? Дром рассчитал расходы при нескольких сценариях использования автомобиля и сравнил это с затратами на такси, общественный транспорт, каршеринг и аренду. Также поделимся личным опытом длительной эксплуатации машин при маленьких пробегах.
Владельцев, эксплуатирующих автомобиль не слишком интенсивно, становится с годами все больше. Таков тренд во всех больших городах и не только России, но и мира. К этому все шло давно, задолго до карантинных мер, введенных этой весной. Когда лет десять назад пробки в столице и других российских мегаполисах перешли все границы разумного, многие на личных машинах вынужденно стали выезжать в основном по выходным, а в остальное время использовать общественный транспорт, такси и каршеринг, в отпуске — арендованный автомобиль. Мой товарищ пару лет назад осуществил давнюю мечту — купил новый Prado, но ездит на работу на метро. Совсем отказаться от собственного автомобиля для него и многих — не вариант: поездки по гипермаркетам, на дачу, в путешествие — все это гораздо логичнее делать на своей машине, не так ли?
Причины мало ездить есть не только у жителей самых густонаселенных мегаполисов. Удаленная работа появилась не вчера: для программистов, дизайнеров, журналистов-внештатников возможность работать из дома давно стала предпочтительнее поездок в офис. В такой ситуации при всем желании много не накатаешь, а ездить ведь хочется — по магазинам и на дачу к друзьям, путешествовать в выходные, в отпусках и т. п.
Наконец, есть определенные классы автомобилей, заведомо не предполагающих больших пробегов. Подготовленный внедорожник — не для активных поездок с утра до вечера круглый год. Спорткар или кабриолет — тоже. С любовью восстановленный янгтаймер — тем более. Причем не надо думать, что подобные машины бывают только у богачей, не считающих деньги. Многие наши сограждане со средним достатком покупают автомобиль для души в пределах 600–800 тысяч рублей. Какой-нибудь 20-летний Cruiser 100 или 15-летний BMW Z4. Эксплуатируют такой транспорт не очень интенсивно, но остаться совсем без колес тоже не хотят.
Итак, во что вырисовываются расходы на автомобиль, если годовой пробег составляет 5–20 тысяч км? Прежде чем предъявить цифры, сделаем пояснения относительно нашей методики расчетов.
Моделируем ситуацию: детей нет (все-таки их часто надо куда-то возить, и небольшими пробегами тут не отделаешься), при этом есть либо регулярные маршруты вроде работа — дом — работа, либо какие-то другие аналогичные. Также автомобиль может понадобиться в отпуске, в выходные, иногда вечером. Каско не берем — при маленьких пробегах в нем смысла нет. А вот охраняемая стоянка нужна: автомобиль, который почти все время стоит без движения на одном и том же месте во дворе или на улице, рискует привлечь внимание мелкого криминалитета или пострадать от тех или иных случайностей.
Нас интересовали четыре основных сценария: 5, 10, 15 или 20 тысяч км годового пробега.
Для двух автомобилей — новой доступной иномарки B-класса (Kia Rio) и пятилетнего кроссовера (Toyota RAV4) — мы сделали подробные расчеты расходов и сопоставили это с затратами на такси и общественный транспорт. Кроме того, мы учли, что личный автомобиль бывает необходим для выездов на уикенд или в отпуск, а также изредка для того, чтобы перевести что-то громоздкое и тяжелое. Поэтому добавили к расчетам расходы на аренду/каршеринг.
Карантинные меры заставили власти многих городов временно запретить деятельность арендных контор и каршеринга, но, скажем, в Екатеринбурге и Казани ограничений нет, а в Москве ограничения уже отменяют. Правда, почасовую аренду возвращать не спешат, а вот аренда на несколько дней легализована первым делом. Тем, кто живет в городах, где развит каршеринг, повезло: взять компактный седан или кроссовер на два-три-пять-семь дней в каршеринге выходит почти вдвое дешевле, чем в традиционных прокатных конторах, к тому же в случае с каршерингом расходы на топливо включены в стоимость аренды (при многодневном каршеринге — частично). Для наших расчетов мы взяли средние ставки между каршерингом и арендой.
Известно, что очень многие составляющие стоимости владения автомобилем колеблются в зависимости от того, в какой части России происходит дело. ОСАГО, транспортный налог, топливо, мойка, охраняемая ночная парковка — все это зависит от региона и от размера города. Мы постарались учесть региональные различия и рассчитать среднюю, но все же наиболее показательную «температуру по больнице». Для анализа мы взяли нечто среднее между Самарой, Иркутском, Москвой, Владивостоком, Казанью и Саратовом. Приведенные цифры близки к расходам большинства российских автомобилистов.
Тратами на парковку в центре решено было пренебречь. Во-первых, слишком много российских городов пока не взимают подобную плату. Во-вторых, в тех городах, где она введена, разброс цен слишком велик. В-третьих, сценарии использования машины бывают слишком разнообразными, чтобы выбрать какой-то один, характерный для всех.
Что касается расходов на топливо, по нашему опыту длительной эксплуатации редакционных машин реальный средний расход топлива никогда не соответствует заявленным цифрам для смешанного цикла. На деле в среднем скорее вырисовывается нечто чуть выше смешанного цикла, но ниже городского. Именно такие показатели мы взяли для расчетов.
Мы опирались на самое свежее исследование аналитического агентства «АВТОСТАТ», которое дает для той или иной модели цифры остаточной стоимости в зависимости от возраста по состоянию на конец первого квартала 2020 года. Тут важно пояснить одну особенность отечественного авторынка. Все марки в последние годы активно переписывали прайс-листы, повышая цены, и это в свою очередь тянуло вверх цены на вторичном рынке. Фактически подержанные машины дешевели не так быстро, как это бывает при низкой инфляции и здоровой экономике. Для их владельцев это плюс, но подобные ситуации вносят погрешность в аналитику.
Приведем пример: автомобиль был куплен три года назад за 1 000 000 рублей, а сейчас его можно продать за 750 000. Получается, что падение стоимости составило 25%. Но в реальности новый аналогичный автомобиль за миллион уже не купишь, его цена выросла, допустим, до 1 150 000 рублей. Относительно этой суммы «трехлетка» дешевле уже почти на 35%, но в статистике, касающейся остаточной стоимости реальных продающихся сейчас подержанных экземпляров, это не отражается.
Вот как это порой выглядит в аналитике: двухлетние Solaris и Rio подешевели в процентном отношении меньше (!), чем однолетние, а четырехлетние меньше, чем пятилетние. Не поверив глазам своим, мы обратились за разъяснениями в «АВТОСТАТ», и вот что нам ответили: «Дело в том, что сравниваются текущие цены подержанных автомобилей каждого года выпуска с ценами на эти же новые машины, когда они были куплены. И здесь нужно учитывать рост цен на новые автомобили, которые был в те годы. А он был разным. Так, в 2018 году рост был сильнее, чем в 2019-м, поэтому однолетние машины в процентном соотношении потеряли в цене больше, чем двухлетние. То же самое относится к сравнению четырех- и пятилетних: в 2015 году цены росли быстрее, чем в 2016-м».
Дело осложняется и тем, что эти расчеты дают лишь очень приблизительное представление о будущем, поскольку сейчас особенно туго с прогнозами роста цен и падения доходов граждан. Поэтому мы в своих расчетах поступили так: падение цены в первый год эксплуатации взяли из данных «АВТОСТАТа» (именно в первый год машина дешевеет гораздо быстрее, чем в последующие — разом на 11–12% в лучшем случае). А по следующим годам прикинули усредненные цифры потери стоимости. Это грубоватый расчет, но в ситуации неопределенности можно на него ориентироваться.
Модели вроде Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Lada Vesta и Skoda Rapid — самый подходящий объект для анализа. На первичном рынке именно этот класс машин — самый востребованный. И в такси, каршеринге, арендных конторах именно эти модели очень распространены. Так что сравниваем подобное с подобным.
Стоимость владения Kia Rio 1.4 МТ (первый год эксплуатации):
Цена нового автомобиля сейчас: 794 900–854 900 руб. в зависимости от комплектации.
Цена нового автомобиля год назад: 774 900–834 900 руб. в зависимости от комплектации.
Расходы | 5000 км/год | 10 000 км/год | 15 000 км/год | 20 000 км/год |
Топливо | 14 209 | 28 417 | 42 626 | 56 835 |
ТО (каждые 15 000 км, не реже раза в год) |
7402 | 7402 | 7402 | 9869 |
Ремонт* | 0 | 0 | 0 | 0 |
Мойка | 5173 | 10 347 | 15 520 | 20 693 |
Транспортный налог | 1400 | 1400 | 1400 | 1400 |
ОСАГО** | 5980 | 5980 | 5980 | 5980 |
Охраняемая ночная стоянка | 25 550 | 25 550 | 25 550 | 25 550 |
Шины | 1345 | 2960 | 4036 | 5382 |
Потеря стоимости*** | 88 780 | 88 780 | 88 780 | 88 780 |
ИТОГО в год (руб.) | 149 840 | 170 836 | 191 295 | 214 490 |
Цена 1 км (руб.) | 29,97 | 17,08 | 12,75 | 10,72 |
* — Предполагается, что в гарантийный период затрат на ремонт нет
** — Расчет ОСАГО сделан для водителя 25–29 лет, стаж — три года, безаварийный период — три года
*** — Данные «АВТОСТАТа»: нынешняя сохранность стоимости для экземпляров 2019 года выпуска составляет 88,97%
Во второй и третий годы эксплуатации ежегодная потеря стоимости сокращается примерно вдвое по сравнению с первым годом (до 44 000 руб. в год), но растут затраты на ТО, и годовая стоимость владения выглядит так:
Расходы | 5000 км/год | 10 000 км/год | 15 000 км/год | 20 000 км/год |
ИТОГО в год (руб.) | 105 450 | 126 446 | 146 905 | 170 099 |
Цена 1 км (руб.) | 21,09 | 12,64 | 9,79 | 8,50 |
Уже на этом этапе понятно, что при пробегах меньше 20 000 км в год дешевле ездить на такси, ведь во многих городах (даже довольно крупных, например, в Казани) цена километра на такси эконом-класса составляет 9 руб./км, а комфорт-класса — 10 руб./км.
Такси, общественный транспорт, аренда/каршеринг:
Расходы | 5000 км/год | 10 000 км/год | 15 000 км/год | 20 000 км/год |
Общественный транспорт | 16 060 | 24 090 | 32 120 | 48 180 |
Такси Эконом* | 13 500 | 27 000 | 40 500 | 54 000 |
Аренда (10/15/20/25 дней в году) | 16 635 | 24 953 | 33 270 | 41 588 |
ИТОГО в год (руб.) | 46 195 | 76 043 | 105 890 | 143 768 |
Цена 1 км (руб.) | 9,24 | 7,60 | 7,06 | 7,19 |
* — На такси заложено 30% годового километража
Владение подержанным кроссовером вроде Toyota RAV4, Nissan X-Trail или Mitsubishi Outlander заведомо затратнее, чем новым компактным седаном, поскольку у «паркетника» выше расход топлива и налог, дороже ОСАГО и мойка. Кстати, на RAV4 надо проходить ТО чаще, чем на Rio: каждые 10 000 км вместо 15 000. Зато падение стоимости в год тут меньше. Но главное, конечно, в том, что по истечении гарантии надо закладывать в планы расходы на ремонт. На какую сумму стоит рассчитывать? Производители владеют всеми данными, но предпочитают ими не делиться. Каких-то масштабных независимых исследований на российском рынке, насколько мы знаем, не проводилось. А зарубежные данные довольно сильно разнятся. Например, американское издание Consumer Reports подсчитало, что расходы на ремонт пятилетнего автомобиля в среднем составляют $200 в год. Надо понимать, что цифра слишком условная. У издания Edmunds.com есть данные с разбивкой по маркам, моделям и возрастам, и тут совершенно другие показатели: якобы пятилетний RAV4 требует $761 при годовом пробеге в 24 000 км. Мы полагаем, что реальные российские показатели лежат где-то посередине, ну а считать ли это оптимистичным или пессимистичным прогнозом — вопрос дискуссионный.
Стоимость владения пятилетней Toyota RAV4 2.5 AT:
Цена «пятилетки»: 1 280 000–1 785 000 руб.
Расходы | 5000 км/год | 10 000 км/год | 15 000 км/год | 20 000 км/год |
Топливо | 22 985 | 45 970 | 68 956 | 91 941 |
ТО (каждые 10 000 км, не реже раза в год) |
12 246 | 12 246 | 18 370 | 24 493 |
Ремонт | 11 301 | 22 601 | 33 902 | 45 203 |
Мойка | 6150 | 12 300 | 18 450 | 24 600 |
Транспортный налог | 9000 | 9000 | 9000 | 9000 |
ОСАГО | 8679 | 8679 | 8679 | 8679 |
Охраняемая ночная стоянка | 25 550 | 25 550 | 25 550 | 25 550 |
Шины | 2767 | 6088 | 8302 | 11 069 |
Потеря стоимости | 38 313 | 38 313 | 38 313 | 38 313 |
ИТОГО в год (руб.) | 136 991 | 180 747 | 229 520 | 278 846 |
Цена 1 км (руб.) | 27,40 | 18,07 | 15,30 | 13,94 |
Альтернативный вариант в виде аренды/каршеринга тут оказывается тоже дороже, чем в случае с Rio: тарифы на среднеразмерные кроссоверы значительно выше, чем на доступные седаны. Сэкономить можно разве что взяв модель класса Renault Kaptur или Hyundai Creta, но они гораздо компактнее, чем RAV4, так что на замену ему годятся с большой натяжкой.
Такси, общественный транспорт, аренда/каршеринг:
Расходы | 5000 км/год | 10 000 км/год | 15 000 км/год | 20 000 км/год |
Общественный транспорт | 16 060 | 24 090 | 32 120 | 48 180 |
Такси Комфорт (30% годового километража) | 16 500 | 33 000 | 49 500 | 66 000 |
Аренда кроссовера (10/15/20/25 дней в году) | 37 485 | 56 228 | 74 970 | 93 713 |
ИТОГО в год (руб.) | 70 045 | 113 318 | 156 590 | 207 893 |
Цена 1 км (руб.) | 14,01 | 11,33 | 10,44 | 10,39 |
Итак, получается, что в современном мире владеть своей машиной при пробегах меньше 20 000 км в год менее выгодно, чем пользоваться такси, общественным транспортом и арендой. Но есть же ситуации, когда автомобиль имеет смысл, даже если это не самый рациональный вариант.
Ford Focus II
14 лет, один владелец, среднегодовой пробег — 3000 км.
Свою 2,0-литровую «трехдверку» на «механике» я купил новой 14 лет назад, и с самого начала годовой километраж получался умеренным. До работы и назад — 10 км, и даже ежегодная пара поездок на дальняк не позволяла превышать годовой пробег в 6000–7000 км. А когда с 2010 года я полностью перешел на удаленку (как говорится, когда это еще не было модным), машина стала эксплуатироваться исключительно «по фану». В результате сейчас я являюсь гордым владельцем редкого экземпляра, пробег которого с 2006 года едва превысил 42 000 километров. Но сколько есть — все мои.
Что плохого проявилось при таком режиме эксплуатации? Рассохлись сайлент-блоки и прочие резинки подвески, что является регулярным поводом для дискуссии во время ежегодного ТО. Мне предлагают перетрясти всю заднюю подвеску, а я в очередной раз парирую: не стучит же ничего, в штатных режимах управляемость — как с завода, ну и зачем?
При перерывах в эксплуатации продолжительностью в несколько месяцев тормозные диски зарастают неэстетичным слоем коррозии. После десятка километров они снова блестят, но все равно работают неидеально. Недавний техосмотр выявил, что тормоза действуют с неодинаковой эффективностью на одной оси. Показатели вышли за допуски совсем чуть-чуть, и диагностическую карту мне выдали без замечаний. Тем не менее стоит учитывать, что после долгой стоянки надо проехать больше десяти километров, чтобы тормоза пришли в норму.
Длительная стоянка предсказуемо высасывает все соки из аккумулятора. Впрочем, заводская батарея прожила без проблем более десяти лет. За это время лишь пару раз пришлось зимой «прикуривать». Следующий аккумулятор прожил четыре года. Штатная противоугонная система более или менее щадит батарею: новый аккумулятор пережил последнюю зиму в стоячей машине и сейчас (без подзарядки) заводит ее без труда.
Кстати, свечи (иридиевые) — до сих пор заводские. За 14 лет к ним — никаких претензий. Вообще поломки за весь срок жизни ограничились захрустевшим левым внешним ШРУСом (заменен), потекшим правым передним амортизатором (заменена пара) и сбоями датчика положения дроссельной заслонки (чинили по гарантии, но спустя лет семь дроссельную заслонку пришлось вновь ремонтировать).
С чем очень повезло — так это с кузовом. Сколы до грунта на капоте и дверях, появившиеся еще в первый год эксплуатации, до сих пор совершенно чистые. Перекрашенная на втором году жизни пассажирская дверь выглядит отлично — значит, качественно сделали.
Пластик в салоне не выцвел, хотя машина всю жизнь стоит под открытым небом и никаких солнцезащитных экранов внутри или чехлов снаружи никогда не было.
Продать? Да вот еще! Много за 14-летний Фокус не получишь. При самом удачном стечении обстоятельств — 350 000 рублей. И что прикажете с этим делать? Лучше продолжать кататься и радоваться: те достоинства, что были заложены в Focus второго поколения изначально, неплохо сохранились.
Renault Duster
7,5 лет, один владелец, среднегодовой пробег — 11 000 км.
Дастер с 2,0-литровым мотором, «механикой» и полным приводом появился в нашей семье в конце 2012 года (как и Фокус, он был куплен новым). С тех пор он проехал 82 000 километров. Общее техническое состояние еще на хорошем уровне, но внешне возраст уже не скрыть: на нескольких местах кузова краска стала отваливаться кусками. Удар небольшого камешка оборачивается не мелким сколом, а повреждением с пятирублевую монету. В особенности это касается выступающих задних крыльев, на которые летит грязь из-под передних колес.
В остальном же возраст при маленьких пробегах каких-то неприятностей не доставляет. Разве что общая надежность оказалась ниже фокусовской: на Дастере еще до достижения 40 000–50 000 км пришлось ремонтировать кардан и подвеску, пару раз менять свечи, мириться с поломкой механизма открывания левой задней двери, а также наблюдать протечки в салоне после дождя или мойки (источники протечек не выяснены до сих пор). Но все это — нормально для своего пробега.
Mercedes SLK 230
21 год (у нынешнего владельца — три года), среднегодовой пробег — 6000 км (у нынешнего владельца — 2500 км/год).
У моего товарища Виктора план был таков: найти относительно недорогой экземпляр и своими руками довести его почти до нового состояния, чтобы получилась оптимальная машина для души и выходного дня. В итоге купил этот SLK в кузове R170 1999 года выпуска в 2017 году за 365 000 рублей с родным пробегом в 106 000 км (проверка с помощью мерседесовской системы диагностики Star, позволяющей увидеть график смены масла и записи в блоке управления двигателем, это подтвердила). На стапеле вытянул геометрию, так как у прежнего владельца было ДТП, после которого собрали машину криво. Поменял сам: всю переднюю подвеску, все жидкости, нагнетатель, все ремни, топливный насос, все сетки и топливные фильтры. Детали — новые, оригинал. Перекрасил кожу всего салона, заменил лобовое стекло, привел в полный порядок внешний вид, купил оригинальные литые диски, поставил новую резину. В итоге стоимость восстановления составила 450 000 рублей (пусть основная часть работ проведена своими руками, но с учетом оригинальных запчастей дешевле не выйдет).
По части текущего и будущего ремонта принципиальных сложностей SLK не имеет: подвеска тут — от С-класса в кузове W202, мотор и коробка подходят от серий 202, 208, 210. Самое редкое и дорогое, что может быть — это кузовные элементы (капот, багажник, двери, бамперы), а также оптика — это только оригинал, нет никаких заменителей. Спасают разборки, можно найти детали за вменяемые деньги.
В целом при небольших пробегах 21-летний родстер хлопот не доставляет. Двигатель удачный, способный пройти 300 000 км и более без капремонта. В целом надежность Мерседесов тех лет делает владение довольно выгодным: если не сильно запускать неисправности, то можно избежать крупных вложений. Единственный сильный минус всех Мерседесов, не только SLK, это проблемы с электрикой после определенного возраста: бывает, что рассыхаются провода, они покрыты таким материалом, который держится 10–15 лет и начинает разрушаться. Также рассыхается припой, элементы начинают терять контакт — надо заново пропаять.
Все опасаются связываться с подержанными родстерами и кабриолетами из-за капризных механизмов складывания крыши. У SLK этот узел действительно может быть проблемным, если за ним не ухаживали. Могут течь цилиндры крыши, многие проблемы связаны с закисшими концевиками, хотя тут можно обойтись малой кровью: концевики подходят от других моделей и по сути недорогие (рублей 300). Часто возникают проблемы с уплотнительными резинками: при сильном ливне стык крыши и лобового стекла начинает пропускать воду. Комплект резинок и цилиндров легко может стоить за 20 000–30 000 рублей. Виктор решил эту проблему радикально: поменял резинки на новые, оригинальные, активно смазывает их силиконом (эта процедура предписана регламентом). Сейчас при дожде все идеально.
В результате все задуманное осуществилось: при бюджете в 800 000 рублей никакой другой сравнимый родстер не получишь в таком состоянии — близком к идеалу.
Для тех, кто присматривает такой автомобиль, чтобы получать максимум удовольствия при минимальных пробегах, мы составили список из 12 внедорожников и 12 спорткаров, рекомендуемых к покупке при заданных условиях. Мы заведомо отсеяли модели вроде Porsche 911, которые многим бы хотелось иметь, но стоимость владения — не для простых смертных. Даже при таких оговорках список, разумеется, далеко не полный. Кого-то возмутит отсутствие Mazda RX-8 и Toyota Supra, кто-то упрекнет нас за то, что обошли вниманием Nissan Patrol, а кто-то назовет оптимальным вариантом Toyota GT86 и Subaru BRZ.
Пишите свои предпочтения в комментариях, а вот 24 модели, которые мы сочли достойными:
Внедорожники:
Спорткары, родстеры, «горячие» хэтчбеки: